Напоминание

"Лэпбук, как одна из форм формирования сенсорных эталонов цвет, форма, величина у детей 4-го года жизни"


Автор: Волкова Любовь Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №382"Кораблик"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Лэпбук, как одна из форм формирования сенсорных эталонов цвет, форма, величина у детей 4-го года жизни"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Лэпбук, как одна из форм формирования сенсорных эталонов (цвет,

форма, величина) у детей 4-го года жизни»

Волкова Любовь Ивановна

воспитатель МАДОУ «Детский сад №382» Кораблик» г. Нижний

Новгород

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других

свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И

конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или

иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без

руководства

взрослых,

оно

нередко

оказывается

поверхностным,

неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание –

последовательное,

планомерное

ознакомление

ребенка

с

сенсорной

культурой.

Успешность познавательного развития определяется уровнем развития

сенсорных процессов, в том числе сформированности сенсорных эталонов.

Значение

сенсорного

развития

в

дошкольном

возрасте

трудно

переоценить.

Именно

этот

возраст

наиболее

благоприятен

для

совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений

об окружающем мире. Сенсорное воспитание служит основой познания

мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в

значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от

того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Результаты исследований Эльконина Д.Б., Запорожца А.В. показывают,

что успешно овладевают сенсорными способностями те дети, которые

начинают развивать их, с помощью взрослых, ещё с раннего возраста. По

мнению Пилюгиной Э.Г., развиваются только те сенсорные способности, для

формирования которых созданы наилучшие педагогические условия. Чем

благоприятнее педагогические условия, чем разнообразнее дела, которыми

малыш может заниматься, тем успешнее и разностороннее идёт познание

окружающего мира.

Обучение новому – это процесс, который требует основательного

подхода. Полученные знания нужно закрепить, чтобы они хорошо усвоились.

А для этого необходимо вызвать интерес к теме обучения. Особенно это

касается детей младшего дошкольного возраста. Они намного лучше

усваивают информацию в игровой форме и этим стоит воспользоваться.

Один из таких способов, использование лэпбуков. Что такое лэпбук? Слово

lapbook пришло к нам из Америки, в дословном переводе – «наколенная

книга» (lap – колено, book – книга). Это своего рода самодельные

интерактивные папки, включающие кармашки, дверки, окошки, карточки,

движущие детали, с помощью которых ребенок учит и закрепляет

пройденный материал.

Прежде

всего,

лэпбук

помогает

организовать

информацию

по

изучаемой теме и лучше систематизировать материал, сделать его понятным

и доступным каждому ребенку (особенно если ребенок «визуал»).

Лэпбуки помогают быстро и эффективно закрепить изученное в

занимательно-игровой форме. В любое удобное время ребенок просто

открывает лэпбук и с радостью рассматривает книжку, погружаясь в

материал.

За

счет

наглядной

привлекательности

лэпбука

обучение

происходит непроизвольно.

Лэпбук «Величина»

Лэпбук - это не просто метод, помогающий закрепить и отработать

полученные

знания,

это

полет

фантазии,

который

может

дать

непредсказуемые

результаты,

это

исследование,

которое

однажды

начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке

«зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача

педагога лишь придавать воспитанникам уверенности в своих силах и

правильно мотивировать на открытие новых горизонтов. Каждый лэпбук

уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного

метода его создания, ведь все зависит от того, как ребенок воспринимает

заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих

целей.

Лэпбуки

бывают

разных

видов:

энциклопедические,

сюжетные,

тематические, школьные, поздравительные. Чем младше ребенок, тем ярче и

показательней должна быть папка. Знакомя детей с лэпбуком, его нужно

обыграть так, чтобы вызвать интерес к продолжению обучения.

Лэпбук «Величина» Лэпбук «Цвет» Лэпбук «Форма»

Таким

образом,

лэпбук

это

средство

индивидуализации

дошкольного образования, сотрудничества детей и взрослых, признания

ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержки

инициативы детей в различных видах деятельности, партнерства с семьей,

приобщения

детей

к

социокультурным

нормам,

формирования

познавательных интересов и познавательных действий.

Источники:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября

2013 г. №1155)

3. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук – Ярославль:

Академия развития, 1997;

5. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6

лет – М.: Просвещение, 1995;

6.

Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному

воспитанию дошкольников – М.: Просвещение, 1997;

7.

Поддъякова

Н.Н.

Сенсорное

воспитание

в

детском

саду

М.:

Просвещение, 2001;

8. От рождения до школы. Основная образовательная программа. Под ред.

Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Василевой

9. Блохина Е., Лиханова Т. «Лэпбук – «наколенная книга» Журнал Обруч № 4

2015 год.

10. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] /

Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования:

материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь:

Меркурий, 2015. — С. 162-164.



В раздел образования