Напоминание

Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников "Азбука финансов".


Автор: Зайцева Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Сказка" г.Надыма"
Населённый пункт: ЯНАО, г. Надым
Наименование материала: Образовательный проект
Тема: Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников "Азбука финансов".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Сказка» г. Надыма»

МКДОУ «Детский сад «Сказка»

Образовательный проект

по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников

«Азбука финансов».

Автор проекта:

Зайцева Татьяна Николаевна,

воспитатель

Надым

2020 г.

Проектная часть.

Этапы

проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей,

родителей

1 этап –

подготовитель

ный

Сентябрь

2020 г.

Старшая группа, подготовительная группа

Подготовительный

o

Изучение

справочной,

методической,

энциклопедической

литературы,

сбор

материала

необходимого для реализации

цели проекта.

o

Подбор

художественной

литературы

для

детей

по

выбранной тематике.

o

Подбор

необходимого

оборудования и пособий для

практического

обогащения

проекта.

o

Создание развивающей среды

по теме проекта.

-Принимают цели и

задачи, предложенные

воспитателем;

-Дополняют

собственными.

2 этап –

практическая

деятельность

по решению

проблемы

октябрь 2020 –

апрель 2021

o

Реализация

проектных

мероприятий

в

форме

совместной

деятельности

воспитателя

с

детьми,

использование

раздаточного

материала

в

соответствии

с

темой проекта.

o

Изготовление

пособий

для

занятий и атрибутов для игр.

o

Чтение

художественной

литературы,

просмотр

мультфильмов, презентаций.

o

Беседы,

экскурсии,

дидактические

игры,

художественное творчество.

o

Решение

проблемных

ситуаций,

сюжетно-ролевые

игры,

игровые

ситуации,

продуктивная деятельность.

-

Формирование

знаний,

умений,

навыков;

Участие

в

совместных

мероприятиях:

«Круглый

стол»

Оформление

родительского уголка

(статьи,

рекомендации,

консультации по теме)

-

Родительское

собрание «Финансово-

экономическое

воспитание в семье»

- Дискуссия «Стоит ли

давать

карманные

деньги?»

3 этап –

Заключительн

o

Подведение итогов реализации

проекта

в

форме

-

Участвуют

в

организации выставки

ый анализ

проектной

деятельности

и оценка

результатов

презентация

проекта

май 2020

интеллектуально-

познавательной

игры

«Путешествие

Феечки-

Копеечки».

o

Анализ деятельности детей и

соотношение

полученных

результатов с поставленными

задачами.

o

Презентация итогов проекта.

творческих

работ

(рисунки,

исследовательские

проекты).

Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет,

чтобы как можно раньше сформировать в сознании ребят рациональную

модель отношения к деньгам и грамотного финансового поведения. Основы

финансовой грамотности, полученные в детстве, дадут больше шансов

воспитать преуспевающего в жизни человека, человека, который будет

обладать не только материальными, но и духовными ценностями.

Тема проекта: формирование основ финансовой грамотности у детей

старшего дошкольного возраста.

Описание проекта: Проект составлен в соответствии с принципами,

определенными Федеральным государственным образовательным стандартом

дошкольного образования (далее ФГОС ДО).

Проект

по

формированию

основ

финансовой

грамотности

у

дошкольников разработан в целях просвещения детей старшего дошкольного

возраста в рамках комплексно-тематического планирования образовательной

деятельности.

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников

начальных представлений о финансовой составляющей жизнедеятельности

современной

семьи,

понимания

материальной

стороны

окружающего

пространства.

Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и

родителями дошкольников, сотрудниками банка, что облегчает восприятие

детьми знаний о малознакомой стороне окружающего мира.

Актуальность проекта:

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста –

сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее

интерес

педагогической

и

родительской

общественности

к

глобальной

социальной проблеме, неотделимой от развития ребенка с первых лет его

жизни.

Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи:

знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин,

овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на

житейском уровне.

К

сожалению,

в

дошкольных

учреждениях

обучению

вопросам

финансовой грамотности уделяется мало внимания, грамотное отношение к

собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в

дошкольном возрасте ограничивается использованием в игровой деятельности

аналогов купюр и банковских карт.

Не секрет, что в России очень низкий процент информированности

населения о том, какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их

защищать в случае нарушений.

Человек, уверенный в своем финансовом будущем, чувствует себя

гораздо спокойнее, планируя свое будущее, поэтому и следует знакомить

дошкольников с навыками грамотного пользования средствами, которые они

будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.

Очень важен для детей пример родителей. Безусловно, родители должны

объяснить ребенку, что для того, чтобы приобрести то, что хочется, нужно

потрудиться и заработать на это деньги. Дети должны знать о потребностях

своей

семьи,

научиться

жить

по

средствам,

тратить

меньше,

чем

зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям ни

лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов

открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Среди психологов и педагогов не существует единого взгляда на

стандарты обучения финансовой грамотности, но в целом считается, что

обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в дошкольном

возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной

и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные

финансовые привычки.

