Напоминание

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей группы раннего возраста


Авторы: Чупрова Надежда Витальевна, Самсонова Лидия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 40 компенсирующего вида"
Населённый пункт: г.Ухта Республика Коми
Наименование материала: Консультация
Тема: Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей группы раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

«Формирование культурно-гигиенических

навыков и навыков самообслуживания у

детей 2-ой группы раннего возраста».

Подготовили: Чупрова Надежда Витальевна,

Самсонова Лидия Владимировна,

воспитатели группы № 8 «Солнышко»

г. Ухта, 2021 г.

Актуальность

Каждый из родителей мечтает, чтобы его ребенок был здоровым

и счастливым. Одним из условий этого безусловно является

приобщение ребенка к здоровому образу жизни.

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и

вредные, формируются в детстве. С раннего детства нужно

прививать ребёнку навыки, которые впоследствии превратятся в

привычку культурного поведения. Период раннего детства

является наиболее благоприятным для формирования

культурно-гигиенических навыков. Если ребёнка постоянно

приучают к определённым действиям, связанным с заботой о

его чистоте, здоровье, у него легко вырабатываются привычки

следить за чистотой своего лица, рук, тела, одежды, предметов

домашнего обихода, игрушек.

Приобретенные в детстве гигиенические навыки становятся

второй натурой человека, потребностью к чистоте.

Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков -

необходимое условие для здорового образа жизни. Культурно-

гигиенические навыки — это не что иное, как привычки.

Полезные привычки формируются в детстве, вот почему так

важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка

полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они со

временем стали привычками и постоянно совершенствовались.

Воспитание культурно-гигиенических навыков начинается в

семье. Заботливые родители начинают приучать малышей к

аккуратности и самостоятельности буквально с рождения. И в

этом непростом деле взрослым стоит проявить терпение и

фантазию, ведь чем интереснее ребенку будет в процессе

обучения, тем быстрее он усвоит такие необходимые ему

знания.

Поскольку нашу группу посещают дети в возрасте от 2 до 3 лет из

них 50 % - впервые пришли в детский сад и у них отсутствовали

элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не

умели самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться,

объективно оценивать особенности своего организма.

Поэтому работа по формированию культурно- гигиенических

навыков у детей во второй группе раннего возраста для нас стала

одной из приоритетных.

Только при тесном взаимодействии с родителями и полной

согласованности в требованиях детского сада и семьи по

формированию культурно- гигиенических навыков и навыков

самообслуживания у детей мы сможем добиться результата.

Какие простейшие навыки

самообслуживания мы формируем у детей?

Учим их есть самостоятельно и умываться (мыть руки засучивая

рукава, правильно пользоваться мылом, не мочить одежду, насухо

вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на

отведенное место).

Одеваться и раздеваться в определенной последовательности с

небольшой помощью взрослого. Своевременно пользоваться

носовым платком, туалетом.

Пить из чашки, есть хорошо пережевывая пищу, с закрытым ртом.

Правильно пользоваться ложкой, салфеткой.

Убирать игрушки в определенное место.

Для того, чтобы ребенок легче усвоил данные навыки необходимо

сделать процесс интересным, доступным и увлекательным. Каким путем?

Путем использования игровых приемов и художественного слова. При

этом обязательно нужно учитывать возрастные особенности детей-

стремление к самостоятельности.

В нашей группе мы находим к каждому ребенку индивидуальный подход,

приучаем детей к самостоятельности, ведь самостоятельность- это

ценное качество необходимое человеку в жизни.

А вы, взрослые старайтесь поддерживать стремление к

самостоятельности вашего ребенка.

Часто из –за отсутствия времени вы стремитесь все сделать за ребенка, тем

самым нанося большой вред.

Уже к трем годам у ребенка появляется желание самоутвердиться.

Подавлять эти порывы нельзя, это может привести к негативу и упрямству.

Таким образом, взрослые должны создать условия для формирования

культурно- гигиенических навыков в семье.

Для формирования культурно- гигиенических навыков

необходимы следующие условия:

1.

Соблюдение взрослыми (родителями) и детьми режима дня.

Это обеспечивает ежедневное повторение гигиенических

процедур в одно и то же время, что способствует постепенному

формированию навыков и привычек.

2.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм.

3.

Обязательный учет уровня развития ребенка и темпов

овладения культурно-гигиеническими навыками.

4. Единство требований со стороны взрослых.

5. Обязанность родителей постоянно закреплять гигиенические

навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду.

Как научить ребёнка мыть руки?

Наверное, нет на свете такого человека, который бы не слышал

фразу «руки мой перед едой». Однако эту процедуру необходимо

выполнять в течение дня намного чаще, не только перед приемом

пищи, но и после улицы, поездок в общественном транспорте.

Малыши очень внимательны к поведению и поступкам родителей,

поэтому взрослым самим необходимо научиться мыть руки, а также

обучить этим навыкам своего ребенка.

Умывая вместе с ним личико или смывая грязь с ладошек,

обязательно проговаривайте, зачем вы это делаете, что очень

некрасиво и плохо, когда на кожице грязь и вредные микробы,

которые смогут навредить организму, вызвать болезни. А после

мытья ручек акцентируйте внимание на том, как хорошо, что малыш

чистый и аккуратный.

Процедура мытья рук в жизни ребенка должна быть своеобразным

ритуалом, который повторяется изо дня в день, таким же

естественным, как и одевание, купание или прием пищи.

Навыки при умывании.

