Напоминание

" Формирование у детей ясельного и дошкольного возраста навыков общения"


Автор: Шаяхметова Виктория Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №137
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: " Формирование у детей ясельного и дошкольного возраста навыков общения"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование у детей ясельного и

дошкольного возраста навыков

общения.

Введение.

Точно известно: живое человеческое общение-это самое

интересное на свете. По данным экспериментальных

психологических исследований,2 /3 всей информации о

партнере по общению исходит от непосредственно

наблюдаемого коммуникативного поведения, в которое

наряду с двигательными и речевыми средствами входят

мимика, пантомимика, голосовые реакции, общий темп и

пространственный рисунок общения. Развитие способности

общения у детей ясельного и дошкольного возраста- одна

из самых важных задач ,стоящих перед родителями и

педагогами, поскольку от того ,насколько хорошо ребенок

овладеет основами коммуникации, будет зависеть его

психологическое развитие, становление его собственного

«я», отношение его с окружающими.

Для того чтобы выделить основные разделы курса обучения

детей общению, я руководствовалась оригинальной

методикой, разработанной опытными преподавателями

педагогики и психологии Международного университета

семьи и ребенка им. Рауля Валенберга изложенной ими в

книге» Азбука общения».

Мир познания. Ребенок является частицей окружающего

мира. Человек и природа едины. Важно научить ребенка

«мудрости» природы ,умению видеть взаимозависимость

человека и природы, привить любовь к тому, что его

окружает ,к животному и растительному миру. Необходимо

научить понимать, в чем состоит существенное отличие

человека от живых существ, рассказывая , что общего у нас

с животными, как животные общаются друг с другом и как и

что в процессе эволюции легло в основу коммуникативных

навыков человека, какую роль играют органы чувств (глаза,

уши, нос, рот, кожа). Развитие интеллекта ребенка в 3-6 лет

во многом зависит от качеств ответов взрослого на его

многочисленные вопросы ,ведь ребенок познает мир , его

сложность ,наблюдая за природой на прогулках,

экскурсиях ,во время игр. Игры детей отражают

окружающую их действительность, сопровождаются

эмоционально- положительным состоянием, радуют их

доставляют им удовольствие и в то же время открывают

путь к познанию мира. Во время игры дети встречаются

различными затруднениями, требующие

сообразительности , умения, учатся добиваться своей цели.

В игре дети часто подражают взрослым, повторяют их

слова, выражения , движения и действия. Эта способность к

подражанию помогает им развивать символическое

мышление, а также способствует закреплению образцов

поведения, свойственных взрослым.

Навыки общения с внешним миром.

Неумение правильно выразить свои чувства, скованность,

неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи

затрудняет общение детей между собой и со взрослыми.

Непонимание другого часто становится причиной страха,

отчужденности, враждебности, поэтому для формирования

положительных навыков общения необходимо развивать в

детях эмоциональное восприятие окружающего. Эмоции –

одна из составляющих частей человеческой натуры. Они –

отражение индивидуальности человека, его внутреннего

состояния(интерес. радость, удивление, горе, гнев,

отвращение, презрение, страх, стыд) доминирование

отдельных эмоций у ребенка определяет характер его

поощрения. Воспитание способно ослабить отрицательное

эмоциональное восприятие у детей, а положительное,

наоборот, усилить. Следует помнить, что мимика, жесты,

пантомимика – наши первые помощники в общении.

Ребенок 3-6 лет неистово жестикулирует, необходимо

мягко, но настойчиво воспитывать у него культуру жеста.

Использование и постоянное развитие мимических средств,

а также интонации позволит не только лучше понимать

своего собеседника, но и привнесет определенную живость

в общении друг с другом.

Третий год жизни – переломный в развитии общения у

детей , это год рождения личности ,рождения собственного

«я» . Этот период в педагогической и психологической

литературе именуется периодом оппозиции и негативизма,

в это время ребенок своенравен, непослушен,

требователен. Это очень ответственный период в

воспитании, ребенок осознает себя

человеком ,индивидуальностью, для него важна свобода и

независимость. На данном этапе нельзя препятствовать

реализации его прав – «ломать душу»- иначе вырастет

тот ,кто будет подчиняться всегда и во всем, или станет

хитрым, лживым, асоциальным человеком. Если ребенок

не просит невозможного, взрослый может уступить. После

периода с 5 -5,5 лет ребенок вновь станет покладистым,

будет понимать социальные нормы. В возрасте от 3 до 6

лет природа дает возможность ребенку запечатлеть

истинное, он отметает неискренность, обман, а впитывает

подлинное отношение к другим. Поэтому воспитывая

ребенка, мы воспитываем самих себя. Родители и педагоги

должны помнить, что для детей этого возраста наступает

время узнать не только свои права, но и обязанности.

Неправильное воспитание закрепляет эгоизм,

требовательность к другим, но не к себе. Важно не упустить

это время- время решения нравственных задач, от этого

зависит, какой личностью вырастет ребенок, в общении с

ребенком большое значение имеют убеждения,

объяснения, доводы.» Нельзя «и «надо» переходят в

«почему нельзя» и «почему надо». Именно это способно

постепенно вылиться в недоступную, к сожалению, многим

взрослым возможность говорить хорошее о других,

искренне ценить каждого и каждодневно выражать это

словами и делами. Несомненно в этом кроется подлинная

радость общения!

Культура общения людей основана на соблюдении

определенных правил, которые вырабатывались

человечеством на протяжении многих веков. Эти правила

называются этикетом. Культурный и воспитанный человек

не только владеет техникой общения, но и обладает такими

качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость,

уважительное отношение к людям. Если правильно

воспитывать культуру общения, то ребенок третьего года

жизни проявляет сочувствие к больному, пожилому

человеку. В этом кроются зачатки будущей доброты,

чуткости, способности к сопереживанию. Нужно учить

ребенка терпеливо ждать своей очереди высказать

собственные мысли. Без терпения и выдержки сложно

адаптироваться в дошкольном и в последствии, школьном

учреждениях. Самым лучшим способом, привить детям

хорошие манеры, является собственный пример поведения,

нельзя допустить, чтобы ребенок невзлюбил общение с

людьми, нужно лишь показать ему, как надо вести себя в

любом случае. Научить ребенка «слушаться», т.е правильно

вести себя, подчиняться разумной жизненной дисциплине ,

можно лишь посредством воспитания у него сознательного

отношения к своим поступкам.

Я привела некоторые разделы, включенные в книгу» Азбука

общения» , в них авторы помогут педагогам и родителям

развить в ребенке навыки общения и поведения в

обществе, помогут подготовить его к жизни. Счастье – это

когда тебя понимают, но это понимание не приходит само

собой, ему надо научиться. «Научись любить и понимать

людей, и рядом с тобой всегда будут друзья!» -вот девиз

программы «Азбука общения».

Весь педагогический материал изложенный в книге ,

понравился тем, что в книге даются не просто советы,

направленные на то ,каким образом осуществлять

обучение, но и обращается особое внимание на

формирование у взрослых людей – педагогов,

воспитателей, родителей – особо ответственного

отношения к воспитанию маленького человека. Область

применения программы «Азбука общения» довольна

велика, ее могут применять как специалисты – педагоги,

дефектологи воспитатели , методисты ДОУ, так и родители.



В раздел образования