Автор: Цетенко Анна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 11
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: Статья
Тема: Я педагог
Раздел: дошкольное образование
«Я – педагог»
Кто такой педагог?
Педагог — человек, профессионально занимающийся преподавательской и
воспитательской работой.
Все ли сказано в этих словах? Это просто определение без души. А педагог
ведь — это должен быть человек, любящий детей, понимающий их.
Чем отличается современный педагог от педагога прошлых лет? И.Г.
Песталоции (1746-1827) говорил: «Чтобы изменить людей, их надо любить.
Влияние на них пропорционально любви к ним».
Что изменилось в основе воспитания? Многое меняется, но чувства
человека остаются.
Наш современный мир наполнен инновационными технологиями, но
потребность человека в любви остаётся по-прежнему одной из основных
потребностей.
Дети, приходя в детский сад, подсознательно хотят ее получить от людей,
которые заменяют им папу и маму в их отсутствие, т.е. от нас педагогов.
Я знала, что дети – необычно эмоциональные создания, что через эмоции они
познают мир. Но только после личных наблюдений я окончательно
убедилась, что они с поразительной точностью распознают искренность и
фальшь, эмоциональное состояние взрослых. Они видят нас на сквозь!
Подмечают любую мелочь! Следовательно, они всегда чувствуют отношение
к нему. Они мгновенно реагируют на каждое проявление любви и
враждебности, умножая, то, что в них посеяно. Закон сеяния работает в
педагогике. «Что посеешь, то пожнешь», так гласит народная мудрость.
Очень точно подметил эту особенность А.С. Макаренко: «Не думайте», -
говорит он, - что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним
разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете
его в каждый момент вашей жизни. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете
с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как
вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все
это имеет для ребенка большое значение».
Что хотела бы я видеть в моих детях? Сея маленькое семечко любви –
вырастить большой подсолнух. И если, несмотря на трудности делать это
постоянно, результат не заставит себя ждать. Я вижу, что когда потребность
ребенка в любви удовлетворена, он с радостью реализует свои способности.
Когда ребенок уверен в себе, он становиться послушным, любознательным.
С такими детьми становится намного легче работать, чем с теми у которых
этой уверенности нет. Именно из этой уверенности они черпают свои силы,
чтобы противостоять трудностям, с которыми сталкиваются. Непоколебима
безусловная любовь, независящая от нашего настроения и восприятия. Я
люблю, если он не красив, если не оправдывает моих надежд. В какой - то
момент я подумала, не приведет ли это к вседозволенности. Позже поняла,
1
что нет, просто во всем надо быть последовательным: сначала важно
наполнить сердце ребенка уверенностью в том, что мы его любим, что он нам
очень важен и лишь потом заниматься его воспитанием и обучением.
Общаясь, таким образом, с детьми я составила себе небольшое
руководство из следующих пунктов:
Передо мной - дети.
Они ведут себя как дети.
Если я выполняю свои обязанности и люблю их несмотря на шалости и
капризы, они исправятся.
Если они должны угодить мне, чтобы заслужить любовь, если моя
любовь
условна,
дети
ее
не
почувствуют.
Тогда
они
теряют
уверенность в себе и не способны, верно, оценивать свои поступки, а
значить не могут контролировать их, вести себя более зрело. Таким
образом, ответственность за их поведение лежит не только на них, но и
на мне.
Если прежде чем заслужить любовь, они должны тать такими, какими я
хочу их видеть, они разуверяться в себе: сколько не старайся,
требования слишком высоки. А результат неуверенность, тревожность,
заниженная самооценка и озлобленность.
Если я люблю их несмотря не на что, они спокойны, они всегда могут
контролировать свое поведение и не поддаваться тревоге.
Не жаловаться родителям (поступая так, я расписываюсь в собственной
беспомощностью).
Если все же возникает необходимость донести, какой - то факт до
сведения родителей, сделать это с мудростью, не оскорбляя обе
стороны.
Хочу сказать, что это руководство очень помогает мне в моей работе, и
после терпких усилий эффект потрясающий: улучшается отношение не
только с детьми, но и с родителями и коллегами. Дети учатся строить
отношения, спокойно общаясь друг с другом, завязывать дружбу, дарить
любовь и быть благодарными.
И так, какие выводы я сделала для себя. Во-первых, данная технология,
построенная на безусловной любви, более успешна, нежели традиционные
стереотипы, построенные на авторитарном принципе «добиться» результата.
Во – вторых, на начальном этапе построения отношений с детьми важно
обеспечить детям некую надежность, защиту, ребенок должен чувствовать
себя в безопасности. Это общая для всех детей потребность. И наконец, в
третьих потребность в любви - главная потребность детей. На мне лежит
ответственность за их умственное, эмоциональное развитие и здоровье.
Детей
с
неадекватной
самооценкой
много.
Помочь
ребенку,
дать
почувствовать собственную значимость - в моей власти, и я могу воспитать у
него адекватную самооценку. Тогда он будет ощущать себя полноправным
членом общества, сможет реализовать свои таланты и способности.
2
И еще, один очень важный момент, который я открыла для себя. С каждой
новой группой все начинается заново. Поиск новых путей к сердцу каждого
ребенка. И это инновация педагогического процесса для меня, потому что
нет одинаковых детей, но все они значимы и каждый из них нуждается в
особом подходе и признательности.
Я горжусь своей профессией. Педагогическая профессия, одна из самых
древних, самых сложных. Она почетна тем, что оставляет доброе чувство
исполненного долга перед детьми, позволяет ощущать свою причастность к
их судьбе, а значит, свою полезность. Много лиц повстречает человек за
свою жизнь, лицо учителя запомнится ему навсегда. Только педагог получает
самую большую в мире награду – детскую улыбку и детский смех,
беспечный и радостный.
Воспитатель МБДОУ г. Иркутска детского сада №11
Цетенко Анна Александровна.
3