Напоминание

Особенности лексического строя речи у детей с нарушением зрения


Автор: Носкова Татьяна Александровна
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: ГБОУ Белокатайская КШИ
Населённый пункт: с.Старобелокатай
Наименование материала: статью
Тема: Особенности лексического строя речи у детей с нарушением зрения
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Особенности лексического строя речи у детей с нарушением зрения

Слово

сложная,

многомерная,

разноплановая

единица

языка,

состоящая из ряда звуков, обозначающее то или иное понятие, отражающее

связи, выражающие свои мысли, чувства и эмоции [29].

Совокупность слов современного русского языка как обозначение

предметов, явлений и понятий, образует его словарный состав (лексику) [35].

Одной из наиболее актуальных проблем в современной мире детей с

нарушениями зрения старшего дошкольного возраста является проблема

формирования лексического строя речи.

В основу, которого входит

словарный запас ребенка, с помощью которого происходит

познания

окружающего мира и социализация детей старшего дошкольного возраста с

нарушениями зрения. Таким образом, для полноценного всестороннего

развития детей просто необходима хорошая, четкая и грамотная речь [37].

Исследования С. Л. Жильцовой, Н. С. Костючек, Л. С. Волковой, В. П.

Ермакова, З. Г. Ермолович, Лукошевичине, Л. И. Плаксиной, Л. И.

Солнцевой ,Т. П. Свиридюк и др. доказали, что сочетание нарушений зрения

и речи создает сложную структуру дефекта и значительно снижает

возможности полноценного развития детей, имеющих зрительно-речевой

дефект, без специально организованного обучения. В связи с этим

необходимо раннее выявление таких детей и организация своевременного

коррекционного воздействия. Важно строить систему логопедической работы

с дошкольниками, имеющими патологию зрения не только с учетом их

психолого-педагогических

особенностей,

но

и

с

учетом

структуры

клинического, речевого дефекта, ведущей деятельности данного возраста и

развития речи в онтогенезе.

В

практической

части

было

проведена

диагностика

состояния

лексического строя речи 5 детей старшего дошкольного возраста с

нарушением зрения.

Из 5 человек экспериментальной группы высокий процент правильных

ответов показали 2 ребенка, что составило 40%, а средний процент

правильных ответов выявили 3 человека, что составило 60%, из которых 1

ребенок находился в пограничном состоянии между низким и среднем

уровне. Словарь детей, имеющих проблемы со здоровьем (нарушением

зрения) в значительной степени отличается от словаря ребенка с нормальным

развитием по качественным и количественным показателям, понимание

значения знакомых слов, неправильное употребление их в речи, проблемы

формирования словарно – семантической стороны речи и т.д., данные

различия обусловлены физическим дефектом зрения, на фоне которого

развиваются вторичные дефекты, так как затруднен такой важный фактор,

как зрительное восприятие для познания окружающего мира и расширения

лексики.

Таким образом, дети с нарушением зрения нуждаются в выявлении и

оказании специальной коррекционной помощи по развитию лексического

строя дошкольников направленного на развитие лексической системности,

расширение

объема

пассивного

и

активного

словарного

запаса,

формирование структуры значимости слова, усвоение грамматического строя

речи способствуют развитию связной речи.



В раздел образования