Автор: Ункуева Эржена Валентиновна
Должность: преподаватель истории, обществознания и права
Учебное заведение: "Региональный технический колледж в г. Мирном" филиал "Удачнинский"
Населённый пункт: г. Удачный Республика Саха Якутия
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Роль культуры в годы Великой Отечественной войны"
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
«РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ В Г. МИРНОМ»
ФИЛИАЛ «УДАЧНИНСКИЙ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА ПО ТЕМЕ
«Роль культуры в годы Великой Отечественной войны»
Автор: Ункуева Эржена Валентиновна,
высшая квалификационная категория,
преподаватель истории и обществознания
ГАПОУ РС(Я) «МРТК»
филиала «УДАЧНИНСКИЙ»
г. Удачный, 2021 г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
по учебной дисциплине ОДБ. 04 История (по учебнику
В.В Артемова)
Дисциплина
ИСТОРИЯ
Тема занятия
Роль культуры в годы Великой Отечественной войны
Формируемые
компетенции:
ОК/личностные
результаты
для
общеобразовательных дисциплин
ПК/предметные
результаты,
межпредметные
результаты
для
общеобразовательных дисциплин
ОК 2. Организовывать собственную
деятельность, исходя из цели и способов ее
достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию,
осуществлять текущий и итоговый контроль,
оценку и коррекцию собственной деятельности,
нести ответственность за результаты своей
работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации,
необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-
коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, клиентами.
Предметные:
владение
комплексом
знаний
об
истории
России
и
человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом
историческом процессе;
-
сформированность
умений
применять
исторические
знания
в
профессиональной
и
общественной
деятельности,
поликультурном
общении;
-
владение
навыками
проектной
деятельности
и
исторической
реконструкции с привлечением различных источников;
- знакомство с произведениями литературы, музыки, изобразительного
искусства в годы Великой Отечественной войны, их авторами; выяснить,
каким
образом
произведения
культуры
способствовали
укреплению
боевого духа народа в стремлении к Победе; сформировать у обучающихся
представления
о
сущности
терминов:
сражающееся
искусство,
патриотическое содержание искусства.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели деятельности и
составлять
планы
деятельности;
самостоятельно
осуществлять,
контролировать
и
корректировать
деятельность;
использовать
все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов
деятельности;
выбирать
успешные
стратегии
в
различных
ситуациях;
умение
продуктивно
общаться
и
взаимодействовать
−
в
процессе
совместной
деятельности,
учитывать
позиции
других
участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
Развитие навыков сотрудничества с преподавателем и сверстниками в
разных учебных ситуациях; умение планировать свою деятельность;
формирование готовности к саморазвитию; продолжение формирования
навыков грамотной устной речи, через демонстрацию результатов работы
группы.
Личностные: сформированность российской гражданской идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, прошлое и настоящее многонационального
народа России;
Проявление эмоционального отношения к учебно-
познавательной деятельности; развитие умений в решении поставленной
проблемы, законченности анализа, разрешения противоречий, уточнения
точек зрения.
Цель занятия
Сформировать представление у обучающихся
о
развити
и
культуры в период войны, её особенностями, оценить вклад
деятелей культуры в победу над фашизмом.
Задачи
Образовательные:
Усвоение
обучающимися
понятий темы урока; раскрытие воспитывающей
роли культуры в годы Великой Отечественной
войны, показать, что советское искусство в годы
войны укрепляло и закаляло дух народа.
Воспитательные:
Воспитывать
активную гражданскую позицию
студентов; продолжить работу по
патриотическому
воспитанию
обучающихся.
Развивающие:
Развивать
навыки
коммуникативной
речи,
умение
работать
с
историческими
источниками,
поддерживать
эвристическую
беседу,
развивать
навыки
анализа,
логического
мышления студентов;
формировать
умения взаимодействовать в паре,
умения
распределять
обязанности,
приходить к общему решению.
Методы
обучения:
алгоритмический,
диалогический,
частично-поисковый
(эвристический),
исследовательский, репродуктивный.
преподавания:
объяснительно-
побуждающий и др.
учения:
ознакомительный,
репродуктивный, продуктивный.
