Автор: Шаяхметова Виктория Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №137
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: " Формирование у детей ясельного и дошкольного возраста навыков общения"
Раздел: дошкольное образование
Формирование у детей ясельного и
дошкольного возраста навыков
общения.
Введение.
Точно известно: живое человеческое общение-это самое
интересное на свете. По данным экспериментальных
психологических исследований,2 /3 всей информации о
партнере по общению исходит от непосредственно
наблюдаемого коммуникативного поведения, в которое
наряду с двигательными и речевыми средствами входят
мимика, пантомимика, голосовые реакции, общий темп и
пространственный рисунок общения. Развитие способности
общения у детей ясельного и дошкольного возраста- одна
из самых важных задач ,стоящих перед родителями и
педагогами, поскольку от того ,насколько хорошо ребенок
овладеет основами коммуникации, будет зависеть его
психологическое развитие, становление его собственного
«я», отношение его с окружающими.
Для того чтобы выделить основные разделы курса обучения
детей общению, я руководствовалась оригинальной
методикой, разработанной опытными преподавателями
педагогики и психологии Международного университета
семьи и ребенка им. Рауля Валенберга изложенной ими в
книге» Азбука общения».
Мир познания. Ребенок является частицей окружающего
мира. Человек и природа едины. Важно научить ребенка
«мудрости» природы ,умению видеть взаимозависимость
человека и природы, привить любовь к тому, что его
окружает ,к животному и растительному миру. Необходимо
научить понимать, в чем состоит существенное отличие
человека от живых существ, рассказывая , что общего у нас
с животными, как животные общаются друг с другом и как и
что в процессе эволюции легло в основу коммуникативных
навыков человека, какую роль играют органы чувств (глаза,
уши, нос, рот, кожа). Развитие интеллекта ребенка в 3-6 лет
во многом зависит от качеств ответов взрослого на его
многочисленные вопросы ,ведь ребенок познает мир , его
сложность ,наблюдая за природой на прогулках,
экскурсиях ,во время игр. Игры детей отражают
окружающую их действительность, сопровождаются
эмоционально- положительным состоянием, радуют их
доставляют им удовольствие и в то же время открывают
путь к познанию мира. Во время игры дети встречаются
различными затруднениями, требующие
сообразительности , умения, учатся добиваться своей цели.
В игре дети часто подражают взрослым, повторяют их
слова, выражения , движения и действия. Эта способность к
подражанию помогает им развивать символическое
мышление, а также способствует закреплению образцов
поведения, свойственных взрослым.
Навыки общения с внешним миром.
Неумение правильно выразить свои чувства, скованность,
неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи
затрудняет общение детей между собой и со взрослыми.
Непонимание другого часто становится причиной страха,
отчужденности, враждебности, поэтому для формирования
положительных навыков общения необходимо развивать в
детях эмоциональное восприятие окружающего. Эмоции –
одна из составляющих частей человеческой натуры. Они –
отражение индивидуальности человека, его внутреннего
состояния(интерес. радость, удивление, горе, гнев,
отвращение, презрение, страх, стыд) доминирование
отдельных эмоций у ребенка определяет характер его
поощрения. Воспитание способно ослабить отрицательное
эмоциональное восприятие у детей, а положительное,
наоборот, усилить. Следует помнить, что мимика, жесты,
пантомимика – наши первые помощники в общении.
Ребенок 3-6 лет неистово жестикулирует, необходимо
мягко, но настойчиво воспитывать у него культуру жеста.
Использование и постоянное развитие мимических средств,
а также интонации позволит не только лучше понимать
своего собеседника, но и привнесет определенную живость
в общении друг с другом.
Третий год жизни – переломный в развитии общения у
детей , это год рождения личности ,рождения собственного
«я» . Этот период в педагогической и психологической
литературе именуется периодом оппозиции и негативизма,
в это время ребенок своенравен, непослушен,
требователен. Это очень ответственный период в
воспитании, ребенок осознает себя
человеком ,индивидуальностью, для него важна свобода и
независимость. На данном этапе нельзя препятствовать
реализации его прав – «ломать душу»- иначе вырастет
тот ,кто будет подчиняться всегда и во всем, или станет
хитрым, лживым, асоциальным человеком. Если ребенок
не просит невозможного, взрослый может уступить. После
периода с 5 -5,5 лет ребенок вновь станет покладистым,
будет понимать социальные нормы. В возрасте от 3 до 6
лет природа дает возможность ребенку запечатлеть
истинное, он отметает неискренность, обман, а впитывает
подлинное отношение к другим. Поэтому воспитывая
ребенка, мы воспитываем самих себя. Родители и педагоги
должны помнить, что для детей этого возраста наступает
время узнать не только свои права, но и обязанности.
Неправильное воспитание закрепляет эгоизм,
требовательность к другим, но не к себе. Важно не упустить
это время- время решения нравственных задач, от этого
зависит, какой личностью вырастет ребенок, в общении с
ребенком большое значение имеют убеждения,
объяснения, доводы.» Нельзя «и «надо» переходят в
«почему нельзя» и «почему надо». Именно это способно
постепенно вылиться в недоступную, к сожалению, многим
взрослым возможность говорить хорошее о других,
искренне ценить каждого и каждодневно выражать это
словами и делами. Несомненно в этом кроется подлинная
радость общения!
Культура общения людей основана на соблюдении
определенных правил, которые вырабатывались
человечеством на протяжении многих веков. Эти правила
называются этикетом. Культурный и воспитанный человек
не только владеет техникой общения, но и обладает такими
качествами, как приветливость, добросердечие, учтивость,
уважительное отношение к людям. Если правильно
воспитывать культуру общения, то ребенок третьего года
жизни проявляет сочувствие к больному, пожилому
человеку. В этом кроются зачатки будущей доброты,
чуткости, способности к сопереживанию. Нужно учить
ребенка терпеливо ждать своей очереди высказать
собственные мысли. Без терпения и выдержки сложно
адаптироваться в дошкольном и в последствии, школьном
учреждениях. Самым лучшим способом, привить детям
хорошие манеры, является собственный пример поведения,
нельзя допустить, чтобы ребенок невзлюбил общение с
людьми, нужно лишь показать ему, как надо вести себя в
любом случае. Научить ребенка «слушаться», т.е правильно
вести себя, подчиняться разумной жизненной дисциплине ,
можно лишь посредством воспитания у него сознательного
отношения к своим поступкам.
Я привела некоторые разделы, включенные в книгу» Азбука
общения» , в них авторы помогут педагогам и родителям
развить в ребенке навыки общения и поведения в
обществе, помогут подготовить его к жизни. Счастье – это
когда тебя понимают, но это понимание не приходит само
собой, ему надо научиться. «Научись любить и понимать
людей, и рядом с тобой всегда будут друзья!» -вот девиз
программы «Азбука общения».
Весь педагогический материал изложенный в книге ,
понравился тем, что в книге даются не просто советы,
направленные на то ,каким образом осуществлять
обучение, но и обращается особое внимание на
формирование у взрослых людей – педагогов,
воспитателей, родителей – особо ответственного
отношения к воспитанию маленького человека. Область
применения программы «Азбука общения» довольна
велика, ее могут применять как специалисты – педагоги,
дефектологи воспитатели , методисты ДОУ, так и родители.