Автор: Буракова Оксана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ ЦРР д\с 78 "Алые паруса"
Населённый пункт: город Ставрополь, Ставропольский край
Наименование материала: Мастер-класс для педагогов
Тема: Дидактическое пособие - коллекция "Мир эмоций"
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс для педагогов
Дидактическое пособие - коллекция
«Мир эмоций»
для развития эмоциональной сферы дошкольников .
Цель: знакомство педагогов с пособием по развитию эмоциональной сферы
дошкольников.
Задачи:
1.
Установить эмоциональный контакт между всеми участниками;
2.
Научить понимать эмоциональное состояние детей;
3.
Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению игровых
технологий.
Оборудование:
коллекция разнообразных материалов :
1.
каштаны, фасоль, орехи, шишки , ракушки, крупа,
2.
ткань, бумага разной текстуры,
3.
стеклянные фигурки, камешки,
4.
надувные разноцветные шарики,
5.
игрушки киндер -сюрпризы,
6.
резиновые игрушки -скрепыши,
7.
шнурки, конструктор ,
8.
контейнеры с запахами ,
9.
зеркало.
наглядно- иллюстративный материал :
1.
настольные ширмы,
2.
подбор иллюстраций различной тематики
3.
фотографии и пиктограммы эмоций
4.
человечки
5.
мешочки эмоций
6.
кубик эмоций
7.
часы эмоций
8.
мультимедийная система,
9.
презентация (слайды);
10.
коллекция игр по развитию эмоциональной сферы.
Ход мастер-класса
1 слайд
1.Вступление. –
-Здравствуйте, уважаемые коллеги, тема моего мастер-класса «Дидактическое пособие
- коллекция «Мир эмоций» для развития эмоциональной сферы дошкольников»
2 слайд
Эмоциональное развитие ребенка - одно из важных направлений в работе с детьми
дошкольного возраста. Развивать эмоциональную сферу необходимо как можно раньше.
Чем более развита эмоциональная сфера, тем лучше ребенок встроен в социум, тем
плодотворнее, богаче отношение к окружающим.
Ходить, говорить, читать и писать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать,
сопереживать, общаться и любить - этому обучиться сложнее.
3слайд
Эмоции играют важную роль в жизни ребенка. Все люди без исключения, попадая в
какие-либо жизненные ситуации, испытывают разнообразные эмоции – веселье, печаль,
злость, удивления, брезгливость, сочувствия, восторг и т. д.
Взрослые люди хорошо владеют своими эмоциями, пряча свои чувства под маской. А
дети? Они естественны и непосредственны в своём поведении. Они не могут скрывать свои
чувства и эмоции так, как это делает взрослый человек. Ребёнок искренне переживает успехи
и неудачи, которые происходят в его жизни.
Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной жизненной ситуации, в
конечном итоге определяют всю жизнь человека. Проблема заключается в том, что у детей
дошкольного возраста эмоциональная сфера слабо выражена. Распознавание и передача
эмоций — достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенного уровня
развития.
Чем лучше ребенок знает, какие бывают эмоции, тем точнее он поймет состояние
другого человека о отреагирует на него.
Слайд4
Речь, восприятие, внимание, память, мышление, воображение тесно связаны с
состоянием эмоционально-волевой сферы. Успешному вхождению ребенка в мир чувств и
эмоций способствуют различные игры, упражнения, мимическая гимнастика, чтение,
инсценировки, музыка. А именно, игра позитивно влияет на эмоциональную сферу
дошкольников, благодаря чему может весьма продолжительное время поддерживаться
высокая мотивированность детей. В игре дети инсценируют движения, мимику, интонации,
характерные для эмоционального состояния героя.
2.Практическая часть.
5 слайд
–
-А сейчас, вашему вниманию я хотела бы представить варианты использования
дидактического пособия «Мир эмоций»
Приглашаю фокус -группу 4-6 человек за столы.
Целью и задачами дидактического пособия «Мир эмоций» являются:
Цель: развитие эмоциональной сферы дошкольников .
Задачи: - знакомить детей с эмоциями и чувствами,
–
способствовать снижению эмоционального напряжения,
–
формировать способность управлять своими чувствами ,
–
развивать умение обозначать свое эмоциональное состояние словом, соотносить
эмоции с явлением,
–
развивать умение изображать эмоциональное состояние, полученное путём тактильного
, зрительного, слухового восприятия.
6 слайд
Итак, начнем. Игра «часы эмоций».
Я, ведущий ( воспитатель), буду крутить стрелку на часах для каждого игрока фокус
группы отдельно и выкладываю эмоцию( например, возьмем радость, злость, грусть,
удивление), которая выпала перед вами, а сейчас попрошу вас надеть бейджики с данной
эмоцией и изобразить мимикой, жестами ту эмоцию, которая выпала. (Показывают эмоцию).
Расскажите про данную эмоцию, когда её вы испытываете. Можно посмотреть в зеркало для
лучшего понимания той или иной эмоции.
Цель: знакомство с эмоциями.
