Авторы: Людмила Викторовна Кулакова, Коротаева Марина Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ N5 "Радуга"
Населённый пункт: г.Тутаев Ярославская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Особенности методики воспитания в дополнительном образовании детей на примере МДОУ детский сад №5 "Радуга" г. Тутаев
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №5 «Радуга»
(МДОУ №5 «Радуга»)
Тутаевского муниципального района
Особенности методики воспитания
в дополнительном образовании детей
(на примере МДОУ детский сад №5 «Радуга» г. Тутаев)
Выполнил: Кулакова Л.В.
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................3
1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
И
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ
ДОШКОЛЬНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ............................5
1.1 Специфика и организация дополнительного образования детей.......5
1.2
Методы
воспитания
в
сфере
дополнительного
дошкольного
образования..............................................................................................................8
2.
АНАЛИЗ
МЕТОДИКИ
ВОСПИТАНИЯ
В
ДОД
НА
ПРИМЕРЕ
МДОУ ДЕТСКИЙ САД №5 «РАДУГА» Г. ТУТАЕВ.......................................12
2.1
Краткая
характеристика
исследуемой
организации
и
дополнительных программ...................................................................................12
2.2 Исследование особенностей и перспектив воспитания в системе
дополнительного образования дошкольников...................................................16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................22
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Учебный план платных образовательных услуг на
2019-2020 учебный год.........................................................................................24
3
ВВЕДЕНИЕ
С
введением
Федерального
государственного
образовательного
стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало
играть,
не
только
основное
образование,
но
и
дополнительное.
Цель
организации
дополнительного
образования
на
базе
детского
сада
-
совершенствование
образовательного
процесса
и
удовлетворение
потребностей
населения
во
всестороннем
развитии
детей,
обеспечение
единства и преемственности семейного и общественного воспитания.
Дополнительное образование детей сегодня - часть образовательной
системы Российской Федерации. Это пространство, которое может позволить
преодолеть кризис детства, обеспечив тем самым сокращение социальных
деприваций, девиаций и деформаций в детской среде.
Современные
требования
закона
«Об
образовании»
обязывают
нас
обучать
детей
не
только
конкретным
знаниям,
но
и
воспитывать
их.
Воспитание обучающихся в системе дополнительного образования является
одной из важных функций, поскольку именно в сфере свободного выбора
видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит и более
эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности
взрослого
и
ребенка
происходит
формирование
нравственных
качеств
личности. Поэтому так важно, обращаясь к конкретным образовательным
задачам,
развивая
определенные
навыки,
помнить
о
приоритетности
воспитания.
Умение
ненавязчиво
помогать
ребенку
в
реализации
его
потенциальных
возможностей
и
потребностей,
в
решении
своих
личных
проблем,
эмоционально
и
психологически
поддерживать
его,
-
все
это
определяет
место
дополнительного
образования
детей
в
реализации
образовательных стандартов нового поколения.
Актуальность
исследования:
дополнительное
образование
детей
традиционно
рассматривается
как
один
из
элементов
сферы
воспитания,
органично и естественно сочетающий в себе процессы обучения ребенка
4
какой-либо
конкретной
прикладной
деятельности
и
разностороннего
воспитания (эстетического, социального, трудового и так далее). Но такая
позиция
практически
нивелирует
значимость
организации
целенаправленного
воспитательного
процесса
в
условиях
детского
творческого коллектива. К тому же, это формирует у значительной части
педагогов
дополнительного
образования
представление
(а
зачастую,
и
устойчивое убеждение) о том, что их задача «только учить», а воспитывать
учащихся должна школа и семья. Дополняет и усугубляет данную ситуацию
откровенное незнание педагогами, что и как нужно воспитывать в детях в
условиях дополнительного образования.
Цель
-
изучить
теоретические,
методологические
и
практические
аспекты воспитания в дополнительном образовании детей.
Задачи:
- охарактеризовать специфику дополнительного образования детей;
-
обозначить
методы
воспитания
в
сфере
дополнительного
дошкольного образования;
- проанализировать методику воспитания в ДОД на примере МДОУ
детский сад №5 «Радуга» г. Тутаев;
-
провести
исследование
особенностей
и
перспектив
воспитания
в
системе дополнительного образования дошкольников.
Объект исследования: МДОУ детский сад №5 «Радуга» г. Тутаев.
Предмет
исследования:
методики
дополнительного
образования
МДОУ детский сад №5, направленные на воспитание дошкольников.
Методы
исследования:
анализ
и
синтез
информации,
анализ
литературы, табличный метод, обобщение и классификация.
