Автор: Красильникова Анна Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №37"
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Новокузнецк
Наименование материала: творческая разработка
Тема: Опыт работы воспитателя ДОУ по усвоению распорядка дня, гигиенических процедур и норм поведения в ближайшем окружении с воспитанниками 1 младшей группы
Раздел: дошкольное образование
Опыт работы воспитателя ДОУ
по усвоению распорядка дня, гигиенических процедур и норм поведения в
ближайшем окружении с воспитанниками 1 младшей группы
Красильникова Анна Геннадьевна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад № 37»
г. Новокузнецк, Кемеровская область
Навык – автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в
результате многократного повторения. Другими словами, навык не сразу становится
автоматизированным, а складывается в результате многократных повторов. ...
Педагоги
и
родители
должны
постоянно
помнить,
что
привитые
в
детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную
пользу в течение всей его последующей жизни.
Ключевые слова:
дошкольники,
культурно-гигиенические навыки
,
ценностно-
ориентированная деятельность, социально-личностное воспитание, самостоятельность
, развитие ребенка.
Дети младшего дошкольного возраста только начинают познавать наш мир. Чтобы стать
полноправными и успешными членами общества, найти своё призвание в большом
разнообразном мире и реализоваться как личность, ребёнок должен с самого рождения
овладевать навыками культуры, общения, взаимодействия с окружающими.
Именно до трёх лет малышу легче всего усвоить распорядок дня со всеми
гигиеническими процедурами и элементарные нормы поведения в ближайшем окружении,
и они войдут у него в стойкую привычку.
Педагоги дошкольного образовательного учреждения ведут эту работу, опираясь на
знание детской психологии и физиологии, требования образовательных программ.
В 1 младшей группе (третий год жизни детей) работу ведут по двум основным направлениям:
воспитание культуры общения;
формирование культурно-гигиенических навыков.
Выработка культурно-гигиенических навыков проводится в течение всего дня, в разные
режимные моменты: во время утреннего приёма, прогулок, игр, занятий, приёма пищи,
подготовки ко сну.( рисунок 1)
1
Рисунок 1 « Формирование культурно – гигиенических навыков детей 1 младшей группы в
режиме дня ДОУ»
Ежедневную работу по воспитанию культуры поведения, формированию навыков
самообслуживания и гигиены планируют каждый месяц и вносят в перспективный план
наряду со схемой закаливающих процедур, комплексами утренней зарядки и гимнастики
после сна.
Список мероприятий на месяц состоит обычно из 6–8 пунктов. Воспитателю следует
так распределять темы, чтобы в течение учебного года были охвачены все
предусмотренные программой требования по этому направлению. (Таблица 1)
Таблица 1 «Картотека тем и задач формирования культурно-гигиенических навыков в
группе детей третьего года жизни»
Тема
Задачи
Я сам
Приучать вежливо выражать просьбу о помощи; закреплять умение
самостоятельно снимать обувь и одежду и складывать в шкаф.
Чистый нос
Побуждать детей следить за своим внешним видом, своевременно
пользоваться носовым платком, воспитывать опрятность,
самостоятельность.
Мыло
душистое
Побуждать самостоятельно брать мыло из мыльницы, тереть ладошки,
смывать мыло, знать местонахождения своего полотенца.
Сухие рукава
Формировать умение аккуратно мыть руки, закатывать рукава, не
проливать воду на пол, насухо вытирать их личным полотенцем;
формировать умение мыть руки перед едой, хорошо намыливать руки
и тщательно смывать грязь.
Поведение за
столом
Формировать у детей культурно-гигиенические навыки
самообслуживания, приучать правильно сидеть за столом,
2
пользоваться столовыми приборами.
Одевание–
раздевание
Закрепить умения расстёгивать и застёгивать застёжки на липучках,
упражнять в использовании других видов застёжек, продолжать
приучать соблюдать правила поведения в раздевалке, обращаться с
просьбой о помощи, употребляя вежливые слова.
Где моё
полотенце?
Побуждать детей самостоятельно находить своё полотенце, тщательно
вытирать лицо и руки, вешать на место; развивать ориентировку в
пространстве, внимательность.
Башмачки по
местам
Формировать у детей навыки самообслуживания, приучать аккуратно,
ставить обувь возле кроватки, самостоятельно обуваться после сна.
Учусь всё
делать сам!
