Автор: Магарамова Бэла Керимовна
Должность: преподаватель педагогики и психологии
Учебное заведение: Дербентский профессионально-педагогический колледж" им. Г.Б. Казиахмедова
Населённый пункт: Дербент, р,Дагестан
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "На планете Толерантность!"
Раздел: высшее образование
Министерство образования и науки Республики Дагестан
ГБПОУ «Дербентский профессионально-педагогический
колледж им.Г.Б.Казиахмедова»
Методическая разработка
классного часа
«На планете Толерантность!»
2 «Б» курс, 16.11.2020г г.
Подготовила:
преподаватель по программам начального общего образования
Магарамова Б.К
Дербент-2017г.
1
- А что такое мир? (ответы студентов)
Сейчас
я
вам
предлагаю
послушать
китайскую притчу о семье, в которой
царили мир и лад.
Выступление
студентов:
«Ладная семья»
Жила-была на свете семья.
Она была не простая. Более 100
человек
насчитывалось
в
этой
семье. И занимала она целое село.
Так и жили всей семьей и всем
селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том,
что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни
ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить,
правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом
чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился
владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе
семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье.
Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен
был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать
каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на
бумаге: любовь, прощение, терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Прочел владыка и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа
жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.
Преподаватель:Вам понравилась эта притча? А о чем она? Чему учит? Какие три
слова стали законом в семье, где царили мир и согласие? (ответы студентов-
любовь, прощение, терпение, доброта, дружба, терпение, уважение)
Преподаватель:всё то, о чем вы сейчас говорили, можно объединить, назвать
одним словом «толерантность».
2
Преподаватель:- как мы можем найти
путь к миру? Мы попробуем сделать
это через толерантность. Тема нашего
классного часа «Толерантность – путь к
миру».
Работа с понятием толерантность.
Преподаватель:Что
такое
толерантность?
Работа в тетради. Словарь.
Толерантность – это способность терпеть что-то или кого-то (латинский)
Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идеи и
мнения (испанский)
Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным (английский)
Толерантность
–
позволять,
принимать,
быть
по
отношению
к
другим
великодушным (китайский)
Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание,
терпение (арабский).
Преподаватель:
дать
определение
толерантности довольно-таки трудно из-
за
того,
что
в
разных
языках
оно
трактуется по-разному. И сейчас мы в
этом убедились.
Преподаватель:Что
общего
в
этих
определениях?
Студенты:
умение жить в мире и
согласии со всем миром.
Преподаватель:как вы себе представляете эмблему толерантности?
- Как вы думаете, какое слово является ключевым для понятия толерантность?
Конечно, это слово терпимость.
Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно.
Нам ближе на российское слово – «терпимость».
Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим
мнением. Работа в тетради. Словарь.
Преподаватель:В настоящее время проблема формирования толерантности
стоит особенно остро. Это объясняется целым рядом причин:
3
резкое расслоение мировой цивилизации по экономическим, социальным и
другим признакам и связанный с этимрост нетерпимости;
развитие религиозного экстремизма;
обострение
межнациональных
отношений,
вызванных
локальными
войнами, проблемамибеженцев.
Преподаватель:Не случайно в 1995 году 16
ноября
ЮНЕСКО
приняла
специальную
«Декларацию принципов толерантности», в
которой
дается
определение
данного
понятия:
«
… Толерантность
означает
уважение, принятие и правильное понимание
богатого многообразия культур нашего мира,
наших форм самовыражения и способов
проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость,
общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в
многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая
потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным
достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».
Преподаватель:
16
ноября
жители
многих стран отмечают Международный
день
толерантности
или
День
терпимости.
Этот
праздник
был
учрежден в 1996 году по решению
Генеральной Ассамблеи ООН.
