Напоминание

Разработка урока по теме "Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра" 8 класс


Автор: Пригарина Мария Петровна
Должность: учитель физики и астрономии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 348
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Разработка урока по теме "Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра" 8 класс
Раздел: среднее образование





Назад




1

Разработка урока по теме «Измерение

сопротивления проводника при помощи

амперметра и вольтметра» 8 класс

Автор разработки: Пригарина Мария Петровна

Учебник: Физика. 8 кл.: учеб. для общеобразоват.

учреждений / А.В. Перышкин. - М.: Дрофа

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Технология

урока:

Технология

проблемного

обучения.

Методы обучения: Исследовательский метод

Оборудование:

Комплекты

с

оборудованием

(источник

тока,

амперметр,

вольтметр,

резистор,

реостат,

ключ,

соединительные провода) – на каждую парту.

Цели урока:

Предметные:

организация

деятельности

учащиеся по овладению системой знаний о способе

измерения сопротивления проводника при помощи

амперметра и вольтметра

Метапредметные:

создание

условий

для

формирования у учащихся опыта исследовательской

деятельности в процессе самостоятельного изучения

2

материала;

умения

организовать

учебное

сотрудничество

и

совместную

деятельность

при

работе в парах; овладения основами самоконтроля и

самооценки

Личностные: способствование формированию

востребованных

в

современном

обществе

гражданских

качеств

самостоятельно

видеть

и

решать проблемы

Ход урока

Перед

началом

урока

у

учащихся

на

партах

приготовлено

оборудование

для

проведения

лабораторной работы. Тема урока не сообщается.

В начале урока учащимся предлагается решить

кроссворд

на

основные

понятия

темы

«Электрический

ток».

Ключевое

слово

-

сопротивление. Учащиеся проговаривают формулу и

единицы измерения сопротивления, но сталкиваются

с

затруднением

назвать

способ

измерения

сопротивления.

Далее

формулируется

учащимися

цель урока: узнать способ измерения сопротивления.

Изучение нового материала

3

Элементы

научного

познания

Деятельность учителя и учащихся

Формулирование

общей проблемы

Учитель:

Создает

проблемную

ситуацию.

Предлагает решить следующую задачу: «Как

изменится

сопротивление

проводника,

если

напряжение на нем увеличить в два раза?»

Учащиеся:

Анализируют

проблемную

ситуацию

.

Формулирование

гипотез

Учитель: Побуждает учащихся к обсуждению

Учащиеся:

Предлагают

две

гипотезы:

по

формуле

из

закона

Ома

сопротивление

увеличится

в

два

раза

и

сопротивление

проводника не зависит от напряжения на его

концах

по

формуле

зависимости

сопротивления от длины, площади и удельного

сопротивления проводника

4

Определение методов сбора и обработки данных

в подтверждение выдвинутых гипотез

Учитель: Побуждает учащихся к обсуждению

Кто же прав из ребят? Подумайте, пожалуйста, а

можно

ли

каким-то

образом

проверить

правильность решения этой задачи.

Учащиеся:

Предлагают

различные

способы

проверки гипотез. Совместными усилиями ребята

приходят к следующему алгоритму:

Собрать

электрическую

цепь,

состоящую

из

источника

тока,

резистора,

реостата,

ключа,

амперметра,

вольтметра

и

соединительных

проводов;

Измерить силу тока и напряжение на резисторе,

рассчитать его сопротивление;

С помощью реостата увеличить напряжение в два

раза,

измерить

силу

тока,

рассчитать

сопротивление резистора во втором случае;

Сравнить полученные результаты

(Далее

учитель

формулирует

тему

урока,

проговаривает правила техники безопасности при

выполнении эксперимента)

Один ученик на доске чертит схему эксперимента,

идет обсуждение

5

Сбор данных

Учитель:

Организует

работу

в

парах,

оказывает

помощь

при

возникновении

затруднений

у

учащихся,

чертит

на

доске

несколько

таблиц

измерений.

Учащиеся:

Решают

поставленные

задачи

с

помощью

эксперимента,

заполняют

таблицы

измерений

в

тетради

(кто

быстрее

справился

с

заданием

и

правильно

заполняет

таблицу

на

доске)

Обсуждение

полученных данных,

Формулирование

выводов

Учитель:

Побуждает

к

анализу

собственных

действий

Учащиеся:

Анализируют

данные,

сравнивают

свои

результаты

работы

с

результатами

одноклассников.

Делают

вывод:

Сопротивление

проводника

не

зависит

от

силы

тока

в

нем

и

напряжения на его концах.

Затем

учитель

предлагает

учащимся

решить

несколько

несложных

упражнений

на

закрепление

новых знаний. Домашнее задание. Рефлексия

6

Методические пояснения к этапу урока

«Изучение нового материала»

В конце учебника 8 класса есть лабораторная

работа «Измерение сопротивления проводника при

помощи

амперметра

и

вольтметра».

Обычно

учащиеся

выполняют

работу

по

инструкции

в

учебнике.

Актуальность и оригинальность замысла урока

проявляется

в

том,

что

алгоритм

измерения

сопротивления не дается учащимся в готовом виде и

вывод о независимости сопротивления проводника

от

напряжения

на

его

концах

учащиеся

делают

самостоятельно

в

результате

проделанного

эксперимента.

Используя

проблемные

ситуации,

учитель

создает

осознанное

затруднение

обучающегося,

преодоление

которого

требовало

поиска, заставляло ученика мыслить, искать выход,

рассуждать,

переживать

радость

от

правильно

найденного решения. Такой подход к организации

урока

соответствует

технологии

системно

деятельностного подхода.

На уроке четко прослеживаются основные этапы,

7

характерные

для

исследования

в

научной

сфере,

такие как:

Формулирование общей проблемы;

Формулирование гипотез;

Определение методов сбора и обработки данных

в подтверждение выдвинутых гипотез;

Сбор данных;

Обсуждение

полученных

данных,

формулирование выводов

Таким образом, данный урок содержит все основные

элементы урока – исследования.

Используемая литература

1.

Омарова

А.А.

Современная

технология

проблемного

обучения//

Современные

наукоемкие

технологии. – 2011.– № 1 – С. 73-75

2.

Поташник М.М., Левит М.В. Освоение ФГОС.

Методические

материалы

для

учителя

/

Педагогическое общество России, 2016

3.

Шумейко

О.Н.

Реализация

системно

-

деятельностного

подхода

в

процессе

обучения//

Самара,

2016,

материалы

VIII

международной

научной

конференции

«Актуальные

вопросы

современной педагогик



В раздел образования