Продолжать побуждать детей самостоятельно одеваться, обуваться,
быть доброжелательными друг к другу, развивать коммуникабельность
Аккуратная
причёска
Приучать детей пользоваться индивидуальной расчёской,
контролировать свой внешний вид с помощью зеркала.
Стульчик на
место
Приучать детей правильно брать стул и аккуратно ставить его на
место; развивать ориентировку в пространстве, координацию
движений.
Я уже большой!
Закреплять умение правильно сидеть за столом, есть аккуратно, брать
пищу только ложкой, пользоваться салфеткой; совершенствовать
навыки культуры еды.
Где мой
стульчик?
Приучать детей находить свой стул, правильно его брать и аккуратно
ставить возле стола, знакомить детей с правилами безопасного
поведения в группе.
Вещи по
местам!
Формировать у детей умение доставать одежду из шкафчика и убирать
её на место после раздевания, аккуратно всё складывать; приучать
детей словесно выражать просьбу о помощи, воспитывать умение
спокойно вести себя в раздевальной комнате.
Умеем
умываться!
Во время умывания побуждать детей к правильной
последовательности: засучить рукава, намочить руки, взять мыло,
намылить ладошки, смыть мыло водой, стряхнуть ладошки.
Я учусь
одеваться и
раздеваться
сам!
Приучать детей самостоятельно убирать одежду в шкаф и доставать из
шкафчика, аккуратно всё складывать; словесно выражать просьбу о
помощи; спокойно вести себя в раздевальной комнате.
Согласно санитарным нормам, занятие в группе третьего года жизни не может длиться
не более 7–10 минут. Такая длительность не позволяет педагогу провести много
разнообразных форм работы, да и неусточивое внимание, рассеянность малышей не дадут
им запомнить всё, что происходило на более продолжительном занятии.
Структура занятия в группе детей третьего года жизни:
Вступительная часть. Сообщение темы, заинтересовывающий момент. До 1 мин.
3
Основная часть. Дидактические игры, слушание художественных произведений
малых форм, деятельность с предметами. 5–7 мин.
Заключительная часть. Подведение итогов, поощрение детей, создание ситуации
успеха. 1–1,5 мин.
Поэтому наиболее целесообразной формой проведения НОД младших группах ДОУ
является занятие-игра, на котором отрабатывается или закрепляется один-два навыка.
Специальные игры и упражнения — очень эффективное средство привития КГН в
работе с малышами. Они помогают педагогу завуалировать свою «поучающую» позицию
и в то же время позволяют без усилий привлечь внимание детей, активно на них
воздействовать.
Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей,
активизировать их инициативу и творчество.
Игровые ситуации могут быть примерно следующими:
1.
Умение вести себя во время приёма пищи: «Расскажем Зайчику, как следует
правильно кушать», «Поможем куклам накрыть столик к обеду», «День рождения у
куклы Наташи», «Чаепитие со зверюшками».
2.
Навыки умывания, мытья рук:
«Научим Зайчика умываться», «Мыльные
перчатки».
3.
Навыки одевания и раздевания: «Соберём куколку на прогулку», «Поможем
кукле Даше собраться в гости к Мише», «Сандалики поссорились, а потом
подружились», «Покажем Зайчику, как нужно складывать одежду перед сном»,
«Найди пару носочку, а потом сложи их».
Игры-занятия и игры-упражнения целесообразней проводить с подгруппами детей 10-
12 человек, так как работа со всей группой не даст желательного результата: малыши
отвлекаются, они еще не умеют слушать речь воспитателя, обращенную ко всем.
Учитывая особенности в работе с детьми младшего дошкольного возраста, занятиям
следует придавать максимальную значимость, что обеспечивает хорошую активность
малышей.
Через игры-занятия воспитатель может в увлекательной форме не только раскрыть
содержание требований в необходимой последовательности, но и связать эти требования с
конкретными поступками малыша, это дает возможность закрепить положительное
отношение к их выполнению в повседневной жизни. Каждое действие воспитатель
обязательно показывает. При этом оно разделяется на отдельные операции: выделяются
наиболее важные и вспомогательные. Например, в процессе мытья рук самым важным
будет процесс намыливание и смывание моющего средства. Всё остальное — уже
дополнительные манипуляции: взять мыло из мыльницы, положить его обратно, снять
полотенце, тщательно вытереть руки, затем повесить его на крючок. Чтобы у малышей
младшей
группы
сформировался
устойчивый
культурно-гигиенический
навык,
определённые действия должны повторяться многократно. Ведь это те же привычки, и
они должны стать очень прочными.
