Автор: Нихаева Татьяна Александровна
Должность: учитель по физической культуре
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 37 города Белово"
Населённый пункт: пгт Грамотеино, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Оценивание двигательных действий на уроках физической культуры лыжная подготовка
Раздел: среднее образование
Оценивание двигательных
действий на уроках
физической культуры
(Лыжная подготовка)
)
составитель:
Учитель физической культуры
МБОУ СОШ № 37 города Белово
Нихаева Татьяна Александровна
Нужно ли оценивать учащихся на уроках физической культуры?
Нужна ли вообще отметка по физкультуре? Как правильно
оценить обучающегося, чтобы ему это было понятно и при этом
не пропало желание заниматься физическими упражнениями?
Основная задача учителя физкультуры на уроке –
научить ребенка правильной технике двигательного
действия. Результатом освоения техники является
оценивание выполнения разученных упражнений. Мы
очень часто в своей работе используем этот
вариант оценки: при изучении гимнастических и
легкоатлетических упражнений, техники лыжных
ходов, элементов подвижных и спортивных игр. Мы
сами составляем требования к технике выполнения
упражнений и сами же являемся экспертами в их
оценке.
•
С введением Федерального
государственного образовательного
стандарта (второго поколения) изменилась
система оценивания двигательных действий.
•
ФГОС прописывает 3 уровня усвоения
материала учащимися на уроках физической
культуры:
•
- низкий,
•
- средний,
•
- высокий.
Требования к метапредметным результатам в ФГОС предусматривают умение планировать,
контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации.
Целью внедрения самооценки и взаимооценки обучающихся является вовлечение
каждого ученика в активный учебно-познавательный и творческий процесс.
Ценность системы для обучающегося заключается :
Оценивает конкретные умения и навыки.
Настраивает на активную деятельность и ответственность учащихся за
принимаемые решения по выбору заданий.
Здесь идет совместная работа учителя и ученика.
Возможность самому спланировать себе оценку и сравнить свои успехи
с успехами товарищей по количеству набранных очков.
Избавление от страха перед выполнением норматива на оценку, ведь в
данной системе нет двойки.
Воспитание трудолюбия и самодисциплины.
Стимул к росту физической подготовки.
Ценность системы для учителя заключается :
-
Бесконфликтность общения, комфортность,
доброжелательная атмосфера урока;
-
Появление сознательности, повышение
активности учащихся на уроке;
-
Фиксации каждого маленького шага в продвижении
учащихся;
- Развитие учащихся не в ущерб здоровью учеников и
собственному здоровью;
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на
снижение оценки.
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на
качество и результат выполнения.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают
особого искажения структуры движений, но влияют на качество
выполнения, хотя количественный показатель ниже
предполагаемого ненамного.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику
движения, влияют на качество и результат выполнения
упражнения.
Алгоритмы или критерии двигательных действий
В первом и втором классе для оценивания достижений можно применить
цветные сигналы:
зеленый цвет – ученик не допустил ни одной ошибки и доволен своей
работой;
желтый цвет – в работе допущены неточности, но работой своей
удовлетворен;
красный цвет – допущено много ошибок, работой не доволен.
Эти сигналы можно использовать и для рефлексии учебной
деятельности:
зеленый цвет – работа понравилась, хочу выполнить еще;
желтый цвет – работа понравилась;
красный цвет – работа не понравилась.
Оценивание по алгоритму с делением на
возрастные группы происходит на
усмотрение учителя с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей.
Алгоритм выполнения скользящего шага:
Для младшего школьного возраста :
1. Скольжение на одной лыже. Обе палки и другая нога, находятся в
воздухе, не касаясь опоры. – 1б
2. Палки на снег под углом. Рука чуть согнута в локте, локоть отведен в
сторону и постепенное выпрямление опорной ноги (лыжник усиливает
нажим на палку, стремясь увеличить скорость скольжения) – 1б
3. Опорная нога почти выпрямлена, туловище немного наклонено вперед ,
кисти рук на одном уровне. – 1б
4. Отталкивание с одновременным подседанием в коленном суставе. – 1б
5. Отталкивание за счет выпрямления ноги в коленном суставе. – 1б
Оценка выполнения задания:
5 баллов – высокий уровень, отметка «5»;
4 балла – средний уровень отметка «4»;
3 балла – средний уровень, отметка «3»;
1, 2 балла – низкий уровень, отметка «2».
