Напоминание

Я педагог


Автор: Цетенко Анна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 11
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: Статья
Тема: Я педагог
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Я – педагог»

Кто такой педагог?

Педагог — человек, профессионально занимающийся преподавательской и

воспитательской работой.

Все ли сказано в этих словах? Это просто определение без души. А педагог

ведь — это должен быть человек, любящий детей, понимающий их.

Чем отличается современный педагог от педагога прошлых лет? И.Г.

Песталоции (1746-1827) говорил: «Чтобы изменить людей, их надо любить.

Влияние на них пропорционально любви к ним».

Что изменилось в основе воспитания? Многое меняется, но чувства

человека остаются.

Наш современный мир наполнен инновационными технологиями, но

потребность человека в любви остаётся по-прежнему одной из основных

потребностей.

Дети, приходя в детский сад, подсознательно хотят ее получить от людей,

которые заменяют им папу и маму в их отсутствие, т.е. от нас педагогов.

Я знала, что дети – необычно эмоциональные создания, что через эмоции они

познают мир. Но только после личных наблюдений я окончательно

убедилась, что они с поразительной точностью распознают искренность и

фальшь, эмоциональное состояние взрослых. Они видят нас на сквозь!

Подмечают любую мелочь! Следовательно, они всегда чувствуют отношение

к нему. Они мгновенно реагируют на каждое проявление любви и

враждебности, умножая, то, что в них посеяно. Закон сеяния работает в

педагогике. «Что посеешь, то пожнешь», так гласит народная мудрость.

Очень точно подметил эту особенность А.С. Макаренко: «Не думайте», -

говорит он, - что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним

разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете

его в каждый момент вашей жизни. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете

с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как

вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все

это имеет для ребенка большое значение».

Что хотела бы я видеть в моих детях? Сея маленькое семечко любви –

вырастить большой подсолнух. И если, несмотря на трудности делать это

постоянно, результат не заставит себя ждать. Я вижу, что когда потребность

ребенка в любви удовлетворена, он с радостью реализует свои способности.

Когда ребенок уверен в себе, он становиться послушным, любознательным.

С такими детьми становится намного легче работать, чем с теми у которых

этой уверенности нет. Именно из этой уверенности они черпают свои силы,

чтобы противостоять трудностям, с которыми сталкиваются. Непоколебима

безусловная любовь, независящая от нашего настроения и восприятия. Я

люблю, если он не красив, если не оправдывает моих надежд. В какой - то

момент я подумала, не приведет ли это к вседозволенности. Позже поняла,

1

что нет, просто во всем надо быть последовательным: сначала важно

наполнить сердце ребенка уверенностью в том, что мы его любим, что он нам

очень важен и лишь потом заниматься его воспитанием и обучением.

Общаясь, таким образом, с детьми я составила себе небольшое

руководство из следующих пунктов:

Передо мной - дети.

Они ведут себя как дети.

Если я выполняю свои обязанности и люблю их несмотря на шалости и

капризы, они исправятся.

Если они должны угодить мне, чтобы заслужить любовь, если моя

любовь

условна,

дети

ее

не

почувствуют.

Тогда

они

теряют

уверенность в себе и не способны, верно, оценивать свои поступки, а

значить не могут контролировать их, вести себя более зрело. Таким

образом, ответственность за их поведение лежит не только на них, но и

на мне.

Если прежде чем заслужить любовь, они должны тать такими, какими я

хочу их видеть, они разуверяться в себе: сколько не старайся,

требования слишком высоки. А результат неуверенность, тревожность,

заниженная самооценка и озлобленность.

Если я люблю их несмотря не на что, они спокойны, они всегда могут

контролировать свое поведение и не поддаваться тревоге.

Не жаловаться родителям (поступая так, я расписываюсь в собственной

беспомощностью).

Если все же возникает необходимость донести, какой - то факт до

сведения родителей, сделать это с мудростью, не оскорбляя обе

стороны.

Хочу сказать, что это руководство очень помогает мне в моей работе, и

после терпких усилий эффект потрясающий: улучшается отношение не

только с детьми, но и с родителями и коллегами. Дети учатся строить

отношения, спокойно общаясь друг с другом, завязывать дружбу, дарить

любовь и быть благодарными.

И так, какие выводы я сделала для себя. Во-первых, данная технология,

построенная на безусловной любви, более успешна, нежели традиционные

стереотипы, построенные на авторитарном принципе «добиться» результата.

Во – вторых, на начальном этапе построения отношений с детьми важно

обеспечить детям некую надежность, защиту, ребенок должен чувствовать

себя в безопасности. Это общая для всех детей потребность. И наконец, в

третьих потребность в любви - главная потребность детей. На мне лежит

ответственность за их умственное, эмоциональное развитие и здоровье.

Детей

с

неадекватной

самооценкой

много.

Помочь

ребенку,

дать

почувствовать собственную значимость - в моей власти, и я могу воспитать у

него адекватную самооценку. Тогда он будет ощущать себя полноправным

членом общества, сможет реализовать свои таланты и способности.

2

И еще, один очень важный момент, который я открыла для себя. С каждой

новой группой все начинается заново. Поиск новых путей к сердцу каждого

ребенка. И это инновация педагогического процесса для меня, потому что

нет одинаковых детей, но все они значимы и каждый из них нуждается в

особом подходе и признательности.

Я горжусь своей профессией. Педагогическая профессия, одна из самых

древних, самых сложных. Она почетна тем, что оставляет доброе чувство

исполненного долга перед детьми, позволяет ощущать свою причастность к

их судьбе, а значит, свою полезность. Много лиц повстречает человек за

свою жизнь, лицо учителя запомнится ему навсегда. Только педагог получает

самую большую в мире награду – детскую улыбку и детский смех,

беспечный и радостный.

Воспитатель МБДОУ г. Иркутска детского сада №11

Цетенко Анна Александровна.

3



В раздел образования