Все гигиенические манипуляции малышей желательно поддерживать художественным
словом. Очень хорошо использовать фольклор. Например, в процессе расчёсывания
уместно рассказывать потешки: «Расти коса до пояса», «Петушок, петушок, подари мне
гребешок», «Нету краше нашей Глаши» и пр. Во время умывания это будут потешки
«Водичка,
водичка…» или «Ай, лады, лады, лады…». Также следует активно
использовать загадки: про банные принадлежности, одежду и пр.
4
Проводятся такие игры в первой и во второй половине дня. Например, игру-занятие «Мы
умываемся» можно проводить после дневного сна, непосредственно перед умыванием.
Для усвоения детьми более трудных правил культурного поведения целесообразно
использовать коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки. Они
помогают воспитателю выровнять уровень овладения навыками каждым ребенком
группы.
В игры-занятия можно включить разнообразные игрушки, предметы. Это способствует
активизации одновременно зрительного и двигательного анализаторов ребенка.
Предмет, действие воспитатель показывает каждому малышу, например, как следует
держать ложку, дети тут же упражняются в правильном действии ложкой.
Такие имитирующие действия с реальными предметами в воображаемой ситуации
помогают малышам в освоении практических действий в жизненно важных режимных
процессов.
Показанные и освоенные на занятиях действия в результате постоянных упражнений в
повседневной деятельности перерастают в устойчивые навыки культурного поведения.
В дальнейшем эти навыки дети начинают использовать в самых разнообразных
ситуациях. В игры-занятия можно включить содержание различных событий из жизни
детей и их поступков в этих событиях .
Длительность игр-занятий определяется их задачами и содержанием. Местом проведения
занятия могут быть групповая, умывальная, раздевальная комнаты.
Главное, о чём не должен забывать педагог, проводя работу по формированию культурно-
гигиеничных навыков, это сохранение здоровья детей, обеспечение их безопасности.
Малышей сразу же приучают к простым, но важным правилам, которые помогут
сохранить здоровье, поясняют, зачем их нужно соблюдать:
•
В умывальной комнате ведём себя спокойно, не бегаем, не толкаемся. Можно
поскользнуться, упасть, удариться об умывальник, толкнуть товарища.
•
Воду сами не включаем, дожидаемся помощи воспитателя или няни (если
установлены смесители, дети могут включить горячую воду, за этим необходимо следить
особенно строго), не разбрызгиваем, аккуратно стряхиваем в раковину.
•
Лицо моем чистыми от мыла руками, чтобы оно не попало в глаза. Мыло помогает
нам соблюдать чистоту, но щиплет глаза.
•
За столом сидим ровно, не разговариваем. Еда, напитки, хлеб — не игрушки, к ним
нужно относиться серьёзно и бережливо.
Все эти правила не просто заучивают, а отрабатывают во время игровых тренингов,
смоделированных ситуаций, дидактических игр.
Навыки у детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в
разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть
результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т. д.).
На начальном этапе создания навыков важен контроль. Педагог должен проверять, как
каждый воспитанник выполняет определённое действие, равно как и всё задание целиком.
Дошкольники, особенно младшего звена, весьма наблюдательны, всегда стремятся
подражать взрослым. Вот почему воспитатель (а также его помощник) всегда должен
быть образцом для детей: в поведении, манере разговаривать, одежде и пр. Его пример
может быть и прямым («Повторяй за мной»), и косвенным (используются разные способы
для привлечения детского внимания).
5
При работе с маленькими дошкольниками наглядность (тематические картинки, плакаты
и пр.) имеет крайне важное значение, поскольку абстрактное мышление у них ещё не
развито - оно наглядно-образное. Картинки будут постоянно напоминать им о важных
вещах. Причём они должны висеть на видном месте, всё время быть перед глазами ребят.
Рисунок 2 «Алгоритм мытья рук»
Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, является
единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в
общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье.
Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у
ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их
соблюдали.
Родителям нужно всё время закреплять дома навыки, первоначально усвоенные в
детском саду. Например, если воспитатель учит детей самостоятельно мыть руки, то мама
также должна побуждать сына или дочь к самостоятельности, а не делать всё сама.
В отношении КГН можно выделить следующие формы работы педагога с семьёй:
1.
Анкетирование: например, «Насколько мой ребёнок самостоятельный».