Тип урока
Урок получения новых знаний
Вид урока
Урок – экскурсия
Средства ИКТ
презентация, грамзапись песни “Священная война”, «У героев былых времен», «Седьмая симфония» Шостаковича,
стихотворения Ольги Берггольц,
Понятийный
аппарат
Сражающееся искусство, патриотическое содержание искусства, концертные бригады, солдатская песня,
Учебники/
раздаточный
материал/посо
бия/метод-кие
указания
учебник Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: в 2 ч.: учебник для студентов профессиональных образовательных
организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017 г.; дополнительный материал: «Песни в годы
Великой Отечественной войны», «Плакаты Великой Отечественной войны», плакаты, песни «Священная война», «Марш
Славянки», «Синий платочек», репродукции: Тоидзе “Родина-мать зовет!”
Организационная структура урока
Этапы урока
Вре
мя
-80
Деятельность педагога
Деятельность студента
Планируемы
й результат
Организационный момент.
Цели для преподавателя: создать
условия
для
возникновения
у
студентов внутренней потребности
включения в учебную деятельность;
-
организовать
совместное
целеполагание
урока
(преподаватель-студент)
Цели
для
обучающихся:
включиться
в
учебную
деятельность;
подготовиться
к
выполнению задания
Цели этапа занятия достигаются
посредством:
-
формулирование
темы занятия и постановки общих
целей с вовлечением студентов в
данный
процесс
Цели
этапа
занятия
достигаются
посредством: - уяснения цели урока.
3
мин
Проверяет готовность студентов к уроку, предлагает по
эпиграфу к уроку определить тему:
«Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне»! 1943 г. Василий Лебедев-Кумач
«После боя" (Только на фронте)
Вопросы: - как вы понимаете цитату?
- какие возникают ассоциации?
- к какой сфере общества относятся музыка, песни?
Предлагает сформулировать самостоятельно тему и
цель урока.
Критерии оценивания: 1 балл – за ответы
репродуктивного характера.
На экране – тема урока и эпиграф.
Аргументируют своё мнение.
Озвучивают свои ассоциации.
Формулируют и
записывают тему урока
«Роль
культуры
в
годы
Великой
Отечественной
войны»
в
тетрадь,
самостоятельно определяют цели урока.
Включаются в
учебную
деятельность;
подготавлива
ются
к
выполнению
заданий.
Актуализация/проверка
домашнего задания.
Цели
для
преподавателя:
-
установить
уровень
усвоения
знаний;
-обобщить
и
закрепить
знания по теме; -определить ошибки
и пробелы в знаниях, пути их
устранения;
-стимулировать
активность и инициативу студентов
Цели
для
обучающихся:
-
закрепить
знания
по
теме
-
активизировать
знания,
необходимые
для
восприятия
нового материала;
Цели этапа занятия достигаются
посредством:
-
организации
фронтального
опроса
по
пройденному учебному материалу; -
организации проверки выполненной
домашней работы;
7
мин
Актуализация теоретических знаний. Проверка
домашнего задания. Прежде чем мы начнем изучать
новую тему давайте вспомним понятия: идеология,
культура.
На доске кластер: ИДЕОЛОГИЯ – ….
КУЛЬТУРА - ………..
Педагог заполняет графическое изображение кластера
по ответам студентов.
В о п р о с ы :
– Какова роль идеологии в жизни общества?
– Какова роль культуры в жизни общества?
Как вы думаете, возможно ли охватить всю тему по
Высказывают свое мнение, обосновывают
суждения, приводят доказательства.
Заполняют графическую форму организации
информации
с
выделением
основных
смысловых единиц по учебнику.
ИДЕОЛОГИЯ
–
идея,
слово,
система
взглядов, интересы, общество, пропаганда.
КУЛЬТУРА – материальная: здания, одежда,
духовная – литература, живопись, музыка,
наука и тп.
-
идеология
проверенный
и
очень
эффективный способ сплочения общества
конкретного государства. Главным методом
выступает пропаганда, которая реализуется
путем массовых манипуляций.
-
культура является исторической памятью
народа,
своеобразным
способом
человеческого
бытия
и
универсальным
способом
творческой
самореализации
человека.
Ответы студентов.
Проявляют
готовность
к
проверке д/з;
-проявляют
активность
при
проведении
заполнения
кластера.
культуре в рамках одного урока?
Поэтому мы
познакомимся с некоторыми видами
культуры выборочно – это и послужит планом нашего
семинарского занятия.
Предлагает составить план изучения темы, который
коллерирует с планом на экране.
Студенты составляют план урока.
план.
1.
Музыка в годы войны.
2.
Литература в годы войны.
3.
Живопись в годы войны.
4.
Наука в годы войны.
4.
Изучение
нового
материала.