Грамотность

в

сфере

финансов,

так

же,

как

и

любая

другая,

воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе

принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и

закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.

Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего

возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и

приобретения

финансовой

самостоятельности,

а

также

заложит

основу

финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во

всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем не

влезать в долги, держать себя в рамках имеющихся средств и аккуратно вести

свой бюджет.

На первый план ставится формирование нравственных понятий:

честности, обязательности, умения подчинять свои желания возможностям,

законопослушности, взаимопомощи и пр.

Цель проекта – создание благоприятных условий для формирования

основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста,

формирование

норм

финансово-грамотного

поведения,

а

так

же

подготовка к жизни в современном обществе.

Задачи:

Развивать

основы

финансовой

грамотности

дошкольников

посредством разнообразных видов детской деятельности;

Содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей

дошкольного возраста;

Совершенствовать коммуникативные качества детей;

Расширять знания детей о потребностях, учить понимать, чем

отличаются потребности от желаний.

Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной

деятельности взрослых;

Развивать память, внимание, речь, стимулировать активность

детей;

Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций

финансовых отношений посредством игровых действий;

Воспитывать представления о сущности таких нравственных

категорий, как экономность, бережливость и честность, благотворительность.

Участники проекта:

дети подготовительной группы;

воспитатели группы;

родители.

Сроки реализации проекта:

долгосрочный (в течение 2020-2021

учебного года).

Тип проекта: образовательнный.

Продукты проекта для педагогов:

o

План работы по формированию основ финансовой грамотности у

детей старшего дошкольного возраста;

o

Методические разработки мероприятий для детей и родителей по

теме проекта;

o

Подборка литературы и наглядных материалов, презентаций;

o

Портфолио с фотоматериалами мероприятий и дипломами детей;

o

Дипломы победителей и участников мероприятий;

o

Участие детей в тематических мероприятиях (по плану проекта).

Материалы и оборудование:

Методический

и

демонстрационный

материал

по

теме

«Основы

финансовой

культуры»,

компьютер,

проектор,

теле/видео

аппаратура,

презентации, обучающие мультсериалы («Уроки тетушки Совы. Азбука

денег», «Как старик корову продавал»), книги (Джанни Родари «Чем пахнут

ремесла» «Приключения Чиполлино», А.Толстой «Золотой ключик, или

приключения Буратино», В.Катаев «Цветик-семицветик»,

Э.Успенский «Трое из

Простоквашино»

), приложения для планшетных компьютеров «Магазин»)

Основные формы реализации проекта:

o

Чтение художественной литературы;

o

Интегрированная НОД;

o

Продуктивная деятельность;

o

Сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность;

o

Просмотр фрагментов обучающих мультсериалов;

o

Квест игры и викторины;

o

Участие в олимпиадах.

Ожидаемый результат проектной деятельности.

Дети

приобретают

первичный

финансовый

опыт,

учатся

устанавливать

разумные

финансовые

отношения

в

различных

сферах

жизнедеятельности.

Родители приобретают дополнительные знания по воспитанию

финансовой грамотности детей.

Педагоги

разрабатывают

и

реализуют

систему

работы

по

формированию основ финансовой грамотности дошкольников.

План работы по реализации проекта

Мероприятия

Задачи

Ответственные

Сроки

1 этап - подготовительный

1 «Круглый стол» с участием родителей и

воспитателей

Формирование

у

педагогов

и

родителей

интереса к реализации проекта

Воспитатели

и

родители

Сентябрь 2020 г.

2 Оформление родительского уголка

(статьи, рекомендации, консультации по

теме)

Рекомендации и консультации для родителей

«Зачем

нужна

ребенку

финансовая

грамотность?»

Сентябрь

октябрь

2020 г.

2

этап – основной

1 - НОД «Эволюция денег от ракушек и

камней до наших дней»

- Презентация «История денег»

- Презентация «История российских денег»

-

Просмотр

обучающего

мультфильма»

«Уроки тетушки Совы – Азбука денег»

серия 1 «Что такое деньги»

- Интерактивные игры: «Магазин», «Все ли

можно купить за деньги», «Разложи товар»

- Дидактические игры: «Я покупатель»

«Купи другу подарок», «Обмен»

- СРИ «Супермаркет»

- Чтение русской народной сказки «Гуси-

лебеди»

Актуализировать

представление

у

детей

о

товарно-денежных отношений, об истории и

эволюции происхождения денег.