2.
Тематические родительские собрания.
3.
Папки-передвижки, консультации и памятки: «Как научить сына или дочь
правильно вести себя за столом», «Застольный этикет для самых маленьких»,
«Бережно относимся к одежде».
4.
Индивидуальные консультации.
Занятия по личной гигиене совершенствуют у детей ранее полученные умения и
навыки обращать внимание на свой внешний вид, самостоятельно устранять беспорядок в
одежде, прическе, пользуясь зеркалом, расческой. Овладев навыками самообслуживания,
ребенок не только может обслужить себя, но и приучается к аккуратности.
Чтобы облегчить ребенку освоение и усвоение новых навыков, необходимо делать этот
процесс доступным, интересным и увлекательным, а самое главное - делать это надо
педагогически тонко, ненавязчиво с учетом возрастной особенности детей - стремление
к самостоятельности.
6
Литература
1. Бархатова Л. Воспитание культуры поведения.// Дошкольное воспитание, 1989. - №11 -
17-21с
2. Белостоцкая Е.М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от
3 до 9. - М.: Просвещение,2011. - 273с.
3. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. -
СПб.: Литера, 2007. - 30с.
4. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. - СПб.: Акцидент, 2009. - 34с.
5. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ. /Под ред. Бе- ресневой З.И. -
М.: ТЦ Сфера, 2003. - 32с.
6. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой
комплект. - М: Айрис-пресс, 2007 -12 с.
7. Менджерицкая Д.В. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2009. 175с.
8. Мир детства: Дошкольник. / Под ред. А.Г.Хрипковой. - М.: Педагогика, 2007. - 256 с.
9. Меремьянина О.Р. Вместе с куклой я расту: методическое пособие. - Барнаул:
АКИПКРО, 2008. - 224с.
10. Названова Л. Чтобы зубки блестели.// Дошкольное образование. - 2004. №14. - С.13-17.
11. Паунова С. Гигиенические навыки - с малых лет // Дошкольное воспитание. - 1993. -№
11. - С. 67.
12. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М.:
Просвещение, 2014. - 96с.
13. Урунтаева Г. А, Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и
самообслуживанию. - М.: Просвещение, 2007. - 215с.
7
Приложение
8
Приложение 1
Картотека НОД по формированию культурно-гигиенических навыков
воспитанников 1 младшей группы
Месяц
Тема НОД
Программные задачи
Сентябрь
«Наша группа»
(знакомство)
Познакомить детей с групповой комнатой (приемная,
групповая, туалет), их предназначением, учить детей
ориентироваться в пространстве, развивать чувство любви
и гордости за свою группу.
Путешествие с Петрушкой.
«Знакомство с
раздевалкой»
Познакомить детей с раздевалкой, с оборудованием
раздевалки (шкафчики для одежды, скамеечки, полочки
для обуви), назначением и способами его использования
детьми, активизировать словарь детей.
Дидактическое
упражнение «Найди свой
шкафчик».
Знакомить с назначением и способами использования
шкафчика для одежды;формировать умение
ориентироваться в предметном пространстве; обогащать и
активизировать словарь детей за счет слов: шкафчик,
дверца, полочка, открыть, закрыть, положить, сложить,
повесить.
Игровая ситуация «Мы
едим».
Учить спокойно сидеть за столом, соблюдая правильную
позу, правильно держать ложку, набирать в ложку
немного еды, есть с широкого края, бесшумно,
воспитывать умение самостоятельно и опрятно есть.
Октябрь
Дидактическая игра
«Кукла Катя
простудилась». Чтение
потешки «Носовой платок
в кармашке, будем нос им
вытирать, чтобы носик
наш курносик, снова
чистым был опять».
Приучать детей при чихании и кашле прикрывать рот
носовым платком, если кто рядом находится, отвернуться.
Воспитывать у детей навыки пользования носовым
платком или одноразовыми платочками.
Игровая ситуация «Как мы
встречаем гостей».
Формировать умение сервировать стол с помощью
взрослого, воспитывать культуру поведения за столом.
Игровая ситуация
«Водичка, водичка…».
Чтение потешки «Водичка,
водичка…».
Учить брать мыло из мыльницы, с помощью взрослых
намыливать руки, класть мыло на место, тереть ладошки
друг о друга, смывать мыло, знать местонахождение
своего полотенца. С помощью взрослого вытирать руки.
