Напоминание

Игровые формы работы по развитию атрибутивного словаря у дошкольников с ОНР


Автор: Муравьева Галина Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска ДС № 66 "Забавушка"
Населённый пункт: город Нижневартовск, ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: Игровые формы работы по развитию атрибутивного словаря у дошкольников с ОНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муравьева Г. В.,

(Россия, ХМАО-Югра, город Нижневартовск,

МАДОУ города Нижневартовска ДС № 66)

galina@catman.in

Игровые формы работы по развитию

атрибутивного словаря у дошкольников старшего возраста

с общим недоразвитием речи

Одним из важнейших факторов подготовки детей с общим недоразвитием речи к

школьному обучению является своевременное развитие словаря.

Прилагательные играют важную роль в умственном и речевом развитии ребенка.

Сознательное оперирование этой частью речи требует относительно высокого уровня

анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Умение выделить нужный предмет из многих

одинаковых предметов, обозначая признаки предметов соответствующим словом,

влечет за собой более быстрое развитие всех мыслительных операций, в первую очередь

классификации и

обобщения,

способствует

появлению и

развитию

понятийного

мышления.

Эмоциональное развитие дошкольников, понимание ребенком эмоционального

состояния других людей также зависят от степени усвоения словесных обозначений

эмоций, эмоциональных состояний и их внешнего выражения. Имена прилагательные не

только обозначают цвета предметов, но и их звуки, запахи, качество, вкус, помогают

ребенку выразить свое отношение к тем предметам, о которых он говорит.

С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием

речи проблема формирования у них лексико-грамматических средств речи становится все

более актуальной,

т. к. для данной категории детей характерна недостаточная

сформированность

речевой

функциональной

системы,

скудость

и

однообразие

предметной, глагольной, атрибутивной лексики.

Особенно маленький у дошкольников с ОНР запас прилагательных (по данным А.

Н. Гвоздева всего 11,8 % от общего количества слов).

Прилагательные появляются в речи ребенка гораздо позже, чем существительные

или глаголы. Связано это с тем, что

на ранних этапах развития речи предметы

окружающего мира воспринимаются ребёнком в единстве с присущими им свойствами и

признаками. В 2 - 3 года ребёнок уже воспринимает предметы и признаки раздельно,

обособленно, самостоятельно. Дифференциация предмета и его признака приводит к

появлению в речи ребёнка имён прилагательных.

Исследования Р.Е. Левиной, В. А. Ковшикова, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной

показали,

что

развитие

речи

детей

дошкольного

возраста

с

ОНР

проходит

с

существенными отклонениями от возрастных нормативов.

Ограничено использование прилагательных в речи. Прилагательные в речи

детей часто бывают однотипными и могут ограничиваться словами «хороший - плохой»,

«маленький - большой».

У детей старшего дошкольного возраста возникают трудности в назывании

многих качественных прилагательных. Не сумев назвать правильное слово, дети очень

часто заменяют его на другое, близкое по смыслу. Среди замен прилагательных

преобладают, например, такие: высокий – «длинный», низкий – «маленький», узкий –

«маленький», высокий – «большой», узкий – «тонкий», короткий – «маленький»,

пушистый – «мягкий». Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не

выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов, признаки

величины, высоты, ширины, толщины.

Процесс поиска нужного слова у детей с ОНР осуществляется очень медленно,

развернуто, недостаточно автоматизированно.

В словаре детей пяти - шести лет с ОНР часто отсутствуют притяжательные

прилагательные.

Редко

используются

прилагательные-

антонимы,

практически

отсутствуют синонимы. Все это свидетельствует о несформированности языкового

мышления.

Развитие словаря прилагательных тесно связано, с одной стороны, с

развитием

мышления

и

других

психических

процессов,

/т.

е.

необходима

определенная психологическая база речи: знание цвета, формы, величины, умение

сравнивать, обобщать и противопоставлять характерные признаки предметов/.

