Автор: Зыкова Оксана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №7"
Населённый пункт: Смоленск
Наименование материала: Технологическая карта ННОД с применением АМО
Тема: Деление целого на части
Раздел: дошкольное образование
Технологическая карта ННОД
Организационная информация
Команда,
разрабатывающая
АМО-урок
(занятие)
Зыкова Оксана Викторовна
Предмет
Формирование элементарных математических представлений
Класс, профиль класса/группа, количество
человек
Старшая группа
Продолжительность урока (занятия)
25 мин
Методическая информация
Тема урока /занятия
Деление целого на части
Автор
учебника,
по
которому
ведётся
обучение (если имеется)
Формирование математических представлений: конспекты занятий в старшей группе/авт.сост Е.А.
Казинцева, И.В. Померанцева, Т.А. Терпак- Волгоград Учитель,2016
Классификация урока/занятия в системе
образовательных мероприятий (тип,
взаимосвязь с предыдущим и последующим
уроками/занятиями)
ознакомление с новым материалом
Упражнения в делении предметов на равные части позволяют перейти к обучению измерению, а
умение измерять дает возможность делить на части самые разнообразные предметы.
Психолого – педагогическая
характеристика особенностей
Группы (раскрываются психологические и
педагогические особенности данного
коллектива, наличие детей: одаренных;
лево-, правополушарных, со смешанным
типом восприятия; аудиалов, визуалов,
кинестетиков; не умеющих обобщать,
выделять главное, сравнивать,
абстрагировать, классифицировать;
объяснить, как планируемое занятие
поможет решить проблемы данного
коллектива).
Дети с нарушением зрения, у которых снижена способность к приему, переработке, хранению и
использованию информации, и которые испытывают трудности ориентировании в пространстве.
Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
В основном преобладает кинестетическое восприятие. Использование в занятии АМО помогает детям
намного быстрее включиться в образовательную деятельность, проявить инициативу, побуждает их
самостоятельно находить решения на поставленные задачи в процессе активной мыслительной и
практической деятельности.
Игровая среда создаёт атмосферу открытости, увлечённости, где каждый может проявить в полной
силе свои возможности и образовательные потребности. Много времени на занятии уделено работе с
раздаточным материалом, что позволяет повысить у детей способность к приёму и переработке
информации, а также способствует развитию мелкой моторики и ориентировании в пространстве.
Демонстрационный и раздаточный материал ярко и эмоционально окрашен, имеет чёрный контур по
краям.
Цели урока/ занятия
У детей старшей группы сформировано умение делить целое на 2 и 4 равные части складыванием
предметов пополам(2части) и ещё раз пополам (4 части); дети имеют представления о соотношении
части и целого.
Задачи урока/ занятия
•
Научить детей делить целое на 2 и 4 части, отражать в речи действия и результаты деления.
•
Дать представление о том, что половина – это одна из 2 равных частей целого. Половинами
называют обе равные части; показать отношение между целым и частью (целое больше части, части
меньше целого
•
Развивать зрительно двигательную координацию, согласованную с движением, зрительное
восприятие, мелкую моторику.
•
Развивать умение рассуждать, делать самостоятельные выводы, находить собственные
решения.
Знания, умения, навыки и качества, которые
актуализируют/приобретут/закрепят/др.
ученики/коллектив в ходе урока / занятия
имеет элементарные представление о деление целого на 2 и 4 части; удерживает в памяти при
выполнении
математических
действий
нужное
условие
и
сосредоточено
действует;
активно
и
доброжелательно взаимодействует с педагогом и детьми, умеет работать коллективно.