Ноябрь
Дидактическая игра
«Разденем куклу после
прогулки».
Учить детей раздеваться в определенной
последовательности после прогулки, побуждать детей к
использованию в речи названий предметов одежды и
действий, связанных с ним.
Игровая ситуация «Кукла
купается».
Развивать навыки детей в умывании, в знании предметов
туалета и их назначении, воспитывать культурно-
гигиенические навыки, желание всегда быть чистым,
9
аккуратным, опрятным уважительно относиться к своему
телу.
Игровая ситуация
«Поможем кукле Маше
собраться в гости к
зайчатам».
Учить расстёгивать застёжки липучки, упражнять в
использовании, учить надевать одежду, обувь, с помощью
взрослого застёгивать куртку; продолжать приучать
правильно вести себя в раздевалке.
Декабрь
Дидактическая игра
«Подберём куклам
одежду».
Учить называть предметы одежды, дифференцировать
одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать
куклу.
Рассматривание картины
«Дети моют руки». Чтение
потешки «Водичка,
водичка…».
Учить рассматривать картину и отвечать на вопросы по
ней, воспитывать потребность мыть руки с мылом,
соблюдать последовательность действий процесса
умывания, воспитывать интерес к действиям.
Игровая ситуация «Каждая
ножка — в свой домик».
Учить ребёнка самостоятельно надевать колготки, видеть
части одежды и правильно действовать в соответствии с
целью, отыскивать отверстия для каждой ноги;
просовывать поочерёдно ноги в отверстия; надевать
колготки с носка, предварительно собрав их в
«гармошку», чтобы пятка оказалась на месте; подтягивать
колготки так, чтобы резинка оказалась на поясе, вызвать у
малыша положительные эмоции, связанные с
достижением успеха в деятельности по
самообслуживанию.
Январь
Игра-занятие «Оденем
куклу на прогулку».
Формировать навык последовательных действий одевания
на прогулку; продолжать учить детей запоминать и
называть предметы зимней (демисезонной) одежды, знать
ее назначение; воспитывать аккуратность, бережное
отношение к одежде; желание заботиться о кукле.
Дидактическая игра
«Научим куклу Катю
раздеваться».
Помочь детям запомнить последовательность раздевания,
учить аккуратно вешать и складывать одежду, продолжать
воспитывать бережное отношение к кукле.
Игра-занятие «Уложим
куклу спать».
Познакомить детей с новой игровой цепочкой действий:
положить матрац на кровать, застелить простынкой,
положить подушку, уложить куклу головой на подушку,
накрыть одеялом; учить ласково обращаться с куклой.
Февраль
Дидактическая игра
«Пристегни лисе хвостик».
Совершенствование умения застёгивать липучку;
закреплять знание частей тела лисы; продолжать
развивать ориентировку в пространстве (сзади).
Игровая ситуация «Мишка
пригласил в гости зайку и
ёжика».
Учить правильно держать ложку, съедать первое блюдо до
конца, так же второе блюдо с гарниром и заправкой,
закреплять умение есть аккуратно, совершенствовать
навыки культуры еды.
Инсценировка «Как
Мойдодыр подарил Ване
мыло».
Закрепить уже имеющиеся у детей культурно-
гигиенические навыки, учить во время умывания не
мочить одежду.
Март
Игровая ситуация
«Покажем как нужно
складывать одежду перед
Закреплять умение правильно одеваться и раздеваться с
небольшой помощью взрослых, складывать и развешивать
одежду на стуле перед сном.
10
сном».
Игровая ситуация «Научим
куклу правильно
умываться».
Учить засучивать рукава перед умыванием, формировать
потребность в соблюдении личной гигиены.
Игровая ситуация «Как
Машенька утром
просыпается».
Формировать у детей культурно-гигиенические навыки,
учить правильно осуществлять ежедневные гигиенические
процедуры(умываться, чистить зубы, причесываться),
понимать их назначение и важность.
Апрель
Дидактические игры
«Чистим зубы»,
«Фонтанчики».
Учить ребёнка полоскать рот, учить ребенка чистить зубы.
Дидактические игры
«Сделаем лодочки»,
«Мыльные перчатки».
Учить ребёнка последовательно выполнять действия при
мытье рук, подражать действиям взрослого, намыливать
руки с внешней и внутренней стороны.
Игра-занятие «Уложим
куклу Катю спать».
