Автор: Вольская Наталья Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №29
Населённый пункт: г. Кстово, Нижегородская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Сказкотерапия как форма нравственного воспитания ребенка.
Раздел: дошкольное образование
Сказкотерапия
как форма нравственного воспитания ребенка
Автор: Вольская Наталья Михайловна, воспитатель,
МБДОУ д/с №29, г.Кстово.
Наши
предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им
занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка, они
вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка. Это сегодня,
опираясь на вековой педагогический опыт, мы говорим, что подобные
истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапии.
Сказкотерапия является самым древним методом нравственного воспитания.
Ребенок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными
персонажами и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают
перед ним.
Для детей сказки связаны с волшебством. А волшебство – это еще и
превращения: в сказке – реальное, а в жизни – не всем заметное. К
сожалению, сегодня дети воспитываются не столько на русских народных
сказках. Сколько на диснеевских мультфильмах. Это большое упущение
родителей в деле воспитания детей. Многие малыши, придя в детский сад не
слышали ни о Колобке, ни о Красной Шапочке, ни о Репке. Дети, которым
читают сказки, быстрее начинают говорить, и не просто выдают набор слов, а
выражаются целыми предложениями.
Через
восприятие сказок
мы
воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем
знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки.
Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного,
эстетического воспитания.
Наблюдая за детьми в процессе игры, на занятиях, в свободной
деятельности, можно заметить, что там, где не надо мобилизовать свое
внимание, память, т.е. на непроизвольном уровне дети раскрепощаются,
легко перевоплощаются в любимых и близких по духу героев сказок,
начинают фантазировать, живо и образно мыслить. Перевоплощаясь дети
легко и непринужденно решают сказочные задачи, проявляя индивидуальное
творчество.
Дети сталкиваются с какими-либо проблемами и здесь на помощь может
прийти сказкотерапия.
Работа со сказкой строится следующим образом:
1. Чтение или рассказ самой сказки, ее обсуждение. Причем в обсуждении
ребенок должен быть уверен, что он может высказать любое свое мнение, т.е.
все, что скажет ребенок не должно подвергаться обсуждению.
2. Рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка.
3. Драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно
выбирает для себя «исцеляющую роль», тогда проблемные моменты точно
будут проиграны.
В этом и проявляются терапевтические свойства сказкотерапии. В
сказке всегда есть четкая граница: это – Добро, а это Зло, этот персонаж
плохой, а этот хороший. И малыш узнает, что Кощей обязательно будет
побежден и добро победит. Это упорядочивает сложные чувства ребенка, а
благополучный конец, позволяет поверить в то, что в будущем и он сделает
что-то хорошее.
Сказки
позволяют
ребенку
уйти
от
скуки
обыденной
жизни,
почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску. С помощью
волшебной сказки, возможно, проникнуть во внутренний мир ребенка,
выявить
черты
развивающегося
характера,
особенности
его
натуры.
Например: 1. Рассказываем ребенку сказку и отслеживаем его реакцию. Это
достигается
многочисленными
повторами,
ровностью
голоса,
использованием красочных речевых оборотов, затейливых присказок и
концовок. 2. Просим ребенка рассказать любимую сказку или рассказ, или
наиболее запомнившуюся.
Применение сказки в процессе воспитания детей дошкольного возраста
необходимо в силу эффективности этого средства воспитания. Знакомство с
культурой нации посредством фольклора, сказки оказывает воспитательный
эффект.
Сочинение собственных сказок развивает творческое воображение.
Сказочные
фантазии
ребенка
оказывают
педагогическим
усилиям
действенную помощь; одновременно они делают возможным глубокое
проникновение во внутреннюю жизнь ребенка, с учетом которой его
сознательное поведение становится более понятным
и благодаря этому
доступным для воздействия.