Здоровый образ жизни школьника как педагогическая проблема
Автор: Леонтьева Татьяна Николаевна Должность: социальный педагог Учебное заведение: МБОУ лицей №1 Населённый пункт: г.Сургут Наименование материала: Статья Тема: Здоровый образ жизни школьника как педагогическая проблема Раздел: среднее образование
Социальный педагог
Леонтьева Татьяна Николаевна
МБОУ лицей №1
ХМАО-Югра, г.Сургут
Здоровый образ жизни школьника как педагогическая проблема
Одной
из
важнейших
задач
общеобразовательных
учреждений
в
соответствии с целями современной реформы образования в России является
сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Эта работа является приоритетным направлением деятельности нашего
образовательного учреждениями. Педагогический коллектив осознает, что
эффективность учебного процесса во многом определяется степенью учета
физических
и
психологических
особенностей
детей.
Здоровье,
которое
понимается как интегральная характеристика развития, как высокий уровень
адаптированности
к
среде,
рассматривается
как
основной
фактор,
определяющий эффективность обучения. Только здоровый ребенок способен
успешно
и
в
полной
мере
овладеть
школьной
программой.
Нарушение
здоровья, как правило, приводит к трудностям в обучении.
Благодаря
созданию
комплекса
мер
по
оздоровлению
учащихся,
произошли
существенные
изменения.
Только
за
2014-2015
учебный
год
уровень общей заболеваемости детей (грипп, ОРЗ, ОРВИ) снизился на 20 %,
количество
часто
болеющих
снизилось
на
6
%,
а
качество
знаний
по
основным предметам значительно улучшилось.
Во внеурочное время проводятся занятия, направленные на повышение
знаний о здоровом образе жизни. Разработаны программы «Рациональное
питание»,
«Школа
Айболита»,
«Разговор
о
правильном
питании».
Специалистами
медицинских
учреждений
города
проводятся
лекции
для
учащихся 1-11 классов, а также их родителей.
Ведется работа по максимальному охвату учащихся занятиями в кружках
спортивно-оздоровительного направления (аэробика, волейбол, баскетбол и
т.д.).
Немало важное значение уделяется просветительской работе, проводятся
различные мероприятия (семейный праздник «Папа, мама, я – спортивная
семья», День здоровья, спортивные соревнования «А, ну –ка, мальчики!» и
т.д.), разработан цикл игр-путешествий «Путешествие в страну Здоровию»,
оформлен стенд для родителей и учащихся «Уголок здоровья».
Большое
внимание
уделяется
оснащению
учебных
кабинетов
регулируемой ученической мебелью.
Для осуществления всей здоровьесберегающей работы в лицее создан и
успешно действует центр здоровьесбережения, центр медиации. В состав
службы
включены
медицинский
работник,
педагог-психолог,
социальные
педагоги, логопед.
Для организации работы образовательного учреждения, направленной на
сохранение и укрепление здоровья учащихся, необходима психологическая
перестройка
учителей,
родителей,
администрации
школы.
Достичь
поставленной цели можно при умелой заинтересованности всех и каждого
члена
педагогического
коллектива
решением
данной
проблемы;
четком
поэтапном
планировании
работы
с
периодическим
отслеживанием
результатов и анализом деятельности; понимании и поддержки со стороны
родителей.
Несмотря на имеющуюся нормативную базу, в российском образовании
пока не сложилась стройная система воспитания здорового ребенка.
Здоровье с берегающие
технологии
в
образовании
—
э т о
многокомпонентное понятие, включающее как минимум три составляющие:
санитарно-гигиенические,
медико-профилактические
и
педагогические
технологии.
Таким
образом,
педагогические
здоровьесберегающие
технологии, являющиеся сферой деятельности педагогов, составляют лишь
часть данного направления работы в школе, что соответственно и определяет
пределы компетенции педагогической здоровьесберегающей деятельности.
Естественно, что это предполагает
межведомственное взаимодействие в сфере охраны здоровья учащихся.
Актуальной
является
проблема
внедрения
здоровьесберегающих
технологий
в
начальной
школе.
Одним
из
необходимых
условий
ее
эффективности
является
диагностика
потребностей
учащихся
в
гигиеническом
воспитании
и
обучении.
