Напоминание

"Использование занимательных игровых упражнений для формирования и развития математических способностей и логических приемов мышления у дошкольников в практике работы воспитателя ДОУ"


Автор: Кабаева Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №37"
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк
Наименование материала: творческая разработка
Тема: "Использование занимательных игровых упражнений для формирования и развития математических способностей и логических приемов мышления у дошкольников в практике работы воспитателя ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование занимательных игровых упражнений для формирования

и развития математических способностей и логических приемов

мышления у детей дошкольного возраста в практике работы воспитателя

ДОУ»

Кабаева Елена Николаевна, воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад № 37»

г. Новокузнецк, Кемеровская область

Математика развивает умственные способности ребенка: анализ, дедукцию, умение

прогнозировать. Математические знания улучшают абстрактное мышление, усиливают

его

быстроту,

учат

абстрагироваться,

концентрироваться

и

тренируют

память. Математика необходима для общего развития детей, поскольку развивает

ум ребенка, закладывает основу рационального мышления и интеллектуального развития.

Ключевые слова: дошкольники, ФЭМП, деятельностно - практическое и эмоционально-

ценностное развитие детей, самостоятельность , развитие ребенка.

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического

мышления,

т.е.

формируется

умение

рассуждать,

делать

свои

умозаключения

.

Необычная игровая ситуация с элементами проблемности , характерными для каждой

занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

Занимательные логико-математические задачи способствуют развитию у ребенка

умения быстро воспринимать познавательные задачи, анализировать их и находить для них

верные решения.

С позиций идей педагогики организация логико-математических игр (как, в прочем,

любого образовательного процесса) предусматривает не только познавательное, но и

деятельностно - практическое и эмоционально-ценностное развитие детей.

В ходе логико-математических игр допустимо свободное взаимодействие и обобщение

ребенка со взрослыми и сверстниками, приближенность содержания к детскому опыту,

сюжетность, что создает условия для самореализации

Логико-математические игры являются эффективным дидактическим средством. Они

способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребенка, создают

положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному

поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.

1

наличие завязки — сюжета и следование сюжетной линии на протяжении всего

занятия;

наличие схематизации, преобразования, познавательных задач на выявление свойств и

отношений, в том числе количественных;

абстрагирование от несущественного в данной ситуации свойства — толщины;

овладение действиями соотнесения, сравнения, воссоздания, распределения и

группировки;

игровая мотивация и направленность действий; результативность их;

наличие ситуаций обсуждения коллективного поиска пути решения познавательной

задачи, выбора материала и действия;

возможность усложнения содержания включенных в игру задач;

направленность на развитие инициативы детей.

Современные логические и математические игры разнообразны. Отметим некоторые из

них.

Настольно-печатные игры:

«Цвет и форма», «Логический домик», «Сосчитай»,

«Игровой квадрат», «Прозрачный квадрат», «Логоформочки», «Логический поезд» и др.

Игры на объемное моделирование: «Кубики для

всех», «Уголки» «Собирай-ка»

«Загадка» «Тетрис» (объемный), «Шар», «Геометрический конструктор»

Игры на плоскостное моделирование: головоломки — «Тан-грам», «Сфинкс» «Тетрис»,

«Монгольская игра», «Крестики», «Соты», «Игрушки- складушки», «Абрис» «Т-образная»

Игры из серии «Кубики и цвет»: «Сложи узор», «Куб-хамелеон» «Уникуб» «Цветное

панно» (из квадратов). Игры на составление целого из частей: «Дроби», «Чудо-цветик» и

др.

Игры-забавы: перевертыши, лабиринты (объемные), на замену мест и др.

Цели применения этих игр следующие:

освоение детьми средств познания: эталонов (цвет, форма), эталонов (образцов) мер

(размер, масса), моделей, образов (представлений), речи;

овладение способами познания: сравнением, обследованием, уравниванием, счетом,

классификацией, сериацией и др.;

накопление логико-математического опыта (осведомленности ребенка);

развитие мышления, сообразительности и смекалки.

Детям очень нравятся игры типа лото, ведь главный акцент этих игр направлен на

развитие мышления, что обусловлено спецификой учебного предмета математика.

