Напоминание

"Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках физики"


Автор: Пригарина Мария Петровна
Должность: учитель физики и астрономии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №348
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках физики"
Раздел: среднее образование





Назад




1

Из

опыта

работы:

Организация

исследовательской

деятельности

учащихся

на

уроках физики.

Автор:

Пригарина

Мария

Петровна,

учитель

физики

высшей

категории

Государственного

бюджетного

образовательного

учреждения

средней

общеобразовательной

школы

№348

г.

Санкт-

Петербурга

В

разработке

описывается

технология

систематического

применения

исследовательской

деятельности

на

уроках,

использование

которой

позволяет

повышать

познавательный

интерес

к

изучаемому

предмету,

формировать

умения

самостоятельно и творчески работать, планировать и

осуществлять

экспериментальную

деятельность,

развивать

навыки

публичного

представления

полученных

результатов,

самооценки

и

оценки

проделанной

работы.

Материал

предназначен

для

учителей естественно - научного цикла.

2

Изменения,

происходящие

в

мире,

новые

требования, выдвигаемые временем и современным

обществом, развитие техники ориентируют школу

на поиск технологий, которые качественно изменят

уровень

образования

учащихся.

Для

того

чтобы

компетентность

современного

выпускника

соответствовала требованиям общества, он должен не

только освоить учебный материал школьных курсов

различных предметов, но уметь видеть проблемы и

находить пути их решения. Для этого необходимо

найти

дополнительные

формы

образовательной

деятельности,

в которых

школьники

могли бы

принять

участие

на

основе

интереса

к предмету.

Одной из таких педагогических технологий является

обучение

с

использованием

метода

учебных

проектов.

Для

естественнонаучных

дисциплин

наиболее

обоснованы

и

применимы

различные

исследовательские проекты. Их можно разделить на

такие виды как:

информационно-исследовательские

проекты

(мини-проекты)

-

краткосрочные

проекты,

3

которые

реализуются

на

протяжении

одного

урока;

исследовательские

проекты

средней

продолжительности, на их подготовку уходит

несколько месяцев;

межпредметные

исследовательские

проекты,

требующие

при

исследовании

объединения

нескольких наук:

химии, физики, биологии и

т.д.

Мини-проект – это специально организованный

учителем и самостоятельно выполняемый учащимися

комплекс

действий

по

решению

значимой

для

учащегося

проблемы,

завершающихся

созданием

конечного продукта.

Мини-проекты

ориентированы

на

самостоятельную

деятельность

учеников

по

изучению материала и постановку эксперимента на

уроке. Они особенно эффективны при органичном

сочетании

групповой

и

индивидуальной

работы

учащихся. При групповой работе формируется очень

важная

для

развития

личности

способность

-

4

налаживать взаимодействие между учащимися в их

совместной работе.

Задания для таких уроков выбираются так, что

новая

информация

изучается

учениками

самостоятельно,

затем

обсуждается,

уточняется

и

корректируется в процессе совместной деятельности

детей. Подбираемый материал для проектов должен

соответствовать возрасту учеников и накопленному

ими жизненному опыту.

Далее

рассмотрим

технологию

организации

исследовательских

мини-проектов

на

уроках

изучения нового материала.

Актуализация имеющихся знаний

Этот этап урока можно сделать интересным для

ребят, если использовать игру – соревнование между

командами.

Например,

при

изучении

темы

«Сила

трения» в начале

урока перед

ребятами

ставится

проблема:

«Почему

останавливается

автомобиль,

если

выключить

двигатель?»

Команды

выдвигают

гипотезы,

учащиеся

приходят

к

выводу,

что

подействовала

сила,

которая

им

еще

не

знакома.

После этого командам можно дать кроссворд, решив

5

который

ученики

прочитают

ключевое

слово

«трение».

Затем

учащиеся

формулируют

цель

урока:

Изучить особенности силы трения.

Изучение нового материала

После

того,

как

сформулирована

цель

урока,

учитель

побуждает

учащихся

к

обсуждению

того,

какую новую для себя информацию они хотели бы

получить сегодня на уроке.

Учитель наблюдает за

процессом обсуждения и помогает сформулировать

проблему.

Учащиеся

после

обсуждения

в

группах

выдвигают гипотезы для решения этой проблемы и

предлагают

способы

проверки

предположений.

