Автор: Носкова Татьяна Александровна
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: ГБОУ Белокатайская КШИ
Населённый пункт: с.Старобелокатай
Наименование материала: статью
Тема: Особенности лексического строя речи у детей с нарушением зрения
Раздел: среднее профессиональное
Особенности лексического строя речи у детей с нарушением зрения
Слово
–
сложная,
многомерная,
разноплановая
единица
языка,
состоящая из ряда звуков, обозначающее то или иное понятие, отражающее
связи, выражающие свои мысли, чувства и эмоции [29].
Совокупность слов современного русского языка как обозначение
предметов, явлений и понятий, образует его словарный состав (лексику) [35].
Одной из наиболее актуальных проблем в современной мире детей с
нарушениями зрения старшего дошкольного возраста является проблема
формирования лексического строя речи.
В основу, которого входит
словарный запас ребенка, с помощью которого происходит
познания
окружающего мира и социализация детей старшего дошкольного возраста с
нарушениями зрения. Таким образом, для полноценного всестороннего
развития детей просто необходима хорошая, четкая и грамотная речь [37].
Исследования С. Л. Жильцовой, Н. С. Костючек, Л. С. Волковой, В. П.
Ермакова, З. Г. Ермолович, Лукошевичине, Л. И. Плаксиной, Л. И.
Солнцевой ,Т. П. Свиридюк и др. доказали, что сочетание нарушений зрения
и речи создает сложную структуру дефекта и значительно снижает
возможности полноценного развития детей, имеющих зрительно-речевой
дефект, без специально организованного обучения. В связи с этим
необходимо раннее выявление таких детей и организация своевременного
коррекционного воздействия. Важно строить систему логопедической работы
с дошкольниками, имеющими патологию зрения не только с учетом их
психолого-педагогических
особенностей,
но
и
с
учетом
структуры
клинического, речевого дефекта, ведущей деятельности данного возраста и
развития речи в онтогенезе.
В
практической
части
было
проведена
диагностика
состояния
лексического строя речи 5 детей старшего дошкольного возраста с
нарушением зрения.
Из 5 человек экспериментальной группы высокий процент правильных
ответов показали 2 ребенка, что составило 40%, а средний процент
правильных ответов выявили 3 человека, что составило 60%, из которых 1
ребенок находился в пограничном состоянии между низким и среднем
уровне. Словарь детей, имеющих проблемы со здоровьем (нарушением
зрения) в значительной степени отличается от словаря ребенка с нормальным
развитием по качественным и количественным показателям, понимание
значения знакомых слов, неправильное употребление их в речи, проблемы
формирования словарно – семантической стороны речи и т.д., данные
различия обусловлены физическим дефектом зрения, на фоне которого
развиваются вторичные дефекты, так как затруднен такой важный фактор,
как зрительное восприятие для познания окружающего мира и расширения
лексики.
Таким образом, дети с нарушением зрения нуждаются в выявлении и
оказании специальной коррекционной помощи по развитию лексического
строя дошкольников направленного на развитие лексической системности,
расширение
объема
пассивного
и
активного
словарного
запаса,
формирование структуры значимости слова, усвоение грамматического строя
речи способствуют развитию связной речи.