Напоминание

"Перелетные птицы"


Автор: Вокуева Людмила Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ НАО "Детский сад п.Индига"
Населённый пункт: Ненецкий АО, заполярный р-н, п. Индига
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Перелетные птицы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГБДОУ НАО «Детский сад п.Индига»

Конспект занятия на тему:

"Перелетные птицы"

познавательное развитие

старшая группа

Вокуева Л.А.

воспитатель

2020 год п.Индига

Конспект занятия «Перелетные птицы»

Старшая группа

Цель. Продолжать развивать и закреплять знания о перелетных птицах

родного края.

Задачи.

Образовательная область «Познавательное развитие».

Формировать у детей представление о зимующих и перелетных птицах;

углублять представления о причинах отлета птиц; классифицировать птиц на

зимующих и перелетных, развивать логику, воображение и творческую

активность детей.

Образовательная область «Речевое развитие».

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и

монологической речи, построение распространенного предложения,

обогащение активного словаря, вводить в словарь «перелетные птицы»,

«зимующие птицы», упражнять в подборе прилагательных – антонимов,

привитие чуткости к поэтическому слову.

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие».

Развитие эстетического и духовно – нравственного восприятия

прекрасного, чувств ритма, бережного отношения и любви, заботы к птицам

и окружающему нас миру.

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие».

Развитие навыков коллективной, групповой работы, умения общаться,

взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, сопереживать, работать в

соответствии с общим замыслом.

Образовательная область «Физическое развитие».

Развитие двигательной активности.

Ход.

Организационный момент.

«Доброе солнышко»

Педагог: Ребята, когда выглядывает солнышко, вы ему радуетесь?

И оно вам бесконечно радо и посылает вам теплоту своих лучей.

Прикоснитесь друг другу, и скажите: «Здравствуй, солнышко!» Солнышко

нас услышит и целый день нам будет радоваться.

А чтобы солнышко побыстрее проснулось и услышало нас - позвоните ему в

серебряный колокольчик.

Воспитатель: Ребята, а какое сегодня число? День недели?

Дети: 28 октября, среда.

Воспитатель: А какое у нас сейчас время года? А какой месяц?

Дети: Осень. Октябрь.

Воспитатель: Октябрь – листопад.

А вы знаете, в старину Октябрь называли – листобой, мокрохвост,

грязник. (Провожу словарную работу.)

Листобоем называли его потому, что к концу октября уже все деревья

стоят без листьев, словно сбил октябрь листву с кустов и деревьев.

Смешное название «мокрохвост» напоминает о частых дождях, а

«грязник» много грязи под ногами. (Проводится словарная работа.).

Воспитатель: Ребята, сегодня утром иду я на работу, и вижу, на нашем

участке лежит (показ пёрышка). Передайте его друг другу – рассмотрите.

Интересно, кто же это нам привет оставил? Хотите узнать?

Дети: Да.

Звучит фонограмма голоса пуночки.

Воспитатель: Ой, кто это? (ищу, откуда идет звук, нахожу птичку)

- Ребята, посмотрите, к нам в гости прилетела пуночка. Она говорит, что

потеряла своих друзей, с которыми она провела веселые, теплые летние

деньки, летала с ними по тундре. Ей стало очень грустно, что птичек в тундре

осталось мало. Ребята, а куда же делись птицы? (дети отвечают)

А как называются птицы, которые улетают в теплые края? (ответы детей)

Назовите перелетных птиц, с которыми мы познакомились на предыдущих

занятиях? (ответы детей)

Молодцы ребята!

Воспитатель: Ребята, а все ли птицы улетят на юг?

Дети: Нет, у нас останутся зимующие птицы.

Воспитатель: Назовите какие.

Дети: Воробей, ворона, синица, сорока, ворона, голубь, куропатка, сова,

ворон.

Воспитатель: Ребята, а помните мы наблюдали как высоко в небе летели

стаи гусей? А давайте, понаблюдаем, какие птицы и как улетают.

Дети: Да.

Воспитатель:

Во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка?

Причём у разных птиц этот порядок свой:

-журавли, гуси, лебеди летят клином (показ )

-утки, гагары, чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или

образуют дугу ( показ).

- другие маленькие птицы порядка не любят: летят как попало( показ).

-а крупные хищные птицы (орлы, сапсаны) компаний не

признают: летят в одиночку ( показ).

Знаете ли вы, куда птицы улетают?

Дети: Находясь в тундре осенью нельзя шуметь, все перелетные птицы

активно готовятся к отлету, ведь им предстоит трудный, длинный путь.

Физкультурная минутка

Подвижная игра «Улетает, не улетает»

(Звучит аудиозапись «Голоса диких птиц»)

Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и

машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы-

подпрыгивают, если услышат зимующую птицу – дети приседают на

корточки.