На
основании
исследования
гигиенической
грамотности
и
образа
жизни
100
учащихся
младшего
школьного
возраста
нами
получены
следующие
данные.
Около
70
%
опрошенных
учащихся
предъявляют
жалобы
на
здоровье,
большинство
которых связано с учебным процессом и проявляется частыми головными
болями,
болями
в
спине,
висках,
ногах,
усталостью
глаз.
Несмотря
на
младший возраст, около 20 % учащихся обращаются к родителям за помощью
в случае заболевания не сразу, а лишь когда становится очень плохо, или
ждут, когда родители сами заметят их плохое самочувствие. На наш взгляд,
это
может
быть
не
только
свидетельством
недостаточной
медицинской
активности
ребенка,
но
и
индикатором
имеющегося
во
внутрисемейных
отношениях неблагополучия. На вопрос о состоянии осанки учащихся мы
получили следующие результаты: за письменным столом или партой всегда
стараются правильно сидеть 58,58 %, «иногда» — 7,85 %, остальные не
следят
за
своей
осанкой,
что
свидетельствует
о
высокой
степени
риска
искривления позвоночника. Каждый пятый ученик начальных классов не
всегда с удовольствием посещает уроки физической культуры по причине
плохих
условий
занятий,
однообразного
проведения
уроков,
неумения
выполнять определенные упражнения и задания. Более 10 % вообще не
занимаются
на
уроках
физической
культуры.
Из
учащихся
младшего
школьного возраста 21,44 % занимаются лечебной физической культурой
либо с родителями, либо с врачами. Массаж доступен только в 9,28 %
случаев.
Состояние зрения также вызывает тревогу. Книгу на расстоянии 35–40
см держат 46,44 %, 49,28 % — примерно на расстоянии 15–20 см, остальные
— на расстоянии 45 см и дальше. Около 6 % видят плохо, что пишет учитель
на доске. Данный показатель составляют учащиеся с неправильно занятым
местом в классе и недостаточной коррекцией нарушений зрения.
Интересными получились данные о режиме дня учащихся начальной
школы.
Что ты делаешь, когда встаешь утром?
Опрос учащиеся 1-4 классов
ч
и
с
т
я
т
з
у
б
ы
д
е
л
а
ю
т
у
т
р
е
н
н
ю
ю
з
а
р
я
д
к
у
з
а
в
т
р
а
к
а
ю
т
с
м
о
т
р
я
т
т
е
л
е
в
и
з
о
р
0,00%
10,00%
20,00%
30,00%
40,00%
50,00%
60,00%
70,00%
80,00%
70,71%
12,14%
9,28%
7,87%
Таким
образом,
наиболее
оптимальный
вариант
(делать
утреннюю
зарядку) выбрал только каждый восьмой из опрошенных нами, при этом
около 8 % учащихся начинают свой день с просмотра телепередач.
В
отношении
следующего
важнейшего
компонента
режима
дня
—
питания — получены данные, также иллюстрирующие наличие проблем. Так,
при анкетировании учащихся 1-11 классов нами установлено, что питание в
семьях отличается однообразием.
Знаете ли вы о вреде еды в сухомятку?
Опрос учащихся 1-11 классов
65,00%
27,00%
8,00%
да
не знаю
нет
Также
учащиеся
плохо
осведомлены
о
необходимости
школьного
питания.
Среди
опрошенных
учащихся
«Нравится
ли
вам
организация
школьного питания?», 45% ответили «да», 35% - нет, 20% - не питаются
вообще. Согласны с тем, что полные люди чаще болеют, 36%, 29%
не
согласны с данным мнением, 35 % не знают ответа.
От
организации
гигиенических
условий
обучения,
личной
гигиены,
гигиены
быта,
правильности
представлений
о
гигиенических
нормах
и
правилах во многом зависит состояние здоровья. Руки моют регулярно (после
посещения туалета, прогулки, перед едой) только 70 % учащихся, вообще не
чистят зубы 4 %, каждый третий чистит зубы один раз в день. Обращается к
зубному врачу только при наличии боли почти половина учащихся. О вреде
курения большинство учащихся младших классов знает, но только каждый
пятый считает курение опасным для всех. Несмотря на то, что большинство
учащихся правильно ориентированы, более 10 % опрошенных не знают о
вреде курения и не считают курение опасным для здоровья.
