Напоминание

"Игровой массаж для детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Суптельная Ольга Валерьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ"Д/с № 18 комбинированного вида"
Населённый пункт: пгт.Водный,г.Ухта, Республика Коми
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Игровой массаж для детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №18 комбинированного вида» МОГО г. Ухта

Методическая разработка

«Игровой массаж для детей старшего дошкольного возраста»

музыкальный руководитель

Ольга Валерьевна Суптельная

2021 г.

1

Пояснительная записка

«Здоровье детей — здоровье нации!» Этот лозунг нашел свое отражение во

многих образовательных документах, в том числе и в ФГОС.

В настоящее время появляется всё больше детей с нарушениями речи, а

также с физическими и умственными отклонениями. Перед педагогами стоит

задача сохранения и укрепления здоровья детей. Одним из способов

здоровьесбережения является игровой массаж.

Игровой массаж представляет собой самомассаж лица и тела или массаж

спины

одного

ребёнка

другому.

Выполняется

вместе

с

речевым

сопровождением в стихотворной форме. Направлен на укрепление мелкой и

крупной моторики рук, а также на развитие

речи

(интонацию голоса,

звуковысотность, дикцию) и чувства ритма.

Целью игрового массажа является преодоление речевых нарушений путём

развития

и коррекции

двигательной сферы, в сочетании со словом и

музыкой. А также формирование сознательного укрепления здоровья ребёнка,

за счёт активизации биологически активных точек организма.

Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря

которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов,

расположенных в коже. Одновременно с этим в кору головного мозга (в

речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает

информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на

центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных

возможностей функционирования головного мозга. Игровой самомассаж

является эффективным средством совершенствования и таких психических

функций, как внимание, память (словесно- логическая, моторная, тактильная,

эмоциональная, рефлекторная), зрительно- моторная координация, а также

развитие речевой и творческой сфер.

Игровой массаж не является лечебным, поэтому не требует специальной

подготовки и может применяться в работе воспитателями , музыкальными

руководителями, логопедами, инструкторами по физической культуре,

2

педагогами

дополнительного

образования.

а

также

родителями,

заинтересованными в развитии и оздоровлении детей .

Игровой массаж спины можно разделить на 4 части:

1.Вводная часть - разогрев тела плавными движениями сверху вниз двумя

руками одновременно или попеременно.

2. Основная часть - выполнение движений: круговые движения, щипки,

постукивания, горизонтальные и вертикальные движения ладонями.

3. Заключительная - успокаивающие движения ладонями сверху вниз,

поглаживания.

4. Загадка – закрепление знаний детей по теме массажа. Дети показывают на

спине впередистоящего определённое движение, а ребёнок, на спине которого

показывают, должен отгадать, что или кого загадал товарищ.

Игровой массаж можно выполнять как по одному (самомассаж), так и в

паре (массаж спины). Если количество детей больше, то массаж спины

выполняется в колонне, при этом взрослый должен проследить, чтобы руки у

детей были согнуты в локтях, и расстояние между детьми было удобным для

выполнения массажа. Перед массажем взрослый объясняет детям, что

движения на спине нужно выполнять не слабыми, а крепкими руками, но в

тоже время следить, чтобы эти движения не вызывали неприятных ощущений

на спине ребёнка. Игровой массаж спины лучше проводить в колонне, так

как, стоя в кругу спина ребёнка искривлена и руки, выполняющего массаж

ребёнка находятся на разном расстоянии от спины, что ухудшает качество

массажа.

Ребёнку, который стоит последним в колонне, массаж может

выполнять педагог. Игровой массаж спины выполняется 2 раза сначала в

одну, а затем в другую сторону. Непременным условием является постоянное

наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все

упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций

ребенка.

Взрослому рекомендуется стоять рядом с колонной и показывать все

движения на одном из детей, который в свою очередь выполняет массаж на

3

«воображаемой ребёнке» или держит карточку со словами массажа, помогая

взрослому не сбиться с ритма. Речевой текст с детьми предварительно не

заучивается, а проговаривается методом «Эхо». Взрослый предлагает детям

поиграть и превратиться всем в «Эхо», которое точно повторяет всё за

педагогом : и темп, и ритм, и динамику, и звуковысотность. Чем точнее будет

ребёнок, тем лучше он сыграет роль «Эхо». Благодаря этому методу у ребёнка

развивается слух, внимание, речь и память. После того, как дети в игровой

форме

хорошо

запомнят

слова,

педагог

может

проговаривать

текст

одновременно с детьми, а затем воспитанники самостоятельно смогут

использовать массаж не только на занятиях, но и в самостоятельной

деятельности.