а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи, фонетико-

фонематического и грамматического строя речи. Поэтому очень важно развивать

словарь прилагательных, так как речь ребёнка будет богаче, насыщеннее, красивее,

содержательнее, чем без употребления слов прилагательных.

При поступлении в школу у ребёнка объём запаса прилагательных должен

соответствовать возрастным нормативам от этого будет зависеть успешность его

обучения в школе.

Развитию активного словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР в

наибольшей мере способствует проведение с ними целенаправленной логопедической

работы в виде комплекса специально подобранных дидактических игр и словесных

упражнений.

Осуществляя коррекционно-образовательную работу по развитию

атрибутивного словаря, мы решаем следующие задачи:

- Актуализация и обогащение словаря прилагательных.

- Развитие словесно-логического мышления.

- Развитие слухового внимания и памяти.

- Формирование грамматических категорий (словообразование, словоизменение).

Ведущий специалист в области логопедии Л. Г. Парамонова рекомендует

«отрабатывать» признаки предметов по смысловым группам:

1.

Величина - большой (маленький), высокий (низкий), широкий (узкий).

2.

Форма - круглый, овальный, продолговатый, квадратный, треугольный… .

3.

Цвет - основные + оттенки (оранжевый, голубой, розовый, серый).

4.

Вкус - горький, сладкий, соленый, кислый… .

5.

Запах - смолистый, цветочный, приятный… .

6.

Температура - холодный, горячий, теплый, прохладный.

7.

Материал, из которого сделан предмет (деревянный, стеклянный, железный).

8.

Принадлежность предмета мамин, папин, лисий, медвежий… .

Работа по этим направлениям

проводится с опорой на наглядность,

предпочтительно натуральную, и тесно связана с ознакомлением с окружающим, т. к.

ребенку необходимо овладеть определенной суммой знаний, задействовав при этом

все анализаторные системы (зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную).

Авторы «Методики развития речи и обучения дошкольников родному языку»

Алексеева М. М., Яшина В. И. выделяют две группы методов обогащения словаря детей

дошкольного возраста:

Первая группа включает методы накопления содержания детской речи:

а/ непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря:

рассматривание и обследование предметов, наблюдения, осмотры помещения детского

сада, целевые прогулки и экскурсии;

б/ опосредованного ознакомления с окружающим и обогащения словаря:

рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных

произведений, показ видеофильмов, просмотр телепередач.

Вторая группа методов:

* используется для закрепления и активизации словаря, закрепления его смысловой

стороны:

рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием,

дидактические игры и упражнения.

Два последних метода, т. е. дидактические игры и упражнения по развитию активного

словаря прилагательных мы и рассмотрим более подробно.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное

педагогическое явление:

* она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста,

* и формой обучения,

* и самостоятельной игровой деятельностью,

* и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать,

обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.

Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание, куда входит и

определенная группа слов, которую должны усвоить дети.

Игра «Расскажи про зайчика»

На доске картинка «Заяц». Взрослый дает задание детям придумать слова, описывающие

внешний вид зайца, его повадки, настроение, «характер».

Затем взрослый бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, говорит слово,

отвечающее на вопрос «Какой заяц?» и бросает мяч обратно.

В процессе игры взрослый изменяет вопросы:

«Какой заяц?» (серый, белый, длинноухий, пугливый).

«Какая шубка у зайца?» (серая летом, белая зимой, пушистая, мягкая, гладкая).

«Какое у зайца может быть настроение?» (веселое, грустное, хорошее, плохое).

«Какие зайчата у зайца?» (быстрые, шустрые, веселые, маленькие, длинноухие).

В речевых центрах групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми

нарушениями речи обязательно должна иметь место целая серия игр на обогащение

словарного запаса прилагательных,

обозначающих цвет, вкус, форму, качественные

характеристики предметов:

Игра «Что у нас какого цвета»

Цель: 1. Активизация и обогащение словарного запаса за счет имен прилагательных.

2. Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, подбирая предметы к

указанному признаку.

3. Развитие памяти, воображения.

Содержание: педагог, перебрасывая мяч детям, называет прилагательное, обозначающее

цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному

прилагательному.

Первоначально игра может проводиться с предметными картинками.

Что у нас какого цвета,

Мы расскажем вам об этом.

Каждый знает, что красным бывает…

Каждый знает, что синим бывает… и т. д.

КРАСНЫЙ (мак, огонь, флаг, помидор, перец, …)

ОРАНЖЕВЫЙ (апельсин, мандарин, морковь, …)

ЖЕЛТЫЙ (цыпленок, солнце, яблоко, репа, лимон, …)

ЗЕЛЕНЫЙ (огурец, трава, лес, деревья, кусты, кузнечик, лягушка, капуста, …)

ГОЛУБОЙ (небо, лед, незабудки, …)

СИНИЙ (колокольчик, море, лента, …)

ФИОЛЕТОВЫЙ (слива, сирень, баклажан, …)

Игра «Каждый знает».

Цель: 1. Активизация и обогащение словаря прилагательных.

2. Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, подбирая предметы к

указанному признаку.

3. Развитие памяти, воображения.

Содержание: педагог, перебрасывая мяч детям, задает вопрос, на который должен

ответить ребенок, поймавший мяч.

Первоначально игра может проводиться с предметными картинками.

Тут, конечно, каждый знает,

Что каким у нас бывает.

1. Что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, яблоко…)

Каждый знает, что круглым бывает

2. Что бывает длинным? (дорога, река, веревка, лента, нитка, шнур…)

3. Что бывает высоким? (гора, дерево, человек, дом, столб, шкаф…)

4. Что бывает зеленым? (трава, деревья, кусты, кузнечик, лягушка, платье…)

5. Что бывает холодным? (вода, снег, лед, роса, ночь, камень, зима, мороженое…)

6. Что бывает гладким? (стекло, доска, стол, зеркало, яблоко…)

7. Что бывает сладким? (сахар, конфеты, пирожное, торт, вафли…)

8. Что бывает колючим? (еж, роза, кактус, иголки, елка…)

9. Что бывает острым? (нож, шило, иголка, стекло, ножницы, кинжал…)

10. Что бывает легким? (пух, вата, снежинка, перо…)

Обогатив и уточнив словарь детей по перечисленным смысловым группам, мы

можем переходит к более развернутому перечислению качественных характеристик

предмета.

Игра «Расскажи, какой (какая, какое, какие)»

Цель: 1. Актуализация и обогащение словаря прилагательных, обозначающих цвет, вкус,

форму, качественные характеристики предметов.

2. Уточнение связи прилагательного и существительного.

3. Формирование грамматических категорий (согласование прилагательного с

существительным в роде и числе).

Содержание: Логопед называет слово, обозначающее предмет. Дети должны подобрать к

нему как можно больше слов, отвечающих на данные вопросы. Например:

Помидор (какой он?) - круглый, красный, гладкий, твердый (мягкий), сладкий, вкусный,

полезный…

Арбуз (какой он?) - большой, круглый, вкусный, полосатый, алый, сахарный…

Листья (какие они?) - желтые, красные, разноцветные, сухие, опавшие, осенние…

Облако (какое оно?) - легкое, пушистое, белое…

Трава (какая она?) — зеленая, мягкая, шелковистая, высокая, изумрудная, густая,

скользкая, сухая, болотная...

В представленных ниже играх мы, наоборот, идем от обозначенных признаков предмета к

определению и называнию самого предмета.

Игры: «Загадай предмет», «Подбери картинки к словам», «Узнай по описанию»,

«Угадай о чем я говорю» (отгадывание предмета по описанию его признаков)

Цель: 1. Актуализация и обогащение словаря прилагательных, обозначающих цвет, вкус,

форму, качественные характеристики предметов.