7 слайд
-
А сейчас предлагаю Вам выложить данную эмоцию из представленного в коллекции
материала (каштаны, фасоль, орехи, шишки , ракушки, желуди, стеклянные фигурки,
камешки).
8 слайд
Выкладываем перед собой любого цвета круг и приступаем к работе.
Цель игры: работа с камешками и природным материалом активизирует и развивает
внимание, сенсорное восприятие, мелкую моторику. Воображение дошкольников.
9 слайд
«Подбери героя и сюжетную картинку к эмоции»
Обратите внимание, у вас на столах предложены картинки сказочных персонажей, сюжетные
иллюстрации, сейчас попробуйте найти выбранную вами эмоцию . Выбрав нужного
персонажа, вспомните момент в сказке, когда у героя было такое настроение, найдите
картинку и прокомментируйте ситуацию сюжета.(Работают).
Цель: Это игра развивает внимание, мышление, фантазию, развивает умение
обозначать свое эмоциональное состояние словом, соотносить эмоции с сюжетными
картинками. Явлениями, сказочными персонажами.
(Картинки для детей с изображениями эмоций учат ребенка рассуждать, описывать
причинно-следственные связи, анализировать собственный жизненный опыт).
–
Пока фокус группа работает, предлагаю поиграть:
–
Игра называется «Повтори фразу».
–
Цель: развивать умение обозначать свое эмоциональное состояние словом , развивать
выразительность речи.
–
Правила таковы:
Я (ведущий )называю фразу, например для детей: «У меня появился котенок», раздаю
картинки разных эмоций( играющие смотрят на них, но не называют), должны произнести эту
фразу с этими эмоциями. Ребята должны угадать, у кого какая эмоция.
-Вам, дорогие педагоги, я подобрала другую фразу(раздаю некоторым воспитателям
эмоции: радость, грусть,интерес,отвращение,страх,удивление).Посмотрите свои эмоции.
–
10 слайд
–
Фраза на экране : «Я готовлюсь к мастер-классу», которую воспитатели должны
повторить с разными эмоциями интересом. с радостью, с отвращением, со страхом, с
грустью, с удивлением.
–
Воспитатели по очереди произносят фразу. Все остальные педагоги угадывают по фразе
эмоцию. Как ваши впечатления?
-Как наша фокус группа? Закончила работу?
У кого радость попалась, какого персонажа вы выбрали? В каком сказочном сюжете этот
герой был веселый. Радостный? Выбрали сюжетную картинку? Прокомментируйте ее? Кто из
ребят радостный? Почему?
Грусть...
Злость....
Удивление....
11 слайд
Следующее задание «Что я чувствую?»
Цель :развивать умение изображать эмоциональное состояние, полученное путём
тактильного, зрительного, слухового восприятия.
12 слайд
«Узнай по запаху»
-У вас на столах стоят контейнеры с различным ароматическим наполнением(кофе,
цедра апельсина, лепестки розы, ванилин, чеснок и др.) , попробуйте определить по запаху
настроение ,над которым работаете сейчас.
Цель: развивать восприятие.
13 слайд
«Определи настроение по звуку»
Баночки с различным звуковым наполнителем, попробуйте определить по звукам банок
свое настроение, как вы чувствуете, когда слушаете звук. Выразите эмоцию звуковыми
баночками.
Цель: развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь. развивать речь.
14 слайд
«Волшебные полоски»
Картонные, тканевые полоски, покрытые материалом различной фактуры (мех,
плёнка, фланель, сетка) • Ребёнок на ощупь берёт полоску и говорит, на какое настроение
похожа данная полоска. • Находит полоску с таким покрытием, какие чувства он сейчас
испытывает.
Коробка с разнообразными полосками ткани различной текстуры и бумаги разной
фактуры, возьмите полоски ткани или бумаги , попробуйте определить свое настроение на
ощупь. Скажите что вы чувствуете? Какая ткань или бумага на ощупь?
15 слайд
«Определи настроение по цвету»
Контейнеры с разными цветами крупы. Предлагаю из перечисленных цветов подобрать
по своим ощущениям вашу эмоцию(как вы ее чувствуете).
Педагоги работают.
16 слайд
«Подбери пиктограмму» •
Используются ширмы из картона с иллюстрациями с различной эмоциональной
тематикой и смайлики. Дети к каждой картинке подбирают соответствующий смайлик . •
1 ребенок выкладывает эмоцию из материала коллекции, а другой подбирает эмоцию в
картинке или пиктограмме.
17 слайд
Нарисуй эмоцию •
(Используются надувные шарики разного цвета. )
Предлагаю Вам выбрать шарик такого цвета, по которому вы чувствует данную
эмоцию от участия в нашем мастер-классе ,нарисовать на шарике маркером это
настроение.
18 слайд
3.Заключение.
Когда ребенок может говорить об эмоциях, то у него речь становится богаче, он лучше
мыслит, тоньше понимает себя, свои переживания. Овладев «языком» эмоций - мимикой,
выразительными движениями, интонацией, ребенок учится понимать эмоциональные
состояния других людей, что очень важно для продуктивного общения .
Итак, на этом наша встреча подходит к концу. Спасибо вам большое за внимание.
19 слайд