Авторы: Сироткина Наталья Сергеевна, Шилкина Оксана Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1359
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Воздействие разных жанров художественной литературы на развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Статья
«Воздействие разных жанров художественной литературы на развитие
образной речи детей старшего дошкольного возраста»
Авторы: Сироткина Наталья Сергеевна, Шилкина Оксана Вячеславовна.
ГБОУ Школа №1359 г. Москва
Дошкольный возраст считается значимым временем для становления
речи ребенка. Становление речи идет в нескольких направлениях: улучшается
ее практическое использование в общении с другими людьми.
Формирование образной речи содержит большой смысл для развития
связной речи. Дети способны более глубоко осмысливать содержание
литературного произведения и оценивать особенности художественной формы,
выражающей
содержание,
вследствие
этого
вероятность
формирования
образной речи появляется как раз в старшем дошкольном возрасте.
Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если
у ребёнка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение
применять в своей речи различные выразительные средства.
В работе с детьми особое значение имеет - обращение к художественной
литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки,
прибаутки и т.д., лучшим образом раскрывают и разъясняют ребенку жизнь
общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.
Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка,
обогащает его впечатления и эмоции. Литература помогает ребенку изложить
свое отношение к прослушанному, применяя готовые языковые формы.
Литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и
нравственные функции, т.е. быть средством умственного, нравственного и
эстетического воспитания.
Важным качеством речи является выразительность. Линии развития
выразительной речи рассмотрены С.Л. Рубинштейном. Педагогический аспект
этой проблемы освещен Н.С. Карпинской, которая отмечает, что уже в раннем
возрасте дети способны улавливать и воспроизводить элементы выразительных
средств.
Тема
нашего
самообразования:
«Воздействие
разных
жанров
художественной литературы на развитие образной речи
детей старшего
дошкольного
возраста».
Целью
является:
выявление
эффективности
использования художественной литературы в развитии образной речи детей
старшего дошкольного возраста. Поставленные задачи: выявить особенности
развития
образной
речи
у
детей
дошкольного
возраста
посредством
художественной
литературы.
Знакомить
с
основными
жанровыми
особенностями сказок, рассказов, стихотворений. Сформировать интерес к
художественной литературе. Расширять и активизировать словарный запас
детей.
В ходе работы над темой по самообразованию мы учитывали главные
аспекты
работы
педагога
с детьми -
разнообразие
видов
деятельности,
использовали
различные
приемы,
помогающие
детям
усваивать
нормы
устной речи, обеспечивающие развитие образной речи дошкольников. Изучали
методическую литературу, тем самым повышая свою профессиональную
компетентность.
В процессе работы над темой по самообразованию использованы
разнообразные формы взаимодействия с родителями воспитанников: проведено
анкетирование
родителей;
даны
консультации
для
родителей:
«Роль
художественной литературы в развитии речи детей», «Приобщение ребенка к
художественной литературе»; совместно создан центр чтения в группе.
Нами
сделана
и
оформлена
тематическая
выставка,
посвященная
творчеству
писателей;
регулярно
проводились
дидактические
игры,
обогащающие и активизирующие словарный запас «Найди и расскажи»,
«Рифмовочка», «Путешествие», совершенствующие звуковую культуру речи
«Звуковое домино», «Кто как кричит», «Слушаем звуки улицы», развивающие
связную речь, память, мышление, воображение у дошкольников «Представь
себе», «Шиворот- навыворот».
Создана копилка выразительных средств языка «Ларец 33 мудрости
(загадки, пословицы, фразеологизмы, скороговорки).
Оформлены наглядно-дидактические пособия «Рассказы по картинкам»,
«Портреты детских писателей», «Многозначные слова».
Формы работы с детьми предполагали проведение серии познавательных
бесед с использованием ИКТ: «Зачем нужны стихи и сказки», «Беседы о
творчестве разных писателей»; тематическая выставка «Поэты - детям»,
портреты А. Барто,
С. Михалкова, «Беседа о жанрах произведений».
Инсценировка сказки «Лисичка - сестричка и серый волк». Посещение
городской детской библиотеки.
Проведена итоговая литературная викторина с детьми «По страницам
любимых сказок», где дети показали высокий уровень развития образной речи.
Выявлено, что художественное произведение привлекает ребенка не
только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие
дошкольники,
воспринимая
произведение,
могут
дать
сознательную,
мотивированную оценку персонажам.
Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета,
сопоставление
событий,
описанных
в произведении,
с
теми, что ему
приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и
правильно понимать реалистические рассказы, сказки.
Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет
восприятие
детьми
таких
жанров,
как
басни,
пословицы,
загадки,
обусловливает необходимость помощи взрослого.
В заключение можно сделать вывод, что на основе приобретенных знаний
у детей формируются такие качества, как любовь к художественному слову,
уважение к книге.
Умение правильно использовать образные выражения, и в то
же время правильно и красиво выражать свои мысли и чувства, речь детей
обогатилась образными словами и выражениями, увеличивается понимание
этих слов.
Из этого следует, что при системной работе по развитию у детей
образной речи в процессе использования художественной литературы можно
добиться хороших результатов.
Литература:
1.
Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста
[Текст] // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей
дошкольного возраста: учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед.
учебных заведений /Сост.: М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия,
2009. – 560 с.
2.
Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников
[Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А.
Стародубова. – М.: Академия, 2006. – 256 с.
3.
Ушакова, О.С. Знакомим дошкольников с литературой [Текст]: О.С.
Ушакова, Н.В. Гавриш. – М.: Просвещение, 2003. – 114 с.
4.
Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова. – М.:
ТЦ Сфера, 2001. – 256 с.
5.
Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст]: учеб. пособие для студ.
высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин. – М.: Академия, 2007. – 384с.