2. Уточнение связи прилагательного и существительного.

3. Формирование грамматических категорий (согласование прилагательного с

существительным в роде и числе).

Желтая, мягкая, спелая, сладкая, вкусная, сочная (что это?)- ГРУША.

Круглый, воздушный, легкий (что это?) - ШАР.

Колючая, пышная, лесная (что это?) - ЕЛЬ, ЁЛКА.

Круглый, деревянный, обеденный (что это?) - СТОЛ.

Вкусный, длинный, хрустящий, пупырчатый (что это?) - ОГУРЕЦ.

Пугливый, длинноухий, пушистый, серый (кто это?) - ЗАЯЦ.

Пушистая, рыжая, хитрая (кто это?) - ЛИСА.

Румяное, круглое, сладкое, спелое, сочное, наливное (что это?) - ЯБЛОКО .

Звонкий, веселый, прыгучий, резиновый (что это?) - МЯЧ .

Высокий, пятнистый, рогатый (кто это?) - ОЛЕНЬ.

Лохматый, косолапый (кто это?) - МЕДВЕДЬ.

Голодный, серый, злой (кто это?) - ВОЛК.

Маленькая, быстрая, проворная (кто это?) - БЕЛКА.

Хищный, сильный, полосатый (кто это?) - ТИГР.

Яркое, теплое, лучистое (что это?) - СОЛНЦЕ.

Серый, колючий (кто это?) - ЕЖ.

Игра «Подбери картинки к словам»

Цель: 1. Актуализация и обогащение словаря прилагательных, обозначающих цвет, вкус,

форму, качественные характеристики предметов.

2. Уточнение связи прилагательного и существительного.

3. Формирование грамматических категорий (согласование прилагательного с

существительным в роде и числе).

УСАТЫЙ /кот/

ПОЛОСАТАЯ /зебра/

НАРЯДНОЕ /платье/

КРУГЛЫЙ /мяч/

КРЕПКИЕ /ворота/ и т. д.

РАЗНОЦВЕТНАЯ /радуга/

ЗЛОЙ /пират/

ЗЕЛЕНАЯ /лягушка/

ПУШИСТАЯ /кошка/

КОЛЮЧИЙ /кактус/

Игра «Подари словечко» помогает нам в обучении детей распространению простого

предложения путем введения слов-прилагательных.

Цель: 1. Активизация и обогащение словаря прилагательных.

2. Формирование навыка подбора подходящих по смыслу качественных прилагательных.

Содержание: дети слушают двусоставные предложения и дополняют их словами-

признаками (упражнение можно проводить с опорой на картинки).

Едет машина. Едет грузовая машина.

Бежит зебра. Бежит полосатая зебра.

Выступает фокусник. Выступает веселый фокусник.

Жужжит муха. Жужжит надоедливая муха.

Цветет фиалка. Цветет душистая фиалка.

Котенок играет. Играет озорной котенок.

Летает бабочка. Летает красивая бабочка.

Летит парашютист. Летит смелый парашютист.

Светит солнце. Светит яркое солнце.

Дует ветер. Дует холодный ветер.

«Составляем рассказ». Придумать как можно больше слов по тематической

картине» («Зима», «Весна», «Лето», «Осень» и т.д.)

Цель: Активизация и обогащение словаря прилагательных.

Содержание: Дети слушают предложения и помогают подобрать для рассказа нужные

слова, отвечающие на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? в соответствии с

содержанием тематической картины.

Пришло лето (какое?) … . По небу плывут облака (какие?) …. Светит солнце (какое?) … .

На поляне цветут цветы (какие?) … и … . Поспели ягоды (какие?) … . На деревьях сидят

птицы (какие?) … . В листве шелестит ветерок (какой?) … .