«Логическое лото» Играть можно так же, как обычно играют в лото. Дети размещают

карточки на своей карте-таблице.

2

«Четвертый лишний». Необходимо закрыть белой карточкой то изображение, которое

не подходит к остальным.

«Универсальное лото»

Это лото вы легко сможете изготовить сами, использовав

карточки от различных старых, наполовину потерянных лото, а также наборы открыток,

вырезки из журналов и... марки. Марки часто бывают очень красивы, интересны и

выпускаются сериями, но держать их в альбоме очень неудобно, потому что детям всегда

хочется взять картинку в руки. Поэтому лучше наклеивать марки на карточки из картона

(одного размера). На каждого играющего ребенка (а играют не более 5-7 детей) нужна

большая белая игровая карта, разделенная на 6-8 частей.

Наборы разыгрываемых карточек образуют несколько серий. Все они позволят упражнять

детей в классификации по разным признакам.(таблица1)

Таблица1

Серия 1

Серия 2

Серия 3

Каждый ребенок

собирает серию картинок,

изображающих объекты,

имеющие общие

названия. Например:

бабочка, поезда, корабли,

самолеты, спутники,

кошки, лошади, цветы,

ягоды, грибы, дома,

шляпки, туфли и т. д.

Каждый ребенок

выбирает в качестве

образца какую-либо

геометрическую форму

и собирает изображения

предметов, имеющих

сходную форму.

Примерный набор:

круг - пуговица,

тарелка, таблетка, часы,

мяч, яблоко;

квадрат - часы

наручные, портфель,

телевизор, книга, окно;

треугольник -

крыша дома, шапка из

газеты, воронка, елка,

египетская пирамида,

пакет молока;

прямоугольник -

чемодан, кирпич, дом;

овал - огурец,

слива, яйцо, рыба, лист

Каждый ребенок

выбирает себе

«кляксу» из цветной

бумаги (красной,

синей, желтой,

зеленой, коричневой,

белой) и подбирает

предметы такого же

цвета.

3

Дошкольникам доступны такие простые виды занимательных игровых упражнений, как за-

дачи-головоломки, танграм, занимательные вопросы, задачи-шутки, логические задачи.

После предъявления образцов таких игровых упражнений необходимо стимулировать детей

к творчеству, придумыванию своих вариантов задач и их решений.

Игры этой группы развивают у детей умение самостоятельно осуществлять поиск способа

решения. Эти задачи нельзя решать каким-либо усвоенным ранее способом. В ходе решения

каждой новой задачи ребенок включается в активную умственную деятельность, стремясь

достичь конечной цели. Изменение количества палочек, карандашей, скрепок позволяет

детям не только потренироваться в составлении задачи, но и поэкспериментировать с

предметами. Можно ли:

1.

Составить 2 равных треугольника из 5 палочек?

2.

Составить 2 равных квадрата из 7 палочек?

3.

Составить 3 равных треугольника из 7 палочек?

4.

Составить 4 равных треугольника из 9 палочек?

5.

Составить 3 равных квадрата из 10 палочек?

6.

Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника?

7.

Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника?

8.

Из 10 палочек составить 2 квадрата: большой и маленький (маленький квадрат

составляется из 2 палочек внутри большого)?

9.

Из 9 палочек составить 5 треугольников (4 маленьких треугольника, полученные в

результате пристроения, образуют один большой)?

10. Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2

квадрата и делят на треугольники 2 палочками)?

Таким образом, дети упражняются в составлении геометрических фигур из определенного

количества счетных предметов, пользуясь приемом пристроения одной фигуры к другой.

Для

развития

умения

планировать

ход

мысли

детям

предлагается

высказывать

предварительные суждения или действовать и рассуждать одновременно, объясняя способ и

путь решения.

В практике ДОУ

по формированию элементарных математических представлений

используются разнообразные формы занятий:

занятия, построенные по принципу взаимообучения

занятия, проводимые по аналогии с популярными телевизионными играми

занятия - КВН

занятия-конкурсы

занятия-экскурсии

4

занятия-аукционы и другие

Играя, дети осваивают: средства и способы познания (сенсорные и зрительные эталоны,

речь, модели, сравнение, счет, обобщение, измерение, классификация и сериация и др.);

соответствующую терминологию: логические связи, зависимости и умения выражать их в

виде простых логических высказываний.