Практическая значимость: в предлагаемой методической разработке
рассматриваются
основные
содержательные
и
методические
аспекты
воспитания,
которые
реализованы
в
условиях
детского
объединения
дополнительного образования на примере МДОУ детский сад №5 «Радуга» г.
Тутаев.
5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ДОШКОЛЬНОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Специфика и организация дополнительного образования детей
Дополнительное образование - вид образования, который направлен на
всестороннее
удовлетворение
образовательных
потребностей
человека
в
интеллектуальном,
духовно-нравственном,
физическом
и
(или)
профессиональном
совершенствовании
и
не
сопровождается
повышением
уровня образования [6, с. 13].
Дополнительное
образование
детей
целенаправленный
процесс
воспитания
и
обучения
посредством
реализации
дополнительных
образовательных программ.
Сам термин «дополнительное образование детей» появился в начале
1990-х годов в связи с принятием Закона РФ «Об образовании». Нормативно
- правовая база дополнительного дошкольного образования:
I. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ:
1) Конвенция о правах ребенка;
2) Всеобщая декларация о культурном разнообразии;
3) Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного
разнообразия;
II.
ЗАКОНЫ,
ПРОГРАММЫ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ,
ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА:
1) Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1];
2) Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.
N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования» [2];
3)
Приказ
№1014
от
30.08.2013г.
«Об
утверждении
Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
6
общеобразовательным
программам
-
образовательным
программам
дошкольного образования»:
4)
Приказ
Минпросвещения
России
от
09.11.2018
№196
«Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
5) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
15 мая 2013 года N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима
работы
дошкольных
образовательных
организаций»
и
прочие
документы.
Основные
принципы
организации
дополнительного
образования
в
ДОУ:
учет
возрастных
особенностей
детей
дошкольного
возраста;
соблюдение
требований
СанПиН;
использование
сберегающих
здоровье
технологий [15, с. 102].
Цели дополнительного образования детей дошкольного возраста:
- включение ребенка в новую деятельность в новых условиях в новом
коллективе;
- создание условий для более интенсивного индивидуального развития
личности дошкольника, которые не всегда обеспечивают ДОУ и семья.
Для организации дополнительного образования на базе дошкольной
образовательной организации необходимо выполнить следующие этапы:
1) изучение нормативно - правовой документации;
2) изучения спроса потребителя, то есть, родителей воспитанников,
которые являются заказчиками услуг дополнительного образования;
3)
решение
организационных
вопросов:
составление
списка
воспитанников
по
различным
направлениям
деятельности
и
подбор
педагогов дополнительного образования;
4) разработка пакета документов на предоставление дополнительных
образовательных
услуг.
Одним
из
основных
документов
ДОО
является
лицензия [10, с. 8].
7
Поскольку
дошкольное
образование
не
является
обязательным,
родители (законные представители) воспитанника используют свое право на
выбор
формы
получения
ребенком
образования
и
организации,
осуществляющей образовательную деятельность.
Дополнительное образование детей также является важным элементом
развития
детей,
и
ограничение
их
в
его
получении
неконституционно,
организация не может повлиять на решение родителей о порядке посещения
ребенком
дошкольной
группы.
В
то
же
время,
вопрос
параллельного
освоения Программы и дополнительных общеобразовательных программ в
одной
организации
должен
регулироваться
локальными
нормативными
правовыми актами такой организации. Чаще всего детские сады выбирают
следующие направления: художественного цикла, обучение иностранным
языкам или обучение чтению и письму.
Дополнительная
программа
рассматривается
и
утверждается
на
педагогическом
совете
ДОУ,
реализуется
во
всех
возрастных
группах,
начиная со среднего возраста.
Несмотря на позитивные процессы дополнительного образования детей
на
базе
ДОО
существует
и
ряд
серьезных
проблем.
Одной
из
главных
проблем
является
перегрузка
детей.
Дошкольная
организация,
стараясь
выполнить
заказ
на
дополнительные
образовательные
услуги,
выбирают
несколько направлений. Это приводит к перегрузке, переутомлению детей.
Решить
данную
проблему
может
медицинский
персонал
ДОО,
который
знакомит родителей с требованиями к максимальной учебной нагрузке на
ребенка дошкольного возраста; педагог - психолог, который на родительских
собраниях
и
в
индивидуальных
беседах
помогает
родителям
осознать
негативную сторону перегрузки нервной системы дошкольника [13, с. 197].
К другим проблемам организации дополнительного образования для
дошкольников можно отнести следующие: педагоги ДОО, стремясь повысить
уровень
развития
своих
воспитанников,
иногда
дублируют
базисную
программу,
и
у
детей
угасает
интерес
к
посещению
кружков,
секций;
8
педагоги в ДОО, осуществляют работу по дополнительному образованию
детей
чаще
всего
по
перспективному
или
календарному
плану,
а
не
по
программе дополнительного образования дошкольников; не всегда ведется
работа
по
повышению
квалификации
педагогов
ДОО
по
вопросам
дополнительного образования.
