Напоминание

"Воздействие разных жанров художественной литературы на развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста"


Авторы: Сироткина Наталья Сергеевна, Шилкина Оксана Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1359
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Воздействие разных жанров художественной литературы на развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья

«Воздействие разных жанров художественной литературы на развитие

образной речи детей старшего дошкольного возраста»

Авторы: Сироткина Наталья Сергеевна, Шилкина Оксана Вячеславовна.

ГБОУ Школа №1359 г. Москва

Дошкольный возраст считается значимым временем для становления

речи ребенка. Становление речи идет в нескольких направлениях: улучшается

ее практическое использование в общении с другими людьми.

Формирование образной речи содержит большой смысл для развития

связной речи. Дети способны более глубоко осмысливать содержание

литературного произведения и оценивать особенности художественной формы,

выражающей

содержание,

вследствие

этого

вероятность

формирования

образной речи появляется как раз в старшем дошкольном возрасте.

Речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если

у ребёнка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение

применять в своей речи различные выразительные средства.

В работе с детьми особое значение имеет - обращение к художественной

литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки,

прибаутки и т.д., лучшим образом раскрывают и разъясняют ребенку жизнь

общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений.

Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка,

обогащает его впечатления и эмоции. Литература помогает ребенку изложить

свое отношение к прослушанному, применяя готовые языковые формы.

Литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и

нравственные функции, т.е. быть средством умственного, нравственного и

эстетического воспитания.

Важным качеством речи является выразительность. Линии развития

выразительной речи рассмотрены С.Л. Рубинштейном. Педагогический аспект

этой проблемы освещен Н.С. Карпинской, которая отмечает, что уже в раннем

возрасте дети способны улавливать и воспроизводить элементы выразительных

средств.

Тема

нашего

самообразования:

«Воздействие

разных

жанров

художественной литературы на развитие образной речи

детей старшего

дошкольного

возраста».

Целью

является:

выявление

эффективности

использования художественной литературы в развитии образной речи детей

старшего дошкольного возраста. Поставленные задачи: выявить особенности

развития

образной

речи

у

детей

дошкольного

возраста

посредством

художественной

литературы.

Знакомить

с

основными

жанровыми

особенностями сказок, рассказов, стихотворений. Сформировать интерес к

художественной литературе. Расширять и активизировать словарный запас

детей.

В ходе работы над темой по самообразованию мы учитывали главные

аспекты

работы

педагога

с детьми -

разнообразие

видов

деятельности,

использовали

различные

приемы,

помогающие

детям

усваивать

нормы

устной речи, обеспечивающие развитие образной речи дошкольников. Изучали

методическую литературу, тем самым повышая свою профессиональную

компетентность.

В процессе работы над темой по самообразованию использованы

разнообразные формы взаимодействия с родителями воспитанников: проведено

анкетирование

родителей;

даны

консультации

для

родителей:

«Роль

художественной литературы в развитии речи детей», «Приобщение ребенка к

художественной литературе»; совместно создан центр чтения в группе.

Нами

сделана

и

оформлена

тематическая

выставка,

посвященная

творчеству

писателей;

регулярно

проводились

дидактические

игры,

обогащающие и активизирующие словарный запас «Найди и расскажи»,

«Рифмовочка», «Путешествие», совершенствующие звуковую культуру речи

«Звуковое домино», «Кто как кричит», «Слушаем звуки улицы», развивающие

связную речь, память, мышление, воображение у дошкольников «Представь

себе», «Шиворот- навыворот».

Создана копилка выразительных средств языка «Ларец 33 мудрости

(загадки, пословицы, фразеологизмы, скороговорки).

Оформлены наглядно-дидактические пособия «Рассказы по картинкам»,

«Портреты детских писателей», «Многозначные слова».

Формы работы с детьми предполагали проведение серии познавательных

бесед с использованием ИКТ: «Зачем нужны стихи и сказки», «Беседы о

творчестве разных писателей»; тематическая выставка «Поэты - детям»,

портреты А. Барто,

С. Михалкова, «Беседа о жанрах произведений».

Инсценировка сказки «Лисичка - сестричка и серый волк». Посещение

городской детской библиотеки.

Проведена итоговая литературная викторина с детьми «По страницам

любимых сказок», где дети показали высокий уровень развития образной речи.

Выявлено, что художественное произведение привлекает ребенка не

только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие

дошкольники,

воспринимая

произведение,

могут

дать

сознательную,

мотивированную оценку персонажам.

Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета,

сопоставление

событий,

описанных

в произведении,

с

теми, что ему

приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и

правильно понимать реалистические рассказы, сказки.

Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет

восприятие

детьми

таких

жанров,

как

басни,

пословицы,

загадки,

обусловливает необходимость помощи взрослого.

В заключение можно сделать вывод, что на основе приобретенных знаний

у детей формируются такие качества, как любовь к художественному слову,

уважение к книге.

Умение правильно использовать образные выражения, и в то

же время правильно и красиво выражать свои мысли и чувства, речь детей

обогатилась образными словами и выражениями, увеличивается понимание

этих слов.

Из этого следует, что при системной работе по развитию у детей

образной речи в процессе использования художественной литературы можно

добиться хороших результатов.

Литература:

1.

Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста

[Текст] // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей

дошкольного возраста: учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед.

учебных заведений /Сост.: М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия,

2009. – 560 с.

2.

Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников

[Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А.

Стародубова. – М.: Академия, 2006. – 256 с.

3.

Ушакова, О.С. Знакомим дошкольников с литературой [Текст]: О.С.

Ушакова, Н.В. Гавриш. – М.: Просвещение, 2003. – 114 с.

4.

Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О.С. Ушакова. – М.:

ТЦ Сфера, 2001. – 256 с.

5.

Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст]: учеб. пособие для студ.

высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин. – М.: Академия, 2007. – 384с.



В раздел образования