Напоминание

"Внутренний мир педагога, самосознание"


Автор: Ахтямова Ксения Владимировна
Должность: учитель английского и немецкого языков
Учебное заведение: МБОУ гимназия №79
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Внутренний мир педагога, самосознание"
Раздел: среднее образование





Назад




Внутренний мир педагога, самосознание.

В современном педагогическом обществе всегда уделялось, и будет уделяться внимание внутреннему миру

ребенка, его ценностям и жизненным приоритетам, отношениям со сверстниками и старшим поколением. И

это абсолютно правильно и логично. Ведь как иначе педагоги могут достучаться до труднообучаемых детей,

как ни через выявление корня проблемы: страхи, комплексы, непонимание в семье. Научное сообщество

каждый день разрабатывает новые методы обучения, стараясь проникнуть во внутреннее состояние ребенка

определенного возраста, забыв о важной роли наставника, которую примеряют на себя простые учителя.

Часто учитель воспринимается как инструмент подачи знаний, духовный лидер, мудрый руководитель с

четкой жизненной позицией, внутренней гармонией и непоколебимой уверенностью в себе, в своих знаниях

и действиях в педагогических процессах. Но, зачастую, даже опытные педагоги могут иметь сомнения,

страхи и волнения, не говоря уже о молодых специалистах. На них и следует остановиться, обратить особое

внимание, разобраться с трудностями их становления педагогами с большой буквы, их восприятием себя в

новой социальной роли. Студенческие ожидания и представления о будущей профессии часто разнятся с

реальными обстоятельствами в школе. Молодой педагог сталкивается с огромным количеством трудностей,

как в духовном, так и в материальном планах: от ведения документации и правильности оформления и

написания планов уроков до волнения при проведении открытых мероприятий и общения с конфликтными

родителями. А ведь есть еще и педагогический коллектив во главе с администрацией образовательного

учреждения, где ежедневно молодых профессионалов оценивают и наставляют, забывая о том, что многие

вещи новый педагог может и не знать в силу своего возраста и малого жизненного опыта.

Чтобы подробнее остановиться на внутреннем мире молодого учителя, следует обратиться к терминологии.

По тематическому философскому словарю Н. А. Некрасова: « Внутренний мир человека -

сфера индивидуальной жизни человека, включающая в себя эмоции, чувства, аффекты, верования, устремлен

ия и содержащая в себе результаты внутреннего и внешнего опыта человека, не подлежащего полной и адекв

атной передаче другому». Нельзя не подчеркнуть влияние внешних факторов на внутренний мир человека.

Об это писал советский психолог, доктор педагогических наук, профессор Б. Г. Ананьев. В своем труде

«Человек, как предмет познания», он отмечал следующее

: «

Внутренний мир человека всегда работает. В нем

происходит переоценка ценностей, меняются прежние позиции по отношению к новообразованиям,

возникающим в обществе и к событиям, происходящим в непосредственном окружении человека.

Совершаются изменения в отношениях к конкретным людям; постоянно идет перестройка «Я - концепции»;

конкретизируются планы выстраивания собственной линии жизни, рассчитанной на ближайшее и более

отдаленное будущее». Очевидно, что большие значимые события и мелкие ситуации, происходящие в

жизни педагога, могут остро повлиять на его внутренний мир и восприятие себя как учителя в целом. И

многие молодые учителя бывают не в состоянии справиться с навалившимися трудностями, повлекшими

сильные переживания и сомнения в выборе жизненного пути. Происходит обесценивание профессии

учителя. Статус «великого педагога» в глазах молодого специалиста стремительно падает от человека,

который обучает и воспитывает будущее поколение страны и ежедневно решает сложные социально-

педагогические задачи до человека, подчиняющийся требованиям к себе и своей деятельности,

сомневающийся в полноте своих знаний и изо всех сил старающийся соответствовать принятым стандартам.

Такой переломный момент склоняет многих молодых педагогов переосмыслить свое предназначение и уйти

из педагогической деятельности. Пропадает энтузиазм к работе, к проявлению творческих подходов в подаче

нового материала ученикам, исчезает стимул в профессиональном саморазвитии, общении с коллегами.

Отсюда можно сделать вывод: для того, чтобы молодой специалист стал мудрым наставником для учеников,

ему самому необходим старший коллега в роли наставника в начале своего педагогического пути.

Взаимодействие опытного педагога с молодым специалистом нужен не только для обмена опытом,

заимствовании учебного материала, документов и методик, но и моральной поддержки, которая сохранит

желание у молодого учителя развиваться в педагогической сфере, нарабатывать опыт, обретать мудрость и

навык справляться с разными педагогическими ситуациями, будь то плохое поведение ученика, неприятные

разговоры с родителями учеников или недовольство администрации. В. А. Сластенин в статье

«Профессиональное самосознание учителя» отмечает следующее: «Коммуникативная сфера является

центральной и наиболее существенной с точки зрения самореализации областью самопознания и

самоотношения учителя». Происходит сравнение образов «я – глазами других» с собственным видением

себя. Также у В.А. Сластенина отмечается, что: «Обращение учителя к данной сфере самопредставления

позволяет осознать свой репертуар социальных и профессиональных ролей, понять механизм влияния его

социальных контактов на складывающуюся самооценку». Очевидно, что не только трудности с обучением

детей, техникой безопасности, планированием, родителями могут повлиять на выводы о себе в процессе

самопознания молодого педагога, но и отношение коллег к личности, работе, стараниям, деятельности

молодого специалиста может оставить неприятный след во внутреннем состоянии. Поэтому молодые

учителя должны понимать о сложном внутреннем мире педагога, который каждый день в режиме

многозадачности решает вопросы, обучает, воспитывает, объясняет, слушает и выслушивает, не теряя при

этом лица и статуса. Молодой учитель должен помнить, что даже опытный педагог, преодолевая все

проблемы и трудности, имеет право и на ошибку и на волнение, но это никак не заставит его сомневаться в

том, что он делает, в своем выборе.



В раздел образования