Игра «Учимся отгадывать и загадывать загадки»

Цель: 1. Актуализация и обогащение словаря прилагательных, обозначающих

качественные характеристики предметов.

2. Уточнение связи прилагательного и существительного.

3. Формирование грамматических категорий (согласование прилагательного с

существительным в роде и числе).

Кто, скажи, зимой холодной Сам алый, сахарный,

По лесу бродит злой, голодный? Кафтан зеленый, бархатный.

Летом серый, зимой белый. Стройный, быстрый, рога ветвистые.

Красный нос в землю врос, а зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен, нужен только красный нос.

Красногрудый, чернокрылый, любит ягодки клевать.

С первым снегом на рябине он появится опять.

Закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков

предметов или прилагательных-антонимов проводится после предварительной работы с

картинками и усвоения детьми таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный»,

«противоположный».

«Найди картинку», «Чем отличаются?»

Цель: 1. Формирование навыка подбора прилагательных, противоположных по значению.

2. Формирование грамматических категорий (согласование прилагательного с

существительным в роде и числе).

Содержание: Педагог показывает картинку, ребенок подбирает картинку с

противоположным значением.

Этот мальчик веселый, а этот грустный.

День светлый, а ночь темная.

Это платье чистое, а это грязное.

Река широкая, а ручеек узкий.

Ремень широкий, а лента узкая.

Подушка мягкая, а камень твердый.

Чай горячий, а мороженое холодное.

Бревно толстое, а карандаш тонкий.

Слон огромный, а жучок крошечный.

«Сравни» (по вкусу, по цвету, по величине)

по вкусу - горчицу и мед;

по цвету - снег и сажу;

по величине - дерево и куст;

по ширине - дорогу и тропинку;

по возрасту- дедушку и мальчика;

по весу - гирю и пушинку;

по размеру - дом и шалаш.

Игры «Упрямый Фома», «Ученый кот», «Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать

наоборот», «Мальчик Антоним» и т. д.

Цель: 1. Формирование навыка подбора прилагательных, противоположных по значению.

2. Формирование грамматических категорий (согласование прилагательного с

существительным в роде и числе).

Содержание: В этих играх нельзя ни с чем соглашаться. К словам-признакам следует

подобрать слово, противоположное по значению.

Эта песня громкая. - Нет, она тихая.

Этот носок старый. - Нет, он новый.

Эта мышка толстая. - Нет, она худая.

Этот мальчик здоровый. - Нет, он больной. И. т. д.

Закрепление в представлении и словаре ребенка похожих по смыслу признаков

предметов или прилагательных-синонимов проводится после предварительной

работы с детьми, усвоения детьми таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный»,

«противоположный» и после первоначального усвоения слов-антонимов.

«Слова-друзья», «Скажи иначе», «Найди картинку»

Цель: 1. Формирование навыка подбора прилагательных, похожих по смыслу.

2. Формирование грамматических категорий (согласование прилагательного с

существительным в роде и числе).

Содержание: Педагог показывает картинку, ребенок подбирает похожие по смыслу слова

к каждому рисунку.

Мальчик (какой?) - шумный, крикливый.

Человек (какой?) - печальный, грустный.

Мама (какая?) - заботливая, внимательная.

Артист (какой?) - известный, знаменитый.

Летний день (какой?) - знойный, жаркий.

Книга (какая?) - интересная, увлекательная.

Девочка (какая?) - тихая, молчаливая.

Слон (какой?) - мощный, могучий.

Слон (какой?) - гигантский, огромный, большой.

Богатырь (какой?) - смелый, храбрый, отважный.

Баба Яга (какая?) - злая, сердитая.

Зонт (какой?) - влажный, мокрый.

Клоун (какой?) - забавный, смешной, потешный.

Обучение детей навыкам словообразования относительных прилагательных

Относительные прилагательные обозначают такой признак предмета,

который не может быть в предмете в большей или меньшей степени /каша не может

быть менее пшенной, а сто более деревянным/.