Этим обеспечивается вариативность представлений и применимость освоенных

практических и мыслительных действий в измененных условиях. И, как результат,

дети

становятся более самостоятельными, инициативными, независимыми от взрослого (в том

числе и в плане организации своей познавательно-творческой деятельности), уверенными в

своих силах.

Для обобщения и повторения изученного материала, оценки знаний и умений детей

проводим занятия по аналогии с популярными телевизионными играми.

Опыт показывает, что они очень нравятся детям и практически не требуют особой

подготовки со стороны воспитателей: воспитанники так ярко и живо представляют себе ход

телевизионной игры, что для моделирования воображаемой ситуации достаточно несколько

символов и предметов-заместителей.

Наиболее приемлемыми для реализации данных целей являются такие игры, как «Поле

чудес», «Колесо истории», «Умники и умницы», «Последний герой», «Как стать миллио-

нером», «Слабое звено» и другие. При этом от самих игр остаются только правила их

проведения,

которые

определяют

ход

занятия

и

поддерживают

мотивацию

к

осуществлению математических действий и счетных операций.

Большая работа по данному направлению проводится с родителями воспитанников,

Ребенок, который стоит на пороге школы, обязательно должен владеть элементарными

математическими знаниями и навыками самоорганизации. Эти навыки в дальнейшем будут

его «помощниками» в учебной деятельности, сознательном использовании времени,

умении чередовать работу, обучение, игру, отдых.

Важно, чтобы родители, побуждали ребенка к самостоятельной умственной деятельности,

учили его логически мыслить. А для этого совсем не обязательно специальные упражнения.

Можно использовать любые наблюдения, разнообразные игры, беседы с ним. Ставя

ребенка перед необходимостью самостоятельно мыслить, важно учитывать имеющиеся у

него опыт и знания. Нами разработаны буклеты с головоломками различных видов:

задачи на поиск недостающих фигур

головоломки с палочками.

головоломки на составление целого из частей.

головоломки на составление обьемных фигур из кубиков

5

Родителям предложен алгоритм, этапы работы по решению головоломок:

1. формирование умение понимать задачу, что нужно сделать, а затем решать ее с

помощью различных способов

2. осмысление задачи и отбор способов ее решения

3. подведение к решению задач в уме, и в итоге мыслительных операций выдавать ответ.

При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием

математических способностей и логических приемов мышления наблюдается значительное

повышение результативности процесса математического развития ребенка независимо от

исходного уровня его развития.

В начальной школе курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного

рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из

основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как

предмету. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателей и родителей -

развить у ребенка интерес к математике уже в дошкольном возрасте. Приобщение к этому

предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и

легче усваивать школьную программу.

Литература

1.

Соболевский Р. Ф. Логические и математические игры.— Минск, 1977.

2.

Грачева 3. А. (Михайлова). Использование логических задач в умственном развитии

дошкольников // Дошкольное воспитание.—1975.— № 11.

3.

Михайлова 3. А. Занимательные игры и упражнения математического содержания в

самостоятельной детской деятельности // Дошкольное воспитание,—1984.—№ 8.

4.

Михайлова 3. А. Игровые задачи для дошкольников.— СПб., 1999.

5.

Давайте поиграем: Математические игры для детей 5—6 лет / Под. ред. А А. Столяра.

— М, 1991; 1999.

6.

Носова Е. А, Непомнящая Р. А. Логика и математика для дошкольников.— СПб, 1999.

7.

Математика до школы / Авт.-сост. А. А. Смоленцева, О. В. Суворова.— СПб., 2000.

8.

Кларина А. М., Кузьменко Ю. В. Игры с множествами // Газ. «Детский сад со всех

сторон».— 2001. — № 18, 34, 35, 38,40,43.

9.Логический домик / Сост. М, С. Зимина.— СПб, фирма «Умка», 2001.

