Автор: Ульяненко Светлана Сергеевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 16 "Родничок" г. Улан-Удэ Населённый пункт: город Улан-Удэ Наименование материала: Конспект " В зеркале двух культур" Тема: Реализация культурологического компонента в ДОУ Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 16 «Родничок» общеразвивающего вида г. Улан-
Удэ
670024 Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Гагарина, 91,т/ф 49-93-11,
email: sad16rodnichok@mail.
ru
Модель образовательного процесса в ДОО
с учётом регионального компонента
культурологический компонент
«В зеркале двух культур»
2016 г.
1
Культура – это то, что оправдывает существование народа и нации,
это святыня нации, которую он собирает и сохраняет.
Цель: формировать ценностные представления о Республике Бурятия как
многонациональной земле.
Интеграция образовательных областей
Образовательная область «Познанное развитие» расширять знания детей о
культуре, традициях, обычаях русского и бурятского народа.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
формировать
гражданскую
принадлежность,
патриотические
чувства.
Воспитывать уважение к людям разных национальностей.
Образовательная
область
«Речевое
развитие»: способствовать
развитию
свободного общения со взрослыми и детьми; развитию всех компонентов
устной речи.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
приобщать к национальному искусству русского и бурятского народа,
воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии
произведений изобразительного искусства, развитие музыкальных
способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма,
музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.
Предварительная работа:
разучивание пословиц и поговорок на русском и бурятском языках;
Разучивание народных игр русского и бурятского народа;
Рассматривание народных орнаментов русского и бурятского народа;
Разучивание стихов о Родном крае;
Рассматривание жилья бурятов и русских , национальных костюмов.
Ход образовательного события:
Дети
проходят
в
музыкальный
зал,
здороваются,
рассаживаются
на
стульчики.
Гостей встречает мамы в национальных костюмах. В руках у русской мамы
хлеб и соль, у мамы - бурятки пиала с молоком. Рядом с ними стоят дети.
1-я Мама ( С поклоном)
Мир Вам, гости долгожданные,
2
Что пришли к нам в добрый час!
Встречу тёплую желанную
Приготовили для вас!
Хлеб да соль! (Дети кланяются вместе с мамой)
2- я Мама
Гостеприимен мой народ бурятский
И гостю он знаком иль не знаком,
Повсюду, где горит огонь очажный,
он преподносит чашу с молоком!
Желаем вам гости всего самого наилучшего!
( Под музыку выходит Мудрый старец.)
Мудрый старец
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним наши мы обычаи,
Вспомним нашу старину.
(Подходит к сундуку, достаёт деревянные ложки, ударяет в них)
Песня: «Ах вы сени, мои сени» (детский оркестр)
(Мудрый Старец достаёт из сундука домовёнка, спрашивает детей, кто это?)
Ответы детей.
Ребёнок: Изба - колыбель наших предков,
Обитель добра и тепла,
3
Без русской печи и её пирогов
представить Россию нельзя!
Презентация «Убранство русской избы»
(ребёнок подготовительной к школе группы).
(Мудрый Старец достаёт из сундука перо)
Мудрый старец: Ребята, чьё же это может быть перо?
Ответы детей: ( Его обронила девушка-лебедь)
Танец: «Хун шубууд»
Ребёнок: Твой путь и труден, и далек,
Ты стосковался по уюту.
Зайди ко мне на огонек
В простую войлочную юрту.
Откроем дверь и, шагнув за порог,
С поклоном войдем в бурятскую юрту.
Сайн байна!
Презентация «Юрта - круглый дом бурят»
(ребёнок подготовительной к школе группы).
(Слышится ржание коня, появляется всадник на коне)
Ребёнок:
Несёт меня мой верный конь,
Он рыжей масти, как огонь.
И на ветру, его игриво,
Как паруса трепещет грива.
Ну что ж несись мой конь вперёд,
Пусть ветер даже отстаёт.
Ты строен, быстр – орлу под стать,
Жаль, не умеешь ты летать.