Относительные прилагательные не имеют краткой формы, степеней сравнения,

не сочетаются с наречием очень, не имеют антонимов, не образуют уменьшительно-

ласкательных форм.

Относительное прилагательное проще всего определить по значению отношения,

которое оно выражает:

Отношения к материалу (бумажная салфетка, льняной костюм, железные

инструменты, деревянная ложка, глиняный горшок).

К предмету, лицу (детские шалости, вербовая ветка, женские журналы).

К месту нахождения (горные склоны, лесные ягоды, загородные электрички,

речной порт, московский житель).

К действию, назначению (стиральный порошок, уборочная машина, обучающие

курсы, пассажирский поезд).

К отвлеченному понятию (риторический вопрос, научная работа, философский

спор).

К числу, количеству (тройная цена, двойное сальто, пятилетняя дочь, двухэтажный

дом).

К времени

(прошлогодний план , январские морозы)

К весу, мере, длине

(метровая палка, квартальный план)

Для работы по данному направлению в речевом центре группы следует иметь

следующие игры:

Игра «Что из чего сделано?»

Цель: 1. Активизация и обогащение словаря прилагательных.

2. Формирование способов образования относительных прилагательных со значением

соотнесенности к материалу.

Содержание: изменить слова по образцу, образуя прилагательные от имен

существительных.

Вот предмет, а из чего

Люди сделали его?

Салфетка из бумаги (какая?) - бумажная ящик из дерева (какой?) - …

шапка из меха (какая?) - … ключ из металла (какой?) - …

сапоги из кожи (какие?) - … костюм из шерсти (какой?) - …

стакан из стекла (какой?) - … шапка из меха (какая?) - …

Игра «Что из чего приготовлено?»

Цель: 1. Активизация и обогащение словаря прилагательных.

2. Закрепление способов образования относительных прилагательных со значением

соотнесенности к продуктам питания.

Содержание: изменить слова по образцу, образуя прилагательные от имен

существительных.

сок из яблок (какая?) - яблочный суп из гороха (какой?) - …

пюре из картофеля (какое?) - … кисель из слив (какой?) - …

суп из грибов (какой?) - … каша из пшена (какая?) - …

салат из моркови (какой?) - … конфеты из шоколада (какие?) - …

варенье из клубники (какое?) - … компот из черники (какой?) - …

«Назови правильно»

Цель: 1. Активизация и обогащение словаря прилагательных.

2. Формирование навыка словообразования относительных прилагательных со значением

соотнесенности к предмету, месту, действию.

Содержание: изменить слова по образцу, образуя прилагательные от имен

существительных.

лист березы (какой?) - березовый листья клена (какие?) - кленовые

ягоды в лесу (какие?) - лесные цветы в поле (какие?) - полевые

рыбы в реке (какие?) - речные рыбы в аквариуме (какие?) - аквариумные

Если грибы жарить, то они будут (какие?) - … (жареные)

Если грибы сушить, то они будут (какие?) - … (сушеные)

Если грибы солить, то они будут (какие?) - … (соленые)

Если за столом обычно пишут, то он (какой?) - … (письменный)

Если за столом едят, то он (какой?) - … (обеденный)

Если в шкаф обычно вешают платья и другую одежду, то он (какой?) - … (платяной)

Обучение детей навыкам словообразования притяжательных прилагательных

Притяжательные прилагательные определяют принадлежность чего-либо лицу

(отцов дом, сестрин платок, дядин совет, рыбачий поселок) или животному

(медвежья берлога, волчий вой, оленьи рога, кошкин дом) и отвечают на

вопросы чей? чья? чье? чьи?

Притяжательные прилагательные изменяются по падежам, числам и родам.

В современном русском языке употребляются притяжательные прилагательные,

выражающие семейные отношения: дедов, отцов, сестрин, дедушкин, папин,

мамин, внучкин, а также многочисленные прилагательные, образованные от

уменьшительных имен: Петин, Колин, Наташин.

