Автор: Никитина Людмила Викторовна
Должность: методист, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО Дом детского творчества
Населённый пункт: город Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: Интеллектуальная игра для старших дошкольников
Тема: Сценарий игры "Знатоки Ямальской земли"
Раздел: дополнительное образование
Знатоки Ямальской земли
Сценарий интеллектуальной игры для детей старшего дошкольного возраста
Никитина Людмила Викторовна,
методист,
педагог дополнительного образования,
МБОУ ДО Дом детского творчества,
г. Новый Уренгой, ЯНАО,
2021 год
Аннотация. Интеллектуальная игра рассчитана на детей старшего дошкольного
возраста (6-7 лет). Представленный материал направлен на выявление и закрепление
знаний обучающихся о флоре и фауне Крайнего Севера, а также способствует повышению
их интереса к жизни, национальным традициям и культуре коренных малочисленных
народов, проживающих на территории ЯНАО.
В ходе проведения игры развиваются навыки познавательной активности детей,
закрепляются
полученные
знания
в
области
краеведения
по
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программе «Аркториум».
Данная методическая разработка может быть полезна педагогам дополнительного
образования, воспитателям дошкольных образовательных учреждений и учителям
общеобразовательных школ.
Цель:
обобщение знаний и активизация интеллектуальной, познавательной,
творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста через игры краеведческой
направленности.
Задачи:
1)
выявить знания учащихся и умения их использовать при решении поставленных
задач,
определенных
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программой «Аркториум»;
2)
повысить
интерес
детей
и
желание
участвовать
в
интеллектуальных
играх
краеведческой направленности;
3)
способствовать развитию интеллектуальных способностей, словесно-логического
мышления, зрительного восприятия, памяти;
4)
воспитывать интерес к познанию природы родного края, жизни, быту и традициям
коренных малочисленных народов Ямала, желание соревноваться со сверстниками;
умение работать в команде;
5)
определить победителей игры на основе выявления уровня знаний, эрудиции и
логического мышления.
Ход мероприятия
Педагог:
- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас будет необычное и увлекательное
занятие в форме интеллектуальной игры, где вы сможете показать свои знания,
полученные по программе «Аркториум», проявить свою смекалку, находчивость и
сообразительность, быть внимательными и быстрыми.
- Наша игра называется «Знатоки Ямальской земли». И сегодня мы определим
победителя нашей игры, ту команду ребят, которая быстрее и правильнее справится с
заданиями. За правильные ответы вы будете получать смайлики. И та команда, у которой
их окажется больше, и станет победителей нашей игры. Сначала предлагаю разделиться
на две команды.*
_____________________________________________________________________________________
* Можно разделить детей по гендерному составу.
1
Педагог:
- Итак, вы готовы? Тогда мы начинаем! Свой календарь коренные северные
народы составили в далёкие времена. Вся жизнь этих людей подчиняется ритму, в
котором живёт сама природа. На протяжении веков их традиционные занятия связаны с
животным и растительным миром тундры. Живя в природе и общаясь с ней каждый день,
они берут от неё только самое лучшее, защищая и сохраняя её богатства на долгие годы
для растений, птиц, животных и человека.
Тур 1 «Окружающий мир Крайнего Севера»
Задание 1 «Времена года»
Педагог:
- Первое задание позволит нам проверить, как вы знаете времена года. Я
загадываю загадку, а вы, её отгадываете. Выкрикивать ответ нельзя! Можно шёпотом
посовещаться в команде, затем поднять и показать карточку с соответствующим временем
года.
1.
Тётушка крутая,
Белая да седая,
В мешке стужу везёт,
На земле холод трясет.
Сугробы наметает,
Ковром землю устилает.
(Зима)
2.
Плащ золотистый она надевает,
Тепло от себя она провожает.
Птиц отправляет в дальние страны,
Нам оставляет дожди и туманы.
(Осень)
3.
Можно купаться и рыбу ловить,
Можно по лесу с корзиной бродить,
Бегать по лужам под дождиком тёплым
И не бояться до нитки промокнуть.
(Лето)
4.
Прилетела пава,
Села на травы,
Распустила перья
Для всякого зелья.
(Весна)
Педагог:
- С первым заданием справились! Молодцы! Традиционная хозяйственная
деятельность коренных народов Ямала включает в себя разнообразные роды занятий:
промыслы, оленеводство, ведение домашнего хозяйства, воспитание детей и т.д. В семьях
северных кочевников существует строгое разделение труда между мужчиной и
женщиной.
Задание 2 «Разложи предметы по сумкам»
Педагог:
- Второе задание позволит нам проверить, как вы знаете предметы, которыми
пользуются коренные народы Ямала, ведя своё хозяйство. Перед вами лежат картинки
ненца и ненки с красивыми национальными сумками, а в конвертах находятся карточки с
нарисованными на них предметами. Вам необходимо разложить эти предметы по сумкам.
