Напоминание

Здоровый образ жизни школьника как педагогическая проблема


Автор: Леонтьева Татьяна Николаевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ лицей №1
Населённый пункт: г.Сургут
Наименование материала: Статья
Тема: Здоровый образ жизни школьника как педагогическая проблема
Раздел: среднее образование





Назад




Социальный педагог Леонтьева Татьяна Николаевна МБОУ лицей №1 ХМАО-Югра, г.Сургут
Здоровый образ жизни школьника как педагогическая проблема
Одной из важнейших задач общеобразовательных учреждений в соответствии с целями современной реформы образования в России является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Эта работа является приоритетным направлением деятельности нашего образовательного учреждениями. Педагогический коллектив осознает, что эффективность учебного процесса во многом определяется степенью учета физических и психологических особенностей детей. Здоровье, которое понимается как интегральная характеристика развития, как высокий уровень адаптированности к среде, рассматривается как основной фактор, определяющий эффективность обучения. Только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Нарушение здоровья, как правило, приводит к трудностям в обучении. Благодаря созданию комплекса мер по оздоровлению учащихся, произошли существенные изменения. Только за 2014-2015 учебный год уровень общей заболеваемости детей (грипп, ОРЗ, ОРВИ) снизился на 20 %, количество часто болеющих снизилось на 6 %, а качество знаний по основным предметам значительно улучшилось. Во внеурочное время проводятся занятия, направленные на повышение знаний о здоровом образе жизни. Разработаны программы «Рациональное питание», «Школа Айболита», «Разговор о правильном питании». Специалистами медицинских учреждений города проводятся лекции для учащихся 1-11 классов, а также их родителей.
Ведется работа по максимальному охвату учащихся занятиями в кружках спортивно-оздоровительного направления (аэробика, волейбол, баскетбол и т.д.). Немало важное значение уделяется просветительской работе, проводятся различные мероприятия (семейный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», День здоровья, спортивные соревнования «А, ну –ка, мальчики!» и т.д.), разработан цикл игр-путешествий «Путешествие в страну Здоровию», оформлен стенд для родителей и учащихся «Уголок здоровья». Большое внимание уделяется оснащению учебных кабинетов регулируемой ученической мебелью. Для осуществления всей здоровьесберегающей работы в лицее создан и успешно действует центр здоровьесбережения, центр медиации. В состав службы включены медицинский работник, педагог-психолог, социальные педагоги, логопед. Для организации работы образовательного учреждения, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся, необходима психологическая перестройка учителей, родителей, администрации школы. Достичь поставленной цели можно при умелой заинтересованности всех и каждого члена педагогического коллектива решением данной проблемы; четком поэтапном планировании работы с периодическим отслеживанием результатов и анализом деятельности; понимании и поддержки со стороны родителей. Несмотря на имеющуюся нормативную базу, в российском образовании пока не сложилась стройная система воспитания здорового ребенка. Здоровье с берегающие технологии в образовании — э т о многокомпонентное понятие, включающее как минимум три составляющие: санитарно-гигиенические, медико-профилактические и педагогические технологии. Таким образом, педагогические здоровьесберегающие технологии, являющиеся сферой деятельности педагогов, составляют лишь часть данного направления работы в школе, что соответственно и определяет
пределы компетенции педагогической здоровьесберегающей деятельности. Естественно, что это предполагает межведомственное взаимодействие в сфере охраны здоровья учащихся. Актуальной является проблема внедрения здоровьесберегающих технологий в начальной школе. Одним из необходимых условий ее эффективности является диагностика потребностей учащихся в гигиеническом воспитании и обучении. На основании исследования гигиенической грамотности и образа жизни 100 учащихся младшего школьного возраста нами получены следующие данные. Около 70 % опрошенных учащихся предъявляют жалобы на здоровье, большинство которых связано с учебным процессом и проявляется частыми головными болями, болями в спине, висках, ногах, усталостью глаз. Несмотря на младший возраст, около 20 % учащихся обращаются к родителям за помощью в случае заболевания не сразу, а лишь когда становится очень плохо, или ждут, когда родители сами заметят их плохое самочувствие. На наш взгляд, это может быть не только свидетельством недостаточной медицинской активности ребенка, но и индикатором имеющегося во внутрисемейных отношениях неблагополучия. На вопрос о состоянии осанки учащихся мы получили следующие результаты: за письменным столом или партой всегда стараются правильно сидеть 58,58 %, «иногда» — 7,85 %, остальные не следят за своей осанкой, что свидетельствует о высокой степени риска искривления позвоночника. Каждый пятый ученик начальных классов не всегда с удовольствием посещает уроки физической культуры по причине плохих условий занятий, однообразного проведения уроков, неумения выполнять определенные упражнения и задания. Более 10 % вообще не занимаются на уроках физической культуры. Из учащихся младшего школьного возраста 21,44 % занимаются лечебной физической культурой либо с родителями, либо с врачами. Массаж доступен только в 9,28 % случаев.
Состояние зрения также вызывает тревогу. Книгу на расстоянии 35–40 см держат 46,44 %, 49,28 % — примерно на расстоянии 15–20 см, остальные — на расстоянии 45 см и дальше. Около 6 % видят плохо, что пишет учитель на доске. Данный показатель составляют учащиеся с неправильно занятым местом в классе и недостаточной коррекцией нарушений зрения. Интересными получились данные о режиме дня учащихся начальной школы. Что ты делаешь, когда встаешь утром? Опрос учащиеся 1-4 классов ч и с т я т з у б ы д е л а ю т у т р е н н ю ю з а р я д к у з а в т р а к а ю т с м о т р я т т е л е в и з о р 0,00% 10,00% 20,00% 30,00% 40,00% 50,00% 60,00% 70,00% 80,00%
70,71%