Это тема очень представляет для усвоения детьми большую трудность, так как

суффиксы, образующие притяжательные прилагательные, очень разнообразны.

Закрепить словообразование притяжательных прилагательных нам помогут

следующие речевые игры:

Игра «Чьи это вещи?»

Цель: 1. Активизация и обогащение словаря прилагательных.

2. Формирование навыка образования притяжательных прилагательных, образованных от

существительных, выражающих семейные отношения и от имен собственных.

Содержание: изменить слова по образцу, образуя прилагательные от имен

существительных.

Очки бабушки (чьи?) - бабушкины очки. Костюм папы (чей?) - папин костюм.

Мишка Оли (чей?) - Олин мишка. Туфли мамы (чьи?) - мамины туфли.

Машина Толи (чья?) - Толина машина. Шапка дедушки (чья?) - дедушкина шапка.

Игры «Чья голова (морда), чей хвост (клюв), чье перо и т. д.»

Цель: 1. Активизация и обогащение словаря детей за счет притяжательных

прилагательных.

2. Формирование способов образования притяжательных прилагательных.

3. Закрепление навыка согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Содержание: изменить слова по образцу, образуя прилагательные от имен

существительных.

Чья у зверя голова?

Подскажи скорей слова.

Голова у лисы (чья?) - лисья Хвост у зайца (чей?) - заячий

Голова у кошки (чья?) - кошачья Усы у кошки (чьи?) - кошачьи

Клюв у курицы (чей?) - куриный Перья у голубя (чьи?) - голубиные

Игра «Чей дом?»

Цель: 1. Активизация и обогащение словаря детей за счет притяжательных

прилагательных.

2. Формирование способов образования притяжательных прилагательных.

3. Закрепление навыка согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Содержание: изменить слова по образцу, образуя прилагательные от имен

существительных.

Есть у всех жилье свое.

Подскажите, чье оно?

В берлоге спит медведь. Берлога (чей дом?) - медвежий

В дупле поселилась белка. Дупло (чей дом?) - беличий

Лиса живет в норе. Нора (чей дом?) - лисий

Волк живет в логове. Логово (чей дом?) - волчий

Игра «Чьи следы?»

Цель: 1. Активизация и обогащение словаря детей за счет притяжательных

прилагательных.

2. Формирование способов образования притяжательных прилагательных.

3. Закрепление навыка согласования прилагательного с существительным в роде и числе.

Содержание: изменить слова по образцу, образуя прилагательные от имен

существительных.

Все эти игры желательно проводить после обсуждения картинок.

Правильность употребления в речи разнообразных окончаний достигается путем

неоднократного повторения слов в игровых ситуациях.

А теперь рассмотрим более сложные речевые игры на формирование

грамматических категорий, развитие словесно-логического мышления, образных

ассоциаций.

Игра «Хвастунишки»

Цель: 1. Активизация и обогащение словаря прилагательных.

2. Формирование навыка образования сравнительной и превосходной формы имен

прилагательных.

Содержание: дети заканчивают предложения подходящими словами по образцу.

У меня яблоко большое! Я очень сильный!

А у меня еще больше! А я еще сильнее!

А у меня самое большое! А я самый сильный (сильнейший)!

Я бегаю быстро! Я очень нарядная!

А я еще быстрее! А я еще наряднее!

А я самый быстрый! А я самая нарядная!

Словообразование сложных прилагательных

Игры «Придумываем слова», «Придумай про зверей красивые слова»

Цель: 1. Активизация и обогащение словаря прилагательных.

2. Формирование способов образования сложных прилагательных.

У сороки длинный хвост, ее называют «длиннохвостая».

У зайца длинные уши, то он …длинноухий.

У аиста длинные ноги, он … длинноногий.

У снегиря красная грудка, он … красногрудый.

У жирафа длинная шея- значит он длинношеий.

