Автор: Кашкаха Светлана Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Белоснежка"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: Простыми словами о фонематическом слухе
Раздел: среднее профессиональное
Простыми словами о фонематическом слухе
учитель-логопед: Кашкаха Светлана Александровна
Если малыш не выговаривает звуки, ему трудно будет учиться в школе. Почему?
Какое отношение имеют неправильно произносимые звуки на успеваемость?
Значительная часть детей 5-6 лет не осваивает вовремя звуковые нормы русского языка.
Причины этого разные, но решающее значение имеют недостатки фонематического
восприятия.
Различение звуков речи – фонематический слух - является основой для понимания
смысла сказанного. При помощи фонематического слуха ребенок может отличить одни
речевые звуки от других, благодаря чему различаются, узнаются и понимаются слова,
например: дом-сом-лом-ком.
При нарушении фонематического слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет,
пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень
приблизительно. «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису», «Мишина
машина» в «мыши на машине». Ребенок как будто становится немного иностранцем. Он
не слышит окончаний слов, парных согласных. Ему трудно повторить цепочки слогов,
даже с оппозиционными звуками (ТА-ПА-КА, ТА-ДА), трудно выбрать картинки,
отличающиеся одним звуком (МИШКА-МЫШКА, БОЧКА-ПОЧКА).
Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при
обучении письму и чтению.
Возрастные нормы развития фонематического слуха.
Первый год жизни - уже на третьей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на
резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три
месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой,
комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок
начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни
при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает частопроизносимые
слова.
На втором году жизни
фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что
речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного
языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно
произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.
Самое важное достижение третьего года жизни – возможность ребенка самостоятельно
определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык
фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет
овладеть правильным звукопроизношением.
На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более
дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух
и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа
и синтеза.
На пятом - шестом
году жизни
формируется звуковой анализ – умение определять
последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и
синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.
Когда же начинать развивать фонематический слух?
Прямо с рождения. Да, именно с рождения мы начинаем этот длительный процесс.
Когда учим повторять и различать слова и звукоподражания. Помните, как
разговаривают с грудничками? Спрашивают у малыша:
- Как говорит кошка? (Мяу, мур-р)
- Как стучит папа в дверь? (Тук-тук)
- Как едет машина? (У-у-у, др-р-р)
- Как говорит водичка? (С-с-с, кап-кап)
Все эти звукоподражания формируют основу фонематического слуха, умение слышать
речевые звуки. Но нам надо не только слышать, но еще и различать, и разделять. Вот
этот, более сложный этап обучения мы начинаем где-то в 5-6 лет. Здесь наша задача –
научить разделять звуки, определять отдельный звук в слове, различать
парные
согласные, твердые и мягкие звуки только на слух. Это надо, прежде всего, для
грамотности ребенка, для того, чтобы он научился писать без проблем. Потому, что если
не научить ребенка выделять отдельные звуки в слове, то он не сможет писать правильно.
Такой ребенок постоянно испытывает трудности при письме, обречен на низкую оценку
по языку и возможны проблемы при изучении других языков, поэтому развитие
фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в
дальнейшем — и иностранным языкам.
Развитие фонематического слуха у дошкольников можно «подстегнуть» при
помощи специальных
упражнений.
Эти
упражнения
помогут
детям
распознавать
заданный звук в словах, определять место звука в слове, различать слова и формы слов,
отличающиеся лишь одной фонемой.
Этапы работы по развитию фонематического слуха
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ – узнавание неречевых звуков.
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ – различение сходных между собой по звучанию слов.
ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ – различение слогов.
ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ – различение звуков
ШЕСТОЙ УРОВЕНЬ – освоение ребенком навыков анализа и синтеза.
Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале
неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи.
Упражнения для развития фонематического слуха построены по принципу от простого
к сложному. Выявив, на каком этапе ребенок перестает справляться с заданиями,
начинайте с этого уровня.
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ – узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых
звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
- Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест
газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть
глаза и отгадать, что сейчас звучало.
- Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы,
скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.
- Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по
разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску
и т. д. Потом усложните задание – пусть малыш отгадывает с закрытыми глазами, какой
предмет звучал.
- Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика,
бубна, свистка.
- Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два
хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет
ритм с закрытыми глазами.
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
- Игра «Узнай свой голос». Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого
ребенка, а потом попросите его угадать, кто сейчас говорит.
- Игра «Громко–тихо». Договоритесь, что малыш будет выполнять определенные
действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.
- Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый.
Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ – различение сходных между собой по звучанию слов.
- Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по
звучанию словами (ком, сом, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять
соответствующую картинку.
- Игра «Верно–неверно». Взрослый показывает малышу картинку и называет предмет,
заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка –
хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ – различение слогов.
- Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова.
Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместнос ребенком произносит слова
(па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги.
- Игра «Что лишнее?» Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-
фа-фа» и т. п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ – различение звуков. Надо объяснить ребенку, что слова состоят из
звуков, а затем немного поиграть.
- Игра «Кто это?» Комарик говорит «зззз», ветер дует «сссс», жук жужжит «жжжж»,
тигр рычит «рррр». Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.
- Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши,
когда слышит заданную фонему.
ШЕСТОЙ УРОВЕНЬ – освоение ребенком навыков анализа и синтеза.
- Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух
определяет и называет их количество.
- Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть,
когда услышит слово, начинающееся с заданного звука.
- Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагают слова с пропущенным звуком – их нужно
отгадать. Например, из слов убежал звук «л» (...ампа, мы...о, ...ук, кук...а, мас...о).
Предлагаемые игры можно варьировать в зависимости от ваших возможностей и
фантазии. Не бойтесь импровизировать - это сделает ваши занятия с ребенком более
интересными и полезными. Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия;
пусть будет весело и интересно!
Список литературы.
1. Волкова Л.С. Логопедия : Учебник./Волкова Л.С.- М.: Владос, 2008.
2.Казанская В.Л. Шматко Н.Д. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового
восприятия, Дефектология,- 2002г,- №5
3.ТкаченкоТ.А. Развитие фонематического восприятия: учебное пособие- М.,2001г.