Напоминание

"Обогащение словаря детей в домашних условиях"


Автор: Лариса Халиулловна Яруллина
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 43 "Лесная сказка"
Населённый пункт: Сургут
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Обогащение словаря детей в домашних условиях"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

«Обогащение словаря детей в домашних условиях»

Подготовила учитель-логопед Л.Х.Яруллина

Речь – это способность говорить. С помощью речи мы учимся,

общаемся, думаем, воспитываем, пишем и читаем. Речь играет важную роль

в жизни любого человека. И поэтому очень важно научить ребенка говорить

понятно для окружающих.

Речь у наших детей настолько слабо развита, что значительно затрудняет

общение с окружающими людьми. Дети имеют ограниченный словарный

запас даже на бытовом уровне и способны называть некоторые предметы из

близкого окружения и некоторые действия. Они используют только простые

предложения из 2-3 слов. Допускают грубые ошибки в употреблении

грамматических конструкций, испытывают трудности в использовании

предлогов. У них отсутствует или слабо развита связная речь (1-2

предложения вместо пересказа).

Поэтому обогащение словаря ребёнка, развитие у него грамматически

правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители и

педагоги могут и должны решать совместными усилиями.

Как в домашних условиях проводить занятия с ребенком по

развитию речи?

Для этого ничего специально не нужно организовывать. Вам не

понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на

регулярную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто

перед собой. Поводом и предметом для речевого развития детей может стать

абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние

дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить

детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.

Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком.

Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно.

Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый.

Рассмотрим несколько ситуаций, подходящих для речевых занятий.

На прогулке вы можете прививать ребёнку знания и закреплять у него

речевые навыки по темам «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна»,

«Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие. Полезно

проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в

природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это

обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы.

Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько

раз. Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов,

гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега, града и т.д. Это

развивает слуховое внимания. Ребёнку будут интересны игры: «О чём

рассказала

улица?»,

«Помолчи

и

расскажи,

что

услышал»,

«Внимательные ушки», «Кто позвал?».

Большой интерес вызывают у детей сюжетно-ролевые игры: «Автобус»,

«Найдём клад», «Магазин», «Строительство песочного городка», которые

помогут лучше овладеть фразовой речью и навыками речевой коммуникации.

Ваша задача помочь детям организовать такую игру, подсказать сюжет,

показать игровые действия.

На

кухне

у

Вас

появляется

возможность

развивать

словарь,

грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам «Семья»,

«Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника» и

др. Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо

вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь

примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые

слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами. Называйте

свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший,

сладкий,

острый,

свежий,

чёрствый

и

т.д.).

Задавайте

ребёнку

соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы

ещё

забыли

положить

в

суп?»,

«Какую

морковь

выберем?»

и

др.). ОБЯЗАТЕЛЬНО называйте

все

свои

действия

(«нарезаю»,

«перемешиваю», «солю», «обжариваю», «чищу», «тру», «пробую» и т.д.),

показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он

повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В

деятельности

речевой

материал

усваивается

значительно

быстрее

и

естественнее.

Поощряйте любую речевую активность ребенка. Мы развиваем словарь

детей для того, чтобы ребенок мог активно использовать фразовую речь,

распространенные предложения и пользоваться связной речью. Принимайте

активное участие в любых играх с детьми. Устраивайте экскурсии по

интересам детей, что так же поможет расширению и обогащению словаря и

кругозора детей.



В раздел образования