Преподаватель:
Понятие
толерантность очень широкое, на
одном
уроке мы не сможем
говорить
обо
всех
видах,
но
давайте хотя бы
посмотрим,
какие
виды
толерантности
бывают:
4
Преподаватель: Как вы думаете, для нас с вами, проживающих в небольшом,
многонациональном городке, какой вид толерантности будет наиболее близким и
почему? Для того чтобы быть более терпимыми к людям других национальностей,
надо много знать об особенностях разных культур, много читать, интересоваться.
Преподаватель:
Толерантность
является
ключевым
духовно-нравственным
принципом гражданского общества. Уровень толерантности отдельного человека во
многом характеризует его личные качества, обусловливает его отношения с другими
людьми.
Преподаватель:
Теперь
давайте
попробуем дать характеристику человеку,
который
обладает
толерантным
отношением.
Понимание
толерантности
достигается
через
уяснение
ее
противоположности
- интолерантности,
или нетерпимости.
Работа в тетради. Словарь.
Преподаватель:
Как вы думаете, какие
черты присущи толерантной личности?
Как вы думаете, какого человека можно
назвать интолерантным?
Задания для работы в группах:
Распределить в две колонки: I
– черты,
присущие
толерантной
личности,
II
-
интолерантной личности.
Преподаватель:
А сейчас мы с вами проведем тестирование и определим,
насколько вы толерантны.(ключ к тесту -
приложение)
5
Преподаватель:Давайте выясним причины своей нетерпимости к людям.
Как
правило, нами движет непреодолимое желание оценивать окружающих с точки
зрения собственных, порой весьма завышенных стандартов. Те, кто не соответствует
последним, вызывают наши раздражение, злобу, насмешки и даже отвращение.
Второй распространённой причиной патологической нетерпимости к людям
является чувство собственного превосходства. Оно преграждает путь к восприятию
окружающих такими, какие они есть.
Второй распространённой причиной патологическойнетерпимости к людям яв
ляется чувство собственного превосходства. Оно преграждает путь к восприятию
окружающих такими, какие они есть.
Проявления нетерпимости могут иметь место в отношениях не только между
людьми, но и между государствами?
Сегодня может показаться, что все страшные войны остались в
далеком
прошлом. Но это вовсе не так. Несмотря на то что, согласно исследованиям, в XXI
веке в результате военных действий гибнет гораздо меньше людей, чем в прошлые
столетия, в разных регионах нашей планеты вспыхивают горячие точки. Горячие
точки планеты – это словно старые раны, которые все никак не могут зажить. На
какое-то время конфликты угасают, но потом снова и снова вспыхивают, принося
боль и страдания.
Преподаватель:
К
этим
конфликтам
приводят такие проявления нетерпимости как:
- Как избежать национальной вражды?
Просмотр видеоролика «Тайна ДНК и мир
без войны?
-
Можем
ли
мы
воспитать
в
себе
те
положительные качества, о которых сегодня
говорим?
Преподаватель: развитие в себе терпимости
по отношению к другим людям – это напряженная работа над собой.
Игры, проясняющие взаимные представления друг о друге (взаимовосприятие).
Преподаватель:Посмотрите друг на друга. Вы одинаковы или разные?
А теперь посмотрим насколько же вы разные и познакомимся с каждым из вас
поближе.
Игра «Интервью»
Цели и задачи:
1.
Помочь учащимся лучше узнать друг друга, ознакомление с индивидуальными
особенностями.
6
2.
Сократить дистанцию в общении; способствовать формированию умения
работать в группе, сотрудничать.
3.
Воспитывать коммуникативные умения: слушать и слышать, сопереживать
другому.
Условие игры: Учащиеся вытягивают попавшийся лист с вопросом и отвечают на
него. (условие игры – ответы полные, искренние).
Преподаватель:чему
учились?
что
нового
вы
узнали
о
себе,
о
своих
однокурсниках?