Начинать нужно обучение гигиеническим навыкам со знакомства с

предметами личной гигиены (полотенце, расческа, носовые платки).

При умывании необходимо учитывать следующие умения и навыки:

Учить детей с помощью взрослого мыть лицо и руки,

самостоятельно вытирать их только своим полотенцем и знать

своё место.

Перед гигиеническими процедурами нужно:

Завернуть рукава одежды ребенка

Ребенок подносит руки под струю воды, берет мыло, намыливает

ладони, трет ими друг о друга.

Смывает мыло под струёй воды.

Малыш самостоятельно снимает полотенце и насухо вытирает

лицо и руки.

Все действия вы должны проговаривать.

Алгоритм мытья рук

Чтобы

ребенок

выглядел

чистым

и

аккуратным,

в

организм не попали микробы,

ему

необходимо

соблюдать

правила

личной

гигиены:

мыть

руки

по

мере

загрязнения,

после

туалета,

после прихода с улицы, перед

едой. Казалось бы, что может

быть

проще,

чем

помыть

руки.

Но

ребенку

лучше

показывать

каждое

последовательное действие в

виде

картинки,

чтобы

оно

воспринималось

проще

и

быстрее.

Алгоритм мытья рук

При умывании мы используем различные формы мыла,

которые эстетичны и интересны детям: рыбки, грибочки,

листики, бабочки, звездочки.

При умывании вы можете использовать потешку:

Водичка- водичка, умой моё личико.

Чтобы глазки блестели, чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Или:

Знаем, знаем да-да-да, где там прячется вода

Выходи, водица, мы хотим умыться.

Не забывайте о небольших поговорках, которые помогут

запомнить малыши, в каких случаях ручки надо вымыть,

например: «руки мой перед едой», «если ты пришел домой,

руки с мылом сразу мой», «быть грязнулей не годится, будем

ручки мыть водицей» и так далее.

Поведение ребенка за столом

Важно обеспечить правильную посадку ребенка за столом. Соблюдать

сервировку: на стол ставят хлебницу, бумажные салфетки в

салфетницах, красивую посуду. Все это привлекает внимание ребенка

и повышает аппетит.

Во время еды ребенок должен:

Правильно держать ложку (в правой руке, есть пищу ложкой, а не

руками)

Не крошить хлеб.

Опрятно есть, пережевывать пищу с закрытым ртом.

Не разговаривать с полным ртом.

Пользоваться салфеткой.

По окончанию еды обязательно благодарить.

Пользоваться только своим прибором.

Тихо выходить по окончанию еды из- за стола.

На помощь родителям придёт и литература. Можно найти много

потешек, стихов, загадок, которые помогут сделать процесс

обучения интересным и запоминающимся.

Пособие-кубик «Правила этикета за столом»

На картинках дети знакомятся с правилами

поведения за столом: опрятно есть, тщательно

пережевывать пищу, держать ложку в правой

руке,

не

крошить

хлеб

,пользоваться

салфеткой, выходить из-за стола по окончанию

еды и благодарить.

Например: При кормлении- во время завтрака вы можете

прочитать потешку:

Каша вкусная дымится,

Паша кашу есть садится

Очень каша хороша,

Ели кашу не спеша.

Ложка, за ложкой,

Ели понемножку.

Или: «А у нас есть ложки волшебные немножко. Вот – тарелка, вот

–еда, не осталось и следа».

«Вытирай салфеткой рот и не капай на живот» и т.д.

Учим пользоваться носовым платком

Некоторые родители, положив ребенку платочек в карман, считают,

что этого достаточно. Но зачастую ребенок даже не знает, как им

пользоваться.

Ребенок должен знать назначение носового платка и не

использовать его как предмет игры. То есть, не заворачивать в

него игрушки и другие предметы. Носовой платок- предмет

личной гигиены, поэтому нельзя давать пользоваться другим

детям.

Ребенка надо приучать самостоятельно брать платок и

побуждать к его использованию.

Постепенно формировать умение разворачивать платок и

сворачивать, аккуратно класть его в карман.

Навыки пользоваться расческой

Знать свою расческу и место, где она лежит.

Показать назначение расчески и формировать навык её

использования

Исключить возможность пользования чужой расческой.

При расчесывании можно прочитать загадку:

Как под каждым под зубком лягут волосы рядком.

Или, можно прочитать потешку-

Петушок- петушок,

Расчеши мне гребешок.

Ну, пожалуйста, прошу,

Я кудряшки, расчешу.

Как ребенок должен одеваться и раздеваться

В процессе одевания и раздевания детей необходимо научить

самостоятельно снимать (шапку, рейтузы, шорты, колготки),

обувь (развязывать шнурки у ботинок, расстегивать туфли),

знать порядок одевания, раздевания и аккуратно складывать

снятую одежду.

Пособие

«Волшебные часики»

Обучение

элементарному

самоконтролю по

предметно -

схематической модели

последовательности

одевания

Рекомендации для родителей по формированию культурно-

гигиенических навыков у детей 2-ой группы раннего возраста.

Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности

ребенка.

Поощряйте, хвалите своего ребенка, даже за небольшие

достижения.

Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый

покажет и прокомментирует на примере, как, что и каком порядке

делать.

Нельзя торопить ребенка с выполнением какого- либо действия,

надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.

Если у малыша что-то не получается, не спешите ему на помощь,

пока он этого не попросит.

Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный

настрой ребенка.

В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный

пример.

Старайтесь использовать игровую ситуацию.

Всегда поддерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.

Спасибо за внимание.



В раздел образования