Учебный материал, подлежащий усвоению,
актуализации, закреплению
продолжать работу по делению целого на части разными способами. Систематизировать знания детей
о том, как относится целое к своей части, а часть к своему целому. Совершенствовать речь,
оформлять словом результаты своих наблюдений и действий; приучать детей к самостоятельности
суждений и ответов;
Подробный конспект урока/занятия
Фаза урока (занятия)
Этап
Цели фазы и этапа
Время, продолжительность
этапа
Название метода
Происхождение метода (выберите и укажите необходимое)
- Авторский
- Заимствованный, но измененный или адаптированный
- заимствованный
Подробное
описание
АМО
по
установленной схеме:
- Цели и задачи
метода
- Необходимые
материалы
(канцелярские
товары и др.),
которые
понадобятся для
успешного
проведения метода
- Предварительная
подготовка (если
требуется)
- Технология
проведения
- Примечание (что
важно знать или
учитывать педагогу
при использовании
данного метода)
- Варианты
проведения метод
Инструкции учителя
обучающимся для реализации
или в ходе проведения АМО
УУД, которые
формируются
при
использовании
данного АМО
(выберите и
расшифруйте
необходимое)
- Личностные
- Регулятивные,
включая
действия
саморегуляции
-
Познавательные
, включая
общеучебные и
логические
- Знаково-
символические
-
Коммуникативн
ые
Ключевые
компетентно
сти, которые
формируютс
я при
использован
ии данного
АМО
(выберите и
расшифруйт
е
необходимое)
-
Информац
ионная
- Учебно-
познавател
ьная
-
Коммуника
тивная
-
Социальна
я
Как, за счет
чего
введенные
АМО,
решают
задачи
урока
(занятия),
позволяют
более
эффективно
по
сравнению с
традиционны
м уроком
достичь
поставленны
х
образователь
ных целей.
Фаза 1 «Начало образовательного
мероприятия»
Приветствие/знакомство
Создать позитивную атмосферу в группе,
установить хороший контакт с
воспитанниками,
настроить на рабочий лад.
2
мин
Подари
улыбку
другу!
Заимс
твован
ный,
но
измен
енный
Цель: сплотить детей,
создать атмосферу
группового доверия и
принятия.
Дети стоят в кругу, и
ласково, называя
рядом стоящего слева
ребёнка, улыбаются
ему.
(Детей, которые
испытывают
трудности в общении,
поставить ближе к
концу и между более
общительными
детьми).
Воспитатель
просит
детей
собраться в круг!
-
Доброе
утро
ребята!
Наступила весна. Всё чаще
к
нам
в
гости
заглядывает
солнышко,
согревая
нас
и
радуя. А вы знаете, что мы тоже
можем
подарить
друг
другу
тепло и поднять настроение. И
сделает всё это наша улыбка.
Давайте
сейчас
подарим
друг
другу свою улыбку! Для этого
надо
взять
рядом
стоящего
друга за руку, улыбнуться ему,
ласково назвать друга и сказать
ему доброе утро.
Формируются
предпосылки
личностных УУД.
Воспитание
нравственных
ориентиров:
внимательное.
Доброе отношение
друг к другу
Социальная
компетенция
- способность
взаимодейств
овать друг с
другом
С
помощью
данного АМО
намного легче
создать
позитивную,
доверительну
ю атмосферу в
группе.
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»
Вхождение в тему занятия
(определение целей занятия)
Подвести детей к теме
образовательной деятельности
4ми
н
Живая
фигура
авторс
кий
Цель: Подвести детей
к теме
образовательной
деятельности
Начальное положение:
дети в кругу, взявшись
за руки.
Передвигаясь, не
расцепляя рук, дети
перестраиваются в
разные
геометрические
фигуры.
-Воспитатель
внимательно следит ,
чтобы дети не тянули
друг друга, не делали
резких движений и
помогает, если ребята
теряют ориентир в
построении той или
иной фигуры.
Ненавязчиво,
намёком, оставляя в
большей степени
инициативу самих
воспитанников,
подсказывает, что
надо сделать, чтобы
получилась нужная
фигура.
Воспитатель. Как светло и
радостно стало в нашей группе
от ваших улыбок. Давайте
поиграем с вами в одну очень
интересную игру. Я буду
называть геометрическую
фигуру, а вы попробуете
выстроиться в неё. Для этого
вам надо будет взяться за руки.
Давайте попробуем построить
прямоугольник. Что мы знаем
про прямоугольник.
(4 угла, две стороны длинные,
две короткие).
Значит, четверо из вас будут
углами прямоугольника, а
остальные его сторонами.
Причём в двух сторонах ребят
должно быть больше, чем в
других двух сторонах нашего
живого прямоугольника.