При
изучении
информационных
потребностей
школьников
были
выявлены основные тематические разделы, требующие особого внимания в
процессе гигиенического образования: профилактика заболеваний, личная
гигиена, закаливание и питание.
Таким образом, ведущим направлением педагогической деятельности по
охране
здоровья
учащихся
должно
стать
гигиеническое
воспитание
и
обучение, удовлетворяющее их реальные потребности.
По
данным
исследования,
завышенная
самооценка
здоровья
и
вытекающее отсюда невнимательное к нему отношение является одной из
причин роста патологии. Около 40 % опрошенных указали на проблемы,
связанные со здоровьем. Из имеющихся заболеваний чаще всего указывали
на такие, как острые респираторно-вирусные инфекции, частые головные
боли,
повышенную
утомляемость,
аллергию
и
заболевания
желудочно-
кишечного
тракта,
нарушение
осанки
и
зрения.
Главным
условием
повышения
здоровья
детей
является
осознание
ценности
здоровья,
формирование установки на его сохранение и укрепление. Как показали
исследования, уровень компетентности современной семьи в формировании
здоровой личности весьма невысок. Яркой иллюстрацией низкой культуры
школьников и их родителей является тот факт, что только 32% учащихся во
время
болезненных
проявлений
в
виде
насморка,
кашля,
головной
боли
никогда не посещают школу, 42% — иногда, а 26 % респондентов вовсе не
обращают на это внимания, тем самым ухудшая состояние своего здоровья,
способствуя
переходу
заболеваний
в
хроническую
форму.
Вместе
с
тем,
посещая
занятия
в
болезненном
состоянии,
они
подвергают
опасности
здоровье окружающих.
На основании обобщения собственных и литературных данных нами
было
разработано
программно-методическое
обеспечение
образования
учащихся, включающее:
— программы здоровьесберегающего воспитания и обучения;
— план реализации мероприятий по формированию здорового образа
жизни;
—
развернутые
планы
внеклассных
мероприятий
по
воспитанию
здорового образа жизни.
В лицее ведутся программы для учащихся 1-4 классов по внеурочной
деятельности
«Рациональное
питание»,
«Школа
Айболита»,
«Разговор
о
правильном питании». В них предусмотрено изучение таких вопросов, как
личная
гигиена,
ее
значение
в
укреплении
здоровья;
взаимосвязь
между
физическим
и
эмоциональным
состоянием;
закаливание
организма
в
домашних
условиях;
гигиена
опорно-двигательного
аппарата;
значение
регулярных
занятий
физическими
упражнениями
для
формирования
правильной
осанки,
отсутствие
вредных
привычек
как
составляющая
здорового образа жизни и др.
Данные программы ставят следующие задачи:
— формирование у учащихся потребности в здоровье и сознательном
отношении к нему;
— формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни;
—
формирование
нравственной
культуры,
самопознания,
умений
и
навыков по физическому и нравственному самосовершенствованию.
Занятия
проводятся
в
виде
беседы,
диалога,
деловой
игры,
урока,
практикума, экскурсии.
Необходимым звеном в организации здоровьесберегающего воспитания
в
условиях
образовательного
учреждения
является
внеклассная
работа,
включающая мероприятия здоровьесберегающей направленности.
Важным
аспектом
учебного
процесса
является
формирование
здоровьенаправленного мышления не только у детей, но и у их родителей.
Наиболее приемлемая форма работы с родителями — лекции и беседы на
классных собраниях, а также формы активного отдыха вместе с детьми.
Одним из важных методов контроля знаний, умений, навыков является
планомерное систематическое наблюдение за учащимися на уроках и вне
уроков.
Данные
такого
наблюдения
позволяют
о су щ е с т вл я т ь
индивидуальный подход к учащимся путем применения различных методов
обучения и воспитания, проверки знаний, умений, навыков.
Успех работы по реализации здоровьесберегающих технологий зависит
от многих составляющих, в частности, от:
— активного участия в этом процессе самих учащихся;
— создания здоровьесберегающей среды;
—высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;
— планомерной работы с родителями.