Преподаватель:Толерантная личность. Какими личностными качествами должен
обладать такой человек? Продолжи фразу «Я …»
Студенты: Я
терпимый и терпеливый;
считающийся с чужими мнениями и интересами;
умеющий решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания;
приветливый и заботливый, вежливый и деликатный;
уважающий окружающих и уважаемый ими;
уважающий права свои и других, умеющий слушать и слышать;
заботливый, сострадающий, поддерживающий;
патриот своей школы, города, России, заботящийся об их процветании;
человек, берегущий природу и культуру;
трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый.
Преподаватель:Толерантная семья.
Какими качествами должна такая
семья, ваша семья? Продолжи фразу
«В моей семье …»
Студенты: В моей семье
все терпимые и терпеливые;
здоровые, добрые, любящие;
уважающие, понимающие,
поддерживающие друг друга;
окружающие друг друга
заботой;
внимательные, отзывчивые,
интересующиеся планами и
заботами друг друга;
успешные, независимые, счастливые.
Преподаватель:Толерантный город. Чем же должен отличаться такой посёлок, наш
посёлок? Продолжи фразу «В моём городе …»
7
Студенты: В моем городе
прохожие доброжелательные, вежливые;
улицы, дворы и парки чистые, ухоженные;
река и воздух чистые, природа здоровая;
школа просторная, светлая;
учителя умные, добрые, справедливые, понимающие, умеющие поддержать,
любящие свое дело, свою работу и детей, знающие и понимающие интересы
учеников;
учащиеся доброжелательные, уважающие друг друга и всех сотрудников
школы, умеющие слушать и слышать, понимающие и поддерживающие друг
друга.
Преподаватель:Толерантные округ и страна. Что же такого особенного должно
быть в таком округе и такой стране? Продолжи фразу «В моём округе и в моей
стране…»
Студенты:В моём округе и в моей стране
власть справедливая, профессиональная, ответственная, заботящаяся о своих
гражданах;
народ здоровый, доброжелательный, трудолюбивый, обеспеченный,
заботящийся о процветании своей страны;
все граждане – патриоты своей страны, свободные, уважающие права свои и
других, ценящие добрососедские отношения, мир и согласие, право каждого
быть самим собой;
страна сотрудничает с другими странами мира, сохраняя мир и дружбу во
всем мире.
«Собери пословицу»
Самый несчастный человек тот, кто считает себя всегда правым.
Других не суди – на себя погляди.
Когда двое ссорятся, всегда виноваты оба.
И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.
Всякое существование – это сосуществование.
Огонь тушится не огнём, а водой.
Как аукнется, так и откликнется.
Куда несчастнее тот, кому никто не нравится, чем тот, кто не нравится никому.
Уважение к людям есть уважение к самому себе.
Не людей сотворили ради тебя, а тебя создали для людей.
Практическая работа в группах: изготовление лэпбука.
Лэпбук – это картонная папка, в которой собран материал на определенную тему,
Лэпбук (детская книжка-раскладушка) – это новый метод изучения, запоминания
определенной темы,
8
Лэпбук (lapbook)
– это сравнительно
новое
средство
из
Америки,
представляет
собой
одну
из
разновидностей
метода
проекта.
Адаптировала
его
под
наш
менталитет Татьяна Пироженко. Она
разрабатывала эту технологию
для
занятий
со
своим
ребенком
и
предложила
использовать
ее
в
исследовательской работе с детьми. В
дословном переводе с английского
языка лэпбук означает
«книга
на
коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких
книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать
информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и др.
Рефлексия:студенты высказываются одним предложением, выбирая начало фразы
из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Преподаватель:Пусть каждый из нас, пусть наш класс, наша школа, наш город и
наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой
планеты Земля. Большое спасибо всем вам за сегодняшнюю работу, мы надеемся,
что вы будете терпимее относиться друг к другу, уважать мнение других и всегда
придете на помощь. Будьте толерантны! Спасибо всем!
В конце классного часа всем студентам раздаются буклеты «толерантность в
каждый дом».
9