Педагогам и руководителям детских садов необходимо находить пути
решения проблем организации дополнительного образования в соответствии
с современными требованиями к этому типу образования.
Резюмируя
вышесказанное,
стоит
отметить,
что
дополнительное
образование
по
праву
рассматривается
как
важнейшая
составляющая
образовательного пространства, социально востребовано как образование,
органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности
ребенка, наиболее открыто и свободно от стандартного подхода. Постоянно
обновляется его содержание, методы и формы работы с детьми, возможна
творческая,
авторская
позиция
педагога.
В
настоящее
время
заметно
повышается
его
роль
в
деятельности
дошкольных
образовательных
учреждений всех типов и видов.
1.2 Методы воспитания в сфере дополнительного дошкольного
образования
Воспитательные аспекты дополнительного образования детей являются
постоянным предметом для дискуссий различных категорий специалистов:
должен ли педагог дополнительного образования заниматься воспитанием
обучающихся
детского
творческого
объединения
или
нет?
Нужно
ли
обсуждать вопросы воспитания в данной образовательной сфере, тогда как
она
в
целом
рассматривается
как
составляющая
воспитательной
деятельности? Что и как можно и нужно воспитывать в процессе занятий по
интересам в условиях свободного времени учащихся? И так далее...
Дополнительное
дошкольное
образование
детей
в
целом,
и
его
9
воспитательную
составляющую
в
частности,
нельзя
рассматривать
как
процесс, восполняющий пробелы воспитания в семье и образовательных
учреждениях
разных
уровней
и
типов.
И,
конечно
же,
дополнительное
образование - не система психолого-педагогической и социальной коррекции
отклоняющегося поведения детей и подростков (хотя отчасти и выполняет
эти
функции).
Дополнительное
образование
детей
как
особая
образовательная
сфера
имеет
собственные
приоритетные
направления
и
содержание воспитательной работы с детьми [8, с. 196].
В условиях данного вида образования (через его содержание, формы и
методы работы, принципы и функции деятельности) реально, по нашему
мнению,
воспитательный
процесс
осуществляется
в
двух
основных
направлениях: основы профессионального воспитания, основы социального
воспитания. Третьей дополнительной составляющей могут рассматриваться
элементы этического воспитания обучающихся.
В
педагогике
дополнительного
образования
наряду
с
методами
обучения активно применяются методы воспитания.
Метод
воспитания
-
способ
взаимосвязанной
деятельности
воспитателей и воспитанников, направленный на решение задач воспитания;
совокупность
способов
и
приемов
воспитательной
работы
для
развития
потребностно-мотивационной
сферы
и
сознания
воспитанников,
для
выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования (И.
Ф. Харламов) [11, с. 86].
Эмпирически выделены и наиболее изучены пять методов: убеждение,
упражнение, пример, поощрение, наказание.
Метод убеждения в дополнительном образовании вполне естественен,
так
как
посещение
учреждений
дополнительного
образования
не
носит
обязательного характера, и применение жестких методов приведет к потере
обучающегося.
Особое
место
занимают
краткие,
яркие
и
занимательные
беседы,
объяснения,
рассказы
о
нравственном
поведении.
Наибольший
эффект
дают
индивидуальные
беседы
авторитетных
и
близких
ребенку
10
людей,
убеждение
на
собственном
опыте,
использование
литературных
произведений, сказок, увлечение творческим поиском и добрым делом и т.д.
Через метод упражнений происходит формирование опыта поведения,
организация
воспитательной
деятельности
педагога
дополнительного
образования. Пример, как метод педагогического воздействия основывается
на стремлении обучающегося подражать человеку-педагогу, которого с ним
связывает
интересное
дело,
который
является
для
него
авторитетным
помощником. Общаясь с людьми, наблюдая и анализируя живые образцы
высокой
нравственности,
патриотизма,
трудолюбия,
мастерства,
верности
долгу
и
т.д.,
воспитанник
глубже
и
нагляднее
осмысливает
сущность
и
содержание социально-нравственных отношений [5, с. 106].
Метод поощрения - это стимул самоутверждения, осознание, фиксация
собственного успеха. В дополнительном образовании каждый ребенок может
быть более успешен, чем в основном образовании.
Метод
наказания
-
это
крайне
редкая
мера,
но
и
он
необходим
в
дополнительном
образовании.
Он
применяется,
когда
в
результате
безнравственных
поступков
или
нарушения
правил
поведения
возникает
угроза жизни ребенка и окружающих его людей.