У бегемота толстая кожа, он …толстокожий.

У Коли голубые глаза, он … голубоглазый.

У Кати темные волосы, она… темноволосая.

Игры «Третий лишний» («Четвертый лишний»), «Лишнее слово»

Цель: 1. Активизация и обогащение словаря прилагательных.

2. Закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность

детей к обобщению.

Содержание: педагог, бросая мяч ребенку, называет три или четыре слова и просит

определить, какое из них «лишнее». Дети, бросая мяч обратно, называют лишнее слово.

Распознаем мы сейчас,

Что же лишнее у нас.

Голубой, красный, спелый.

Сладкий, кислый, круглый, горький.

Осенний, летний, зимний, субботний.

Твердый, горячий, холодный.

Грустный, печальный, унылый, глубокий;

-Храбрый, звонкий, смелый, отважный;

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

Красный, сильный, зеленый;

Крепкий, далекий, прочный, надежный;

Дряхлый, старый, изношенный, ветхий;

Глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

Формирование представлений о многозначности,

понимания переносного смысла имен прилагательных

Игра «Про, что можно сказать?»

Цель: 1. Формирование представлений о многозначности имен прилагательных.

Содержание: Подобрать к словам-признакам подходящие по смыслу предметы.

ГУСТОЙ - лес, волосы (густые) зубцы у расчески, густая (каша)…

РЕДКИЙ - лес, волосы (редкие), зверь…

СВЕЖИЙ - хлеб, рубашка, газета ( свежая), запах…

МЕЛКИЙ - ручеек, тарелка (мелкая) и т.д.

Игры «Скажи по-другому!», «Найди пару»

Цель: 1. Формирование представлений о переносном смысле имен прилагательных.

2. Формирование навыка подбора прилагательных, одинаковых по значению.

Содержание: Подобрать к выражениям из первого столбика одинаковые по смыслу слова-

признаки из второго столбика

ДЛИННЫЙ ЯЗЫК ЗОРКИЕ

ОСТРЫЕ ГЛАЗА БОЛТЛИВЫЙ

ЗОЛОТЫЕ РУКИ УМНАЯ

СВЕТЛАЯ ГОЛОВА УМЕЛЫЕ

Игра «Кто какой?»

Цель: 1. Формирование образного сравнения прилагательных.

Содержание: Детям предлагаются карточки с изображением животных. Педагог называет

слово-признак, ребенок подбирает слово-предмет, обозначающее подходящее по смыслу

образное сравнение.

Злой, как… (волк).

Сильный, как … (слон, медведь, тигр, бык...).

Хитрый, как …(лиса).

Смелый, как (лев…).

Трусливый, как … (заяц…).

Запасливая, как … (белка…).

В заключение хочется отметить, что системная словарная работа, которую мы

рассмотрели на примере слов-прилагательных, имеет огромное значение для

дошкольного образовательного процесса, так как:

Овладение словарем является признаком хорошо развитой речи и показателем

высокого уровня умственного развития ребенка.

Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений,

формирования понятий, развития содержательной стороны мышления.

Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки детей к

школьному обучению.

Литература:

1. А. Н. Гвоздев. Вопросы изучения детской речи. Москва: Творческий центр Сфера, 2007.

2. Яшина В. И., Алексеева Д. Г «Методика развития речи и обучения родному языку

дошкольников». Москва: Образовательно-издательский центр «Академия», 2013.

3. И. В. Скворцова. Логопедические игры. М.: Олма Медиагрупп, 2015

4. Э. М. Курицина, Л. А. Тараева. Игры на развитие речи. М.: Росмэн, 2008

5. Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук. Мяч и речь. СПб.: Дельта, 2001.

6. Е. М. Косинова. Учимся правильно говорить. М.: Росмэн, 2008

7. О. Д. Перова. Домашняя грамматика. М.: Росмэн, 2006



В раздел образования