Напоминание

Экологический проект " ВОДА – ЭТО ЖИЗНЬ"


Автор: Воеводина Ирина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Ёлочка" город Надым"
Населённый пункт: Надым
Наименование материала: Методические разработки
Тема: Экологический проект " ВОДА – ЭТО ЖИЗНЬ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экологический проект « ВОДА – ЭТО ЖИЗНЬ»

Введение:

Сроки выполнения проекта: краткосрочный (январь-февраль)

Цель проекта: Сформировать у детей знания о значении воды в жизни всего

живого на земле: вода-источник жизни, а также осознанное, бережное

отношение к воде, как к важному природному ресурсу, то есть воспитание

экологического сознания.

Гипотеза: мы предположили, что

без воды нельзя прожить,

не умыться, не напиться без воды.

Листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек.

И поэтому всегда,

Всем везде нужна вода.

Задачи: Продолжать знакомить детей с самым важным компонентом приро-

ды – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля.

Развивать познавательные способности, творческое воображение.

Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять

рассказы-описания, сказки, загадки; развивать игровое творчество, смекалку,

навыки поведения в экстремальных ситуациях.

Воспитывать у детей любознательность, формировать осознанное, бережное

отношение к воде как важному природному ресурсу.

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правиль-

ных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей,

существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готов-

ность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие эколо-

гической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически гра-

мотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно

относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный

объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Мир детей – это удивитель-

ный мир, это мир почемучек. У них очень много вопросов, на которые они

тут же хотят услышать ответ. Поэтому я решила начать с ними

исследовательскую работу, чтобы они сами могли найти ответы на свои

многочисленные вопросы.

Методы исследования:

Исследовательские: опыты, вопросы проблемно-поискового характера,

наблюдения;

наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная нагляд-

ность;

словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей,

объяснения, указания, словесные инструкции;

слушание музыки.

Актуальность: Люди стали брать от природы всё, ничего не отдавая ей в

замен. Человек не чувствует природы, не контактирует с ней. Поэтому в

последнее время возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию в

образовательных учреждениях.

Ученые подсчитали, 97.5% всех запасов воды на планете Земля приходится

на соленые воды морей и океанов. Иными слова, пресная вода составляет

только 2.5% мировых запасов. Если учесть, что 75% пресной воды «заморо-

жено» в горных ледниках и полярных шапках, еще 24% находиться под зем-

лей в виде грунтовых вод, а еще 0,5% «рассредоточено» в почве в виде влаги,

то получается, что на наиболее доступный и дешевый источник воды – реки,

озера и прочие наземные водоемы приходится чуть больше 0, 01% мировых

запасов воды.

Принимая во внимание то значение, которое вода имеет для жизнедеятель-

ности человека и всего живого на Земле, приведенные цифры наглядно под-

тверждают истину: самые ценные ресурсы – водные. И это еще не все. В ходе

проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас не зависимо от

времени года в разном состоянии (снег, град, туман, дождь, лёд), вода необ-

ходима для всего живого мира (человека, животных, птиц, рыб, растений) .

Дети получают представление о некоторых видах рек, водоёмов; узнают, что

вода-это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять!

Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан

экологический проект «Вода – это жизнь».

К сожалению, многие считают водные ресурсы неисчерпаемыми. Отсюда –

неисправленные или просто незакрытые краны в квартирах, не отремонти-

рованные, протекающие трубы, мусор в реках и озерах. К тому же вода – не

только

природный

ресурс. Дети

ежедневно

в

повседневной

жизни

сталкиваются с водой. Исходя из этого, мы решили уточнить с детьми

представление о том, что вода - очень ценный продукт. Она нужна всем

живым существам: растениям, животным, человеку. Люди используют воду

для приготовления пищи, питья, мытья рук, тела, вещей, помещения, для

стирки белья, для полива растений. Для питья человеку пригодна только

чистая вода - из родника, колодца, водопровода. Самая чистая вода это

кипяченая вода. В морях и океанах вода горько - солёная, непригодная для

питья. В водопровод вода попадает из реки: её качают сильные насосы,

очищают от грязи, часть воды подогревают, поэтому в кранах течёт и

холодная, и горячая вода. Получать чистую воду из реки очень трудно,

поэтому её надо экономить, беречь, хорошо закрывать кран, что бы она зря

не утекала. Знакомство детей с круговоротом воды в природе. Очень важно

научить детей – бережно относиться к воде.

Содержание проекта

ǀ этап.

1. Беседа: «Вода в жизни человека».

Цель: продолжать знакомство со свойством воды, как растворителя, уточ-

нить значение её для всего живого; воспитывать бережное отношение к воде.

2. Занятие: «Путешествие в страну комнатных растений».

Цель: дать детям знания о том, что комнатные растения не только украшают

наши дома, но и оздоравливают человека; уточнить представление о значе-

нии корня для растений, и о значении воды в жизни растений (впитывает из

почвы влагу и питательные вещества; без воды не может существовать ни

одно растение на земле, вода-это источник жизни для растений и всего жи-

вого на земле).

3. Дидактическая игра «Волшебный круг»

Цель: расширять знания детей о природе родного края, развивать любоз-

нательность.

4. Чтение литературных произведений.

