Автор: Пригарина Мария Петровна
Должность: учитель физики и астрономии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №348
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Использование межпредметных связей в проектно-исследовательской деятельности учащихся"
Раздел: среднее образование
1
Пригарина Мария Петровна
Использование межпредметных связей в
-
проектно исследовательской
деятельности учащихся
Из опыта работы
Санкт-Петербург
2018 г.
2
Из
опыта
работы:
Использование
межпредметных
связей
в
проектно-
исследовательской деятельности учащихся.
Автор
статьи:
Пригарина
Мария
Петровна,
учитель
физики
Государственного
бюджетного
образовательного
учреждения
средней
общеобразовательной
школы
№348
г.
Санкт-
Петербурга
В статье представлен опыт организации работы
учащихся над исследовательским проектом «Ритмы
природы».
Статья предназначена для учителей естественно
- научного цикла.
Санкт-Петербург
2018 г
3
Использование межпредметных связей в
проектно-исследовательской
деятельности учащихся
Организуя
процесс
обучения,
учитель
стремится к тому, чтобы учебный материал каждого
школьного
предмета
дополнял
и
обогащал
содержание
смежных
курсов.
Использование
межпредметных
связей
при
изучении
наук
естественно – научного цикла особенно эффективно,
когда учащиеся под руководством педагога работают
над
исследовательским
проектом.
Занимаясь
изучением
того
или
иного
вопроса,
ребята
вынуждены
преодолевать
«предметную
узость»
и
обращаться
к
содержанию
других
школьных
предметов,
что
крайне
положительно
влияет
на
развитие
мышления,
расширяет
кругозор,
делает
более
привлекательным
и
интересным
содержание
учебного материала.
4
Этим
я
руководствовалась,
когда
начинала
работу над проектно
– исследовательской работой
«Ритмы
природы».
На
первый
взгляд,
эта
тема
касается
только
раздела
физики
«Колебания
и
волны». Но при общении с учителями математики,
биологии,
химии,
выяснилось,
что
этот
вопрос
проходит
через
многие
предметы
научно
–
естественного
цикла.
Так
возникла
идея
проекта,
целью
которого
стало
познакомить
учащихся
с
разнообразными
колебательными
процессами
в
окружающем нас мире с точки зрения возможности
применения
математического
аппарата
к
исследованию
графического
представления
процессов.
Была создана рабочая группа из учащихся 9 –
10 классов, в которую вошли ребята, как с высокой,
так и с низкой успеваемостью. Для продолжения
работы
учащиеся
разделились
на
подгруппы
по
предметам. Учащимся были предложены следующие
темы:
5
1.
Пружинный
и
математический
маятники
и
их
применение.
2. Явление резонанса и его влияние на окружающий
мир, на деятельность человека.
3. Колебания кристаллической решетки.
4.
Звуковые,
ультразвуковые,
инфразвуковые
колебания.
5. Электромагнитные колебания.
6. Колебания среднегодовых температур воздуха.
7. Колебания клетки.
8. Циркадные ритмы.
9. Ритм работы сердца.
10. Колебания численности популяций животных.
Каждая
тема
представляет
собой
мини
-
проект,
в
котором
определены
цель,
задачи
и
6
актуальность
исследования.
Таким
образом,
над
проектом работали сразу несколько творческих групп
учащихся, объединенных единой задачей – изучить
различные
виды
колебаний
в
живой
природе.
В
процессе
исследования
учащиеся, работающие
над
разными
частями
одного
проекта,
неоднократно
собирались вместе для обсуждения результатов своей
работы.
Сюжеты, темы, факты для этой работы ребята
выбирали
зачастую
непосредственно
из
сводки
последних новостей, из новейших научных теорий и
актуальных дискуссий. Большинство работ содержат
графики,
наглядно
иллюстрирующие
свойства
колебательного процесса. Свойства подтверждаются
и исследованиями функций методами, изученными в
курсе алгебры и математического анализа. В каждой
теме
особое
внимание
уделялось
вопросам
практического применения изученных явлений.
Подводя итоги проделанной работы, хотелось
бы
отметить,
что
использование
межпредметных
7
связей в проектно – исследовательской деятельности
как
форма
организации
учебного
процесса
очень
эффективна.
Она
учит
не
только
самостоятельно
мыслить, анализировать, обобщать, но и применять
приобретенный
опыт
для
дальнейшего
своего
развития, совершенствования. Работа над проектом
позволила учащимся отнестись к рассматриваемому
учебному материалу не формально, а подойти к нему
творчески,
реализовать
и
обогатить
ценностно
-
смысловые,
общекультурные,
учебно
–
познавательные,
информационные,
коммуникативные
компетентности.
Ребята
выступили в роли исследователей, что, несомненно,
способствовало
формированию
положительной
мотивации к обучению, повысило интерес к знаниям
и определило их ценность.
8
Список литературы:
1.
Чандаева С. А. Физика и человек: Пособие
для
учителей
физики
общеобразоват.
учреждений, гимназий и лицеев. – М.: АО
«Аспект Пресс», 1994.
2.
Тарасов Л. В. Физика в природе: Кн. для
учащихся. – М.: Просвещение, 1988.
3.
Гулиа Н. В. Удивительная физика: О чем
умолчали
учебники.
–
М.:
Изд-во
НЦ
ЭНАС, 2005.
4.
Гузеев В. В.
«Метод
проектов»
как
частный случай интегративной технологии
обучения.//Директор школы, № 6, 1995