Автор: Тишина Елена Сергеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ "Ерышовская СОШ Ртищевского района Саратовской области"
Населённый пункт: Ерышевка Село
Наименование материала: рабочая программа
Тема: Кружок по математике
Раздел: среднее образование
МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
____________ /Тишина Е.С./
Протокол № 1 от
« » августа 2020г.
«Согласовано»
Заместитель руководителя по УВР МОУ
«Ерышовская СОШ»
______________ /Анфиногенова И.А./
« » августа 2020 г.
«Утверждаю»
Руководитель МОУ « Ерышовская СОШ »
______________/ Березкина Л.А./
Приказ № _____ от
«___»___________2020г.
Рабочая программа кружка
по математике
«Шаг за шагом к ГИА»
9класс
Срок реализации программы: 2020-2021 уч. гг.
Принято:
на заседании педагогического совета
протокол № 1 от .08.2020 г.
II. Пояснительная записка
Письменный экзамен по математике за курс основной школы является обязательным для выпускников 9-х классов.
Программа кружка «Шаг за шагом к ГИА» способствует лучшему усвоению курса математики и успешного прохождения ОГЭ.
Содержание программы кружка определяется на основе:
1.Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике ( «Об утверждении федерального
компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования»).
2Положения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ можно выделить следующие составляющие:
-информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и
т.д.);
-предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);
-психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность
на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи
экзамена).Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов алгебры и геометрии .
Программа данного кружка имеет ряд особенностей:
-интеграция разных тем;
- практическая значимость для обучающихся ;
-использование теоретического материала в электронной форме, который соответствует кодификатору элементов содержания
контрольно-измерительных материалов ОГЭ, что позволяет самостоятельно изучить материалы в случае пропуска занятий - применение
тестовых материалов и заданий, составленных по контрольно-измерительным материалам ОГЭ по математике . и позволяющих проводить
контроль и самоконтроль знаний по всем блокам содержания ОГЭ.
-дифференцированный подход к выпускникам при подготовке к ОГЭ.
Курс ориентирован на формирование базовой математической компетентности и способствует созданию положительной мотивации
обучения. В своей работе применяю следующие принципы подготовки к ОГЭ.
Первый принцип – тренировочный. Учащимся предлагаются тренировочные тесты, выполняя которые дети могут оценить степень
подготовленности к экзаменам.
Второй принцип – индивидуальный. Ученик может не только выполнить тест, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали
затруднение.
Третий принцип – временной. Все тренировочные тесты следует проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать
себя - за какое время сколько заданий они успевают решить.
Четвертый принцип – контролирующий. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и
предполагает объективный контроль результатов.
Следуя этим принципам, формирую у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы,
самоорганизации и самоконтроля.
Прикладная направленность обеспечивается систематическим обращением к примерам, раскрывающим возможности применения
математики к изучению действительности и решению прикладных задач. Так как на уроках математики недостаточно времени отводится на
решение текстовых задач, задач на проценты и др., на кружке этим вопросам уделяется больше внимания.
Одна из целей кружка состоит в том, чтобы познакомить обучающихся не только со стандартными методами решения задач, но и со
стандартными ошибками, носящими массовый характер на экзаменах, научить избегать этих ошибок, излагать и оформлять решение
логически правильно, четко, полно и последовательно, с необходимыми пояснениями.
Цель:
- повторение и углубление знаний по математике, способствующих подготовке выпускников к экзамену.
Задачи:
- развить математические способности школьников;
- обеспечить подготовку к успешной сдаче экзамена;
- расширить и углубить знания по математике;
- повысить математическую культуру;
- формировать устойчивый интерес к предмету.
Согласно учебному плану, на кружок отводится 34 часа в год, 1 час в неделю.
III. Планируемые результаты освоения
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные результаты:
Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению,
осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов, выбору
профильного математического образования.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.
Формирование коммуникативной компетентности в учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.
Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать
аргументацию, приводить примеры и контрпримеры.
Критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта.
Креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении задач.
Умение контролировать процесс и результат математической деятельности.
Метапредметные результаты:
Формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих овладение
ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач.
Умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые
коррективы.
Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные
возможности ее решения.
Осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе
самостоятельного выбора, оснований и критериев, установления родовидовых связей.
Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и выводы
Умение определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Умение проговаривать последовательность действий на уроке.
Умение учиться работать по предложенному учителем плану.
Умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать
партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и
понимать речь других;
Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни.
Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной
форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации.
IV
. Содержание программы
№
Название темы
Кол
часо
в
Изучаемые в теме вопросы
1.
Проценты
2
Решение задач на проценты.
Цель: Овладение умениями решать задачи на проценты различных видов, различными способами.
2.
Числа и выражения.
Преобразование
выражений
2
Свойства арифметического квадратного корня. Стандартный вид числа. Формулы сокращённого умножения. Приёмы
разложения на множители. Выражение переменной из формулы. Нахождение значений переменной.
