Автор: Агеева Татьяна Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №33"Земляничка"
Населённый пункт: г.Выкса Нижегородской области
Наименование материала: статья
Тема: "Толерантность-путь к миру в обществе"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение
детский сад комбинированного вида № 33 «Земляничка».
Статья «Толерантность – путь к миру в обществе»
Выполнила:
Агеева Татьяна
Петровна
воспитатель первой
квалификационной категории
г. Выкса
16 ноября жители многих стран отмечают Международный день толерантности или День
терпимости.
«Если я чем- то на тебя не похож,
я этим вовсе не оскорбляю тебя,
а напротив, одаряю»
А. де Сент-Экзюпери.
Интересный термин – «терпимость», давайте остановимся на нем немного подробнее и
выясним, что же он означает.
Терпимость – проявление уважительного отношения к чужим традициям, привычкам, к
жизненной позиции, даже, несмотря на непонимание или явное отвращение к этим
действиям.
Терпимость – снисхождение к немощам пожилых людей и инвалидов.
Терпимость – это не только признание чужой правоты, но и своих ошибок.
Терпимость – уважение к чувствам и традициям других людей.
Терпимость делает людей всей планеты по-настоящему равными.
Без терпимости невозможны любовь, дружба и деловые отношения.
Преимущества терпимости:
Терпимость позволяет принимать жизненные события такими, какие они есть, без
злобы сопротивления.
Терпимость не осуждает и не навязывает.
Терпимость дарит оптимизм и веру в светлое будущее.
Проявление терпимости:
В одном государстве могут уживаться люди разных наций и цветов кожи, при этом
заключаются межнациональные браки. Это проявление терпимости.
Изучение традиций и верований других народов позволяет лучше понять их и
проявлять терпимость.
Только выслушав кого-либо можно понять его позицию и возможно принять ее
Чуткое отношение к окружающим людям, уважение чужих традиций ведет к
толерантности.
Термин – «толерантность» относительно новое слово, четкого однозначного толкования
этот термин не имеет.
Некоторые ученые связывают появление термина – толерантность с подписанием
Нантского эдикта, когда протестанты и католики нашли компромисс между своими
конфессиями.
Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек,
обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность
считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума,
группы, общества в целом.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему
виду, положениям, интересам, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире,
сохраняя при этом свою индивидуальность. Невозможно нравится всем, невозможно
любить всех, невозможно чтобы все люди были преданными друзьями, потому что у нас
разное воспитание, образование, интеллект, потребности, характер, вкусы, темперамент и
т. д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его
таким, какой он есть, т. е. быть толерантными.
Сложные социально-политические условия современной российской действительности, в
том числе образовательной среды с ее внутренним и внешним пространством,
актуализировали проблему воспитания толерантности, требующую практического
решения. Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие
гармоничных отношений в обществе. Но мало произносить красивые слова,
толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, искусства жить в
мире непохожих людей. Лучше всего начинать формировать толерантность в старшем
дошкольном возрасте, ведь именно в этом периоде активно начинает развиваться
личность.
Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: «родители +
дети + педагог». Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и
невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если
они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений
в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми
существенно влияют на формирование толерантности у ребенка
На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с
самых первых дней обучения. Но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и
ответственность в работе с ними ложиться на образовательную среду, на педагогов. Им в
этом деле необходимы:
Информация о воспитания толерантности
Представление о возможных средствах, технологиях воспитания
Толерантность необходима и самому педагогу
Толерантность – профессионально необходимое личное качество педагога, диктуемое
задачами, содержанием и характером его деятельности. Проблема осложняется тем, что
это качество связано с взаимоотношениями не только с детьми (они уже сами по себе
весьма непросты), но и с взрослыми. Едва ли не самый трудный для педагога «участок» -
толерантность в отношениях с родителями. В последние годы эта среда становится все
более требовательной. Нередки ситуации противостояния, непонимания. Но часто
родители не вольны в выборе образовательного учреждения, дети в выборе вообще не
участвуют, так и педагог не выбирает пап, мам и детей. Зачастую приходится
приноравливаться, терпеть, дабы сосуществовать.
Чтобы избежать и преодолеть столкновение авторитетов, приходиться сдерживать
эмоции, общаясь с «трудными» для себя родителями, щадить родительское самолюбие
при публичных и индивидуальных характеристиках детей, полнее информировать
родителей о различных сторонах жизни ребенка в коллективе. Именно так создается
основание обоюдной толерантности.
В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети
разных национальностей. Мы стараемся создать благоприятную обстановку для всех, кто
по тем или иным причинам приехал в наш город и посещает наш детский сад.
В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые
методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей
дошкольного возраста.
Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была
плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов
деятельности дошкольников:
Проведение праздников, и других массовых мероприятий, с целью знакомства
детей с культурой и традициями своего народа и народов мира;
Театрализованную деятельность дошкольников по сюжетам, в основе которых
сказки народов мира;
Русские народные подвижные игры, игры народов мира;
Знакомство детей с традициями народов разных странах;
Встреча с родителями других национальностей и рассказы об их культуре,
традициях;
Знакомство с творчеством народов мира;
Знакомство со сказками народов мира;
Организация совместной деятельности родителей и детей.
Большая часть вопросам воспитания у детей толерантности в дошкольном учреждении
уделяется в совместной деятельности педагога и детей. Мы начинаем знакомить детей с
фольклором народов стран мира.
В познавательной деятельности происходит
ознакомление с географическим местонахождением государства, особенностями природы,
климата, этнографическими и культурными особенностями разных народов.
Продуктивная деятельность направлена на знакомство и обучение дошкольников
традиционным национальным видам искусства: оригами, вышивка, рисование в технике
«батик», роспись деревянных и гипсовых изделий, рисование экзотических пейзажей,
лепка животных и т. д. В процессе игр с куклами воспитанники могут знакомиться с
национальными костюмами или их деталями (кимоно, сари, мокасины и т. д.), с цветом
кожи и характерными для другой национальности выраженных черт лица, в играх со
строительным материалом — с особенностями постройки жилищ разных народов.
Подвижные народные игры, также дают представление детям об особенностях той или
иной нации, образе жизни, культуре.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что начинать формировать у детей
толерантность необходимо как можно раньше, так как чем раньше начата работа, тем
более высокими будут результаты в воспитании детей. Работа должна быть
систематической и планомерной, строиться с учётом возрастных и индивидуальных
особенностей детей. Материал — интересный и разнообразный, с использованием
инновационных технологий и методик.
Ребёнок будет открытым миру и толерантным, если в своей семье он будет с рождения
ощущать доброту и уважение друг другу, понимание и спокойствие.
Быть толерантным – это значит воспринимать мир во всём богатстве и разнообразии.
Учите детей быть именно такими, и тогда у них не будет барьеров в общении.