Автор: Воеводина Ирина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Ёлочка" город Надым"
Населённый пункт: Надым
Наименование материала: Методические разработки
Тема: Экологический проект " ВОДА – ЭТО ЖИЗНЬ"
Раздел: дошкольное образование
Экологический проект « ВОДА – ЭТО ЖИЗНЬ»
Введение:
Сроки выполнения проекта: краткосрочный (январь-февраль)
Цель проекта: Сформировать у детей знания о значении воды в жизни всего
живого на земле: вода-источник жизни, а также осознанное, бережное
отношение к воде, как к важному природному ресурсу, то есть воспитание
экологического сознания.
Гипотеза: мы предположили, что
без воды нельзя прожить,
не умыться, не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда,
Всем везде нужна вода.
Задачи: Продолжать знакомить детей с самым важным компонентом приро-
ды – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля.
Развивать познавательные способности, творческое воображение.
Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять
рассказы-описания, сказки, загадки; развивать игровое творчество, смекалку,
навыки поведения в экстремальных ситуациях.
Воспитывать у детей любознательность, формировать осознанное, бережное
отношение к воде как важному природному ресурсу.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правиль-
ных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей,
существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готов-
ность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие эколо-
гической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически гра-
мотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно
относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный
объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Мир детей – это удивитель-
ный мир, это мир почемучек. У них очень много вопросов, на которые они
тут же хотят услышать ответ. Поэтому я решила начать с ними
исследовательскую работу, чтобы они сами могли найти ответы на свои
многочисленные вопросы.
Методы исследования:
Исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера,
наблюдения;
наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная нагляд-
ность;
словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей,
объяснения, указания, словесные инструкции;
слушание музыки.
Актуальность: Люди стали брать от природы всё, ничего не отдавая ей в
замен. Человек не чувствует природы, не контактирует с ней. Поэтому в
последнее время возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию в
образовательных учреждениях.
Ученые подсчитали, 97.5% всех запасов воды на планете Земля приходится
на соленые воды морей и океанов. Иными слова, пресная вода составляет
только 2.5% мировых запасов. Если учесть, что 75% пресной воды «заморо-
жено» в горных ледниках и полярных шапках, еще 24% находиться под зем-
лей в виде грунтовых вод, а еще 0,5% «рассредоточено» в почве в виде влаги,
то получается, что на наиболее доступный и дешевый источник воды – реки,
озера и прочие наземные водоемы приходится чуть больше 0, 01% мировых
запасов воды.
Принимая во внимание то значение, которое вода имеет для жизнедеятель-
ности человека и всего живого на Земле, приведенные цифры наглядно под-
тверждают истину: самые ценные ресурсы – водные. И это еще не все. В ходе
проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас не зависимо от
времени года в разном состоянии (снег, град, туман, дождь, лёд), вода необ-
ходима для всего живого мира (человека, животных, птиц, рыб, растений) .
Дети получают представление о некоторых видах рек, водоёмов; узнают, что
вода-это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять!
Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан
экологический проект «Вода – это жизнь».
К сожалению, многие считают водные ресурсы неисчерпаемыми. Отсюда –
неисправленные или просто незакрытые краны в квартирах, не отремонти-
рованные, протекающие трубы, мусор в реках и озерах. К тому же вода – не
только
природный
ресурс. Дети
ежедневно
в
повседневной
жизни
сталкиваются с водой. Исходя из этого, мы решили уточнить с детьми
представление о том, что вода - очень ценный продукт. Она нужна всем
живым существам: растениям, животным, человеку. Люди используют воду
для приготовления пищи, питья, мытья рук, тела, вещей, помещения, для
стирки белья, для полива растений. Для питья человеку пригодна только
чистая вода - из родника, колодца, водопровода. Самая чистая вода это
кипяченая вода. В морях и океанах вода горько - солёная, непригодная для
питья. В водопровод вода попадает из реки: её качают сильные насосы,
очищают от грязи, часть воды подогревают, поэтому в кранах течёт и
холодная, и горячая вода. Получать чистую воду из реки очень трудно,
поэтому её надо экономить, беречь, хорошо закрывать кран, что бы она зря
не утекала. Знакомство детей с круговоротом воды в природе. Очень важно
научить детей – бережно относиться к воде.
Содержание проекта
ǀ этап.
1. Беседа: «Вода в жизни человека».
Цель: продолжать знакомство со свойством воды, как растворителя, уточ-
нить значение её для всего живого; воспитывать бережное отношение к воде.
2. Занятие: «Путешествие в страну комнатных растений».
Цель: дать детям знания о том, что комнатные растения не только украшают
наши дома, но и оздоравливают человека; уточнить представление о значе-
нии корня для растений, и о значении воды в жизни растений (впитывает из
почвы влагу и питательные вещества; без воды не может существовать ни
одно растение на земле, вода-это источник жизни для растений и всего жи-
вого на земле).
3. Дидактическая игра «Волшебный круг»
Цель: расширять знания детей о природе родного края, развивать любоз-
нательность.
4. Чтение литературных произведений.
«По щучьему велению» русская народная сказка,
С.Погореловский «Родник иссяк, ручей ослаб»,
С.Маршак «Водопровод»,
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,
Ф.Тютчев «Весенние воды» ,
А.Веденский «Песенка о дожде»,
Н.Заболоцкий «На реке»,
Г.Снегирев «К морю»,
М.Ильина «Приключения воды»,
Гаршин «Лягушка - путешественница»,
Г.Х.Андерсен «Русалочка»
5.Опыты и исследовательски – поисковая деятельность:
1. «Вода: свойства воды, её состояния»
Цель:
познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их
внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе
много неизвестного.