Воспитатель помогает детям
выстроить первую фигуру -
прямоугольник.
Воспитатель называет
следующую фигуру: круг
Дети выстраиваются в круг
-Квадрат
Дети выстраиваются в квадрат
Воспитатель обращает
внимание на длину сторон
квадрата. Они должны быть
одинаковые.
Воспитатель. А теперь я
превращаюсь в ножницы и
разрезаю ваш квадрат.
Формируются
предпосылки
знаково-
символические
УУД.
Умение хорошо
ориентироваться в
пространстве,
выстраивая
геометрические
фигуры с
помощью людей.
Учебно-
познавательн
ая
компетенция:
дети по
отношению к
изучаемым
объектам
овладевает
креативными
навыками
продуктивно
й
деятельности:
приемами
действий в
нестандартны
х ситуациях.
Данное АМО
помогает
понять
воспитанника
м, каких
результатов
они должны
достигнуть к
концу
образовательн
ой
деятельности,
и эффективно
погружает их
в изучаемый
материал.
Воспитатель разъединяет руки
детей, разделяя квадрат на две
равные части.
Воспитатель. Как я разделила
ваш квадрат?
(на две половины)
Воспитатель. Эти половинки
одинаковые?
Значит я разделила квадрат на
две равные части. Скажите
ребята, а вы смогли бы с такой
же лёгкостью разделить
ножницами на две равные
части бумажный квадрат?
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»
Определение ожиданий и опасений учащихся
2
мин
Медаль-
оны
Заимс
твован
ный,
но
измен
ённый
Цель: определение
воспитанниками своих
возможностей
Необходимые
материалы: медальоны
на ленточках трёх
цветов.
Красный - у меня всё
получится.
Жёлтый - я не уверен
в себе.
Синий - я не смогу это
сделать.
Предварительная
подготовка: сделать
из картона медальоны
на ленточках трёх
цветов: красный,
жёлтый, синий.
Технология
проведения: дети
выбирают себе
медальон и вешают на
шею.
Ребята, кто считает, что легко
справиться с этим заданием,
возьмёт и повесит себе на шею
красный медальон.
Кто думает, что не сможет
этого сделать возьмёт синий
медальон, а кто сомневается в
своих возможностях (пока не
знает, сможет он это сделать
или нет) возьмёт жёлтый
медальон.
Регулятивные
УУД: умение
адекватно оценить
свои возможности
Социальная
компетенция
- способность
брать на себя
ответственно
сть.
Данное АМО
даёт
возможность
воспитателю
учесть и
выявить
опасения
воспитаннико
в и благодаря
этому более
качественно
обеспечить
результаты
образовательн
ой
деятельности.
Фаза 2 «Работа над темой»
Инпут.
Включение нового знания в систему знаний.
5
мин
Мы
делили
пополам
Заимс
твован
ный,
но
адапти
рован
ный
Цель: мотивировать
детей к
самостоятельному
изучению способов
деления
геометрических фигур
на 2 равные части.
Необходимые
материалы:
геометрические
фигуры
(прямоугольник,
квадрат, круг)
ножницы для каждого
ребёнка. Аудиозапись
песни «Всё мы делим
пополам»
предварительная
подготовка: Нарезать
из цветной бумаги
геометрические
фигуры.
Дети выполняют
действия согласно
инструкции педагога.
Я приглашаю Вас в нашу
мастерскую, где вас ждут
геометрические фигуры.
Сегодня мы всё с вами будем
делить пополам.
Найдите, пожалуйста, красный
прямоугольник. Теперь
скажите мне, можем мы сразу
взять ножницы и разрезать
прямоугольник ровно пополам,
на две равные части?
-Как вы считаете, что же нужно
сделать, чтобы найти середину
прямоугольника? (Согнуть
пополам)
-Давайте согнём
прямоугольник пополам. Точно
подравняйте концы, пригладьте
линию сгиба. И разрежьте
ножницами по линии.
На сколько частей мы
разделили прямоугольник.
Верно, мы сложили
прямоугольник один раз
пополам и разделили на две
равные части. Равны ли эти
части? Как проверить? (Путём
наложения).
-Получились две равные части?