10.

Математика — это интересно: Рабочие тетради для детей 2—3,3—4,4— 5, 5—6, 6—7

лет / Авт.-сост. И. Н. Чеплашкина, Л. Ю, Зуева / Под ред. 3. А. Михайловой.—СПб,

ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

6

ПРИЛОЖЕНИЕ

7

Приложение 1

Логические задачи для семейного досуга

Существует множество методик обучения детей, призванных поощрять и развивать их

естественный интерес к познанию мира, облегчать изучение точных наук: математики,

геометрии. Одна из них - изобретение бельгийского педагога Джорджа Кюизенера (1891 -

1976), которая становится популярной не только в школе, но и в домашнем обучении. Эту

методику обычно называют «палочки Кюизенера» или, как их еще называют, «цветные

палочки».

Родителям, заинтересованным в полноценном развитии ребенка, стоит взять ее на

заметку и узнать, как она работает. Так, например, методика широко используется для

развития логики, что будет привлекательно не только ребятишкам, но и взрослым.

Благодаря логическим задачам с палочками ребенок научится справляться с возникающими

трудностями и самостоятельно находить ответ, не бросая дело на полпути. Например,

можно использовать следующие логические игры:

Поезд состоит из трех вагонов: красный вагон посередине, а желтый оказался не

первым в составе. Задача: догадаться, в какой последовательности стоят вагоны, в

процессе раскладывая брусочки по столу. Когда задание выполнено, его можно

усложнить, увеличив количество вагонов состава или дополнив условия: длина поезда

равна оранжевой палочке, среди вагонов нет зеленых и т.д.

На листке бумаги нарисована река, расстояние между ее берегами изменяется. Через

нее переброшены три мостика-брусочка, и еще одного мостика не хватает. Задача:

подобрать недостающий мост, подходящий по цвету и по длине. Можно усложнить,

поставив условие, что мост должен состоять из двух палочек.

8

Типовые задания: как убрать две палочки, чтобы получилось два квадрата (они

разложены на столе таким образом, что образуют два верхних квадрата с общей

боковой стороной, и один нижний, который имеет общую сторону с одним из верхних

квадратов).

Аналогичные игры и задания могут придумывать родители или старшие дети. Благодаря

логическим задачам с палочками ребенок научится справляться с возникающими

трудностями и самостоятельно находить ответ, не бросая дело на полпути.

Как сделать палочки Кюизенера своими руками

Конечно, проще приобрести готовый набор, но родители не всегда располагают такой

возможностью. Тогда возникает вопрос: можно ли сделать подобное педагогическое чудо

самостоятельно? На самом деле, сделать такие же палочки будет проблематично из-за того,

что они объемные, и придавать форму придется с помощью столярных инструментов. А вот

изготовить плоский простой аналог из 116 деталей не составит труда.

Для работы понадобится:

10 листов цветного картона. Обратите внимание на то, чтобы листы были плотными,

иначе все старания окажутся напрасными, и изготовленные детали помнутся уже после

первого

использования.

Оттенки

должны

соответствовать

цветовой

гамме,

предусмотренной методикой;

острые ножницы;

линейка длиной не менее 20 см;

простой карандаш, лучше с твердым грифелем, чтобы оставленные на бумаге пометки

было проще убирать;

клеящий карандаш;

небольшая коробка или пакетик.

Способ изготовления развивающего материала

1.

Прежде чем приступить непосредственно к работе, необходимо познакомиться со

свойствами брусочков, а затем перенести их на плоские фигуры. Это поможет избежать

будущих ошибок в подсчете количества палочек определенного цвета, которые необходимо

делать в заданиях.

Вид

Цвет

Длина

Число

Количество

Белое семейство

Белый

1

Один

25 шт.

9

Вид

Цвет

Длина

Число

Количество

Красное семейство

(кратны двум)

Розовый

2

Два

20 шт.

Красный

4

Четыре

12 шт.

Бордовый

8

Восемь

7 шт.

Синее семейство

(кратны трем)

Голубой

3

Три

16 шт.

Фиолетовый

6

Шесть

9 шт.