Одной из моих педагогических находок является приём, который

использую для закрепления знаний детей – это массаж –загадка. Каждый

массаж, представленный в разработке, является тематическим и направлен на

обобщение знаний детей по определённой теме. За каждым значением

закреплено движение, которое ребёнок показывает на своём лице или теле,

или на спине друга. После массажа лица или рук, взрослый загадывает

значение, а ребёнок должен показать его на своём лице (Например: взрослый

говорит : «Морковка», ребёнок трёт уши вниз и вверх). Также воспитанник

может показать движение на своём лице или руках, а дети отгадывают, что он

загадал. После массажа, каждый из играющих по желанию показывает на

спине товарища одно из движений, используемых в массаже, а тот, на ком

показывают должен отгадать загадку.

Например: ребёнок показывает

круговые движения на спине впередистоящего, который в свою очередь

отгадывает кто это? в массаже спины «Дикие животные» это движение

соответствует медведю. Благодаря использованию загадок, дети развивают

тактильные ощущения и память, а также учатся концентрировать внимание.

В качестве усложнения, когда массаж будет хорошо разучен, можно

применить

музыкальное

сопровождение.

Задача

педагога

с

детьми

заключается в выполнении массажа в соответствии с темпом музыкального

4

произведения. Сочетание музыки, речи и движения благотворно влияет на

умственные,

психические

и

физические

процессы

всего

организма.

Музыкальные произведения могут быть любые от классики до современных

детских мелодий. Начинать лучше с более спокойных, медленных пьес с

чётким ритмом, в дальнейшем переходя на энергичный и быстрый темп.

Важно учитывать возрастные и индивидуальные возможности детей, чтобы

при быстром темпе не пострадали речевая и двигательная активность.

Игровой массаж я сочиняю по определённому алгоритму:

1.Выбрать тему массажа (например: «Зимние забавы»)

2.Выбрать ключевые слова по теме не больше 5-6

(например: санки, коньки, лыжи, ватрушка, игра в снежки)

3.Определить тип массажа (для спины, лица, тела или пальцев)

4.Сочинить стихотворение по теме с использованием ключевых слов (от 4 до

12 строк)

5. Подобрать движения к значению ключевых слов массажа (Например:

коньки – горизонтальные движения ребром ладони по спине)

6. Выбрать музыкальное сопровождение.

Доступность, увлекательная игровая форма, интересный по содержанию

музыкально-речевой материал создают положительный эмоциональный

настрой и стимулируют потребность детей в общении, развивая не только

основные музыкально-ритмические и физические навыки, но и помогают

формированию коммуникативных качеств в коллективе.

Игровой массаж не занимает много времени, поэтому его можно

использовать не только в образовательной деятельности с детьми, но и как

физминутки на протяжении всего дня.

Игровой массаж лица «Транспорт» автор О.В.Суптельная

Самолёт высоко гладят лоб от середины к вискам

А корабль глубоко тыльной стороной ладони проводят

по подбородку от середины до ушей

Машины едут по земле выполняют круговые движения

5

кулачками по щекам к носу

Разный транспорт есть везде легко постукивают пальчиками

по всему лицу

Массаж можно выполнять с музыкальным сопровождением. После массажа

педагог загадывает загадку детям, например: «Самолёт»-дети показывают

движение, соответствующие слову. Транспорт рекомендуется называть не по

порядку, иногда повторяя несколько раз одно и тоже значение. Затем можно

поиграть, загадывая транспорт индивидуально всем детям по очереди,

главное не сбиваться с заданного ритма, кто не успел показать движение или

показал неверно, тот выходит из игры.

Игровой массаж лица «Коза в огороде» автор О.В.Суптельная

Коза-дереза показывают «рожки» на голове

В огород наш забрела. указательными пальцами обеих рук,

Увидала кочаны , кулачками выполняют круговые

Вот такой величины. движения по щекам к носу,

Ой, капуста уродилась,

поочерёдно постукивают кулачками

Ей такая и не снилась. по щекам,

Морковка тоже подросла, трут уши сверху вниз,

К небу тянется она. трут уши снизу вверх,

И горох уже поспел, гладят лоб от середины к вискам

В стручках сидеть не захотел. четырьмя сомкнутыми пальцами,

По дорожке побежал, легко постукивают пальчиками по всему

лицу,

Прямо в ямку он упал. указательными пальцами выполняют

круговые движения на точках,

находящихся на крыльях носа,

Коза по грядкам побежала, тыльными сторонами ладоней

Зелень нашу затоптала. поочерёдно постукивают по подбородку,

Картошку всю рогами, растопыренными пальцами одной руки

Пропахала, как граблями. ведут ото лба к затылку, затем другой рукой,

6

Стали думать и гадать, указательными пальцами выполняют

Как же нам козу прогнать? круговые движения на висках,

«Кышь» -сказали, уходи ладони перед собой, сжимают в кулаки,

Больше к нам не приходи!» грозят указательным пальцем.