Картинки с теми предметами, которыми пользуются ненецкие женщины, положите на
картинку с изображением ненки с сумкой, а предметы, которыми пользуются ненецкие
мужчины – на картинку с изображением ненца с сумкой.*
_____________________________________________________________________________________
*Ребята сопоставляют мужские и женские предметы и кладут их сверху на картинку с сумкой.
2
Педагог:
- Молодцы! И со вторым заданием вы тоже справились! Бесконечные белые
пейзажи и северное сияние создают ощущение, что ты попал на другую планету. И,
конечно, Арктика знаменита своими уникальными обитателями. Сегодня в северных
краях, где царят практически вечные морозы, обитает достаточно большое количество
самых разнообразных живых существ. Все они живут своей жизнью. В самые суровые
морозы под толстыми льдами кипит подводная жизнь, и даже белые медведи не всегда
уходят в спячку. Круглый год здесь кочуют стада оленей, два раза в год меняют шубку
красавцы-песцы, крутятся под ногами у более крупных животных малыши-лемминги.
Организмы
всех
этих
животных
сумели
приспособиться
к
неблагоприятным
климатическим условиям.
Задание 3 «Где, чья тень?»
Педагог:
- Третье задание позволит нам проверить, как вы знаете животных – обитателей
Крайнего Севера. Перед вами - картинки животных и их тени. Вам необходимо найти
подходящую тень к изображениям животных и соединить их стрелочками.
Педагог:
- Молодцы! А сейчас немного отдохнём и проведём небольшую разминку.
Физминутка
Смотрите, смотрите -
Снега и снега…
Четвертые сутки бушует пурга.
Она сорвала свой простуженный голос,
Пока добирались на Северный полюс.
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руку, тронет нос,
Значит, надо не зевать,
Прыгать, бегать и играть.
(Делают руку козырьком, смотрят то вправо, то влево)
(Изображают высокий сугроб)
(Спиральные движения то одной, то другой рукой)
(Держат рукой горло, качают головой)
(Движения руками, как на самолёте, потом как на лыжах)
(Шагают на месте)
(Хлопают в ладоши)
(Приседают)
(Показывают руку, дотрагиваются до носа)
(Хлопают в ладоши)
(Прыгают на месте)
Педагог:
- Вот мы и отдохнули немножко! Впереди вас ждут ещё интересные задания!
Тур 2 «Включи логику»
Педагог:
- Здесь вам нужно постараться быть серьёзными, не играться!
Размышлять и рассуждать, все задания по логике выполнять!
Задание 4 «Четвёртый лишний»
Педагог:
- В вот и четвёртое задание!
Внимательно рассмотрите картинки.
Среди
множества картинок есть одна, которая чем-то отличается от остальных. Это и есть тот
«Четвёртый лишний» предмет, который вам следует найти и пояснить свой ответ.
Педагог:
- Молодцы, ребята! С заданием справились! А вот работая над следующим
заданием, командам нужно быть очень внимательными!
3
Задание 5 «Танграм»
Педагог:
- Вот вам пятое задание! Это древняя китайская игра «Танграм».* Если разделить
квадрат на семь геометрических фигур, то из них можно составить огромное количество
самых разнообразных силуэтов: игрушек, человека, предметов домашнего обихода,
различных видов транспорта, цифр, букв и т.д. Задание для команд – попробовать собрать
человечка по схеме.
Правила игры:
1. В каждую собранную фигуру должны входить все семь
элементов.
2. При составлении фигуры элементы не должны налегать друг
на друга.
3. Элементы фигур должны примыкать один к другому.
Педагог:
- Молодцы! Отлично справляетесь! Кочевники Ямала в течение всего года
перемещаются (каслают) со своими стадами с пастбища на пастбище. А живут они в
чумах — мобильных жилищах в форме конуса, состоящих из шестов и покрытых
оленьими шкурами. Конструкция чума проста, но идеально продумана и приспособлена к
жизни в суровых условиях Крайнего Севера.
Задание 6 «Собери чум»
Педагог:
- Следующее задание позволит нам проверить, какими вы были внимательными
на занятиях и как помните этапы сборки ненецкого чума! Вам необходимо составить
схему сборки чума и разложить картинки в правильной последовательности.
*
Педагог:
- Молодцы! Справились! А теперь игра «Блиц-опрос».
____________________________________________________________
*Педагог демонстрирует схему разрезания квадрата, немного рассказывает об игре и раздает
командам схемы фигурок, которые они должны собрать.
*После работы разложенные командами картинки схемы сборки чума и образец сравниваются.
Игра «Блиц-опрос»
4
Педагог:
- Вопросы будут задаваться каждой команде по очереди.
Вы должны быть
внимательными и быстро отвечать.
