Автор: Ахтямова Ксения Владимировна
Должность: учитель английского и немецкого языков
Учебное заведение: МБОУ гимназия №79
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Внутренний мир педагога, самосознание"
Раздел: среднее образование
Внутренний мир педагога, самосознание.
В современном педагогическом обществе всегда уделялось, и будет уделяться внимание внутреннему миру
ребенка, его ценностям и жизненным приоритетам, отношениям со сверстниками и старшим поколением. И
это абсолютно правильно и логично. Ведь как иначе педагоги могут достучаться до труднообучаемых детей,
как ни через выявление корня проблемы: страхи, комплексы, непонимание в семье. Научное сообщество
каждый день разрабатывает новые методы обучения, стараясь проникнуть во внутреннее состояние ребенка
определенного возраста, забыв о важной роли наставника, которую примеряют на себя простые учителя.
Часто учитель воспринимается как инструмент подачи знаний, духовный лидер, мудрый руководитель с
четкой жизненной позицией, внутренней гармонией и непоколебимой уверенностью в себе, в своих знаниях
и действиях в педагогических процессах. Но, зачастую, даже опытные педагоги могут иметь сомнения,
страхи и волнения, не говоря уже о молодых специалистах. На них и следует остановиться, обратить особое
внимание, разобраться с трудностями их становления педагогами с большой буквы, их восприятием себя в
новой социальной роли. Студенческие ожидания и представления о будущей профессии часто разнятся с
реальными обстоятельствами в школе. Молодой педагог сталкивается с огромным количеством трудностей,
как в духовном, так и в материальном планах: от ведения документации и правильности оформления и
написания планов уроков до волнения при проведении открытых мероприятий и общения с конфликтными
родителями. А ведь есть еще и педагогический коллектив во главе с администрацией образовательного
учреждения, где ежедневно молодых профессионалов оценивают и наставляют, забывая о том, что многие
вещи новый педагог может и не знать в силу своего возраста и малого жизненного опыта.
Чтобы подробнее остановиться на внутреннем мире молодого учителя, следует обратиться к терминологии.
По тематическому философскому словарю Н. А. Некрасова: « Внутренний мир человека -
сфера индивидуальной жизни человека, включающая в себя эмоции, чувства, аффекты, верования, устремлен
ия и содержащая в себе результаты внутреннего и внешнего опыта человека, не подлежащего полной и адекв
атной передаче другому». Нельзя не подчеркнуть влияние внешних факторов на внутренний мир человека.
Об это писал советский психолог, доктор педагогических наук, профессор Б. Г. Ананьев. В своем труде
«Человек, как предмет познания», он отмечал следующее
: «
Внутренний мир человека всегда работает. В нем
происходит переоценка ценностей, меняются прежние позиции по отношению к новообразованиям,
возникающим в обществе и к событиям, происходящим в непосредственном окружении человека.
Совершаются изменения в отношениях к конкретным людям; постоянно идет перестройка «Я - концепции»;
конкретизируются планы выстраивания собственной линии жизни, рассчитанной на ближайшее и более
отдаленное будущее». Очевидно, что большие значимые события и мелкие ситуации, происходящие в
жизни педагога, могут остро повлиять на его внутренний мир и восприятие себя как учителя в целом. И
многие молодые учителя бывают не в состоянии справиться с навалившимися трудностями, повлекшими
сильные переживания и сомнения в выборе жизненного пути. Происходит обесценивание профессии
учителя. Статус «великого педагога» в глазах молодого специалиста стремительно падает от человека,
который обучает и воспитывает будущее поколение страны и ежедневно решает сложные социально-
педагогические задачи до человека, подчиняющийся требованиям к себе и своей деятельности,
сомневающийся в полноте своих знаний и изо всех сил старающийся соответствовать принятым стандартам.
Такой переломный момент склоняет многих молодых педагогов переосмыслить свое предназначение и уйти
из педагогической деятельности. Пропадает энтузиазм к работе, к проявлению творческих подходов в подаче
нового материала ученикам, исчезает стимул в профессиональном саморазвитии, общении с коллегами.
Отсюда можно сделать вывод: для того, чтобы молодой специалист стал мудрым наставником для учеников,
ему самому необходим старший коллега в роли наставника в начале своего педагогического пути.
Взаимодействие опытного педагога с молодым специалистом нужен не только для обмена опытом,
заимствовании учебного материала, документов и методик, но и моральной поддержки, которая сохранит
желание у молодого учителя развиваться в педагогической сфере, нарабатывать опыт, обретать мудрость и
навык справляться с разными педагогическими ситуациями, будь то плохое поведение ученика, неприятные
разговоры с родителями учеников или недовольство администрации. В. А. Сластенин в статье
«Профессиональное самосознание учителя» отмечает следующее: «Коммуникативная сфера является
центральной и наиболее существенной с точки зрения самореализации областью самопознания и
самоотношения учителя». Происходит сравнение образов «я – глазами других» с собственным видением
себя. Также у В.А. Сластенина отмечается, что: «Обращение учителя к данной сфере самопредставления
позволяет осознать свой репертуар социальных и профессиональных ролей, понять механизм влияния его
социальных контактов на складывающуюся самооценку». Очевидно, что не только трудности с обучением
детей, техникой безопасности, планированием, родителями могут повлиять на выводы о себе в процессе
самопознания молодого педагога, но и отношение коллег к личности, работе, стараниям, деятельности
молодого специалиста может оставить неприятный след во внутреннем состоянии. Поэтому молодые
учителя должны понимать о сложном внутреннем мире педагога, который каждый день в режиме
многозадачности решает вопросы, обучает, воспитывает, объясняет, слушает и выслушивает, не теряя при
этом лица и статуса. Молодой учитель должен помнить, что даже опытный педагог, преодолевая все
проблемы и трудности, имеет право и на ошибку и на волнение, но это никак не заставит его сомневаться в
том, что он делает, в своем выборе.