Синий

9

Девять

5 шт.

Желтое семейство

(кратны пяти)

Желтый

5

Пять

10 шт.

Оранжевый

10

Десять

4 шт.

Черное семейство

(кратны семи)

Черный

7

Семь

8 шт.

2.

Возьмите листы и аккуратно сделайте на них разметку, с помощью линейки и

карандаша расчертив необходимое количество полосок. Должны получиться

прямоугольники шириной в 2 см и длиной от 2 до 20 см (полоски складываются

пополам).

3.

Ножницами вырежьте полученные полоски по контуру, следя за тем, чтобы

случайно не срезать длину.

4.

Ластиком сотрите оставшиеся карандашные пометки, чтобы не портить внешний

вид набора.

5.

Согните полоски ровно посередине и склейте.

6.

Уберите детали в подготовленную коробку или пакет.

Важно: педагоги напоминают, что подобное выполнение проще в исполнении, но с

плоскими

деталями

многие

игры

становятся

невозможны,

поэтому

надо

постараться выпилить объемные детали или приобрести уже готовый набор

палочек Кюизенера.

Уважаемые родители! Практика не раз доказывала, что ребенок, с младенчества не

приученный думать логически и абстрактно, впоследствии уже не сможет научиться

делать это по указке учителя. Не пожалейте времени на занятия, и результат не

заставит себя ждать.

10

Приложение 2

Компьютерные развивающие игры

Математика для детей в современном мире предполагает,

что заниматься математикой можно с помощью

компьютера. Для современных дошколят такой вид

обучения очень привлекателен. Математические игры

выделяются в особый раздел соответствующего сайта.

Использование компьютера имеет преимущества и

недостатки.

Плюсы:

наглядность (яркие картинки, веселые персонажи);

быстрая оценка действий (экран отображает результат);

разнообразие заданий.

Минусы:

привыкание к одному способу действий;

необходимость ограничения времени игры со стороны родителей.

Несмотря

на

достоинства

компьютерных

обучающих

программ,

ими

нельзя

полностью заменять обычные развивающие игры. Школьное обучение предполагает

работу с текстами учебников, иллюстрациями. Задания выполняются письменно.

11

Будущий первоклассник должен привыкнуть к учебным пособиям, дидактическому

материалу, рисованию и письму.

Но! В школах повсевместно вводятся уроки компьютерной грамотности, поэтому

современная

математика

для

детей

предполагает

и

такие

задания.

Хорошо

зарекомендовали себя типовые компьютерные математические игры:

Изучение цифр. Цифра составляется из мозаики, рисуется, раскрашивается.

Игра для малышей от 4 лет.

Счет

предметов.

На

экране

изображены

предметы.

Нужно

сосчитать

количество, отмечая правильный вариант (4-5 лет).

Расстановка чисел путем увеличения (уменьшения). Предлагаются интересные

вариации заданий: выстраивание числовых дорожек, построение лесенок (5-6

лет).

Поиск заданного количества предметов одной категории (5-6 лет).

Изучение геометрических фигур. Выбираются объекты указанных размера,

цвета, формы (5-6 лет).

Решение примеров методами сложения, вычитания, сравнения (5-6 лет).

Доверяя развитие ребенка компьютеру, взрослые должны контролировать ход

занятия, отмечая случаи затруднений.

Советы родителям

Домашние занятия по математике для детей должны быть систематическими.

Время следует выделить, учитывая режим дня ребенка. Голод и усталость –

плохие помощники, для занятий, необходимо хорошее самочувствие.

Продолжительность игры определяется настроем малыша. Затянутый урок

способен утомить, вызывая протест.

Действия ребенка оцениваются позитивно. Недопустимы жесткая критика,

раздражение, упреки. Первая цель родителей – передавать знания. Вторая –

создавать уверенность ребенка в себе. Детям дороги одобрение и поддержка

родителей.

Цели могут быть неожиданными. Фантазия взрослого способна сделать

скучные стандартные задания увлекательным процессом.

Смена ролей

добавляет занятию остроты.

Достоинство игровых методик – возможность полноценного общения всех

членов семьи.

12



В раздел образования