Массаж можно выполнять с музыкальным сопровождением. После массажа

педагог загадывает загадку одному из детей, например: «Капуста»- ребёнок

показывает движение, соответствующие этому слову. Если он показал

правильно, то загадывает любой другой овощ товарищу, на которого

показывает. Тот, в свою очередь, должен показать движение, закреплённое за

овощем и передать эстафету, называя другой овощ. Главное не сбиваться с

заданного ритма, кто не успел показать движение или показал неверно, тот

выходит из игры.

Игровой массаж пальцев рук «Ёжик и грибы» автор О.В.Суптельная

Маленький ёжик в норке живёт, пальцы собраны в «замок» и выпрямлены,

Иголки чистит и песни поёт. пальцами правой руки провести

между пальцами левой до кончиков пальцев

и обратно, тоже выполнить левой рукой,

Однажды пошёл за грибами в лесок, перебирают попеременно «лапками»,

Устал и присел отдохнуть под кусток. расслабить кисти,

затем напрячь, сделав «куст»,

А под кустом мухоморчик стоял, круговые движения большими

пальцами, остальные пальцы в кулаке,

И остальные грибы охранял. большим пальцем гладят кулачок

от указательного к мизинцу,

На пеньке опята славные ребята, шевелят пальцами обеих рук,

Красноголовиков семья массируют каждый палец, начиная с

Мама, папа, сыновья указательного правой руки

и заканчивая мизинцем левой,

Волнушки - хохотушки, соединяют кончики пальцев обеих рук

Расплясались на опушке. начиная с больших пальцев,

7

Ну, а старый боровик, кулачок правой руки прикрыт выпрямленной

Листом осиновым прикрыт. ладонью левой, затем наоборот,

Ёж грибочки увидал, массируют точку между большим и

И в корзиночку набрал. указательным пальцем сначала правой

затем левой руки.

Массаж можно выполнять с музыкальным сопровождением. После массажа

педагог загадывает загадку детям, например: «Волнушки»-дети показывают

движение, соответствующие слову. Затем можно поиграть, загадывая грибы

индивидуально всем детям по очереди, роли ведущего может взять на себя

ребёнок. Главное не сбиваться с заданного ритма, кто не успел показать

движение или показал неверно, тот выходит из игры.

Игровой массаж спины «Цветы в саду» автор О.В.Суптельная

В садике цветы растут гладят по спине сверху вниз,

Птички весело поют постукивают ребром ладони соседа по плечу

Чик-чирик,да фью, фью,фью справа, затем слева,

Очень сад я свой люблю гладят по спине сверху –вниз,

Граблями землю разрыхлю горизонтальные движения ребром

ладоней навстречу друг другу,

Семена я посажу стучат пальчиками по спине,

Их землёй припорошу гладят по спине сверху-вниз,

Вот росточек появился ребром руки волнообразно ведут вверх,

И в цветочек превратился повторяют предыдущее движение,

Золотые есть шары круговые движения кулачками по спине,

Небывалой красоты

Маки распускаются шлёпают по спине ладошкой,

На ветру качаются

Розы дивные цветы щиплют спину пальчиками,

Хоть имеют и шипы

Бархатцы и ноготки стучат пальцами по всей спине,

Что сорвёшь сегодня ты? гладят сверху - вниз.

8

Массаж можно выполнять с музыкальным сопровождением. Дети по очереди

показывают на спине друга движения, которые соответствуют названию

цветов. Впереди стоящий, определяет по тактильным ощущениям какой

цветок загадал ребёнок. Например: щипки пальцами соответствуют розе.

Игровой массаж спины «Дикие животные» автор О.В.Суптельная

Лесник на лыжах шёл, проводят по спине друга вверх-вниз

Следы зверей нашёл попеременно правой и левой ладонью

Какие здесь следы, гладят сверху вниз

Отгадаешь ты?

Зайка беленький бежал щиплют спинку соседа

И кору с деревьев драл

А за ним лисичка шла, ладонями выполняют волнообразные

Хвост у лисоньки краса. движения сверху вниз

Мишка по лесу идёт, кулачками поочерёдно стучат по спине

Громко песенки поёт.

Дятел на суку сидит ребром ладоней стучат по правому плечу

И стучит, стучит, стучит. стучат по левому плечу

Волк по лесу пробегал, водят ребром ладони поперёк спины

Своим воем всех пугал. навстречу друг к другу и обратно

Повтори скорей народ, гладят по спине сверху вниз

Кто в лесу у нас живёт?

Массаж можно выполнять вместе с музыкальным сопровождением. Дети по

очереди выполняют движения руками на спине соседа, соответствующие

следам зверей (Н/р: зайка - щиплют, медведь –кулачки и т.д.) Ребёнок, на

чьей спине показывают, отгадывает животное.

