Авторы: Чупрова Надежда Витальевна, Самсонова Лидия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 40 компенсирующего вида"
Населённый пункт: г.Ухта Республика Коми
Наименование материала: Консультация
Тема: Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей группы раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Формирование культурно-гигиенических
навыков и навыков самообслуживания у
детей 2-ой группы раннего возраста».
Подготовили: Чупрова Надежда Витальевна,
Самсонова Лидия Владимировна,
воспитатели группы № 8 «Солнышко»
г. Ухта, 2021 г.
Актуальность
Каждый из родителей мечтает, чтобы его ребенок был здоровым
и счастливым. Одним из условий этого безусловно является
приобщение ребенка к здоровому образу жизни.
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и
вредные, формируются в детстве. С раннего детства нужно
прививать ребёнку навыки, которые впоследствии превратятся в
привычку культурного поведения. Период раннего детства
является наиболее благоприятным для формирования
культурно-гигиенических навыков. Если ребёнка постоянно
приучают к определённым действиям, связанным с заботой о
его чистоте, здоровье, у него легко вырабатываются привычки
следить за чистотой своего лица, рук, тела, одежды, предметов
домашнего обихода, игрушек.
Приобретенные в детстве гигиенические навыки становятся
второй натурой человека, потребностью к чистоте.
Воспитание у детей культурно-гигиенических навыков -
необходимое условие для здорового образа жизни. Культурно-
гигиенические навыки — это не что иное, как привычки.
Полезные привычки формируются в детстве, вот почему так
важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка
полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они со
временем стали привычками и постоянно совершенствовались.
Воспитание культурно-гигиенических навыков начинается в
семье. Заботливые родители начинают приучать малышей к
аккуратности и самостоятельности буквально с рождения. И в
этом непростом деле взрослым стоит проявить терпение и
фантазию, ведь чем интереснее ребенку будет в процессе
обучения, тем быстрее он усвоит такие необходимые ему
знания.
Поскольку нашу группу посещают дети в возрасте от 2 до 3 лет из
них 50 % - впервые пришли в детский сад и у них отсутствовали
элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не
умели самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться,
объективно оценивать особенности своего организма.
Поэтому работа по формированию культурно- гигиенических
навыков у детей во второй группе раннего возраста для нас стала
одной из приоритетных.
Только при тесном взаимодействии с родителями и полной
согласованности в требованиях детского сада и семьи по
формированию культурно- гигиенических навыков и навыков
самообслуживания у детей мы сможем добиться результата.
Какие простейшие навыки
самообслуживания мы формируем у детей?
Учим их есть самостоятельно и умываться (мыть руки засучивая
рукава, правильно пользоваться мылом, не мочить одежду, насухо
вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на
отведенное место).
Одеваться и раздеваться в определенной последовательности с
небольшой помощью взрослого. Своевременно пользоваться
носовым платком, туалетом.
Пить из чашки, есть хорошо пережевывая пищу, с закрытым ртом.
Правильно пользоваться ложкой, салфеткой.
Убирать игрушки в определенное место.
Для того, чтобы ребенок легче усвоил данные навыки необходимо
сделать процесс интересным, доступным и увлекательным. Каким путем?
Путем использования игровых приемов и художественного слова. При
этом обязательно нужно учитывать возрастные особенности детей-
стремление к самостоятельности.
В нашей группе мы находим к каждому ребенку индивидуальный подход,
приучаем детей к самостоятельности, ведь самостоятельность- это
ценное качество необходимое человеку в жизни.
А вы, взрослые старайтесь поддерживать стремление к
самостоятельности вашего ребенка.
Часто из –за отсутствия времени вы стремитесь все сделать за ребенка, тем
самым нанося большой вред.
Уже к трем годам у ребенка появляется желание самоутвердиться.
Подавлять эти порывы нельзя, это может привести к негативу и упрямству.
Таким образом, взрослые должны создать условия для формирования
культурно- гигиенических навыков в семье.
Для формирования культурно- гигиенических навыков
необходимы следующие условия:
1.
Соблюдение взрослыми (родителями) и детьми режима дня.
Это обеспечивает ежедневное повторение гигиенических
процедур в одно и то же время, что способствует постепенному
формированию навыков и привычек.
2.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм.
3.
Обязательный учет уровня развития ребенка и темпов
овладения культурно-гигиеническими навыками.
4. Единство требований со стороны взрослых.
5. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические
навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду.
Как научить ребёнка мыть руки?
Наверное, нет на свете такого человека, который бы не слышал
фразу «руки мой перед едой». Однако эту процедуру необходимо
выполнять в течение дня намного чаще, не только перед приемом
пищи, но и после улицы, поездок в общественном транспорте.
Малыши очень внимательны к поведению и поступкам родителей,
поэтому взрослым самим необходимо научиться мыть руки, а также
обучить этим навыкам своего ребенка.
Умывая вместе с ним личико или смывая грязь с ладошек,
обязательно проговаривайте, зачем вы это делаете, что очень
некрасиво и плохо, когда на кожице грязь и вредные микробы,
которые смогут навредить организму, вызвать болезни. А после
мытья ручек акцентируйте внимание на том, как хорошо, что малыш
чистый и аккуратный.
Процедура мытья рук в жизни ребенка должна быть своеобразным
ритуалом, который повторяется изо дня в день, таким же
естественным, как и одевание, купание или прием пищи.
Навыки при умывании.