Презентация
«
Ах
вы,
кони,
мои,
кони» (ребёнок подготовительной к
школе группы)
4
Песня про коня
Мудрый старец: Ребята, давайте сядем вокруг костра.
(Дети рассаживаются))
Мудрый старец: Ребята, а сейчас послушайте пословицы. Первая лепешка
сырая - Тγрγγшын шанги тγγхэй", - говорят буряты . « Первый блин комом", -
вторят им русские. Послушав эти две пословицы, что вы можете сказать?
(Ответы детей).
Мудрый старец: Правильно они схожи между собой по смыслу. А кто из вас
знает схожие по смыслу пословицы на бурятском и русском языке.
(Дети рассказывают пословицы и поговорки на русском и бурятском
языке)
Русская пословица
Бурятская пословица
Волков бояться – в лес не ходить
Шоноhоо айха hаа ой гаралтагγй
Голодному не спится
Улэн хγн γргэhэгуй
Если дают - берите, если выгоняют – выходите
Угэбэл
-
абагты,
улдэбэл
–
гарагты
И волки сыты и овцы целы
Шоно садхалан, хонин бγтэн
Как бельмо на глазу
Нюдэндэ бууhан Бог шэнги
Как небо и земля
Газар тэнгэри хоёр шэнги
Неразумного
учить
всё
равно,
что
в
бездонную
кадку воду лить.
Олиггγй
хγндэ
ном
заахада,
оёоргγй
торходо
уhа
хэhэнтэй
адли
Дело мастера боится
Шадаха байхада хэхэдэ бэлэн
Дурная голова ногам покою не даёт
Тэнэг тархи хγлθθ эсээхэ
Конь на четырёх ногах и то спотыкается
Будэрдэггγй морин байдаггγй
Мудрый старец: Вот сидим мы с вами ребята вокруг огня. А что же он
означает для нашего народа.
Презентация
«Огонь в жизни человека» (ребёнок подготовительной к
школе группы)
(Слышится
шум
ветра,
взволнованная
музыка,
появляется
Змей
Горыныч)
Змей Горыныч: Уф, устал... Целый день летал... Пять деревень и улусов
огнем спалил. На конец-то и до вас добрался!
5
Мудрый старец:
Ну что со Змеем Горынычем делать будем?!
Дети: Биться!
1 ребёнок: за Землю нашу!!!
2 ребёнок: За родную сторону !!!
( дети сражаются со Змеем Горынычем).
Змеем Горынычем: Ох, и сильными вы оказались, ребятушки! Победили!
Сдаюсь! Исчезаю! Улетаю!
(Змей Горыныч улетает).
Мудрый старец :
Мы ни с кем воевать не собираемся. Но ни у кого не должно
быть сомнений в наших силах и решительности. «Кто к нам с мечом придёт —
от меча и погибнет». Живут в России разные народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.
Читают дети:
1)У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один рубаху носит,
Другой – надел дыгыл.
2) Один кумыс готовит,
Другой - готовит мед.
3)Одним милее осень,
Другим – милей весна.
А Родина у нас у всех одна!
Песня о Дружбе (исполняют дети подготовительной к школе группы)
Мудрый старец: Наступило время прощаться. Мне было очень интересно с
вами. Я понял, что вы знаете культуру, традиции и обычаи своего народа.
До свидания! До новых встреч!
Дети читают по очереди:
*Человеку много нужно, чтобы счастливо прожить.
6
*Нужен дождь и даже лужи, нужно с кем-нибудь дружить.
*Нужен ветер, нужно море, нужно солнце и леса,
*Нужно счастье и родные голоса.
*Невозможно без природы, без сияющих небес.
*Хорошо иметь свободу, мир загадок и чудес.
*Чтобы жить на белом свете, чтоб остался рядом друг.
*Надо главное заметить, всё почувствовать вокруг.
Педагог: На этом наше мероприятие закончено. До свидания!
7