Воспитатель: Ребята, а чье же это перо?

(Показывает перо водоплавающей птицы.)

Дети: Перо гуся.

Ребята, а вы слышали такую поговорку: «Как с гуся вода?». Почему так

говорят? Как вы её понимаете? Хотите узнать, почему так происходит?

Почему вода не задерживается, а стекает? Вот это мы сейчас и выясним.

Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в нашу лабораторию и проведём

интересный эксперимент.

Подойдите к рабочим столам, возьмите лист бумаги, с обеих сторон

кистью нанесите на лист растительное масло, затем окуните лист в воду. Что

произошло? Почему вода скатилась? Почему лист не намок? А что было бы,

если мы окунули бумагу в воду без растительного масла?

Таким образом, мы сделали вывод: оказывается, перья у птиц не намокают

и остаются сухими, потому что они смазаны жиром, так же как и наша

бумага осталась сухой, потому что мы её смазали растительным маслом, а

оно жирное. (Оказывается, у всех водоплавающих птиц есть специальная

жировая железа, жиром которой водоплавающие птицы при помощи клюва

смазывают перья, поэтому птицы не намокают.)

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята. Как думаете, настало

время поиграть и порезвится? Будьте внимательны, запоминайте героев.

А сейчас поиграем в игру.

- Встанем вокруг птиц. (Дети разбиваются на четыре группы; каждая

образует круг вокруг одного из детей в маске)

- Запомните своих птиц. Сейчас под музыку они будут летать и искать

себе корм. Когда музыка закончится, вы должны найти свою птицу и

окружить её. Выигрывает та группа, которая быстрее образует кружок.

Воспитатель: Ребята, сколько и каких птиц запомнили?

Дети: Уточка, пуночка, ласточка, воробышек.

Воспитатель: Какие из них перелетные?

Дети: Уточка, пуночка, ласточка.

Воспитатель: Молодцы, ребята, сейчас я проверю какие вы внимательные у

меня.

Игра «Скажи наоборот» закончи предложение, я буду начинать

предложение, а вы его должны закончить, словом противоположным по

значению. Ребята, может кто-то знает, как еще называются по-другому

противоположные слова?

Дети: Антонимы.

Воспитатель: Молодцы. И так, начнем.

Орел большой, а кулик …. (маленький)

У сапсана грудка серая, а у ласточки … (белая)

У лебедя длинная шея, а у утки… (короткая)

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, а вы знаете, какие птицы от нас

улетают последними?

Дети: Лебеди, гуси, утки.

Воспитатель: Правильно, ребята, поздней осенью, когда уже на землю

ложится первый снег, лебеди собираются в стаи и красивым клином улетают

в теплые страны до следующей весны. Все виды лебедей занесены в Красную

Книгу и охота на этих величественных птиц строжайше запрещена. Ребята,

может кто-то уз вас видел лебедей, какие они?

Дети: Красивые, величественные, гордые, крупные.

Воспитатель: Каким цветом бывают лебеди?

Дети: Белые и черные.

Воспитатель: Я предлагаю вам пройти к столам и из пластилина и

природного материала (шишек) сделать лебедей.

Но сначала разомнем наши пальчики:

Пальчиковая гимнастика.

Разучивание пальчиковой гимнастики «Десять птичек – стайка»

Пой-ка, подпевай-ка:

10 птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое пёрышко.

Это – зяблик, это – стриж,

Это развесёлый чиж.

Ну, а это злой орлан.

Птички, птички по домам! (И. Токмакова)

(Показ воспитателя.)

Воспитатель: Какие красивые у вас получились поделки! (Дети оставляют

поделки на столах, задвигают стулья, вытирают руки влажными салфетками.)

Воспитатель: Ребята, и все же, как думаете, кто нам оставил перышко на

участке?

Дети: Это могла оставить прощальный привет перелетная птица - белощекая

казарка.

Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас я узнаю, как вы запомнили

перелетных птиц и зимующих.

Словесная игра «Считай и называй»

Правила игры: воспитатель раздаёт детям картинки с изображением

перелётных птиц, предлагает рассмотреть их и назвать. Затем детям

предлагается по очереди бросать кубик, на гранях которого написаны

цифры, и составлять предложения (по образцу) с использованием птицы и

выпавшей на кубике цифры. Например: «У меня два гуся», «У меня пять

пунушек» и т.д.

Воспитатель:

Ребята, какие новые слова запомнили? (Мокрохвост, грязник, листобой,

перелетные птицы, зимующие птицы, стая, косяк, вереница.)

Ребята, что сегодня на занятии понравилось?

Что запомнили?

Спасибо, с вами было приятно заниматься.



В раздел образования