Но выкрикивать ответы нельзя! Можно шёпотом
посовещаться в команде, затем поднять руку и ответить. Отвечать будет один
представитель от команды. Если команда затрудняется с ответом, право ответить на
заданный вопрос переходит другой команде. За каждый правильный ответ команда будет
получать смайлик. Итак, начинаем!
Вопросы для 1-й команды:
Ответы:
1.
Я – вода и по воде плаваю. Кто я такая?
Льдина
2.
Что никогда не возвращается?
Время
3.
Через какой предмет можно смотреть сквозь стены?
Через окно
4.
Время года, которое наступает после весны?
Лето
5.
Что за обедом нужнее всего?
Рот
6.
Что можно услышать, но никогда не увидеть?
Эхо
7.
Где находятся города без домов, реки - без воды, а леса без деревьев?
На карте, на глобусе
Вопросы для 2-й команды:
Ответы:
1.
Из какой посуды не едят?
Из пустой
2.
Что можно увидеть с закрытыми глазами?
Сон
3.
Кто спит всегда с открытыми глазами?
Рыба
4.
Что идёт то в гору, то с горы, но всегда остаётся на месте?
Дорога
5.
Ёмкость для приготовления супа?
Кастрюля
6.
У кого есть шапка без головы, и нога без сапога?
У гриба
7.
Как можно воду принести в решете?
Заморозить её
Педагог:
- Замечательно! Команды - молодцы! Домашние животные северных народов –
хорошие друзья и надёжные помощники в пути. Хозяев своих они никогда не бросают, а,
наоборот, охраняют, а также служат им транспортным средством, всегда держат
правильный курс, ориентируясь на свой нюх и инстинкт направления.
Задание 6 «Графический диктант»
Педагог:
- Следующее задание – сложное
и требует концентрации вашего внимания!
Любое отвлечение может отрицательно сказаться на конечном результате! Командам
необходимо нарисовать рисунок по клеточкам.
Начинайте работать от стартовой точки.
Она обозначена на листе бумаги красным цветом.
*
__________________________________________________________________________________
*После графического диктанта картинки, изображенные командами, и образец сравниваются.
Педагог:
5
- Ребята, кто у вас получился? (Собака)
.
Дополнительный вопрос: как называется
порода собак, которые живут с коренными жителями в стойбище? (Оленегонная лайка).
- Молодцы, ребята! Вот и подошла к концу наша встреча. Вы очень хорошо
потрудились! С достоинством прошли все испытания, показали свои знания и смекалку!
Настало время подсчитать количество ваших смайликов в командах.*
- Спасибо всем вам, ребята! Спасибо всем тем, кто сегодня был вместе с нами! До
свидания! До новых встреч!
Литература:
1.
Красная книга ЯНАО: животные, растения, грибы / Отв. Редактор Л.Н. Добринский. –
Екатеринбург: «Издательство уральского университета», 1997.
2.
Культура народов Ямала: Учебник: 5-7 кл. / [Т.И. Борко, В.Т. Галкин, А.Г. Еманов, А.В.
Павлов]; Департамент образования Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа
[и др.]. - Тюмень: Изд-во Ин-та проблем освоения Севера СО РАН, 2002.
3.
Хомич Л.В. Ненцы. М., «Наука», 1976.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Задание 1 «Времена года»
Карточки для команд «Времена года»
Зима
Осень
Лето
Весна
Приложение 2
Задание 2 «Разложи предметы по сумкам»
____________________________________________________________________________________
*Ведётся подсчёт количества смайликов, которые в ходе игры заработали команды, выявляется
команда-победитель.
6
Малица мужская
Нарты
женские
Аркан (тынзян)
Очаг (огонь)
Снегоход
Капор меховой
Пояс мужской
Капкан "пасть"
Ненецкая лодка
Ягушка женская
Лук со стрелами
Иглы и нитки
Стадо северных
оленей
Пояс женский
Нарты
мужские
Кукла ненецкая -
"ңухуку"
Украшения
из бисера
(ненецкие)
Ружьё
Ненецкий чум
Ловушка для рыбы
- "морда"
Дети
Сумка женская
Лыжи
Металлическая
посуда
7
Приложение 3
Задание 3 «Где, чья тень?»
Приложение 4
Задание 4 «Четвёртый лишний»
Картинки для 1-й команды
Берёза
Рябина
Кедр
Верба
1.
Лишняя картинка: Кедр
8
Белый гриб
Мухомор
Сыроежка
Подберёзовик
2.
Лишняя картинка: Мухомор
Картинки для 2-й команды
Верба
Лиственница
Ель
Сосна
1.
Лишняя картинка: Верба
Маслёнок
Подосиновик
Бледная поганка
Лисичка
2.
Лишняя картинка: Бледная поганка
Приложение 5
Задание 5 «Танграм»
Схема для команды 1
Схема для команды 2
Человечек 1
Человечек 2
9
Приложение 6
Схема сборки чума (правильный вариант):
Приложение 7
Графический диктант
10