Напоминание

"Исследование зависимости периода колебаний маятника от параметров колебательной системы"


Автор: Пригарина Мария Петровна
Должность: учитель физики и астрономии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №348
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Исследование зависимости периода колебаний маятника от параметров колебательной системы"
Раздел: среднее образование





Назад




1

Методическая разработка урока

Автор разработки

Пригарина Мария Петровна, учитель физики

Образовательное

учреждение

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 348 Невского района

Санкт-Петербурга

Предмет

физика

Класс

9 класс (основное общее образование)

Учебник

Физика. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В.

Перышкин. - М.: Дрофа,2012

Тип урока

Урок изучения нового материала

Технология урока

Технология проблемного обучения [3]

Методы обучения

Метод учебного проекта (мини-проект) [2]

Тема

«Исследование зависимости периода колебаний маятника от

параметров колебательной системы»

Методический

комментарий

В

разработке

представлен

сценарий

урока,

на

котором

выполняется лабораторная работа «Исследование зависимости

периода

колебаний

маятника

от

параметров

колебательной

системы»

Цели урока

1. Предметные:

- организация деятельности учащиеся по овладению системой

знаний

о

зависимости

периода

колебаний

от

параметров

колебательной системы.

2. Метапредметные:

-

создание

условий

для

формирования

у

учащихся

опыта

исследовательской деятельности в процессе самостоятельного

изучения

зависимости

периода

колебаний

математического

маятника

от

длины

нити,

амплитуды колебаний,

ускорения

свободного

падения,

массы

маятника,

угла

отклонения

маятника от положения равновесия.

3. Личностные:

- способствование формированию

мотивации к обучению и

целенаправленной познавательной деятельности

.

Оборудование:

маршрутный

лист

урока,

листы

с

экспериментальным

заданием

2

(приложение 1)

на

группы;

компьютер, проектор,

презентация

к

уроку; лабораторное оборудование: штативы,

маятники,

линейки,

секундомеры, компьютерная модель математического маятника.

Ход и содержание урока,

деятельность учителя и учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Момент согласования деятельности

Приветствует учащихся

Сообщает план урока:

- проверка домашнего задания

- работа в группах

- обобщение результатов работы

-домашнее задание

Эпиграф к уроку:

Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых

только воображением

М.В.Ломоносов

Включаются

в

учебную

задачу

2.

Проверка домашнего задания

Предлагает учащимся решить кроссворд, чтобы узнать

ключевое понятие урока.

Фронтально

решают

кроссворд,

повторяют

и

проговаривают определения

3.

Мотивация

Демонстрирует на слайде модель-анимаци маятника Фуко.

Включает видеоролик о маятнике Фуко.

Французский физик

Фуко

в

1851

экспериментально доказал

вращение Земли вокруг оси с помощью 67-метрового маятника,

подвешенного

к

вершине

купола

парижского

Пантеона.

Подобный маятник до недавнего времени можно было увидеть в

Петербурге в Исаакиевском соборе. Также он есть в Санкт-

Петербургском планетарии.

Создает проблемную ситуацию:

- Перед нами модель математического маятника. Предложите

способ определения периода колебаний маятника.

-Предположите,

от

каких

величин

может

зависеть

период

колебаний математического маятника?

- поднимите руки те, кто считает, что

период

колебаний

математического

маятника

зависит

от

массы маятника

период колебаний математического маятника уменьшится,

если уменьшить амплитуду колебаний

период колебаний математического маятника не зависит от

ускорения свободного падения

Знакомятся

с

опытом

Фуко

(отрывок из фильма)

Предлагают

способ

определения периода

колебаний.

Составляют

алгоритм

нахождения периода маятника

Запись на доске формулы для

вычисления периода.

Выдвигают гипотезы

Поднимают

или

не

поднимают

руки,

личная

заинтересованность в ответе

4.

Изучение нового материала

3

Так кто же из вас прав? На этот вопрос нам поможет ответить

эксперимент.

Тема

урока:

Исследование зависимости

периода

колебаний

маятника от параметров колебательной системы.

Распределяет задания по группам.

Организует работу учащихся в группах.

- Галилей, Гюйгенс при изучении колебательного движения в 17

веке получили точно такие же выводы, как и вы сегодня. С

помощью математических преобразований была ими получена

следующая формула

Запись темы урока в тетрадь

Формулируют цель урока

Работа в группах

Выступления

групп

с

выводами

Запись

выводов

урока

в

тетрадь

5.

