Автор: Лариса Халиулловна Яруллина
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 43 "Лесная сказка"
Населённый пункт: Сургут
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Обогащение словаря детей в домашних условиях"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Обогащение словаря детей в домашних условиях»
Подготовила учитель-логопед Л.Х.Яруллина
Речь – это способность говорить. С помощью речи мы учимся,
общаемся, думаем, воспитываем, пишем и читаем. Речь играет важную роль
в жизни любого человека. И поэтому очень важно научить ребенка говорить
понятно для окружающих.
Речь у наших детей настолько слабо развита, что значительно затрудняет
общение с окружающими людьми. Дети имеют ограниченный словарный
запас даже на бытовом уровне и способны называть некоторые предметы из
близкого окружения и некоторые действия. Они используют только простые
предложения из 2-3 слов. Допускают грубые ошибки в употреблении
грамматических конструкций, испытывают трудности в использовании
предлогов. У них отсутствует или слабо развита связная речь (1-2
предложения вместо пересказа).
Поэтому обогащение словаря ребёнка, развитие у него грамматически
правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители и
педагоги могут и должны решать совместными усилиями.
Как в домашних условиях проводить занятия с ребенком по
развитию речи?
Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не
понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на
регулярную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто
перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать
абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние
дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить
детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.
Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком.
Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно.
Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый.
Рассмотрим несколько ситуаций, подходящих для речевых занятий.
На прогулке вы можете прививать ребёнку знания и закреплять у него
речевые навыки по темам «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна»,
«Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие. Полезно
проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в
природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это
обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы.
Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько
раз. Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов,
гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т.д. Это
развивает слуховое внимания. Ребёнку будут интересны игры: «О чём
рассказала
улица?»,
«Помолчи
и
расскажи,
что
услышал»,
«Внимательные ушки», «Кто позвал?».
Большой интерес вызывают у детей сюжетно-ролевые игры: «Автобус»,
«Найдём клад», «Магазин», «Строительство песочного городка», которые
помогут лучше овладеть фразовой речью и навыками речевой коммуникации.
Ваша задача помочь детям организовать такую игру, подсказать сюжет,
показать игровые действия.
На
кухне
у
Вас
появляется
возможность
развивать
словарь,
грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам «Семья»,
«Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника» и
др. Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо
вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь
примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые
слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами. Называйте
свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший,
сладкий,
острый,
свежий,
чёрствый
и
т.д.).
Задавайте
ребёнку
соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы
ещё
забыли
положить
в
суп?»,
«Какую
морковь
выберем?»
и
др.). ОБЯЗАТЕЛЬНО называйте
все
свои
действия
(«нарезаю»,
«перемешиваю», «солю», «обжариваю», «чищу», «тру», «пробую» и т.д.),
показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он
повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В
деятельности
речевой
материал
усваивается
значительно
быстрее
и
естественнее.
Поощряйте любую речевую активность ребенка. Мы развиваем словарь
детей для того, чтобы ребенок мог активно использовать фразовую речь,
распространенные предложения и пользоваться связной речью. Принимайте
активное участие в любых играх с детьми. Устраивайте экскурсии по
интересам детей, что так же поможет расширению и обогащению словаря и
кругозора детей.