Воспитатели

Октябрь 2020

2 - НОД «Семейный бюджет и расходы

семьи»

-

Просмотр

обучающего

мультфильма»

«Уроки тетушки Совы – Азбука денег»

серия 3 «Семейный бюджет», серия 4

«Карманные деньги»

- Чтение произведения Э.Успенского «Трое

из Простоквашино»

Расширить представление детей о том, как

складывается

семейный

бюджет;

познакомить с новым понятием «расходы»,

какими они бывают (на товары длительного

пользования,

на

товары

кратковременного

пользования, на услуги); воспитывать в детях

бережливость и умение экономно (разумно)

Воспитатели

и

родители

Ноябрь 2020

-

Дидактическая

интерактивная

игра

«Потребности человека»

- Дидактическая игра «Перспективная карта

покупок»

-

Родительское

собрание

«Финансово-

экономическое воспитание в семье»

- Дискуссия «Стоит ли давать карманные

деньги?»

тратить деньги; раскрыть сущность понятий

семейный бюджет и его основные источники

(заработная плата, стипендия, пенсия); расход

(обязательный и необязательный).

3 - НОД «Юные финансисты»

-

Просмотр

обучающего

мультфильма»

«Уроки тетушки Совы – Азбука денег»

серия 6 «Умение экономить», серия 7

«Работа и зарплата», серия 8 «Потребности

и возможности»

- Командная игра «Доходы»

- Станционная игра «Удачная покупка»

-

Чтение

С.Михалкова

«Праздник

непослушания»,

Д.Родари

«Чем

пахнут

ремесла».

-

Дидактические

интерактивные

игры:

«Профессии», «Кому что надо для работы»,

«Потребности человека»

- Дидактические игры «Правила экономии»,

«Мамины помощники»

- СРИ «Профессии родителей», «Магазин»,

«Парикмахерская», «Почта»

-

Детско-родительские

проекты

«Знаки

напоминалочки

по

ресурсосбережению»,

«Дневник домашних обязанностей»

Закрепить понятия: труд, профессии, экономия,

товар, услуга, семейный бюджет, доходы, виды

доходов

(заработная

плата,

пенсия,

стипендия),

потребности

человека.

Содействовать повышению уровня мотивации к

получению

знаний

в

области

финансовой

грамотности

через

игровые

средства обучения.

Воспитатели

и

родители

Декабрь 2020г.-

январь 2021г.

4 - НОД «Что такое цена?»

-

Командная

игра

«Как

проверить

и

посчитать деньги»

- Квест-игра «Рекламный бизнес»

-

Просмотр

обучающего

мультфильма»

Обогащать представления детей о российских

деньгах

и

деньгах

дальнего

и

ближнего

зарубежья;

продолжать

формировать

представления

детей

о

деньгах

разного

достоинства, разной ценности (покупательной

Воспитатели

Март 2021 г.

«Уроки тетушки Совы – Азбука денег»

серия 2 «Цена и ценные вещи», серия 9

«Осторожно деньги»; «Как старик корову

продавал»

-

Оформление

тематического

альбома

«Деньги разных стран»

-

Дидактические

(интерактивные)

игры

«Мне в кошельке не хватает», «Мало-

много», «Дороже-дешевле», «Разменяй-ка»

- СРИ «Супермаркет», «Банк», «Рынок»,

«Аукцион»

способности); научить умело распоряжаться

деньгами и отличать настоящие деньги от

фальшивых

5 - НОД «Творим добро!»

- Детско-родительский проект

«Благотворительные дела» (опыт семей)

- Чтение В.Катаев «Цветик-семицветик»

- Игра-задание «Как накопить на любимую

игрушку»

- Виртуальная экскурсия в Центр помощи

бездомным животным «Лучик»

Знакомство с новыми понятиями «бартер»,

«благотворительный

фонд»,

применять

сформированные знания и умения в жизненных

ситуациях,

связанных

с

деньгами:

умение

планировать покупки, умение копить средства,

умение

понимать

суть

и

заниматься

благотворительной деятельностью.

Воспитатели

и

родители,

волонтеры

центра

«Лучик»

Апрель 2021 г.

- НОД «Как живут деньги в банке»

- НОД «Деньги, которые ты не видишь»

-

Просмотр

обучающего

мультфильма»

«Уроки тетушки Совы – Азбука денег»

серия 11 «О банке», серия 13 «Безналичные

деньги», серия 14 «Я вырасту богатым»

- СРИ «Банк», «Покупка в супермаркете»,

«Рекламное агенство»

- Квест-викторина «Путешествие Феечки-

копеечки»

Обогащать

представление

детей

о

системе

хранения денег.

Познакомить детей с понятием «безналичные» и

электронные деньги.

Закрепление

полученных

знаний

по

формированию основ финансовой грамотности.

Воспитатели

Май 2021г.

Приложение № 1

Консультации и рекомендации для родителей

Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?

«Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным»

Роберт Кийосаки

Родители, воспитывая своего ребенка, стараются дать ему всё самое

лучшее: записывают на занятия в различные кружки, учат вежливости, манерам

и многому другому, но редко задумываются о важности изучения вопросов

финансовой грамотности.

Если

у

ребенка

не

сформировать

правильное

представление

об

обращении с деньгами, у него появится собственное, зачастую неверное

мнение.

Детей

следует

научить

осознавать,

что

денежные

средства

зарабатываются собственным трудом, и тратить их нужно рационально, чтобы

в будущем жить комфортно и обеспеченно.

Финансовая грамотность – особое качество мышления человека,

которое формируется в дошкольном возрасте и показывает умение и

желание

самостоятельно

зарабатывать

деньги

и

грамотно

ими

управлять.

Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего

возраста, когда ребенок готов начать изучать окружающий мир как средство

зарабатывания денег.

В период от 5 до 7 лет целесообразно ввести ребенку понятие труда,

следует объяснить, что доход – это результат трудовой деятельности. Ребенку

важно знать о том, какой профессией владеют его родители, и какой доход это

приносит, важно делиться успехами своей карьеры, связав достижения с

повышением уровня доходов и уровня жизни.

Объясните ребенку, что такое деньги и откуда они появляются в

семье, придерживаясь следующих рекомендаций:

для начала детям нужно продемонстрировать монетки и купюры,

внимательно их рассмотреть, разъяснить, что за деньги в магазинах покупаются

товары, что деньги – эквивалент материальных ценностей;

• когда родитель покупает игрушку, можно вложить ребенку в руку

купюры, чтобы он на кассе сам оплатил покупку. Таким образом, он поймет,

что за вещи надо платить;

• ребенку нужно приобрести небольшую копилку и складывать в неё

монеты, так он не только поймет цену денег, но и научится их хранить и

экономить;

• чтобы ребенок понял, откуда у родителей берутся деньги, ему нужно

чаще рассказывать о своей работе. Говорить о том, чем вы занимаетесь, какую

пользу приносите обществу и какие имеете успехи. Важно поставить акцент на

том, что за проделанный труд вы получаете определенную сумму денег. Когда

ребенок немного повзрослеет, необходимо познакомить его с кредитными

картами и показать процедуру снятия наличных при помощи банкомата;

не нужно использовать деньги в качестве поощрения ребенка-

дошкольника: у ребенка может возникнуть неправильное представление о

деньгах, и он с большой вероятностью вырастет финансово неграмотным, так

как для него денежные средства будут не наградой за труд, а инструментом для

манипулирования людьми;

• чтобы ребенок на самом деле понял, что такое деньги и как они ценны в

семье, необходимо показать ему это на конкретных примерах. Допустим, у него

сломалась игрушка – не следует сразу бежать в магазин и покупать новую:

пусть ребенок поймёт, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом, а

покупки следует планировать.

Рекомендации для родителей.

Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.

Возьмите ребенка с собой в банк, покажите банкомат и банковскую

карту.

Поговорите с детьми о вложении денег, планируйте вместе с детьми

расходы семьи.

Определите норму выдачи денег на «карманные расходы» и

подарите ребенку копилку.

Помогите детям определить цель, для достижения которой они

будут готовы откладывать деньги в копилку.

Расскажите детям о том, что такое пожертвования и какие расходы

считаются благотворительными.

Будьте для ребенка примером рационального расходования средств,

совершая покупки не спонтанно, а рационально.

Успехов Вам в процессе формирования финансовой грамотности!

Пословицы и поговорки

О труде

По работе и плата.

Кончил дело – гуляй смело.

Терпенье и труд все перетрут.

Труд кормит, а лень портит.

О деньгах, цене

Деньги – не люди, лишними не

будут.

Доход не живет без хлопот.

Получишь доход – явится и расход.

О купле-продаже, товаре

Хороший товар не залежится.

На что спрос, на то и цена.

Кота в мешке покупать нельзя.

О бережливости

Бережливость лучше богатства.

Бережливая вещь два века живет.

Запас человека не портит.

О лени

Леность наводит на бедность.

Лень до добра не доводит.

О добре

Доброго держись, а от худого

удались.

Доброе дело само себя хвалит.

О жадности и зависти

В одну лапу всего не сгребешь.

В чужой лодке всегда больше рыбки.

Глаза завидущие, руки загребущие.

Жадность – что река: чем дальше,

тем шире.

Ни себе, ни людям.

Список использованных литературных источников

1.

Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в

процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я.

2003. №4. с.103.

2.

Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки //

Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.

3.

Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений,

обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. –

Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.

4.

Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и

дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель,

2008г. – 169 с.

5.

Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ

СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.

6.

Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в

экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс»,

2001. – 176с.

7.

Смоленцева

А.А.

Проблемно-игровая

технология

экономического

образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.



В раздел образования