Покажите мне одну половину
прямоугольника, теперь
покажите другую половину
прямоугольника. Сколько всего
половинок у вас получилось?
Что же называется половиной
(Половина –это одна из двух
равных частей целого.)
Регулятивные
УУД: умение
осуществлять
действие по
образцу и
заданному
правилу;
умение сохранять
заданную цель;
умение
удерживать задачу
на протяжении
всего времени
выполнения
задания;
умение правильно
держать ножницы.
Познавательные
УУД: умение
добывать новые
знания: находить
ответы на
вопросы,
используя свой
жизненный опыт и
информацию,
полученную на
занятии.
Коммуникативные
УУД: умение
оформлять свои
мысли в устной
форме; слушать и
понимать речь
других
Учебно-
познавательн
ая:
умеет
приводить
доводы,
аргументы
в
доказательств
о
своей
деятельности
в
решении
задачи
поделить
фигуру на две
равные части
Привлечь
внимание
воспитаннико
в,
активизироват
ь
мыслительну
ю
деятельность.
- Что больше целый
прямоугольник или одна из
двух равных его частей?
Что меньше: целый
прямоугольник, или одна из его
половин?
Если я сложу две половины
вместе, что получится (целый
прямоугольник)
А теперь попробуйте разделить
на две равные части квадрат.
Вы сложили противоположные
стороны квадрата и какие
фигуры вы получили? (два
равных прямоугольника).
Теперь попробуйте сложить
противоположные углы
квадрата. То есть сложить
квадрат по диагонали. Какие
фигуры у вас получились?
(треугольники). Что можно
сказать про эти фигуры? (они
равны, это половины квадрата)
Фаза 2 «Работа над темой»
2
мин
Зрительн
ая
гимнасти
ка
«Весна»
Заимс
твован
ный
Цель: расслабить те
глазные мышцы, на
которые падает
основная нагрузка.
предварительная
подготовка:
заучивание
стихотворения
«Весна» М.
Пеньковской.
Всё проснулось ото сна,
значит, к нам пришла весна.
Потягивание
Солнце греет всё теплей, на
прогулку все скорей!
Выбрасывание пальцев рук из
кулачка с одновременным
разведением рук вверх, в
стороны
Справа - первые цветочки
появились на лужочке.
Правая рука отводится в
сторону с фиксацией
направления взором
Слева - быстрый ручеёк с
бугорка к реке потёк.
Левая рука отводится в сторону
с фиксацией направления
взором
Мы кораблик смастерили,
Соединить ладони перед
грудью
В ручеёк пустить решили.
Удаление сложенных ладоней
вперёд от себя
Уплывай, кораблик мой, прямо
к речке голубой!
Машем ладонями, прощаясь с
корабликом
Вот как весело играть и в
весенний день гулять!
Легкие подпрыгивания на
месте
Дышит свежестью земля,
подышу «весной» и я!
Регулятивные
УУД:
умение
осуществлять
действие
по
образцу
и
заданному
правилу.
Учебно-
познавательн
ая
компетенция
– дети
выполняют
движения,
сопровождае
мые текстом,
соотносят
движения с
художественн
ым словом
Коммуникати
вная
компетенция.
– дети
одновременн
о выполняют
одинаковые
действия
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»
Подведение итогов образовательной деятельности
3
мин
Нарисуй
картину
авторс
кий
Цель:
Получить
удовольствие
от
выполненной работы.
Необходимые
материалы:
геометрические
фигуры, разрезанные
детьми на 2 и 4 части,
фланелеграф (А4) для
каждого ребёнка.
Дети на фланелеграфе
из полученных
геометрических фигур
составляют картину.
-Ребята! Составьте из
полученных фигур на
фланелеграфе красивую
картинку.
(Звучит лёгкая музыка, дети
составляют из геометрических
фигур картину)
-Какие части фигур вы
использовали в картине?
(Половинки и четвертинки).
-Теперь вы сможете делиться с
друзьями, как поётся в песенке:
«Всё мы делим пополам». И
даже можете поделить на
четверых друзей! И это
здорово!
(Звучит песня «Всё мы делим
пополам)
Личностные УУД.