Закрепление

Знакомит учащихся о применении маятника в часах

Предлагает на обсуждение вопросы:

Как вы думаете, будут ли маятниковые часы одинаково

правильно ходить зимой и летом?

Изменится ли их ход, если их перенести на Луну?

Как

изменится

ход

маятниковых часов

при

поднятии

в

горы?

Применение новых знаний в

незнакомой

ситуации,

выполняют задания

6.

Домашнее задание

Предлагает домашнее задание (на выбор):

Найти интересный материал о первых маятниковых часах

Галилея и Гюйгенса

Найти

интересный

материал

о

практическом

использовании колебаний маятника

Запись домашнего задания

7.

Оценочная работа

Организует рефлексию учащихся

1. На уроке я научился…

2.Новые понятия пригодятся мне…

3. Меня удивило……..

Рефлексия

Приложение 1 Задания группам

1 группа

Исследование зависимости периода колебаний маятника от амплитуды колебаний

1.

Продумайте алгоритм выполнения задания

2.

Заполните таблицу измерений

Таблица измерений:

Длина

нити,

L, см

Масса

маятника,

m

Амплитуда

колебаний,

см

Число

колебаний,

N

Время

колебаний,

t, с

Период

колебаний,

Т, с

15

m

1

10

15

m

1

10

15

m

1

10

Вывод : _________________________________________________

g

Т

2

4

2 группа

Исследование зависимости периода колебаний маятника от длины подвеса маятника

1.

Продумайте алгоритм выполнения задания

2.

Заполните таблицу измерений

Таблица измерений:

Длина

нити,

L, см

Масса

маятника,

m

Амплитуда

колебаний,

см

Число

колебаний,

N

Время

колебаний,

t, с

Период

колебаний,

Т, с

m

1

7

10

m

1

7

10

m

1

7

10

Вывод : _________________________________________________

3 группа

Исследование зависимости периода колебаний маятника от массы маятника

1.

Продумайте алгоритм выполнения задания

2.

Заполните таблицу измерений

Таблица измерений:

Длина

нити,

L, см

Масса

маятника,

m

Амплитуда

колебаний,

см

Число

колебаний,

N

Время

колебаний,

t, с

Период

колебаний,

Т, с

15

m

1

7

10

15

m

2

7

10

15

m

3

7

10

Вывод : _________________________________________________

4 группа

Исследование

зависимости

периода

колебаний

маятника от

угла

отклонения от

положения равновесия (по компьютерной модели)

Ход работы:

1.

Установите коэффициент затухания к=1,

0

0

20

, гравитационный коэффициент g=2 м/с

2

.

2.

С помощью секундомера определите время, за которое маятник совершит 10 колебаний, запишите

данные в таблицу.

3.

Установите

0

0

40

, Определите время 10 колебаний маятника.

4.

Установите

0

0

60

, Определите время 10 колебаний маятника.

5.

Рассчитайте период колебаний в каждом случае. Сделайте вывод.

Таблица измерений:

Число

колебаний

N

Ускорение

свободного

падения,

м/с

2

угол

отклонения

Время

колебаний,

t, с

Период

колебаний

Т , с

10

2

20

0

10

2

40

0

10

2

60

0

Вывод _________________________________________________

5 группа

Исследование

зависимости

периода

колебаний

маятника

от

ускорения

свободного

падения.

(по компьютерной модели)

Ход работы:

1.

Установите коэффициент затухания к=1,

0

0

30

, гравитационный коэффициент g=1 м/с

2

.

5

2.

С помощью секундомера определите время, за которое маятник совершит 10 колебаний, запишите

данные в таблицу.

3.

Аналогично определите время 10 колебаний маятника при g=2 м/с

2

и g=3 м/с

2

4.

Рассчитайте период колебаний в каждом случае. Сделайте вывод.

Таблица измерений:

Число

колебаний,

N

Ускорение

свободного

падения, м/с

2

Время

колебаний,

t, с

Период

колебаний,

Т, с

10

1

10

2

10

3

Вывод _________________________________________

Используемая литература

1) Кирик Л.А. Физика-9. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы.— 4-е

изд., перераб.— М.: ИЛЕКСА, 2010.— 192 с.

2) Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и

студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с.

3)

Омарова

А.А.

СОВРЕМЕННАЯ

ТЕХНОЛОГИЯ

ПРОБЛЕМНОГО

ОБУЧЕНИЯ

//

Современные наукоемкие технологии. – 2011. – № 1 – С. 73-75



В раздел образования