Игровой массаж спины «Животные жарких стран» автор О.Суптельная

Кто же в Африке живёт? проводят по спине друга вверх вниз,

Носорог и бегемот попеременно то одной, то другой ладонью,

Ты по спинке поводи, одновременно проводят ладонями

Всех животных назови. сверху вниз,

9

Змея ползёт, ползёт, ползёт тыльной стороной ладони

волнообразно проводят вверх,

Своим хвостиком трясёт. ладонями волнообразно проводят вниз,

Ну, а дядюшка жираф, мнут сначала правое плечо,

Ходит голову задрав. затем левое,

Слон огромный проходил, кулачками выполняют круговые

Громко в хобот он трубил. движения сверху вниз,

Любопытные мартышки, щиплют пальчиками по всей спине

Прыгают без передышки. одновременно сверху вниз,

Царь зверей наводит страх, ребром ладоней проводят по спине

Разбежались звери…Ах! навстречу друг другу и обратно,

Отгадай скорей народ, гладят по спине сверху вниз,

Кто же в Африке живёт?! одновременно двумя ладонями.

Массаж можно выполнять вместе с музыкальным сопровождением. Дети по

очереди выполняют движения руками на спине соседа, соответствующие

следам зверей (Н/р: мартышки - щиплют, слон –кулачки и т.д.) Ребёнок, на

чьей спине показывают, отгадывает животное.

Игровой массаж спины «Музыканты» автор О.В.Суптельная

Дети выстраиваются в колонну друг за другом на расстоянии удобном для

выполнения массажа товарищу.

Чтоб в оркестре поиграть, гладят по спине «волной»

Музыкантом надо стать. обеими руками сверху вниз,

На фортепиано, чтоб сыграть стучат пальчиками по всей спине,

Пальцы нужно развивать. имитируя игру на фо-но,

Ля-ля-ля, ля-ля-ля.

Скрипку в руки ты возьми, ребром ладоней водят горизонтально

Смычком по струнам проведи. навстречу рука к руке и обратно,

Тили-ли, тили-ли

По барабану громко бей, ребром ладоней стучат по плечу

Палочкой стучи смелей попеременно, в ритме,

10

Бум-бум-бум, бум-бум-бум.

Пальцы словно клюв гуся выполняют щипки по всей спине,

Щиплют арфу не спеша. пальцы «клювиком»,

Та-та-та, та-та-та.

Чтобы на трубе сыграть, ребром ладоней водят вертикально

Нужно воздух в грудь набрать. по спине поочерёдно,

Ту-ту-ту, ту-ту-ту.

На чём играю отгадай, гладят ладонями по спине сверху вниз.

Инструмент нам называй.

Массаж можно выполнять с музыкальным сопровождением.По окончанию

массажа, ребёнку следует отгадать инструмент, который покажет на его

спине товарищ. Например: фо-но –имитируют игру на спине, барабан –

стучат ребром ладони по плечу и т.д

Игровой массаж спины «Обувь» автор О.В.Суптельная

Дети стоят в колонне друг за другом, на расстоянии удобном для выполнения

массажа товарищу.

По дорожке мы пойдём, гладят по спине вверх – вниз попеременно

Обувь дружно назовём.

Мама в туфельках идёт, соединив три пальца, стучат по всей спине

Удивляется народ. слова проговаривают высоким голосом,

Цок, цок, цок, цок.

А в ботинках мой отец, круговые движения ладонями по всей спине

Вот какой он молодец. слова проговаривают низким голосом

Топ, топ, топ, топ. шлёпают ладошками по одному

плечу,

По дорожкам побегу затем по- другому, слова проговаривают

Шлёп, шлёп, шлёп, шлёп. средним голосом.

Поиграй со мною ты, гладят по спине, успокаивающее движение

Обувь быстро назови.

11

Массаж можно выполнять с музыкальным сопровождением. Ребёнок

выполняет движение, закреплённое за обувью, на спине впереди стоящего,

который должен угадать, какая обувь была загадана. Игра повторяется до

тех пор, пока все дети не угадают, загаданную им обувь.

Игровой массаж «Агропрофессии» автор О.В.Суптельная

Птичница пришла, легко стучат пальчиками по спине

Зерно курам принесла. друга

А доярка с ведром, одновременно правой ладошкой гладят по

Угостит нас молоком. спине вверх, левой вниз и наоборот

Фермер выкопал картошку, круговые движения кулачками

Ты берись скорей за ложку. по всей спине

Комбайнёр давай скорей, ребром ладоней ведут

Собери нам овощей. горизонтально навстречу и обратно

Агропрофессии мы знаем, гладят ладонями сверху вниз

Без труда их отгадаем.

Ребёнок выполняет движение, закреплённое за профессией, на спине впереди

стоящего, который должен угадать, какая профессия была загадана. Игра

повторяется до тех пор, пока все дети не угадают, загаданную

им

профессию.

12



В раздел образования