Начинать нужно обучение гигиеническим навыкам со знакомства с
предметами личной гигиены (полотенце, расческа, носовые платки).
При умывании необходимо учитывать следующие умения и навыки:
Учить детей с помощью взрослого мыть лицо и руки,
самостоятельно вытирать их только своим полотенцем и знать
своё место.
Перед гигиеническими процедурами нужно:
Завернуть рукава одежды ребенка
Ребенок подносит руки под струю воды, берет мыло, намыливает
ладони, трет ими друг о друга.
Смывает мыло под струёй воды.
Малыш самостоятельно снимает полотенце и насухо вытирает
лицо и руки.
Все действия вы должны проговаривать.
Алгоритм мытья рук
Чтобы
ребенок
выглядел
чистым
и
аккуратным,
в
организм не попали микробы,
ему
необходимо
соблюдать
правила
личной
гигиены:
мыть
руки
по
мере
загрязнения,
после
туалета,
после прихода с улицы, перед
едой. Казалось бы, что может
быть
проще,
чем
помыть
руки.
Но
ребенку
лучше
показывать
каждое
последовательное действие в
виде
картинки,
чтобы
оно
воспринималось
проще
и
быстрее.
Алгоритм мытья рук
При умывании мы используем различные формы мыла,
которые эстетичны и интересны детям: рыбки, грибочки,
листики, бабочки, звездочки.
При умывании вы можете использовать потешку:
Водичка- водичка, умой моё личико.
Чтобы глазки блестели, чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.
Или:
Знаем, знаем да-да-да, где там прячется вода
Выходи, водица, мы хотим умыться.
Не забывайте о небольших поговорках, которые помогут
запомнить малыши, в каких случаях ручки надо вымыть,
например: «руки мой перед едой», «если ты пришел домой,
руки с мылом сразу мой», «быть грязнулей не годится, будем
ручки мыть водицей» и так далее.
Поведение ребенка за столом
Важно обеспечить правильную посадку ребенка за столом. Соблюдать
сервировку: на стол ставят хлебницу, бумажные салфетки в
салфетницах, красивую посуду. Все это привлекает внимание ребенка
и повышает аппетит.
Во время еды ребенок должен:
Правильно держать ложку (в правой руке, есть пищу ложкой, а не
руками)
Не крошить хлеб.
Опрятно есть, пережевывать пищу с закрытым ртом.
Не разговаривать с полным ртом.
Пользоваться салфеткой.
По окончанию еды обязательно благодарить.
Пользоваться только своим прибором.
Тихо выходить по окончанию еды из- за стола.
На помощь родителям придёт и литература. Можно найти много
потешек, стихов, загадок, которые помогут сделать процесс
обучения интересным и запоминающимся.
Пособие-кубик «Правила этикета за столом»
На картинках дети знакомятся с правилами
поведения за столом: опрятно есть, тщательно
пережевывать пищу, держать ложку в правой
руке,
не
крошить
хлеб
,пользоваться
салфеткой, выходить из-за стола по окончанию
еды и благодарить.
Например: При кормлении- во время завтрака вы можете
прочитать потешку:
Каша вкусная дымится,
Паша кашу есть садится
Очень каша хороша,
Ели кашу не спеша.
Ложка, за ложкой,
Ели понемножку.
Или: «А у нас есть ложки волшебные немножко. Вот – тарелка, вот
–еда, не осталось и следа».
«Вытирай салфеткой рот и не капай на живот» и т.д.
Учим пользоваться носовым платком
Некоторые родители, положив ребенку платочек в карман, считают,
что этого достаточно. Но зачастую ребенок даже не знает, как им
пользоваться.
Ребенок должен знать назначение носового платка и не
использовать его как предмет игры. То есть, не заворачивать в
него игрушки и другие предметы. Носовой платок- предмет
личной гигиены, поэтому нельзя давать пользоваться другим
детям.
Ребенка надо приучать самостоятельно брать платок и
побуждать к его использованию.
Постепенно формировать умение разворачивать платок и
сворачивать, аккуратно класть его в карман.
Навыки пользоваться расческой
Знать свою расческу и место, где она лежит.
Показать назначение расчески и формировать навык её
использования
Исключить возможность пользования чужой расческой.
При расчесывании можно прочитать загадку:
Как под каждым под зубком лягут волосы рядком.
Или, можно прочитать потешку-
Петушок- петушок,
Расчеши мне гребешок.
Ну, пожалуйста, прошу,
Я кудряшки, расчешу.
Как ребенок должен одеваться и раздеваться
В процессе одевания и раздевания детей необходимо научить
самостоятельно снимать (шапку, рейтузы, шорты, колготки),
обувь (развязывать шнурки у ботинок, расстегивать туфли),
знать порядок одевания, раздевания и аккуратно складывать
снятую одежду.
Пособие
«Волшебные часики»
Обучение
элементарному
самоконтролю по
предметно -
схематической модели
последовательности
одевания
Рекомендации для родителей по формированию культурно-
гигиенических навыков у детей 2-ой группы раннего возраста.
Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности
ребенка.
Поощряйте, хвалите своего ребенка, даже за небольшие
достижения.
Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый
покажет и прокомментирует на примере, как, что и каком порядке
делать.
Нельзя торопить ребенка с выполнением какого- либо действия,
надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.
Если у малыша что-то не получается, не спешите ему на помощь,
пока он этого не попросит.
Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный
настрой ребенка.
В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный
пример.
Старайтесь использовать игровую ситуацию.
Всегда поддерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.
Спасибо за внимание.