Напоминание

"На планете Толерантность!"


Автор: Магарамова Бэла Керимовна
Должность: преподаватель педагогики и психологии
Учебное заведение: Дербентский профессионально-педагогический колледж" им. Г.Б. Казиахмедова
Населённый пункт: Дербент, р,Дагестан
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "На планете Толерантность!"
Раздел: высшее образование





Назад




Министерство образования и науки Республики Дагестан

ГБПОУ «Дербентский профессионально-педагогический

колледж им.Г.Б.Казиахмедова»

Методическая разработка

классного часа

«На планете Толерантность!»

2 «Б» курс, 16.11.2020г г.

Подготовила:

преподаватель по программам начального общего образования

Магарамова Б.К

Дербент-2017г.

1

- А что такое мир? (ответы студентов)

Сейчас

я

вам

предлагаю

послушать

китайскую притчу о семье, в которой

царили мир и лад.

Выступление

студентов:

«Ладная семья»

Жила-была на свете семья.

Она была не простая. Более 100

человек

насчитывалось

в

этой

семье. И занимала она целое село.

Так и жили всей семьей и всем

селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том,

что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни

ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить,

правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом

чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился

владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе

семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье.

Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен

был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать

каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на

бумаге: любовь, прощение, терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

Прочел владыка и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа

жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

Преподаватель:Вам понравилась эта притча? А о чем она? Чему учит? Какие три

слова стали законом в семье, где царили мир и согласие? (ответы студентов-

любовь, прощение, терпение, доброта, дружба, терпение, уважение)

Преподаватель:всё то, о чем вы сейчас говорили, можно объединить, назвать

одним словом «толерантность».

2

Преподаватель:- как мы можем найти

путь к миру? Мы попробуем сделать

это через толерантность. Тема нашего

классного часа «Толерантность – путь к

миру».

Работа с понятием толерантность.

Преподаватель:Что

такое

толерантность?

Работа в тетради. Словарь.

Толерантность – это способность терпеть что-то или кого-то (латинский)

Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идеи и

мнения (испанский)

Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным (английский)

Толерантность

позволять,

принимать,

быть

по

отношению

к

другим

великодушным (китайский)

Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание,

терпение (арабский).

Преподаватель:

дать

определение

толерантности довольно-таки трудно из-

за

того,

что

в

разных

языках

оно

трактуется по-разному. И сейчас мы в

этом убедились.

Преподаватель:Что

общего

в

этих

определениях?

Студенты:

умение жить в мире и

согласии со всем миром.

Преподаватель:как вы себе представляете эмблему толерантности?

- Как вы думаете, какое слово является ключевым для понятия толерантность?

Конечно, это слово терпимость.

Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно.

Нам ближе на российское слово – «терпимость».

Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим

мнением. Работа в тетради. Словарь.

Преподаватель:В настоящее время проблема формирования толерантности

стоит особенно остро. Это объясняется целым рядом причин:

3

резкое расслоение мировой цивилизации по экономическим, социальным и

другим признакам и связанный с этимрост нетерпимости;

развитие религиозного экстремизма;

обострение

межнациональных

отношений,

вызванных

локальными

войнами, проблемамибеженцев.

Преподаватель:Не случайно в 1995 году 16

ноября

ЮНЕСКО

приняла

специальную

«Декларацию принципов толерантности», в

которой

дается

определение

данного

понятия:

«

… Толерантность

означает

уважение, принятие и правильное понимание

богатого многообразия культур нашего мира,

наших форм самовыражения и способов

проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость,

общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в

многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая

потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным

достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

Преподаватель:

16

ноября

жители

многих стран отмечают Международный

день

толерантности

или

День

терпимости.

Этот

праздник

был

учрежден в 1996 году по решению

Генеральной Ассамблеи ООН.