А.С.
Макаренко
писал:
«Разумная
система
взысканий
не
только
законна,
но
и
необходима.
Она
помогает
оформиться
крепкому
человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует
волю,
человеческое
достоинство,
умение
сопротивляться
соблазнам
и
преодолевать их» [3, с. 42].
Персональное
взаимодействие
педагога
с
каждым
обучающимся
является
обязательным
условием
успешности
образовательного
процесса:
ведь
ребенок
приходит
на
занятия,
прежде
всего,
для
того,
чтобы
содержательно и эмоционально пообщаться со значимым для него взрослым.
В последнее время педагогами дополнительного образования активно
используется
классификация
методов
воспитания,
в
основу
которой
положена концепция деятельности, в ней выделены три группы методов
11
воспитания по их месту в процессе воспитания (Ю. К. Бабанский):
1.
Методы
формирования
сознания
личности
(взглядов,
оценок):
лекция,
рассказ,
объяснение,
беседа,
диспут,
пример
(рассказ,
показ,
обсуждение,
анализ
образца,
литературного
и
(или)
жизненного
факта,
личности).
2.
Методы
организации
деятельности,
опыта
поведения:
положительный
опыт
поведения,
общественное
мнение,
приучение
и
упражнение, воспитывающие ситуации.
3. Методы стимулирования деятельности и поведения: соревнование,
поощрение, наказание, создание ситуации успеха [7, с. 130].
Средства воспитания - это источник формирования личности. К ним
относятся:
- различные виды деятельности (трудовая, игровая и др.);
- вещи и предметы;
- произведения и явления духовной и материальной культуры;
- природа;
- конкретные мероприятия и формы работы [9, с. 154].
Подводя итоги, необходимо констатировать: воспитание представляет
собой многофакторный процесс, т.к., формирование личности происходит
под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных
организаций,
средств
массовой
информации,
искусства,
социально-
экономических условий жизни и др.
Воспитание
должно
рассматриваться
каждым
педагогом
дополнительного
образования
как
приоритетная
составляющая
образовательного процесса, ведь именно от тех нравственных ориентиров,
которые сформированы у юной личности, во многом зависит ее будущее. В
практической деятельности педагог дополнительного образования, выбирая
методы
воспитания,
обычно
руководствуется
целями
воспитания
и
его
содержанием. Исходя из конкретной педагогической задачи, педагог решает,
какие методы взять себе на вооружение.
12
2. АНАЛИЗ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ В ДОД НА ПРИМЕРЕ
МДОУ ДЕТСКИЙ САД №5 «РАДУГА» Г. ТУТАЕВ
2.1 Краткая характеристика исследуемой организации и
дополнительных программ
Исследуемая организация - МДОУ детский сад №5 «Радуга» г. Тутаев -
детский
сад,
работающий
под
руководством
Чистяковой
Ирины
Геннадьевны.
Статус приоритет - речевое развитие.
Государственный статус - дошкольное образовательное учреждение.
Основной
целью
образовательной
деятельности
ДОУ
является
создание системы условий для полноценного развития личности ребенка.
Детский
сад
организует
работу
по
следующим
приоритетным
направлениям:
1. Физкультурно-оздоровительное.
2. Познавательно-речевое.
3. Художественно-эстетическое.
4. Социально-личностное.
5. Коррекционно-развивающее.
Детский сад «Радуга» - это современное развивающее учреждение, в
котором созданы благоприятные условия для всестороннего развития детей и
для оказания коррекционной помощи дошкольникам с общим недоразвитием
речи. Педагогический процесс опирается на ФГОС дошкольного образования
и
выстраивается
на
основе
сочетания
комплексной,
коррекционной
и
нескольких парциальных программ и учебно - методических разработок.
Деятельность ДОУ строится на принципах демократии и гуманизма,
общедоступности,
приоритета
общечеловеческих
ценностей
жизни
и
здоровья
человека,
гражданственности,
свободного
развития
личности,
светского
характера
образования.
Взаимоотношения
педагогов
и
детей
13
строятся на основе индивидуального подхода к каждому ребенку [14, с. 39].
С 1 января 2014 года действует новый федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования - Приказ Минобрнауки
России
от
17.10.2013
N1155
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования»,
согласно которому и работает МДОУ детский сад №5 «Радуга» г. Тутаев.
Дополнительное
образование
в
МДОУ
№5
«Радуга»
-
это
особое
образовательное
пространство,
где
задаётся
множество
отношений,
расширяются возможности для жизненного самоопределения детей.
Для чего детскому саду дополнительное образование?
