Напоминание

Дидактическое пособие - коллекция "Мир эмоций"


Автор: Буракова Оксана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ ЦРР д\с 78 "Алые паруса"
Населённый пункт: город Ставрополь, Ставропольский край
Наименование материала: Мастер-класс для педагогов
Тема: Дидактическое пособие - коллекция "Мир эмоций"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер-класс для педагогов

Дидактическое пособие - коллекция

«Мир эмоций»

для развития эмоциональной сферы дошкольников .

Цель: знакомство педагогов с пособием по развитию эмоциональной сферы

дошкольников.

Задачи:

1.

Установить эмоциональный контакт между всеми участниками;

2.

Научить понимать эмоциональное состояние детей;

3.

Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению игровых

технологий.

Оборудование:

коллекция разнообразных материалов :

1.

каштаны, фасоль, орехи, шишки , ракушки, крупа,

2.

ткань, бумага разной текстуры,

3.

стеклянные фигурки, камешки,

4.

надувные разноцветные шарики,

5.

игрушки киндер -сюрпризы,

6.

резиновые игрушки -скрепыши,

7.

шнурки, конструктор ,

8.

контейнеры с запахами ,

9.

зеркало.

наглядно- иллюстративный материал :

1.

настольные ширмы,

2.

подбор иллюстраций различной тематики

3.

фотографии и пиктограммы эмоций

4.

человечки

5.

мешочки эмоций

6.

кубик эмоций

7.

часы эмоций

8.

мультимедийная система,

9.

презентация (слайды);

10.

коллекция игр по развитию эмоциональной сферы.

Ход мастер-класса

1 слайд

1.Вступление.

-Здравствуйте, уважаемые коллеги, тема моего мастер-класса «Дидактическое пособие

- коллекция «Мир эмоций» для развития эмоциональной сферы дошкольников»

2 слайд

Эмоциональное развитие ребенка - одно из важных направлений в работе с детьми

дошкольного возраста. Развивать эмоциональную сферу необходимо как можно раньше.

Чем более развита эмоциональная сфера, тем лучше ребенок встроен в социум, тем

плодотворнее, богаче отношение к окружающим.

Ходить, говорить, читать и писать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать,

сопереживать, общаться и любить - этому обучиться сложнее.

3слайд

Эмоции играют важную роль в жизни ребенка. Все люди без исключения, попадая в

какие-либо жизненные ситуации, испытывают разнообразные эмоции – веселье, печаль,

злость, удивления, брезгливость, сочувствия, восторг и т. д.

Взрослые люди хорошо владеют своими эмоциями, пряча свои чувства под маской. А

дети? Они естественны и непосредственны в своём поведении. Они не могут скрывать свои

чувства и эмоции так, как это делает взрослый человек. Ребёнок искренне переживает успехи

и неудачи, которые происходят в его жизни.

Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной жизненной ситуации, в

конечном итоге определяют всю жизнь человека. Проблема заключается в том, что у детей

дошкольного возраста эмоциональная сфера слабо выражена. Распознавание и передача

эмоций — достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенного уровня

развития.

Чем лучше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние

другого человека о отреагирует на него.

Слайд4

Речь, восприятие, внимание, память, мышление, воображение тесно связаны с

состоянием эмоционально-волевой сферы. Успешному вхождению ребенка в мир чувств и

эмоций способствуют различные игры, упражнения, мимическая гимнастика, чтение,

инсценировки, музыка. А именно, игра позитивно влияет на эмоциональную сферу

дошкольников, благодаря чему может весьма продолжительное время поддерживаться

высокая мотивированность детей. В игре дети инсценируют движения, мимику, интонации,

характерные для эмоционального состояния героя.

2.Практическая часть.

5 слайд

-А сейчас, вашему вниманию я хотела бы представить варианты использования

дидактического пособия «Мир эмоций»

Приглашаю фокус -группу 4-6 человек за столы.

Целью и задачами дидактического пособия «Мир эмоций» являются:

Цель: развитие эмоциональной сферы дошкольников .

Задачи: - знакомить детей с эмоциями и чувствами,

способствовать снижению эмоционального напряжения,

формировать способность управлять своими чувствами ,

развивать умение обозначать свое эмоциональное состояние словом, соотносить

эмоции с явлением,

развивать умение изображать эмоциональное состояние, полученное путём тактильного

, зрительного, слухового восприятия.

6 слайд

Итак, начнем. Игра «часы эмоций».

Я, ведущий ( воспитатель), буду крутить стрелку на часах для каждого игрока фокус

группы отдельно и выкладываю эмоцию( например, возьмем радость, злость, грусть,

удивление), которая выпала перед вами, а сейчас попрошу вас надеть бейджики с данной

эмоцией и изобразить мимикой, жестами ту эмоцию, которая выпала. (Показывают эмоцию).

Расскажите про данную эмоцию, когда её вы испытываете. Можно посмотреть в зеркало для

лучшего понимания той или иной эмоции.

Цель: знакомство с эмоциями.