Познакомить детей с новой игровой цепочкой действий:
положить матрац на кровать, застелить простынкой,
положить подушку, уложить куклу головой на подушку,
накрыть одеялом; учить ласково обращаться с куклой.
Май
Театрализованная игра по
стихотворению А.Барто
«Девочка чумазая».
Учить детей выполнять действия по передаче сюжета
произведения, работать над повышением выразительности
речи, мимики, жестов, воспитывать желание быть
опрятными, чистыми.
«У куклы Кати день
рождения».
Обобщить знания детей о сервировке стола, закрепить
навыки культуры еды, воспитывать умение быть
гостеприимными при встрече гостей, радоваться их,
воспитывать положительные эмоции, развивать
самостоятельную инициативную разговорную речь детей.
Игровая ситуация «Мы
теперь умеем сами на
прогулку собираться».
Закрепление последовательности и способов
рационального выполнения действий одевания; обучение
элементарному самоконтролю последовательности
одевания на прогулку; формирование гуманных способов
поведения в совместной со сверстниками деятельности
(умение предложить помощь, поблагодарить).
Приложение 2
Конспект открытого занятия в 1 младшей группе ДОУ на тему «Водичка-подружка»
11
Задачи
Дать детям понятие о некоторых свойствах воды (течёт, льётся,
смывает загрязнения, помогает рисовать).
Развивать понятие о культурно-гигенической процедуре —
умывании, необходимых для него предметах, учить пользоваться
мылом и водой аккуратно, экономно.
Развивать связную речь, умение внимательно слушать и понимать
вопросы взрослого, давать краткие ответы на них.
Воспитывать любовь к чистоте, опрятности, желание экономить
природный ресурс (воду), доброту, отзывчивость.
Материалы
Гелевый шарик с макетом капельки, мыло 2–3 видов, полотенца,
ширма, кукла для театра, шкатулка с предметами гигиены, влажное
полотенце, маленький тазик с водой, «водная» раскраска на каждого
ребёнка, кисточки, стаканчики с водой, салфетки.
Этап НОД
Содержание этапа
Вступительная
часть
Воспитатель:
Ребята, я узнала, что в группу к нам пришли гости. Это добрые,
хорошие люди, воспитатели детишек из других детских садиков.
Давайте с ними поздороваемся.
«Добрый день, добрый день»
Говорить нам не лень.
Мы гостям, конечно, рады.
Поздороваться нам надо!
Да, дети, когда мы встречаем хороших людей, то всегда нужно
желать им добра, здоровья. Быть здоровым, сильным, крепким нам
помогают наши добрые друзья. И один из них сегодня хочет
встретиться с нами. Что же это?
Льётся постоянно
Из ведра, из крана,
В колодце и реке всегда
Есть прохладная (вода).
Воспитатель:
Правильно. Сегодня к нам пришла весёлая капелька воды, вот она.
Воспитатель вносит гелевый шарик с привязанной на ленте капелькой
воды (большой макет капли с глазками и улыбкой).
Какая эта Капелька? (Весёлая, добрая). Но пришла она не только
поиграть с детишками, но и узнать, умеют ли они правильно
использовать воду…
Основная
часть
(Экскурсия в умывальную комнату)
Воспитатель:
Ой, Капелька меня куда-то ведёт. (Воспитатель с шариком подходит к
двери умывальной комнаты). Дети, куда мы пришли? Что здесь
находится?
(ответы детей).
12
Воспитатель:
Капелька говорит, что здесь живёт вода. Но где она, как её найти?
(Нужно открыть кран)
Воспитатель:
Верно, мы открываем кран и начинает литься вода. Какая она?
(Чистая, прохладная). Но нельзя долго держать кран открытым, если
воду не используют. Давайте закроем его и расскажем Капельке, для
чего нужна вода.
Водичка-подружка
Всем вымыла ручки:
Маринке, Иринке,
Кирюшке, Андрюшке.
И ручки красивыми, чистыми стали.
Ребята водичке спасибо сказали.
Воспитатель:
Что вымыла водичка детям? А что можно ещё вымыть водой? (лицо,
ноги, уши, шею). Вот какая большая польза от воды! Она наш
настоящий друг. Кроме того, если мы хотим пить, что нам поможет?
Вода! Вода полезна людям, её нужно беречь и не тратить напрасно. А
у воды есть помощники, которые нам всем знакомы.
Чтобы чисто было, нам поможет … (мыло).
Мыло ароматное, пенное, приятное.