12,14%

9,28%

7,87%
Таким образом, наиболее оптимальный вариант (делать утреннюю зарядку) выбрал только каждый восьмой из опрошенных нами, при этом около 8 % учащихся начинают свой день с просмотра телепередач. В отношении следующего важнейшего компонента режима дня — питания — получены данные, также иллюстрирующие наличие проблем. Так, при анкетировании учащихся 1-11 классов нами установлено, что питание в семьях отличается однообразием. Знаете ли вы о вреде еды в сухомятку? Опрос учащихся 1-11 классов
65,00% 27,00% 8,00% да не знаю нет Также учащиеся плохо осведомлены о необходимости школьного питания. Среди опрошенных учащихся «Нравится ли вам организация школьного питания?», 45% ответили «да», 35% - нет, 20% - не питаются вообще. Согласны с тем, что полные люди чаще болеют, 36%, 29% не согласны с данным мнением, 35 % не знают ответа. От организации гигиенических условий обучения, личной гигиены, гигиены быта, правильности представлений о гигиенических нормах и правилах во многом зависит состояние здоровья. Руки моют регулярно (после посещения туалета, прогулки, перед едой) только 70 % учащихся, вообще не чистят зубы 4 %, каждый третий чистит зубы один раз в день. Обращается к зубному врачу только при наличии боли почти половина учащихся. О вреде курения большинство учащихся младших классов знает, но только каждый пятый считает курение опасным для всех. Несмотря на то, что большинство учащихся правильно ориентированы, более 10 % опрошенных не знают о вреде курения и не считают курение опасным для здоровья. При изучении информационных потребностей школьников были выявлены основные тематические разделы, требующие особого внимания в процессе гигиенического образования: профилактика заболеваний, личная гигиена, закаливание и питание. Таким образом, ведущим направлением педагогической деятельности по охране здоровья учащихся должно стать гигиеническое воспитание и обучение, удовлетворяющее их реальные потребности.
По данным исследования, завышенная самооценка здоровья и вытекающее отсюда невнимательное к нему отношение является одной из причин роста патологии. Около 40 % опрошенных указали на проблемы, связанные со здоровьем. Из имеющихся заболеваний чаще всего указывали на такие, как острые респираторно-вирусные инфекции, частые головные боли, повышенную утомляемость, аллергию и заболевания желудочно- кишечного тракта, нарушение осанки и зрения. Главным условием повышения здоровья детей является осознание ценности здоровья, формирование установки на его сохранение и укрепление. Как показали исследования, уровень компетентности современной семьи в формировании здоровой личности весьма невысок. Яркой иллюстрацией низкой культуры школьников и их родителей является тот факт, что только 32% учащихся во время болезненных проявлений в виде насморка, кашля, головной боли никогда не посещают школу, 42% — иногда, а 26 % респондентов вовсе не обращают на это внимания, тем самым ухудшая состояние своего здоровья, способствуя переходу заболеваний в хроническую форму. Вместе с тем, посещая занятия в болезненном состоянии, они подвергают опасности здоровье окружающих. На основании обобщения собственных и литературных данных нами было разработано программно-методическое обеспечение образования учащихся, включающее: — программы здоровьесберегающего воспитания и обучения; — план реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни; — развернутые планы внеклассных мероприятий по воспитанию здорового образа жизни. В лицее ведутся программы для учащихся 1-4 классов по внеурочной деятельности «Рациональное питание», «Школа Айболита», «Разговор о правильном питании». В них предусмотрено изучение таких вопросов, как личная гигиена, ее значение в укреплении здоровья; взаимосвязь между
физическим и эмоциональным состоянием; закаливание организма в домашних условиях; гигиена опорно-двигательного аппарата; значение регулярных занятий физическими упражнениями для формирования правильной осанки, отсутствие вредных привычек как составляющая здорового образа жизни и др. Данные программы ставят следующие задачи: — формирование у учащихся потребности в здоровье и сознательном отношении к нему; — формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни; — формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков по физическому и нравственному самосовершенствованию. Занятия проводятся в виде беседы, диалога, деловой игры, урока, практикума, экскурсии. Необходимым звеном в организации здоровьесберегающего воспитания в условиях образовательного учреждения является внеклассная работа, включающая мероприятия здоровьесберегающей направленности. Важным аспектом учебного процесса является формирование здоровьенаправленного мышления не только у детей, но и у их родителей. Наиболее приемлемая форма работы с родителями — лекции и беседы на классных собраниях, а также формы активного отдыха вместе с детьми. Одним из важных методов контроля знаний, умений, навыков является планомерное систематическое наблюдение за учащимися на уроках и вне уроков. Данные такого наблюдения позволяют о су щ е с т вл я т ь индивидуальный подход к учащимся путем применения различных методов обучения и воспитания, проверки знаний, умений, навыков. Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит от многих составляющих, в частности, от: — активного участия в этом процессе самих учащихся; — создания здоровьесберегающей среды; —высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;
— планомерной работы с родителями.


В раздел образования