Во-первых, для включения ребенка в новую деятельность в новых
условиях и, что не менее важно,
-
в новом коллективе. Во-вторых, это
создание
условий
для
более
интенсивного
индивидуального
развития
личности дошкольника, которые не всегда обеспечивают ДОУ и семья.
Порядок оказания платных образовательных услуг:
- заявление с указанием кружков, которые будет посещать ребенок;
- заключается договор с родителями (законными представителями).
Программно-методическое
обеспечение
дополнительной
платной
образовательной деятельности включает:
- наличие Рабочей программы кружка;
- расписание работы кружков по дополнительному образованию.
Все услуги, что предлагает МДОУ, находятся за рамками основной
образовательной программы.
Учебный план платных образовательных услуг на 2019-2020 учебный
год МДОУ №5 приведен в Приложении 1.
В
МДОУ
№5
«Радуга»
с
16.09.2019г.
реализованы
следующие
дополнительные платные услуги:
I.
В
рамках
предоставления
художественно-эстетической
направленности:
1)
Кружок
«Музыка
и
мультипликация»
(развитие
художественно-
14
эстетических и музыкальных способностей воспитанников).
Руководители: Щеникова Я. С. и Ягилева И.Ф.
Возраст детей 5-7 лет.
2) Кружок «Веселый каблучок» (развитие танцевальных способностей
детей средствами современного танца).
Руководитель: Цветкова Е.В.
Возраст детей от 3 до 7 лет.
II.
В
рамках
предоставления
физкультурно-оздоровительной
направленности:
1)
Кружок
«Олимпионик»
(для
развития
двигательной
активности
детей).
Руководитель: Николаева Т.Н.
Возраст 3-7 лет.
2) Кружок «Футбол» (укрепление здоровья воспитанников).
Руководитель Апонасенко Ю.Л.
Возраст 5-7 лет.
III.
В
рамках
предоставления
социально-педагогической
направленности:
1) Кружок «Умные пальчики» (для развития мелкой моторики детей)
Руководитель Ефимовых М.В.
Возраст 3-4 года
2) Кружок «Букварёнок» (развитие умений и навыков, необходимых
для обучения чтению).
Руководитель Терёхина Н.Н.
Возраст 5-7 лет.
IV. В рамках предоставления естественно-научной направленности:
1) Кружок «Шахматная азбука».
Руководитель: Коротаева М.В.
Возраст 6-7 лет.
2) Индивидуальные занятия с учителем-логопедом:
15
«Логопедические
занятия
для
малышей»
(коррекция
звукопроизношения и развитие речедвигательных способностей детей).
Руководитель: Иванова Э.Б.
Возраст 4-7 лет.
3)
Кружок
«Ментальная
арифметика»
(развитие
мыслительных
процессов,
логического
мышления
и
основных
его
операций,
внимания,
памяти)
Руководитель: Королькова Полина Валерьевна
Возраст 5-7 лет.
4)
Кружок
«Основы
робототехники»
(развитие
технического
творчества
и
формирование
научно-технической
профессиональной
ориентации
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
средствами
робототехники).
Руководитель: Белоусова Ольга Сергеевна
Возраст 5-7 лет.
Таким
образом,
мы
видим,
что
содержание
дополнительных
образовательных программ в МДОУ №5 обеспечивает развитие личности,
мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, охватывая
следующие области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Содержание
программ
МДОУ
№5
отражает
следующие
аспекты
образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:
- предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
- характер взаимодействия со взрослыми;
- характер взаимодействия с другими детьми;
- система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
16
2.2 Исследование особенностей и перспектив воспитания в системе
дополнительного образования дошкольников
В
системе
дополнительного
дошкольного
образования
(через
его
содержание, формы и методы работы, принципы и функции деятельности)
воспитательный
процесс
МДОУ
детский
сад
№5
в
большинстве
своем
осуществляется в виде социального воспитания, которое включает в себя
формирование следующих составляющих поведения ребенка:
- коллективная ответственность;
- умение взаимодействовать с другими членами коллектива;
- толерантность;
- активность и желание участвовать в делах детского коллектива;
- стремление к самореализации социально адекватными способами;
-
соблюдение
нравственно-этических
норм
(правил
этикета,
общей
культуры речи, культуры внешнего вида).
В рамках предоставления художественно-эстетической направленности
реализуются следующие воспитательные цели: воспитание интереса и любви
к искусству; воспитание усидчивости, аккуратности и терпения. Обучению
ребёнка
творческому
подходу
к
любой
работе
помогут
задания,
содержащиеся в программах МДОУ детский сад №5 (кружок «Музыка и
мультипликация», кружок «Веселый каблучок»).
