Автор: Пригарина Мария Петровна
Должность: учитель физики и астрономии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 348
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Разработка урока по теме "Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра" 8 класс
Раздел: среднее образование
1
Разработка урока по теме «Измерение
сопротивления проводника при помощи
амперметра и вольтметра» 8 класс
Автор разработки: Пригарина Мария Петровна
Учебник: Физика. 8 кл.: учеб. для общеобразоват.
учреждений / А.В. Перышкин. - М.: Дрофа
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Технология
урока:
Технология
проблемного
обучения.
Методы обучения: Исследовательский метод
Оборудование:
Комплекты
с
оборудованием
(источник
тока,
амперметр,
вольтметр,
резистор,
реостат,
ключ,
соединительные провода) – на каждую парту.
Цели урока:
Предметные:
организация
деятельности
учащиеся по овладению системой знаний о способе
измерения сопротивления проводника при помощи
амперметра и вольтметра
Метапредметные:
создание
условий
для
формирования у учащихся опыта исследовательской
деятельности в процессе самостоятельного изучения
2
материала;
умения
организовать
учебное
сотрудничество
и
совместную
деятельность
при
работе в парах; овладения основами самоконтроля и
самооценки
Личностные: способствование формированию
востребованных
в
современном
обществе
гражданских
качеств
самостоятельно
видеть
и
решать проблемы
Ход урока
Перед
началом
урока
у
учащихся
на
партах
приготовлено
оборудование
для
проведения
лабораторной работы. Тема урока не сообщается.
В начале урока учащимся предлагается решить
кроссворд
на
основные
понятия
темы
«Электрический
ток».
Ключевое
слово
-
сопротивление. Учащиеся проговаривают формулу и
единицы измерения сопротивления, но сталкиваются
с
затруднением
назвать
способ
измерения
сопротивления.
Далее
формулируется
учащимися
цель урока: узнать способ измерения сопротивления.
Изучение нового материала
3
Элементы
научного
познания
Деятельность учителя и учащихся
Формулирование
общей проблемы
Учитель:
Создает
проблемную
ситуацию.
Предлагает решить следующую задачу: «Как
изменится
сопротивление
проводника,
если
напряжение на нем увеличить в два раза?»
Учащиеся:
Анализируют
проблемную
ситуацию
.
Формулирование
гипотез
Учитель: Побуждает учащихся к обсуждению
Учащиеся:
Предлагают
две
гипотезы:
по
формуле
из
закона
Ома
сопротивление
увеличится
в
два
раза
и
сопротивление
проводника не зависит от напряжения на его
концах
по
формуле
зависимости
сопротивления от длины, площади и удельного
сопротивления проводника
4
Определение методов сбора и обработки данных
в подтверждение выдвинутых гипотез
Учитель: Побуждает учащихся к обсуждению
Кто же прав из ребят? Подумайте, пожалуйста, а
можно
ли
каким-то
образом
проверить
правильность решения этой задачи.
Учащиеся:
Предлагают
различные
способы
проверки гипотез. Совместными усилиями ребята
приходят к следующему алгоритму:
Собрать
электрическую
цепь,
состоящую
из
источника
тока,
резистора,
реостата,
ключа,
амперметра,
вольтметра
и
соединительных
проводов;
Измерить силу тока и напряжение на резисторе,
рассчитать его сопротивление;
С помощью реостата увеличить напряжение в два
раза,
измерить
силу
тока,
рассчитать
сопротивление резистора во втором случае;
Сравнить полученные результаты
(Далее
учитель
формулирует
тему
урока,
проговаривает правила техники безопасности при
выполнении эксперимента)
Один ученик на доске чертит схему эксперимента,
идет обсуждение
5
Сбор данных
Учитель:
Организует
работу
в
парах,
оказывает
помощь
при
возникновении
затруднений
у
учащихся,
чертит
на
доске
несколько
таблиц
измерений.
Учащиеся:
Решают
поставленные
задачи
с
помощью
эксперимента,
заполняют
таблицы
измерений
в
тетради
(кто
быстрее
справился
с
заданием
и
правильно
–
заполняет
таблицу
на
доске)
Обсуждение
полученных данных,
Формулирование
выводов
Учитель:
Побуждает
к
анализу
собственных
действий
Учащиеся:
Анализируют
данные,
сравнивают
свои
результаты
работы
с
результатами
одноклассников.
Делают
вывод:
Сопротивление
проводника
не
зависит
от
силы
тока
в
нем
и
напряжения на его концах.
Затем
учитель
предлагает
учащимся
решить
несколько
несложных
упражнений
на
закрепление
новых знаний. Домашнее задание. Рефлексия
6
Методические пояснения к этапу урока
«Изучение нового материала»
В конце учебника 8 класса есть лабораторная
работа «Измерение сопротивления проводника при
помощи
амперметра
и
вольтметра».
Обычно
учащиеся
выполняют
работу
по
инструкции
в
учебнике.
Актуальность и оригинальность замысла урока
проявляется
в
том,
что
алгоритм
измерения
сопротивления не дается учащимся в готовом виде и
вывод о независимости сопротивления проводника
от
напряжения
на
его
концах
учащиеся
делают
самостоятельно
в
результате
проделанного
эксперимента.
Используя
проблемные
ситуации,
учитель
создает
осознанное
затруднение
обучающегося,
преодоление
которого
требовало
поиска, заставляло ученика мыслить, искать выход,
рассуждать,
переживать
радость
от
правильно
найденного решения. Такой подход к организации
урока
соответствует
технологии
системно
–
деятельностного подхода.
На уроке четко прослеживаются основные этапы,
7
характерные
для
исследования
в
научной
сфере,
такие как:
Формулирование общей проблемы;
Формулирование гипотез;
Определение методов сбора и обработки данных
в подтверждение выдвинутых гипотез;
Сбор данных;
Обсуждение
полученных
данных,
формулирование выводов
Таким образом, данный урок содержит все основные
элементы урока – исследования.
Используемая литература
1.
Омарова
А.А.
Современная
технология
проблемного
обучения//
Современные
наукоемкие
технологии. – 2011.– № 1 – С. 73-75
2.
Поташник М.М., Левит М.В. Освоение ФГОС.
Методические
материалы
для
учителя
/
Педагогическое общество России, 2016
3.
Шумейко
О.Н.
Реализация
системно
-
деятельностного
подхода
в
процессе
обучения//
Самара,
2016,
материалы
VIII
международной
научной
конференции
«Актуальные
вопросы
современной педагогик