7 слайд

-

А сейчас предлагаю Вам выложить данную эмоцию из представленного в коллекции

материала (каштаны, фасоль, орехи, шишки , ракушки, желуди, стеклянные фигурки,

камешки).

8 слайд

Выкладываем перед собой любого цвета круг и приступаем к работе.

Цель игры: работа с камешками и природным материалом активизирует и развивает

внимание, сенсорное восприятие, мелкую моторику. Воображение дошкольников.

9 слайд

«Подбери героя и сюжетную картинку к эмоции»

Обратите внимание, у вас на столах предложены картинки сказочных персонажей, сюжетные

иллюстрации, сейчас попробуйте найти выбранную вами эмоцию . Выбрав нужного

персонажа, вспомните момент в сказке, когда у героя было такое настроение, найдите

картинку и прокомментируйте ситуацию сюжета.(Работают).

Цель: Это игра развивает внимание, мышление, фантазию, развивает умение

обозначать свое эмоциональное состояние словом, соотносить эмоции с сюжетными

картинками. Явлениями, сказочными персонажами.

(Картинки для детей с изображениями эмоций учат ребенка рассуждать, описывать

причинно-следственные связи, анализировать собственный жизненный опыт).

Пока фокус группа работает, предлагаю поиграть:

Игра называется «Повтори фразу».

Цель: развивать умение обозначать свое эмоциональное состояние словом , развивать

выразительность речи.

Правила таковы:

Я (ведущий )называю фразу, например для детей: «У меня появился котенок», раздаю

картинки разных эмоций( играющие смотрят на них, но не называют), должны произнести эту

фразу с этими эмоциями. Ребята должны угадать, у кого какая эмоция.

-Вам, дорогие педагоги, я подобрала другую фразу(раздаю некоторым воспитателям

эмоции: радость, грусть,интерес,отвращение,страх,удивление).Посмотрите свои эмоции.

10 слайд

Фраза на экране : «Я готовлюсь к мастер-классу», которую воспитатели должны

повторить с разными эмоциями интересом. с радостью, с отвращением, со страхом, с

грустью, с удивлением.

Воспитатели по очереди произносят фразу. Все остальные педагоги угадывают по фразе

эмоцию. Как ваши впечатления?

-Как наша фокус группа? Закончила работу?

У кого радость попалась, какого персонажа вы выбрали? В каком сказочном сюжете этот

герой был веселый. Радостный? Выбрали сюжетную картинку? Прокомментируйте ее? Кто из

ребят радостный? Почему?

Грусть...

Злость....

Удивление....

11 слайд

Следующее задание «Что я чувствую?»

Цель :развивать умение изображать эмоциональное состояние, полученное путём

тактильного, зрительного, слухового восприятия.

12 слайд

«Узнай по запаху»

-У вас на столах стоят контейнеры с различным ароматическим наполнением(кофе,

цедра апельсина, лепестки розы, ванилин, чеснок и др.) , попробуйте определить по запаху

настроение ,над которым работаете сейчас.

Цель: развивать восприятие.

13 слайд

«Определи настроение по звуку»

Баночки с различным звуковым наполнителем, попробуйте определить по звукам банок

свое настроение, как вы чувствуете, когда слушаете звук. Выразите эмоцию звуковыми

баночками.

Цель: развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь. развивать речь.

14 слайд

«Волшебные полоски»

Картонные, тканевые полоски, покрытые материалом различной фактуры (мех,

плёнка, фланель, сетка) • Ребёнок на ощупь берёт полоску и говорит, на какое настроение

похожа данная полоска. • Находит полоску с таким покрытием, какие чувства он сейчас

испытывает.

Коробка с разнообразными полосками ткани различной текстуры и бумаги разной

фактуры, возьмите полоски ткани или бумаги , попробуйте определить свое настроение на

ощупь. Скажите что вы чувствуете? Какая ткань или бумага на ощупь?

15 слайд

«Определи настроение по цвету»

Контейнеры с разными цветами крупы. Предлагаю из перечисленных цветов подобрать

по своим ощущениям вашу эмоцию(как вы ее чувствуете).

Педагоги работают.

16 слайд

«Подбери пиктограмму» •

Используются ширмы из картона с иллюстрациями с различной эмоциональной

тематикой и смайлики. Дети к каждой картинке подбирают соответствующий смайлик . •

1 ребенок выкладывает эмоцию из материала коллекции, а другой подбирает эмоцию в

картинке или пиктограмме.

17 слайд

Нарисуй эмоцию •

(Используются надувные шарики разного цвета. )

Предлагаю Вам выбрать шарик такого цвета, по которому вы чувствует данную

эмоцию от участия в нашем мастер-классе ,нарисовать на шарике маркером это

настроение.

18 слайд

3.Заключение.

Когда ребенок может говорить об эмоциях, то у него речь становится богаче, он лучше

мыслит, тоньше понимает себя, свои переживания. Овладев «языком» эмоций - мимикой,

выразительными движениями, интонацией, ребенок учится понимать эмоциональные

состояния других людей, что очень важно для продуктивного общения .

Итак, на этом наша встреча подходит к концу. Спасибо вам большое за внимание.

19 слайд



В раздел образования