Напоминание

Неуспеваемость как комплексная проблема. "Причины неуспеваемости, пути её профилактики и преодоления."


Автор: Шалина Ольга Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №8
Населённый пункт: г. Ленинск - Кузнецкий
Наименование материала: Статья
Тема: Неуспеваемость как комплексная проблема. "Причины неуспеваемости, пути её профилактики и преодоления."
Раздел: начальное образование





Назад




Неуспеваемость как комплексная проблема. Причины неуспеваемости, пути

её профилактики и преодоления.

По данным ученых, примерно 12,5% учащихся испытывают трудности в обучении,

в значительной мере затрудняет работу учителя .

Неуспеваемость - несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания

образования, фиксированная через период обучения (после изучения раздела, в конце

четверти, полугодия)

Неуспеваемость является следствием процесса отставания, взаимосвязана с ним, в

ней синтезированы отдельные отставания.

Отставание - невыполнение требований (или одного из них) на одном из

промежуточных этапов того отрезка учебного процесса, который является временной

границей для определения успешности.

По мнению Ю.Бабанского, причинами неуспеваемости учащихся является слабое

развитие мышления - 27%; низкий уровень навыков учебного труда - 18; отрицательное

отношение к учебе - 14; отрицательное влияние семьи, равно олиткив - 13; пробелы в

знаниях -11; слабое здоровье, утомляемость - 9; слабая воля, недисциплинированность -

8%.

В целом причинами неуспеваемости могут быть общее и глубокое отставание по

многим предметам и длительное время, частичное или постоянное отставание по

нескольким сложным предметам, эпизодическое отставание из одного или нескольких

учебных предметов, которое можно преодолеть.

Свидетельством неуспеваемости ученика в обучении является:

а) неспособность объяснить, в чем заключается сложность, задача, наметить план

самостоятельного ее решения, указать, что нового получено в результате его решения

вязания;

б) отсутствие его вопросов по существу изучаемого, попыток найти правильный ответ,

игнорирование дополнительной к учебнику литературы; в) пассивность и отвлечение в те

моменты урока, когда нужны напряжение мысли, преодоление трудностей;

г) не реагирование эмоционально (мимика, жесты) на успехи и неудачи, неспособность

оценить свою работу, отсутствие самоконтроля;

д) неспособность пояснить цель выполняемой работы, сказать, на какое правило она

задана, невыполнение указаний правила, пропуск действий, смешения их порядка,

несостоятельность проверить полученный результат и ход работы ;

е) неспособность воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, изложить

систему понятий, отойти от готового текста;

ж) непонимание текста, построенного на изученной системе.

Причины отставания в учебе разделяют на следующие группы:

1) недостатки физического и психического развития (слабое здоровье, неразвитые

память и мышление, отсутствие навыков учебной работы)

2) недостаточный уровень воспитанности (отсутствие интереса к учебе, слабая сила

воли, недисциплинированность, отсутствие чувства долга и ответственности);

3) недостатки в деятельности школы (отсутствие в класс и атмосферы уважения к

знаниям,

недостатки

в

методике

преподавания,

недостаточная

организация

индивидуальной и самостоятельной работы учащихся, равнодушие и слабая подготовка

учителя);

4) негативное влияние атмосферы в семьи (низкий материальный уровень жизни

семьи, негативное отношение родителей к школе, отрыв детей от учебной работы и др.).

По данным исследованиям, эти причины по-разному влияют на ребят. Так,среди

неуспевающих почти 80% юношей и 20% девушек. Слабое здоровье является главной

причиной неуспеваемости у ребят вдвое реже, чем у девушек. Недостаточный уровень

воспитанности у ребят случается втрое чаще, чем у девочек.

В зависимости от вида отставания в учебе проводят соответствующую учебную

работу с учащимися по его устранению Преодолению эпизодического отставание

способствуют: консультации по рационализации учебного труда и, усиление контроля за

ежедневным трудом учащихся; своевременное реагирование на отдельные факты

отставание, выявление их причин и принятия оперативных мер, направленных на их

устранение;

индивидуальные

задания

по

изучению

пропущенного,

контроль

за

выполнением заданного.

Для преодоления устойчивого отставания а одного предмета или предметов одного

профиля необходимы: совершенствование методики преподавания предмета; доступные

раскрытия учебного материала, развитие мышления учащихся; дифференцирования задач

по устранению пробелов в знаниях специальное повторение недостаточно усвоенных тем,

меры, направленные на развитие интерьера к учебному предмету.

В процессе преодоления неуспеваемости целом устраняют пробелы в знаниях и

навыках

самостоятельной

учебной

работы;

развивают

у

учащихся

внимание,

воображение, память, мышление; преодолевают негативное отношение к обучению и

воспитывают

интерес

к

знаниям;

устраняют

внешние

факторы,

вызывающие

неуспеваемость.

Одним из путей преодоления неуспеваемости являются дополнительные занятия с

неуспевающими учениками.В основном они являются индивидуальными, но иногда их

проводят с группой 3-5 учащихся, имеющих те же пробелы в знаниях .Дополнительные

занятия добровольные, но в отдельных случаях они обязательны, их проводят по

назначению учителя. Для организации этих занятий необходимо выяснить причины

неуспеваемости школьников, установить, что не знает каждый из них, детально продумать

расписание занятий, который должен соответствовать требованиям школьной гигиены и

не перегружать учеников занятиями.

С самого начала организации занятий с неуспевающим учеником крайне важно

завоевать его доверие, убедить в том, что целью занятий является помощь в обучении,

пробудить в нем веру в собственные силы.

Методы и приемы занятий с такими учениками должны быть разнообразными и

одновременно сугубо индивидуальными .С учениками, которые медленно усваивают суть

материала, не сразу находят способ решения задач, работают более медленными

темпами.Проверяя выполненное задание, от ученика требуют объяснения, просят

рассказать правило, привести соответствующий пример. Со временем педагог предлагает

новый вид работы с постепенным усложнением ее от занятия к занятию. Итог

дополнительных занятий подводят после устранения отставания.

Решающим в предотвращении и преодолении неуспеваемости школьников

надлежащая подготовка учителя к этой деятельности .Для этого он обязан осознать

значимость проблемы, уметь установить причины неуспеваемости в каждом конкретном

случае, владеть методикой обучения неуспевающих учеников, подходить к ним с

"оптимистической гипотезой", проявлять терпение, доброжелательность.

Важным фактором успешной работы классов выравнивания является относительная

однородность состава учащихся, сравнительно одинакова их школьная зрелость. Учителя

могут маневрировать учебным материалом, использовать его по обстоятельствам, которые

сложились во время изучения определенной темы, при необходимости - временно

замедлить темп усвоения учебной программы отдельными учениками, классом.



В раздел образования