2. «Путешествие капельки».
Цель: объяснить детям причину выпадения осадков в виде дождя и снега,
развивать интерес к явлениям природы.
3. «Пар-это вода! ».
Цель: познакомить детей с тем, что пар-это мельчайшие, лёгкие капельки
воды; соприкасаясь с холодным предметом (воздухом, пар превращается в
воду; познакомить с паром, с условием его образования; дать знания о том,
что пар очень горячий, опасный им можно обжечься;
6. Физкультурное развлечение «В гостях у Нептуна».
Цель: создать радостное настроение, желание участвовать в эстафетах и
играх, развивать двигательную активность.
7. Беседа по ОБЖ «Правила поведения на воде».
Цель: воспитывать навыки безопасного поведения на воде.
ǁ этап
1. Беседа: «Вода вокруг нас»
Цель: обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать,
где, в каком виде существует вода в окружающей среде.
2. Наблюдение:
1. «Где мы видим воду?» (снег, лёд, ручейки, облака, дождь, туман, роса)
2. «Сравнение аквариумных и речных рыбок. (Чем питаются? Как плава-
ют? Как дышат?) Закрепить полученные знания. Вызвать эмоциональный
отклик, желание беречь водные ресурсы.
3.Сочинение сказки «Приключения Ручейка», рассказов «Как я путешество-
вал к морю».
Цель: развивать связную речь, образные представления.
4. Экскурсия на реку Сосыка.
Цель: закрепить знания о реке Сосыка, её обитателях; рассказать о взаимо-
отношениях человека и реки; закрепить знания о правилах поведения вблизи
рек, вызвать радость, эмоциональный подъем.
5. Занятие «Вечная слава воде».
Цель: воспитывать культурно-гигиенические навыки, расширять знания де-
тей о воде и ее значении. Учить находить выход из сложившейся ситуации.
6. Опытно – экспериментальная деятельность: «Ознакомление со свойствами
дерева и металла».
Цель: познакомить детей со свойствами дерева и металла на основе сравне-
ния (металл твёрже, тяжелее и звонче дерева; металл тяжелее дерева-в воде
тонет; дерево легче металла-в воде не тонет, может плавать на её поверхнос-
ти); дать представление о том, что произойдёт с деревом и металлом при дли-
тельном воздействии на них водой (металл- ржавеет, дерево-набухает, напол-
няется водой и через определённое время дерево разрушается, превращается
в труху) ;обратить внимание на силу воздействия воды в окружающей среде;
7. Слушание музыки:
Свиридов «Дождик»,
Шаинский «Облака»,
Аренский «Лесной ручеек»,
Малков «Мы на речку идем»,
Куликова «Капельки»,
Вережников «Под дождем»,
Римский – Корсаков «Океан – море синее».
8. Занятие «Как помочь загрязненной реке».
Цель:
способствовать проявлению желания у детей к самостоятельным
наблюдениям за состоянием водоемов при совместном отдыхе с родителями
на природе. Научить способу очистки загрязненной воды.
ǀǀǀ этап
1. Беседа «У воды, на воде, в воде (река – среда обитания животных и рас-
тений).
Цель: рассказать детям о реке как среде обитания животных и растений,
прибрежных растениях.
2. Занятие «Золотая рыбка просит помощи».
Цель: рассказать детям об источниках загрязнения рек, морей. Учить делать
выводы, умозаключения.
3. Сюжетно-ролевая игра «Экологический десант».
Цель: Помочь создать игровой сюжет, распределить роли, подготовить атри-
буты.
4. Проведение дидактических игр: «Какой бывает вода?», «Четыре стихии»,
«Льдинки, снежинки, сосульки», «Кто больше назовет?», «Что будет, если?»,
«Что это такое?», «Хорошо – плохо».
Цель: познакомить детей с круговоротом воды.
5. Выпуск плаката: (родители вместе с детьми)
«Не бросай мусор в воду»
«Не рви водные растения»
«Не бросай в воду стекло»
Цель: воспитывать ответственное, бережное отношение к природе.
6. Занятия по изо деятельности:
«Волшебница-вода»- рисование
Цель: развивать творческие способности, фантазию
«Снежинка» (барельеф)- лепка из пластилина
Цель: обратить внимание на красоту и неповторимость снежинок, учить
создавать изображения по памяти, воспитывать самостоятельность.
«Водоем»- коллективное изготовление панно.
Цель: упражнять детей в использовании различных материалов, развивать
творчество.
7. Проведение КВН «Знатоки природы» (дети, родители).
8. Создание экологического музея «Вода в природе и в жизни человека».
(Родители совместно с детьми оформляют экспонаты музея, относящиеся к
воде: камни, ракушки, фотографии водных сооружений).
9. Презентация проекта «Вода – это жизнь».
Вывод:
Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница.
Дети имеют представление о том, что вода — одно из самых главных
богатств Земли; научились понимать, что вода несет жизнь и растениям, и
животным, и людям.
Дети могут анализировать результаты наблюдений и делать выводы о
некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе;
(наблюдали на
прогулках за каплями росы, дождя, сверкающим снегом, учились видеть
красоту природы).
Дети имеют представление о переходе веществ из твердого состояния в
жидкое и парообразное, и наоборот; устанавливают связи между средой
обитания и образом жизни.
У детей сформированы понятия о состоянии воды в зависимости от времени
года.
Дети осознают необходимость бережного отношения к воде, как природно-
му ресурсу.
Дети узнали, что вода одна из самых главных жидкостей на земле. Без воды
нет жизни, всё живое гибнет. Вода присутствует почти везде.
Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!