Способность
к
самооценке
на
основе
критерия
успешности
образовательной
деятельности
Учебно-
познавательн
ая:
использовани
е полученных
знаний,
технических
навыков и
умений в
самостоятель
ной
продуктивно
й
деятельности.
Социальная:
проявление
инициативы
и
самостоятель
ности в
процессе
создания
картины
даёт
возможность
воспитанника
раскрыться,
достигнуть
успеха,
получить
эмоциональны
й заряд,
вдохновляет
на дальнейшее
изучение темы
образовательн
ой
деятельности:
«Деление
целого на
части»
Аналитическая информация
Обоснование
целесообразности
использования
технологии АМО для:
а.
выполнения
целей
и
задач
урока
/занятия
(содействие раскрытию темы и освоению содержания
урока / занятия);
b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог
пишет свой прогноз выполнения стандартов)
-
т.е.,
системное
целеполагание
и
объективное
обоснование, почему использована технология АМО, а
не другая технология
Использование технологии Амо оживило занятие за счёт разнообразия образовательных
эффектов,
дало возможность воспитанникам применить имеющиеся знания в новой нестандартной
ситуации («Живые фигуры»), предоставить воспитанникам возможность рационально
и
основательно
усвоить
новые
знания,
а
не
механически
их
запомнить;
позволяет
формировать у воспитанников самостоятельность в принятии решений, готовность нести
ответственность за свои действия
Процесс образовательной деятельности, организованный с помощью технологии
АМО,
способствует
снятию
барьеров
общения,
развивает
навыки
совместной
деятельности.
Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия
Предметные и метапредметные результаты: обучения,
воспитания, развития и социализации обучающегося
анализ реализации запланированных образовательных
целей, ЗУНов и качеств обучающихся
(на
каких
этапах
урока
с
помощью
решения
каких
практических
задач
образовательные
цели
и
задачи
урока были выполнены, ЗУНы и качества
актуализированы/приобретены/закреплены).
самостоятельное выполнение воспитанниками деления круга, квадрата, прямоугольника
на две и четыре равные части), отражение результатов деятельности в речи; способность
воспитанников к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в
различных видах деятельности.
Анализ степени реализации принципов
современного образования (духовно-нравственного
развития, компетентностного, индивидуального и
деятельностного подходов, здоровьесбережения).
В процессе занятия были реализованы принципы современного образования:
Здоровьесбережение
(зрительная
гимнастика
динамическая
пауза,
оформления
раздаточного и демонстрационного материала согласно нормам для детей с нарушением
деятельности); на всех этапах занятия дети с помощью воспитателя умело и активно
использовали
ЗУНы
в
практической
деятельности;
Образовательная
деятельность
разработана
так,
чтобы
и
аудилы,
и
визуалы,
и
кинестетики
смогли
получить
и
переработать новые знания.
Какие новые и дополнительные образовательные
эффекты планируется достичь за счет использования
технологии АМО
Добиться
полного
вовлечения
воспитанников
в
процесс
самостоятельного
поиска
и
«открытия» новых знаний, умения решать вопросы проблемного характера.
Методическая ценность урока/занятия
Образовательная деятельность по ФЭМП с использованием технологии АМО,
позволяет вовлечь в активную учебно-познавательную деятельность всех воспитанников,
создать комфортную атмосферу в группе, положительную мотивацию.
Дополнительная информация
Указание приложений к уроку/занятию:
(презентации, дидактические материалы, раздаточный
материал). С помощью какого программного
обеспечения они созданы.
Аудиозапись песни «Всё мы делим пополам» (Слова Михаила Пляцковского. Музыка
Владимира
Шаинского).
Геометрические
фигуры
(прямоугольник,
квадрат,
круг)
ножницы, фланелеграф (А4) для каждого ребёнка. Медальоны на ленточках трёх цветов,
сделанные в программе Foto Collage, распечатаны на принтере, вырезаны.
Использованная
литература,
источники
информации (с указанием активных ссылок).
Т.В Лазарев. Образовательные технологии новых стандартов. Часть1. Технология
АМО.
песня «Всё мы делим пополам»
Vangelis «Музыка природы»
Зрительная гимнастика «Весна»