Преподаватель:

Понятие

толерантность очень широкое, на

одном

уроке мы не сможем

говорить

обо

всех

видах,

но

давайте хотя бы

посмотрим,

какие

виды

толерантности

бывают:

4

Преподаватель: Как вы думаете, для нас с вами, проживающих в небольшом,

многонациональном городке, какой вид толерантности будет наиболее близким и

почему? Для того чтобы быть более терпимыми к людям других национальностей,

надо много знать об особенностях разных культур, много читать, интересоваться.

Преподаватель:

Толерантность

является

ключевым

духовно-нравственным

принципом гражданского общества. Уровень толерантности отдельного человека во

многом характеризует его личные качества, обусловливает его отношения с другими

людьми.

Преподаватель:

Теперь

давайте

попробуем дать характеристику человеку,

который

обладает

толерантным

отношением.

Понимание

толерантности

достигается

через

уяснение

ее

противоположности

- интолерантности,

или нетерпимости.

Работа в тетради. Словарь.

Преподаватель:

Как вы думаете, какие

черты присущи толерантной личности?

Как вы думаете, какого человека можно

назвать интолерантным?

Задания для работы в группах:

Распределить в две колонки: I

– черты,

присущие

толерантной

личности,

II

-

интолерантной личности.

Преподаватель:

А сейчас мы с вами проведем тестирование и определим,

насколько вы толерантны.(ключ к тесту -

приложение)

5

Преподаватель:Давайте выясним причины своей нетерпимости к людям.

Как

правило, нами движет непреодолимое желание оценивать окружающих с точки

зрения собственных, порой весьма завышенных стандартов. Те, кто не соответствует

последним, вызывают наши раздражение, злобу, насмешки и даже отвращение.

Второй распространённой причиной патологической нетерпимости к людям

является чувство собственного превосходства. Оно преграждает путь к восприятию

окружающих такими, какие они есть.

Второй распространённой причиной патологическойнетерпимости к людям яв

ляется чувство собственного превосходства. Оно преграждает путь к восприятию

окружающих такими, какие они есть.

Проявления нетерпимости могут иметь место в отношениях не только между

людьми, но и между государствами?

Сегодня может показаться, что все страшные войны остались в

далеком

прошлом. Но это вовсе не так. Несмотря на то что, согласно исследованиям, в XXI

веке в результате военных действий гибнет гораздо меньше людей, чем в прошлые

столетия, в разных регионах нашей планеты вспыхивают горячие точки. Горячие

точки планеты – это словно старые раны, которые все никак не могут зажить. На

какое-то время конфликты угасают, но потом снова и снова вспыхивают, принося

боль и страдания.

Преподаватель:

К

этим

конфликтам

приводят такие проявления нетерпимости как:

- Как избежать национальной вражды?

Просмотр видеоролика «Тайна ДНК и мир

без войны?

-

Можем

ли

мы

воспитать

в

себе

те

положительные качества, о которых сегодня

говорим?

Преподаватель: развитие в себе терпимости

по отношению к другим людям – это напряженная работа над собой.

Игры, проясняющие взаимные представления друг о друге (взаимовосприятие).

Преподаватель:Посмотрите друг на друга. Вы одинаковы или разные?

А теперь посмотрим насколько же вы разные и познакомимся с каждым из вас

поближе.

Игра «Интервью»

Цели и задачи:

1.

Помочь учащимся лучше узнать друг друга, ознакомление с индивидуальными

особенностями.

6

2.

Сократить дистанцию в общении; способствовать формированию умения

работать в группе, сотрудничать.

3.

Воспитывать коммуникативные умения: слушать и слышать, сопереживать

другому.

Условие игры: Учащиеся вытягивают попавшийся лист с вопросом и отвечают на

него. (условие игры – ответы полные, искренние).

Преподаватель:чему

учились?

что

нового

вы

узнали

о

себе,

о

своих

однокурсниках?