В
рамках
предоставления
физкультурно-оздоровительной
направленности реализуются воспитательные цели: воспитание активной и
физически
развитой
личности,
способной
к
самореализации,
умеющей
устанавливать гармоничные отношения с другими людьми, с самим собой
(кружки «Олимпионик» и «Футбол»).
В рамках предоставления социально-педагогической направленности
воспитательные
цели
выглядят
следующим
образом:
воспитывать
устойчивый
интерес
к
занятиям;
воспитывать
чувство
коллективизма,
взаимопомощи,
ответственности;
воспитывать
уважительное
отношение
17
между
членами
коллектива
в
совместной
деятельности;
воспитывать
усидчивость, аккуратность, активность, уважение и любовь к труду (кружки
«Умные пальчики» и «Букваренок»).
В
рамках
предоставления
естественно-научной
направленности
воспитательные
цели
обозначены
так:
воспитывать
эмоционально-
положительное
отношение
к
сверстникам,
к
окружающим
взрослым,
формировать
социально-нравственное,
психическое
здоровье
детей;
воспитывать усидчивость, аккуратность, активность, уважение и любовь к
труду,
коммуникативные
способности
детей
(кружки
«Ментальная
арифметика», «Основы робототехники», «Шахматная азбука» и др.).
Стоит
отметить,
что
методика
воспитания
в
дополнительном
образовании в МДОУ детский сад №5 базируется на основных целях:
-
формирование
социально-нравственного,
психического
здоровья
детей;
- создание условий для проявления детьми любви к родной земле,
уважения к традициям своего народа и труду;
- воспитание в детях толерантности и пр.
Методы, приемы, формы воспитательно-образовательного процесса:
1) Объяснительно-иллюстративный метод в программе используется
при
сообщении
нового
материала
для
обеспечения
его
успешного
восприятия. Он раскрывается с помощью приемов: беседа, рассказ, работа с
иллюстрациями, демонстрация опыта.
2)
Репродуктивный
метод
-
формирование
навыков
и
умений
использования и применения полученных знаний. Суть метода состоит в
многократном повторении способа деятельности по заданию педагога.
3) Частично-поисковый или эвристический - постепенная подготовка
обучаемых к самостоятельному решению проблемы.
4) Методы воспитания- методы стимулирования и мотивации: создание
мотивации успеха.
5) Метод поощрения, выражение положительной оценки деятельности
18
ребенка,
включает
в
себя
материальное
поощрение
(в
форме
призов),
моральное (словесное, вручение грамот, дипломов).
Используемые
методы
способствуют
обеспечению
высоко
качества
воспитательного
и
образовательного
процессов,
а
также
эффективному
освоению программы.
При
планировании
воспитательного
образовательного
процесса
предусматриваются
различные
формы
обучения:
практические
занятия,
творческая
мастерская,
экскурсии,
конкурсы,
выставки,
концерты,
спортивные соревнования, спартакиады, коллекционирование, презентации.
Перспективы развития дополнительного образования в МДОУ детский
сад №5 «Радуга»:
1) Расширение деятельности кружков.
2)
Привлечение
специалистов
высокого
профессионального
мастерства,
с
целью
совершенствования
системы
дополнительного
образования.
3) Расширение материально-технической базы.
4)
Интеграция
дополнительного
образования
в
воспитательно-
образовательный процесс.
Именно
система
дополнительного
образования
детей
представляет
собой
сферу,
объективно
объединяющую
в
единый
процесс
воспитание,
обучение и творческое развитие личности ребенка. Именно здесь создается
атмосфера
доброжелательности,
взаимного
интереса
единомышленников,
партнерские отношения педагога и воспитанников [4, с. 54].
А это как раз те особенности, которые выделяют воспитание в сфере
дополнительного
образования,
способствуют
формированию
здорового
образа жизни молодого поколения; дают педагогам возможность научить
учащихся ориентироваться на общечеловеческие духовные ценности, под
влиянием
которых
и
формируется
личность,
готовая
к
участию
в
общественно-экономической жизни страны.
Поэтому
для
решения
имеющихся
в
дополнительном
образовании
19
проблем и перевода его в качественно новое состояние требуется изменение
всей системы управления, в том числе и воспитательным процессом.
В целях реализации данных условий необходимо вводить в работу
педагогов
современные,
наиболее
эффективные
методы,
технологии
и
приемы
воспитания,
а
также
вести
совместно
с
психологом
постоянный
мониторинг результативности их внедрения [12, с. 29].
В этой новой модели профессиональной готовности к работе с детьми
центральным является умение общаться с дошкольниками, инициировать их
духовную энергию, стимулировать максимальное самовыражение, создавать
условия
для
патриотического
и
духовно-нравственного
воспитания,
интеллектуального,
творческого
и
физического
развития,
реализации
творческого потенциала.