Для среднего школьного возраста :
1
. Уменьшить силу трения лыж о снег, дать отдых мышцам,
не затягивать время скольжения. – 1б
2. Обеспечить жесткую передачу усилий на скользящую лыжу
и подготовиться к подседанию на опорной ноге 1б
3. Ускорить: остановку скользящей лыжи, подседания,
маховое движение рукой и ногой и перекат – 1б
4. Быстрый выпад с завершением подседания – 1б
5. Завершить отталкивание палкой и лыжей и выполнить
отталкивание на направление "на взлет
''
– 1б
Оценка выполнения задания:
5 баллов – высокий уровень, отметка «5»;
4 балла – средний уровень отметка «4»;
3 балла – средний уровень, отметка «3»;
1, 2 балла – низкий уровень, отметка «2».
Для старшего школьного возраста:
1
. Свободное скольжение – 1б
2. Скольжение с выпрямлением опорной ноги. – 1б
3. Скольжение с подседанием. – 1б
4. Выпад с подседанием. – 1б
5. Отталкивание с выпрямлением толчковой ноги. –
1б
Оценка выполнения задания:
5 баллов – высокий уровень, отметка «5»;
4 балла – средний уровень отметка «4»;
3 балла – средний уровень, отметка «3»;
1, 2 балла – низкий уровень, отметка «2».
Алгоритм выполнения перехода с попеременного на одновременный ход без шага:
1. Одноопорное скольжение на правой лыже. Правая рука и левая
нога сзади. Палки на снег не ставить. – 1б
2. Продолжить скольжение , вынести вперед правую руку с
палкой. – 1б
3. Маховый вынос левой ноги вперед, правая рука впереди. – 1б
4. Палки одновременно поставить на снег и оттолкнутся с
наклоном туловища. – 1б
5. Продолжать толчок палками, маховую ногу приблизит к
опорной. – 1б
6. Одновременно закончить толчок руками и приставить ноги. – 1б
Оценка выполнения задания:
5 баллов – высокий уровень, отметка «5»;
4 балла – средний уровень отметка «4»;
3 балла – средний уровень, отметка «3»;
1, 2 балла – низкий уровень, отметка «2».
Алгоритм выполнения перехода от попеременного
двухшажного хода к одновременному через один шаг:
1. Одноопорное скольжение на левой лыже .
2. Продолжить скольжение. Правая палка впереди, левая
сзади. – 1б
3. Толчок левой ногой, левая палка присоединяется к правой
перед постановкой их на снег. – 1б
4. Закончить толчок , поставить палки на снег и
оттолкнуться. – 1б
5. Продолжить толчок двумя палками. – 1б
6. Левую ногу приставить к правой, продолжить
скольжение.
–
1б
Оценка выполнения задания:
5 баллов – высокий уровень, отметка «5»;
4 балла – средний уровень отметка «4»;
3 балла – средний уровень, отметка «3»;
1, 2 балла – низкий уровень, отметка «2».
Алгоритм выполнения перехода с одновременного
на попеременный ход
1. Медленно выпрямиться и вынести палки вперед. – 1б
2. Продолжить скольжение, перенося вес тела на правую ногу, готовится к толчку.
– 1б
3. Скользящая нога впереди, правую палку подготовить к постановке на снег,
левая вперед. – 1б
4. После толчка скользить на левой лыже, правую палку поставить на снег,
продолжить вынос левой палки. – 1б
5. Продолжить скольжение , начать отталкивания правой рукой, махового выноса
правой ноги вперед. – 1б
6. Закончить толчок правой рукой, левую палку опустить, левая нога в
положении подседа. – 1б
7. Закончить отталкивание левой ногой , левую палку подготовить к постановке
на снег (правая рука и палка составляют прямую линию). С толчком левой руки
перейти на попеременный двухшажный ход.
–
1б
Оценка выполнения задания:
5 баллов – высокий уровень, отметка «5»;
4 балла – средний уровень отметка «4»;
3 балла – средний уровень, отметка «3»;
1, 2 балла – низкий уровень, отметка «2».