Преподаватель:Толерантная личность. Какими личностными качествами должен

обладать такой человек? Продолжи фразу «Я …»

Студенты: Я

терпимый и терпеливый;

считающийся с чужими мнениями и интересами;

умеющий решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания;

приветливый и заботливый, вежливый и деликатный;

уважающий окружающих и уважаемый ими;

уважающий права свои и других, умеющий слушать и слышать;

заботливый, сострадающий, поддерживающий;

патриот своей школы, города, России, заботящийся об их процветании;

человек, берегущий природу и культуру;

трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый.

Преподаватель:Толерантная семья.

Какими качествами должна такая

семья, ваша семья? Продолжи фразу

«В моей семье …»

Студенты: В моей семье

все терпимые и терпеливые;

здоровые, добрые, любящие;

уважающие, понимающие,

поддерживающие друг друга;

окружающие друг друга

заботой;

внимательные, отзывчивые,

интересующиеся планами и

заботами друг друга;

успешные, независимые, счастливые.

Преподаватель:Толерантный город. Чем же должен отличаться такой посёлок, наш

посёлок? Продолжи фразу «В моём городе …»

7

Студенты: В моем городе

прохожие доброжелательные, вежливые;

улицы, дворы и парки чистые, ухоженные;

река и воздух чистые, природа здоровая;

школа просторная, светлая;

учителя умные, добрые, справедливые, понимающие, умеющие поддержать,

любящие свое дело, свою работу и детей, знающие и понимающие интересы

учеников;

учащиеся доброжелательные, уважающие друг друга и всех сотрудников

школы, умеющие слушать и слышать, понимающие и поддерживающие друг

друга.

Преподаватель:Толерантные округ и страна. Что же такого особенного должно

быть в таком округе и такой стране? Продолжи фразу «В моём округе и в моей

стране…»

Студенты:В моём округе и в моей стране

власть справедливая, профессиональная, ответственная, заботящаяся о своих

гражданах;

народ здоровый, доброжелательный, трудолюбивый, обеспеченный,

заботящийся о процветании своей страны;

все граждане – патриоты своей страны, свободные, уважающие права свои и

других, ценящие добрососедские отношения, мир и согласие, право каждого

быть самим собой;

страна сотрудничает с другими странами мира, сохраняя мир и дружбу во

всем мире.

«Собери пословицу»

Самый несчастный человек тот, кто считает себя всегда правым.

Других не суди – на себя погляди.

Когда двое ссорятся, всегда виноваты оба.

И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.

Всякое существование – это сосуществование.

Огонь тушится не огнём, а водой.

Как аукнется, так и откликнется.

Куда несчастнее тот, кому никто не нравится, чем тот, кто не нравится никому.

Уважение к людям есть уважение к самому себе.

Не людей сотворили ради тебя, а тебя создали для людей.

Практическая работа в группах: изготовление лэпбука.

Лэпбук – это картонная папка, в которой собран материал на определенную тему,

Лэпбук (детская книжка-раскладушка) – это новый метод изучения, запоминания

определенной темы,

8

Лэпбук (lapbook)

это сравнительно

новое

средство

из

Америки,

представляет

собой

одну

из

разновидностей

метода

проекта.

Адаптировала

его

под

наш

менталитет Татьяна Пироженко. Она

разрабатывала эту технологию

для

занятий

со

своим

ребенком

и

предложила

использовать

ее

в

исследовательской работе с детьми. В

дословном переводе с английского

языка лэпбук означает

«книга

на

коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких

книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать

информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и др.

Рефлексия:студенты высказываются одним предложением, выбирая начало фразы

из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Преподаватель:Пусть каждый из нас, пусть наш класс, наша школа, наш город и

наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой

планеты Земля. Большое спасибо всем вам за сегодняшнюю работу, мы надеемся,

что вы будете терпимее относиться друг к другу, уважать мнение других и всегда

придете на помощь. Будьте толерантны! Спасибо всем!

В конце классного часа всем студентам раздаются буклеты «толерантность в

каждый дом».

9



В раздел образования