Напоминание

"Толерантность-путь к миру в обществе"


Автор: Агеева Татьяна Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №33"Земляничка"
Населённый пункт: г.Выкса Нижегородской области
Наименование материала: статья
Тема: "Толерантность-путь к миру в обществе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение

детский сад комбинированного вида № 33 «Земляничка».

Статья «Толерантность – путь к миру в обществе»

Выполнила:

Агеева Татьяна

Петровна

воспитатель первой

квалификационной категории

г. Выкса

16 ноября жители многих стран отмечают Международный день толерантности или День

терпимости.

«Если я чем- то на тебя не похож,

я этим вовсе не оскорбляю тебя,

а напротив, одаряю»

А. де Сент-Экзюпери.

Интересный термин – «терпимость», давайте остановимся на нем немного подробнее и

выясним, что же он означает.

Терпимость – проявление уважительного отношения к чужим традициям, привычкам, к

жизненной позиции, даже, несмотря на непонимание или явное отвращение к этим

действиям.

Терпимость – снисхождение к немощам пожилых людей и инвалидов.

Терпимость – это не только признание чужой правоты, но и своих ошибок.

Терпимость – уважение к чувствам и традициям других людей.

Терпимость делает людей всей планеты по-настоящему равными.

Без терпимости невозможны любовь, дружба и деловые отношения.

Преимущества терпимости:

Терпимость позволяет принимать жизненные события такими, какие они есть, без

злобы сопротивления.

Терпимость не осуждает и не навязывает.

Терпимость дарит оптимизм и веру в светлое будущее.

Проявление терпимости:

В одном государстве могут уживаться люди разных наций и цветов кожи, при этом

заключаются межнациональные браки. Это проявление терпимости.

Изучение традиций и верований других народов позволяет лучше понять их и

проявлять терпимость.

Только выслушав кого-либо можно понять его позицию и возможно принять ее

Чуткое отношение к окружающим людям, уважение чужих традиций ведет к

толерантности.

Термин – «толерантность» относительно новое слово, четкого однозначного толкования

этот термин не имеет.

Некоторые ученые связывают появление термина – толерантность с подписанием

Нантского эдикта, когда протестанты и католики нашли компромисс между своими

конфессиями.

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек,

обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность

считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума,

группы, общества в целом.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему

виду, положениям, интересам, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире,

сохраняя при этом свою индивидуальность. Невозможно нравится всем, невозможно

любить всех, невозможно чтобы все люди были преданными друзьями, потому что у нас

разное воспитание, образование, интеллект, потребности, характер, вкусы, темперамент и

т. д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его

таким, какой он есть, т. е. быть толерантными.

Сложные социально-политические условия современной российской действительности, в

том числе образовательной среды с ее внутренним и внешним пространством,

актуализировали проблему воспитания толерантности, требующую практического

решения. Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие

гармоничных отношений в обществе. Но мало произносить красивые слова,

толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, искусства жить в

мире непохожих людей. Лучше всего начинать формировать толерантность в старшем

дошкольном возрасте, ведь именно в этом периоде активно начинает развиваться

личность.

Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: «родители +

дети + педагог». Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и

невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если

они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений

в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми

существенно влияют на формирование толерантности у ребенка

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с

самых первых дней обучения. Но когда его объектами выступают дети, главная нагрузка и

ответственность в работе с ними ложиться на образовательную среду, на педагогов. Им в

этом деле необходимы:

Информация о воспитания толерантности

Представление о возможных средствах, технологиях воспитания

Толерантность необходима и самому педагогу

Толерантность – профессионально необходимое личное качество педагога, диктуемое

задачами, содержанием и характером его деятельности. Проблема осложняется тем, что

это качество связано с взаимоотношениями не только с детьми (они уже сами по себе

весьма непросты), но и с взрослыми. Едва ли не самый трудный для педагога «участок» -

толерантность в отношениях с родителями. В последние годы эта среда становится все

более требовательной. Нередки ситуации противостояния, непонимания. Но часто

родители не вольны в выборе образовательного учреждения, дети в выборе вообще не

участвуют, так и педагог не выбирает пап, мам и детей. Зачастую приходится

приноравливаться, терпеть, дабы сосуществовать.

Чтобы избежать и преодолеть столкновение авторитетов, приходиться сдерживать

эмоции, общаясь с «трудными» для себя родителями, щадить родительское самолюбие

при публичных и индивидуальных характеристиках детей, полнее информировать

родителей о различных сторонах жизни ребенка в коллективе. Именно так создается

основание обоюдной толерантности.

В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети

разных национальностей. Мы стараемся создать благоприятную обстановку для всех, кто

по тем или иным причинам приехал в наш город и посещает наш детский сад.

В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые

методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности детей

дошкольного возраста.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была

плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов

деятельности дошкольников:

Проведение праздников, и других массовых мероприятий, с целью знакомства

детей с культурой и традициями своего народа и народов мира;

Театрализованную деятельность дошкольников по сюжетам, в основе которых

сказки народов мира;

Русские народные подвижные игры, игры народов мира;

Знакомство детей с традициями народов разных странах;

Встреча с родителями других национальностей и рассказы об их культуре,

традициях;

Знакомство с творчеством народов мира;

Знакомство со сказками народов мира;

Организация совместной деятельности родителей и детей.

Большая часть вопросам воспитания у детей толерантности в дошкольном учреждении

уделяется в совместной деятельности педагога и детей. Мы начинаем знакомить детей с

фольклором народов стран мира.

В познавательной деятельности происходит

ознакомление с географическим местонахождением государства, особенностями природы,

климата, этнографическими и культурными особенностями разных народов.

Продуктивная деятельность направлена на знакомство и обучение дошкольников

традиционным национальным видам искусства: оригами, вышивка, рисование в технике

«батик», роспись деревянных и гипсовых изделий, рисование экзотических пейзажей,

лепка животных и т. д. В процессе игр с куклами воспитанники могут знакомиться с

национальными костюмами или их деталями (кимоно, сари, мокасины и т. д.), с цветом

кожи и характерными для другой национальности выраженных черт лица, в играх со

строительным материалом — с особенностями постройки жилищ разных народов.

Подвижные народные игры, также дают представление детям об особенностях той или

иной нации, образе жизни, культуре.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что начинать формировать у детей

толерантность необходимо как можно раньше, так как чем раньше начата работа, тем

более высокими будут результаты в воспитании детей. Работа должна быть

систематической и планомерной, строиться с учётом возрастных и индивидуальных

особенностей детей. Материал — интересный и разнообразный, с использованием

инновационных технологий и методик.

Ребёнок будет открытым миру и толерантным, если в своей семье он будет с рождения

ощущать доброту и уважение друг другу, понимание и спокойствие.

Быть толерантным – это значит воспринимать мир во всём богатстве и разнообразии.

Учите детей быть именно такими, и тогда у них не будет барьеров в общении.



В раздел образования