Учитель

помогает

обобщить

гипотезы,

скорректировать

формулировку

цели

мини-проекта

каждой

группы.

Затем

ребята

составляют

план

работы,

выбирают

необходимое

оборудование,

выполняют

практическую

работу

и

проверяют

справедливость выдвинутых гипотез, делают выводы.

Результаты измерений

представляют в таблице

на

доске.

6

При изучении темы «Сила трения» в 7-м классе

ребята в группах работают над следующими темами:

Исследование зависимости силы трения от

качества обработки поверхностей;

Исследование зависимости силы трения от

силы нормального давления;

Исследование зависимости силы трения от

площади соприкасающихся поверхностей;

Сравнение силы трения скольжения и силы

трения качения;

Сравнение силы трения скольжения и силы

трения покоя.

На основании полученных результатов группы

делают выводы.

Для

девятиклассников

можно

немного

усложнить

задание,

попросив

их

оформить

результаты

эксперимента

с

помощью

графика.

Например, при

исследовании зависимости

периода

колебаний математического маятника от параметров

колебательной

системы

группы

проверяют

зависимость

периода

колебаний

математического

маятника от амплитуды колебаний, массы маятника,

7

длины

нити.

Одной

из

групп

можно

предложить

изучить

зависимость

периода

колебаний

математического маятника от ускорения свободного

падения с помощью компьютерной модели.

Рис.

1

Компьютерная

модель

изучения

колебаний

маятника

Обобщение изучаемого на уроке материала

Далее на

основе

опытов

и

измерений

ребята

защищают

свои

мини-проекты,

делается

общий

вывод

урока.

Каждый

ученик

может

выступить

в

качестве

эксперта,

задать

вопросы

и

высказать

критические замечания при защите проектов других

групп. На этом этапе урока учащиеся могут оценить

свой

личный

вклад

в

осуществление

проекта,

8

сравнить

свои

достижения

с

достижениями

своих

одноклассников.

Понимание

полученных

результатов

можно

закрепить решением качественных упражнений или

тестов.

Подведение итогов урока

Учащиеся могут предложить варианты развития

проектного

замысла,

формулируют

перспективы

реализации

проекта. В конце

урока целесообразно

показать учащимся возможности, сферу применения

новых знаний.

Например, на уроке «Сила трения», обобщая

выводы групп, учитель подводит учащихся к новой

проблеме: «Как можно увеличить и уменьшить силу

трения?»

Этот

вопрос

может

стать

домашним

заданием, а сообщения ребят на следующем уроке

могут стать заключительной частью проекта.

Подводя итоги к изложенному выше материалу,

можно

выделить

следующие

этапы

организации

мини-проектов:

постановка проблемы,

совместное составление плана работы,

9

проведение эксперимента,

обсуждение полученных результатов,

оформление полученных результатов в виде

таблиц, графиков и т.п.,

представление полученных результатов

группами (отчеты),

сведение результатов в общие знания всего

класса.

В

итоге

мы

имеем

небольшие

полностью

завершенные исследовательские проекты, в которые

вовлечены все ученики класса.

В

результате

такой

организации

учебного

процесса

совершенно

меняются

организующие

функции

и

образовательные

цели

у

ученика

и

учителя.

Педагог

при

такой

организации

обучения

не

передает

обучаемым

совокупность

необходимых

знаний, а является организатором и координатором

деятельности учеников, формирует положительную

учебную мотивацию.

Учитель

имеет

возможность

оценить

уровень

сформированности

ключевых

компетентностей,

10

владение

которыми

демонстрирует

учащийся

не

только на контрольном этапе, но и на всех остальных

этапах работы учащихся над проектом.

Метод проектов активизирует учебный процесс,

развивает

интерес,

любознательность,

творчество

учащихся;

учит

их

ставить

перед

собой

цели

и

достигать их; аргументировать результаты на основе

полученных

данных.

Такая

работа

позволяет

ученикам

определиться

с

дальнейшим

выбором

профессии.

Список литературы:

1.

Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего

образования. От деятельности к личности. – М.:

Академия, 2007.

2.

Скоробогатова

Г.Г.

Проблемная,

проектная

и

модульно-блочная технологии в работе учителя. –

М.: изд-во МИОО, 2002.

3.

Пахомова

Н.

Ю.

Учебные

проекты:

его

возможности // Учитель. – №4. – 2000. – С. 52-55



В раздел образования