Реализация
современной
модели
организации
дополнительных
образовательных услуг в МДОУ детский сад №5 призвана способствовать:
- позитивным изменениям, направленным на обеспечение доступности,
равных возможностей в получении дополнительного образования детей;
-
созданию
необходимых
условий
для
развития
индивидуальных
способностей,
базовых
компетенций
ребенка,
творческой
сферы
в
интересной и смыслозначимой для него деятельности на основе гибкости и
многообразия форм предоставления услуг;
- воспитанию нравственности и толерантности.
Сам
процесс
воспитания
становится
при
этом
целенаправленным,
целостным,
индивидуально-творческим.
А
комплексный
подход
к
организации воспитания обеспечивает его эффективность.
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дополнительное образование по праву рассматривается как важнейшая
составляющая образовательного пространства, социально востребовано как
образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие
личности ребенка, наиболее открыто и свободно от стандартного подхода
Потенциал дополнительного образования используется для построения
единого
образовательного
пространства
(педагоги,
дети,
родители,
профессиональные
сообщества)
и
обеспечивает
повышение
качества
образовательных
услуг.
Созданная
в
детском
саду
система
помогает
дошкольникам реализовать свои способности под руководством опытных
педагогов. Целью воспитания в дополнительном дошкольном образовании
является
формирование
разносторонней,
нравственно
зрелой,
творческой
личности воспитанника.
Воспитание
должно
рассматриваться
каждым
педагогом
дополнительного
образования
как
приоритетная
составляющая
образовательного процесса, ведь именно от тех нравственных ориентиров,
которые сформированы у юной личности, во многом зависит ее будущее. В
практической деятельности педагог дополнительного образования, выбирая
методы
воспитания,
обычно
руководствуется
целями
воспитания
и
его
содержанием.
В
педагогике
дополнительного
образования
наряду
с
методами
обучения активно применяются методы воспитания. Эмпирически выделены
и
наиболее
изучены
пять
методов:
убеждение,
упражнение,
пример,
поощрение, наказание.
Исследуемая организация - МДОУ детский сад №5 «Радуга» г. Тутаев.
Основной
целью
образовательной
деятельности
ДОУ
является
создание
системы условий для полноценного развития личности ребенка.
Все услуги, что предлагает МДОУ, находятся за рамками основной
образовательной программы. Учебный план платных образовательных услуг
21
на 2019-2020 учебный год МДОУ №5 приведен в Приложении 1. Описание
ДОД дано во второй главе работы. Проанализировав их, можно отметить, что
содержание
дополнительных
образовательных
программ
в
МДОУ
№5
обеспечивает
развитие
личности,
мотивации
и
способностей
детей
в
различных видах деятельности, охватывая следующие области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Стоит
отметить,
что
методика
воспитания
в
дополнительном
образовании в МДОУ детский сад №5 базируется на основных целях:
-
формирование
социально-нравственного,
психического
здоровья
детей;
- создание условий для проявления детьми любви к родной земле,
уважения к традициям своего народа и труду;
- воспитание в детях толерантности и пр.
При
планировании
воспитательного
образовательного
процесса
предусматриваются
различные
формы
обучения:
практические
занятия,
творческая
мастерская,
экскурсии,
конкурсы,
выставки,
концерты,
спортивные соревнования, спартакиады, коллекционирование, презентации.
Перспективы развития дополнительного образования в МДОУ детский
сад №5 «Радуга»:
1) Расширение деятельности кружков.
2)
Привлечение
специалистов
высокого
профессионального
мастерства,
с
целью
совершенствования
системы
дополнительного
образования.
3) Расширение материально-технической базы.
4)
Интеграция
дополнительного
образования
в
воспитательно-
образовательный процесс.
22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N
273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 2, ст.12 п.2,4, ст.14
(ред. от 25.05.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации
. -
2015. - №1. - ст. 8, ст. 9, ст. 24.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.
N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта
дошкольного
образования»
(ред.
от
21.01.2019)
//
Собрание
законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 19. - ст. 2326, ст. 4036.
3. Воспитательный процесс: изучение эффективности / Под ред. Е.П.
Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 128 с.
4.
Гатальский
В.Д.
Культурно-образовательное
пространство
как
социально-педагогичесакя система // Педагогика. - 2018. - № 6. - С. 54.
5. Дополнительное образование детей: педагогический поиск. Сборник
научно-методических
статей
с
международным
участием
/
Под
общей
редакцией Б.П. Черника. Вып. 2. - Новосибирск: Сибпринт, 2020. - 240 с.
6.