Цель: актуализация вычислительных навыков. Развитие навыков тождественных преобразований.
3.
Уравнения.
2
Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно-рациональных ).
Цель: Овладение умениями решать уравнения различных видов, различными способами.
4.
Системы уравнений.
3
Различные методы решения систем уравнений (графический, метод подстановки, метод сложения). Применение
специальных приёмов при решении систем уравнений.
Цель: Овладение разными способами решения линейных и нелинейных систем уравнений.
5.
Неравенства.
3
Способы решения различных неравенств (числовых, линейных).
Цель: Овладение умениями решать неравенства различных видов, различными способами.
6.
Функции.
3
Функции, их свойства и графики (линейная, обратно-пропорциональная, квадратичная и др.) «Считывание» свойств
функции по её графику. Анализирование графиков, описывающих зависимость между величинами. Установление
соответствия между графиком функции и её аналитическим заданием.
Цель: Обобщение знаний о различных функциях и их графиках.
7.
Текстовые задачи.
3
.Задачи на «движение», на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу».
Цель: Овладение умениями решать текстовые задачи различных видов, различными способами.
8.
Уравнения и
неравенства с
модулем.
3
Модуль числа, его геометрический смысл, основные свойства модуля. Уравнения и неравенства, содержащие знак
модуля и способы их решения.
Цель: Овладение умениями решать уравнения, содержащие знак модуля различных видов, различными способами.
9.
Уравнения и
неравенства с
параметром.
3
Линейные уравнения и неравенства с параметром, способы их решения. Системы линейных уравнений.
Цель: Овладение умениями решать уравнения и неравенства с параметрами
10.
Геометрические
задачи.
4
Задачи геометрического содержания.
Цель: Овладение умениями решать Задачи геометрического содержания.
11.
Обобщающее
повторение.
7
Решение задач из контрольноизмерительных материалов для ГИА.
Цель: Умение работать с КИМами ГИА
V. Тематическое планирование
№
Тема, раздел
Кол-
во
часов
1
Проценты
2
2
Числа и выражения. Преобразование выражений
2
3
Уравнения.
2
4
Системы уравнений.
3
5
Неравенства.
3
6
Функции.
3
7
Текстовые задачи.
3
8
Уравнения и неравенства с модулем.
3
9
Уравнения и неравенства с параметром.
3
10
Геометрические задачи.
4
11
Обобщающее повторение.
7
Итого
34
«Рассмотрено»
«Согласовано»
«Утверждаю»
Руководитель МО
____________ /Тишина Е.С/
Протокол № 1 от
« »августа 2020г
Заместитель руководителя по УВР МОУ
«Ерышовская СОШ»
______________ /Анфиногенова И.А./
« » августа 2020 г.
Руководитель МОУ « Ерышовская СОШ »
______________/ Березкина Л.А./
Приказ № _____ от
«___»___________2020г.
Календарно-тематическое планирование кружка
по математике
«Шаг за шагом к ГИА»
9класс
на 2020-2021 учебный год
Учитель: Тишина Елена Сергеевна
Принято:
на заседании педагогического совета
протокол № 1 от .08.2020 г.
Календарно-тематическое планирование кружка
по математике
«Шаг за шагом к ГИА»
№ п/п
Наименование раздела, темы
Количество
часов
Дата
План
Факт
1.
Проценты
1
2.
Решение задач на проценты.
1
3.
Числа и выражения.
1
4.
Преобразование выражений
1
5.
Формулы сокращенного умножения
1
6.
Уравнения.
1
7.
Решение уравнений
1
8.
Системы уравнений.
1
9.
Графический метод решения систем уравнений
1
10.
Решение систем уравнений способом подстановки и способом сложения
1
11.
Неравенства.
1
12.
Решение числовых неравенств
1
13.
Решение линейных неравенств
1
14.
Функции, их свойства и графики.
1
15.
«Считывание» свойств функций по графику
1
16.
Определение функции по формуле
1
17.
Текстовые задачи на движение.
1
18.
Текстовые задачи на смеси и сплавы.
1
19.
Текстовые задачи на совместную работу.
1
20.
Модуль числа.
1
21.
Уравнения и неравенства с модулем.
1
22.
Способы решения уравнений и неравенств со знаком модуля.
1
23.
Уравнения и неравенства с параметром.
1
24.
Линейные уравнения и неравенства с параметром.
1
25.
Системы линейных уравнений
1
26.
Геометрические задачи.
1
27.
Прямоугольный треугольник.
1
28.
Четырехугольники.
1
29.
Подобие треугольников.
1
30.
Обобщающее повторение. Решение заданий КИМов ГИА
1
31.
Решение заданий КИМов ГИА
1
32
Решение заданий КИМов ГИА
1
33
Решение заданий КИМов ГИА
1
34
Решение заданий КИМов ГИА
1
Итого
34