Воспитатель:
Вот оно. Какого цвета мыло? Как оно пахнет? Какие правила
пользования мылом мы знаем?
Не намыливать сухие руки — сперва их нужно смочить.
Хорошо смывать мыло с рук.
Всегда класть мыло в мыльницу, это его «домик», мыло любит
жить в своём домике.
Воспитатель:
А вот какое мыло лежит у нас на умывальниках. Чем оно пахнет? И
наши ручки, когда мы их вымоем, будут пахнуть так же.
А чтобы руки после мытья были сухими, их вытирают чем?
Полотенцем. Где «живут» полотенца? Они тоже любят жить каждое в
своём домике.
Наше мыло душисто,
Полотенце пушисто,
Мы умоемся чисто.
(В групповой комнате за ширмой раздаётся плач)
Воспитатель:
Дети, вы слышите, кто-то плачет. Может быть, нужна наша помощь?
Дети возвращаются в групповую комнату, рассаживаются на стульчики
перед ширмой для кукольного театра (невысокой), воспитатель садится
сбоку, рядом со столиком, на котором большая шкатулка. Шарик с
капелькой привязывают к ширме.
(Разыгрывание проблемной ситуации в кукольном театре)
13
Воспитатель:
Кто же тут плакал?
Появляется кукла (Хрюша или другой персонаж, важно, чтобы голова и
лапки его были из пластика, потому что их необходимо вымазать легко
смываемой краской, например, чёрной акварелью). Кукла хнычет.
Воспитатель:
Дети, кто это? Что случилось, Хрюша?
Хрюша:
Я спешил и упал в лужу. А у моего друга Степашки день рождения, он
пригласил меня в гости. Как же я пойду в гости такой грязный?
Воспитатель:
Конечно, грязным в гости идти не годится. Правда, дети? Но у нас есть
волшебная шкатулка, её подарила нам Капелька. Там находятся
предметы, которые тебе пригодятся.
(Логическая дидактическая игра «Что нужно для умывания»)
Воспитатель по очереди достаёт из шкатулки предметы и обсуждает с
детьми, нужны ли они Хрюше. Мыло, полотенце, мыльница
необходимы, а расчёску и зубную щётку брать не надо, они не нужны
сейчас. Чего не хватает для умывания? Воды!
Воспитатель достает тазик с водой, подносит к ширме, кукла
«умывается».
Воспитатель:
Дай, Хрюшенька, я помогу тебе как следует вытереть носик, копытца
(педагог вытирает игрушку специально подготовленным влажным
полотенцем, убирая следы краски).
Вот какой стал наш Хрюша: чистый, румяный! Теперь и в гости пойти
не стыдно! А что же ты приготовил в подарок Степаше?
Хрюша:
Я нёс ему конфеты, но они упали в грязную лужу (плачет).
Воспитатель:
Не плачь, Хрюшенька, наши ребятишки и тут тебе помогут. Видишь
эти листы бумаги? На них сейчас нет рисунков, но волшебная вода
поможет сделать из них яркие картинки в подарок Степашке. Давайте
подготовим наши пальчики к рисованию.
Пальчиковая гимнастика (можно проводить стоя).
Наши пальчики опять
Будут, будут рисовать.
(Сжимают и разжимают пальцы).
Летящую птичку
(фонарики над головой),
Бегущую кошку
(«Бегут» пальчиками).
Спящую собачку
(руки под щекой),
И грибы в лукошке
14
(дети складывают ладошки «корзинкой»).
Дети переходят за столики, где на каждого ребёнка заготовлен лист
«водной» раскраски, стаканчик с водой и кисть. Под тихую музыку дети
покрывают листы водой и проявляют рисунки.
Заключительная
часть
Хрюша:
Какие красивые рисунки получились! Степашка будет очень рад!
Воспитатель:
Ты прав,Хрюшенька. наши ребятишки постарались, работали очень
аккуратно. Ты запомнил, для чего нужна вода?
Хрюша:
Да, она помогает нам быть чистыми и ещё делать красивые рисунки.
Спасибо, ребята!
Воспитатель:
Ребята, а вы помните, что ещё нужно, чтобы чисто умыться и быть
красивым, аккуратным? (Мыло, полотенце). Наша гостья Капелька
очень рада встрече с вами. Ей пора возвращаться в тучку, к своим
подружкам. Давайте попрощаемся с ней и нашими гостями: «До
свидания!»
15