Дополнительное
образование
детей:
Учебное
пособие
для
студ.
высш. учеб. заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. - М.: ВЛАДОС, 2016. - 254
с.
7. Елжова Н.В. Система контроля и методическая работа в дошкольном
образовательном учреждении/ Елжова Н.В. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. -
272 с.
8.
Золотарева
А.В.
Принципы
организации
дополнительного
образования детей в России // Ярославский педагогический вестник. - 2013. -
№ 1. - Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 196.
9. Интеграция общего и дополнительного образования: Практическое
пособие / Под ред. Е.Б. Евладовой. А.В. Золотаревой, С.Л. Паладьева. - М.:
Академия, 2014. - 296 с.
10. Кайбулаева Л.Н. Методические материалы по организации учебно-
23
воспитательного
процесса
в
учреждении
дополнительного
образования
детей. - Евпатория: Авис, 2015. - 28 с.
11. Маханева М.Д. Перспективная модель организации деятельности
дошкольного
учреждения.
Учебное
пособие
для
вузов
/
Маханева
М.Д.
Князева О.Л. - М.: Юрист, 2012. - 164 с.
12.
Методика
обучения
и
воспитания
в
области
дошкольного
образования:
курс
лекций:
Учебно-методическое
пособие
/
Сост.
И.О.
Карелина. - Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. - 68 с.
13.
Мулюкина
Е.И.
Особенности
организации
дополнительных
образовательных
услуг
в
системе
дошкольного
образования
/
Е.
И.
Мулюкина // Молодой ученый. - 2019. - № 9 (247). - С. 197.
14.
Организация
дополнительных
платных
услуг
в
дошкольном
учреждении / Сост. И. В. Липова, Ю. В. Антонова. - изд. 2-е, перераб. и доп. -
Волгоград: Учитель, 2017. - 87 с.
15. Соколова
Н.А. Педагогика дополнительного образования детей:
Учебное пособие для студ. пед. вузов / Н.А. Соколова. - Челябинск: Изд-во
Челяб. гос. пед. ун-та, 2010. - 224 с.
24
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Утверждаю
Заведующий МДОУ №5 «Радуга»
_______________ И.Г. Чистякова
Учебный план платных
образовательных услуг на 2019-2020 учебный год
№
п/п
Наименование
дополнительной
образовательной услуги
Форма предос-
тавления
(оказания)
услуги (инди-
видуальная,
групповая)
Наименование
образовательной прог-
раммы
(части образовательной
программы)
Количество часов
в неделю
месяц
Под-
групп
Всего
занятий у
педагога в
месяц
1
Реализация
дополнительной
образовательной
программы
дошкольного
образования
подгрупповая
Программа
дополнительного
образования
«Музыка и
мультипликация»
Щеникова Я.С.
Ягилева И.Ф.
2
8
1
8
2
Реализация
дополнительной
образовательной
программы
дошкольного
образования
подгрупповая
Программа
дополнительного
образования
Танцевальная студия
«Каблучок»
Цветкова Е.В.
2
8
2
16
3
Реализация
дополнительной
образовательной
программы
дошкольного
образования
подгрупповая
Программа
дополнительного
образования
«Ментальная
арифметика»
Королькова П.В.
2
8
2
16
4
Реализация
дополнительной
образовательной
программы
дошкольного
образования
подгрупповая
Программа
дополнительного
образования
Развитие мелкой
моторики
«Умные пальчики»
Ефимовых М.В.
2
8
2
16
25
5
Реализация
дополнительной
образовательной
программы
дошкольного
образования
подгрупповая
Программа
дополнительного
образования
Обучение грамоте
«Букварёнок»
Терехина Н.Н.
2
8
1
8
6
Реализация
дополнительной
образовательной
программы
дошкольного
образования
подгрупповая
Программа
дополнительного
образования
«Шахматная азбука»
Коротаева М.В.
2
8
1
8
7
Реализация
дополнительной
образовательной
программы
дошкольного
образования
подгрупповая
Программа
дополнительного
образования
«Олимпионик»
Николаева Т.Н.
2
8
1
8
8
Реализация
дополнительной
образовательной
программы
дошкольного
образования
подгрупповая
Программа
дополнительного
образования
Футбол
Апонасенко Ю.Л.
2
8
2
16
9
Реализация
дополнительной
образовательной
программы
дошкольного
образования
подгрупповая
Программа
дополнительного
образования
Основы Робототехники
Белоусова Ольга
Сергеевна
2
8
2
16
10
Реализация
дополнительной
образовательной
программы
дошкольного
образования
подгрупповая
Программа
дополнительного
образования
Логопедические
занятия
для малышей
Иванова Э.Б.
2
8
2
16