Цели для преподавателя: -
обеспечить объяснение и изучение
нового учебного материала,
направленной на усвоение темы;
- способствовать развитию
познавательных способностей
обучающихся, посредством
выполнения практической работы;
-организовать проверку по
пройденному материалу.
Цели для обучающихся: -
осознавать особенности своего
темпа работы и темпа работы
одногруппников;
-научиться выполнять поиск
информации.
Цели этапа занятия достигаются
посредством:
-
формулирования
критерий оценки выступления по
вопросам;
-
формулирования
критерий
оценки
практической
работы; - организации выполнения
практической
работы.
-
обозначения
критерий
оценки
творческой работы обучающихся.
Цели этапа занятия достигаются
посредство:
-ведения
соответствующих
записей
в
инструктивной карте; -выполнения
практической работы; -выполнения
творческого задания по изучаемому
материалу.
50
мин
.
Прошло уже более 70 лет, как отгремели залпы Великой
Отечественной войны, а она продолжает жить в народной
памяти, в сердцах миллионов людей, в искусстве и
песенном творчестве. Культура войны – это особая тема.
Все
произведения
культуры
носили
«сражающийся
характер». И оказывали огромное влияние на дух народа.
Сегодня мы проводим не совсем обычный урок. Наш урок
пройдет в музее Памяти, состоящий из 4 залов, по
которым мы совершим экскурсию. В итоге вы должны
ответить на вопрос
Действительно ли культура
играла
значимую
роль
в
деле
Победы
советского народа над фашизмом.
Организует работу студентов, предлагая сформировать
4 группы по плану. В каждой группе есть гид –
ЭКСКУРСОВОД, его помощники.
Преподаватель говорит о том, что на уроке работая в
группе, можно будет проблему конкретизировать.
План работы на нашем занятии:
- выступления по групповым домашним заданиям;
- выполнение синквейна по групповой теме с раскрытием
проблемы;
- далее вы посетите нашу творческую лабораторию и
выполните творческое задание.
Обратите внимание, что у вас на столах лежит
инструкционная карта урока. В ходе занятия вы будете в
нее вносить свои записи (Приложение 1).
После выступления группы студенты из других групп
становятся
оппонентами
и
задают
вопросы,
а
затем оценивают работу
выступающей группы по
определенному алгоритму (приложение таблица 1.1.)
После всех выступлений каждая группа пишет синквейн
Высказывают своё мнение.
Работа в группах (4-5 человек)
Опережающее задание:
1 задание: Самостоятельно ознакомиться
с новым учебным материалом и подготовить
небольшой доклад на 3 мин., содокладчики –
3 мин;
1 группа – «Значение музыки в тяжёлые
военные годы»
2 группа - «Роль литературы в ВОВ»
3 группа - «Воздействие живописи на
боевой дух советского народа»
4 группа - «Развитие науки в годы войны».
ВЫСТУПЛЕНИЯ групп в сопровождении
презентационного материала и
художественного сопровождения.
- студенты извлекают необходимую
информацию из сообщений экскурсовода;
задают вопросы, оценивают работу
одногруппников; делают выводы.
2 задание: составляют синквейн с решением
Обучающиеся
осознают
особенности
своего темпа
работы и
темпа работы
одногруппник
ов;
-учатся
выполнять
поиск
информации.
по
теме
своей
группы
с
решением
поставленной
проблемы урока. (приложение таблица 1.2.)
Карточка с алгоритмом заполнения листа исследования,
критерии оценивания у вас на столах.
В конце занятия каждый из вас получит среднюю отметку
за урок по всем видам работ.
Организует поведение итогов работы.
Вывод по поставленной проблеме урока.
групповой проблемы , защищают.
Первичное осмысление и
закрепление.
Цели для преподавателя:
-
получить
достоверную
информацию о достижении всеми
обучающимися
запланированных
результатов обучения;
-
посредством
самостоятельной
работы
привить
навыки трудолюбия;
-
формировать
у
обучающихся
самооценку качества своей учебной
деятельности.
Цели этапа
урока
достигаются
посредством:
-анализа результатов коллективной
работы;
- оценки индивидуальной работы
обучающихся.
8
мин
Мы прошли все залы нашего музея, теперь предлагаю вам
заглянуть в нашу творческую лабораторию и на время
стать художниками военного времени. Так как культура
носила сражающийся характер, предлагаю вам нарисовать
картину или плакат военного времени и творчески его
защитить.
А экспертами внешней оценки работы предлагаю стать
вам самим. Оценивание проводить по 5 балльной шкале с
точки зрения соответствия тематике и групповой защиты
работы.
Создает условия для свободного выражения
собственного мнения; организует творческую работу.
Составление
рисунка
или
плаката
по
понятиям урока. Аргументировано отвечают
на поставленные вопросы, выражают свое
мнение,
приводят
доказательства.
Анализируют свою деятельность.
Наша экскурсия подошла к концу. Великое
противостояние с немецким фашизмом коренным образом
изменило не только жизнь, но и строй мыслей советского
человека, обострив лучшие нравственные качества — любовь
к родной земле. Сохраните это в своей памяти.
Преподаватель предлагает студентам вспомнить какие
умения они приобрели на уроке и ответить на вопросы.
1.Какой вклад внесла советская культура в борьбу с
фашизмом во время ВОВ?
2. Какие новые темы и образы родились в советской
культуре в период ВОВ?
Подсчет баллов за учебную деятельность,
Ответы студентов.
осмысливают
свои действия
на уроке и
имеют
собственную
оценку
результатов
урока;
-
делают
выводы
по
изученному
материалу
выставление отметок.
Общая оценка, полученная на уроке,
складывается из баллов, полученных при опросе по д/з,
выполнении групповой работы, составления синквейна,
выполнения творческого задания.
На столах листы с данными в баллах по этим
четырем составляющим с суммарным подсчетом.
Максимальное количество баллов, полученных на уроке –
26 и выше баллов «отлично»
25-21 баллов «хорошо»
20 - и меньше «удовлетворительно»
В соответствии с баллами, полученными на уроке,
выставляются
следующие
отметки
(зачитываются
пофамильно).
Самооценка студентов.
5.
Итоги урока. Рефлексия.
Цели для преподавателя:
- провести анализ и оценку
успешности достижения цели урока,
перспектив последующей работы;
- мобилизовать обучающихся на
рефлексию результатов учебной
деятельности.
Цели для обучающихся:
-
иметь
собственную
оценку
результатов урока в целом и своей
учебной деятельности в частности.
Цели этапа
урока
достигаются
посредством:
-
выставления
и
обоснования
отметок обучающимся;
- достижения открытости
обучающихся в осмыслении своих
действий и самооценки.
3- 4
мин
У нас нет книги жалоб и предложений. Но нам бы
хотелось, чтобы вы поделились впечатлениями об
экскурсии.
Предлагаю вам облако «тегов», которые нужно
дополнить, выбрав 1-2 предложения и закончить их.
- Сегодня я узнал…..
- было трудно…..
- я понял, что….
- я научился…..
- я смог….
- было интересно узнать, что…
- меня удивило….
- мне захотелось….
Спасибо за работу.
Обобщают полученные знания.
(Выступление обучающихся).
Студенты подводят итоги.
( работали с историческим материалом,
составляли кластеры и синквейны,
защищали свои работы, задавали вопросы,
оценивали работы одногруппников)
Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке.
осмысливают
свои действия
на уроке и
имеют
собственную
оценку
результатов
урока;
-
делают
выводы
по
изученному
материалу
6.
Подведение
итогов,
домашнее задание.
Цели для преподавателя:
- поставить цели самостоятельной
работы для обучающихся (что
должны сделать обучающиеся в
ходе выполнения домашнего
задания).
Цели для обучающихся:
-
иметь
собственную
оценку
результатов урока в целом и своей
5-6
мин
.
домашнее задание: - § 51 Выполнение заданий
№ 67 с. (базовый уровень)
- Написать эссе «Песня в солдатской шинели» по
эпиграфу к уроку
«Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне»!
Резерв: Культура военных лет воссоединила в
Записывают
домашнее
задание
уясняют цели
и содержание
д/з
Слушают
и
воспринимают
учебной деятельности в частности;
- уяснить цели и содержание
домашнего задания.
Цели этапа
урока
достигаются
посредством:
-
определения
для
обучающихся
содержания и объема домашнего
задания;
-
создания
условий
для
дифференцированного
выбора
обучающимися
заданий
для
самостоятельной работы.
непрерывную цепь отечественной истории героическое
прошлое и настоящее. В годы Великой Отечественной
войны Родину защищал каждый советский человек. И
среди них находились деятели искусства. И вам,
нынешнему поколению, продолжать их традиции по
защите Родины, ведь «Нет в России семьи такой, где б
непамятен был свой герой…» (звучит песня)
материал.