«По щучьему велению» русская народная сказка,

С.Погореловский «Родник иссяк, ручей ослаб»,

С.Маршак «Водопровод»,

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,

Ф.Тютчев «Весенние воды» ,

А.Веденский «Песенка о дожде»,

Н.Заболоцкий «На реке»,

Г.Снегирев «К морю»,

М.Ильина «Приключения воды»,

Гаршин «Лягушка - путешественница»,

Г.Х.Андерсен «Русалочка»

5.Опыты и исследовательски – поисковая деятельность:

1. «Вода: свойства воды, её состояния»

Цель:

познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их

внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе

много неизвестного.

2. «Путешествие капельки».

Цель: объяснить детям причину выпадения осадков в виде дождя и снега,

развивать интерес к явлениям природы.

3. «Пар-это вода! ».

Цель: познакомить детей с тем, что пар-это мельчайшие, лёгкие капельки

воды; соприкасаясь с холодным предметом (воздухом, пар превращается в

воду; познакомить с паром, с условием его образования; дать знания о том,

что пар очень горячий, опасный им можно обжечься;

6. Физкультурное развлечение «В гостях у Нептуна».

Цель: создать радостное настроение, желание участвовать в эстафетах и

играх, развивать двигательную активность.

7. Беседа по ОБЖ «Правила поведения на воде».

Цель: воспитывать навыки безопасного поведения на воде.

ǁ этап

1. Беседа: «Вода вокруг нас»

Цель: обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать,

где, в каком виде существует вода в окружающей среде.

2. Наблюдение:

1. «Где мы видим воду?» (снег, лёд, ручейки, облака, дождь, туман, роса)

2. «Сравнение аквариумных и речных рыбок. (Чем питаются? Как плава-

ют? Как дышат?) Закрепить полученные знания. Вызвать эмоциональный

отклик, желание беречь водные ресурсы.

3.Сочинение сказки «Приключения Ручейка», рассказов «Как я путешество-

вал к морю».

Цель: развивать связную речь, образные представления.

4. Экскурсия на реку Сосыка.

Цель: закрепить знания о реке Сосыка, её обитателях; рассказать о взаимо-

отношениях человека и реки; закрепить знания о правилах поведения вблизи

рек, вызвать радость, эмоциональный подъем.

5. Занятие «Вечная слава воде».

Цель: воспитывать культурно-гигиенические навыки, расширять знания де-

тей о воде и ее значении. Учить находить выход из сложившейся ситуации.

6. Опытно – экспериментальная деятельность: «Ознакомление со свойствами

дерева и металла».

Цель: познакомить детей со свойствами дерева и металла на основе сравне-

ния (металл твёрже, тяжелее и звонче дерева; металл тяжелее дерева-в воде

тонет; дерево легче металла-в воде не тонет, может плавать на её поверхнос-

ти); дать представление о том, что произойдёт с деревом и металлом при дли-

тельном воздействии на них водой (металл- ржавеет, дерево-набухает, напол-

няется водой и через определённое время дерево разрушается, превращается

в труху) ;обратить внимание на силу воздействия воды в окружающей среде;

7. Слушание музыки:

Свиридов «Дождик»,

Шаинский «Облака»,

Аренский «Лесной ручеек»,

Малков «Мы на речку идем»,

Куликова «Капельки»,

Вережников «Под дождем»,

Римский – Корсаков «Океан – море синее».

8. Занятие «Как помочь загрязненной реке».

Цель:

способствовать проявлению желания у детей к самостоятельным

наблюдениям за состоянием водоемов при совместном отдыхе с родителями

на природе. Научить способу очистки загрязненной воды.

ǀǀǀ этап

1. Беседа «У воды, на воде, в воде (река – среда обитания животных и рас-

тений).

Цель: рассказать детям о реке как среде обитания животных и растений,

прибрежных растениях.

2. Занятие «Золотая рыбка просит помощи».

Цель: рассказать детям об источниках загрязнения рек, морей. Учить делать

выводы, умозаключения.

3. Сюжетно-ролевая игра «Экологический десант».

Цель: Помочь создать игровой сюжет, распределить роли, подготовить атри-

буты.

4. Проведение дидактических игр: «Какой бывает вода?», «Четыре стихии»,

«Льдинки, снежинки, сосульки», «Кто больше назовет?», «Что будет, если?»,

«Что это такое?», «Хорошо – плохо».

Цель: познакомить детей с круговоротом воды.

5. Выпуск плаката: (родители вместе с детьми)

«Не бросай мусор в воду»

«Не рви водные растения»

«Не бросай в воду стекло»

Цель: воспитывать ответственное, бережное отношение к природе.

6. Занятия по изо деятельности:

«Волшебница-вода»- рисование

Цель: развивать творческие способности, фантазию

«Снежинка» (барельеф)- лепка из пластилина

Цель: обратить внимание на красоту и неповторимость снежинок, учить

создавать изображения по памяти, воспитывать самостоятельность.

«Водоем»- коллективное изготовление панно.

Цель: упражнять детей в использовании различных материалов, развивать

творчество.

7. Проведение КВН «Знатоки природы» (дети, родители).

8. Создание экологического музея «Вода в природе и в жизни человека».

(Родители совместно с детьми оформляют экспонаты музея, относящиеся к

воде: камни, ракушки, фотографии водных сооружений).

9. Презентация проекта «Вода – это жизнь».

Вывод:

Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница.

Дети имеют представление о том, что вода — одно из самых главных

богатств Земли; научились понимать, что вода несет жизнь и растениям, и

животным, и людям.

Дети могут анализировать результаты наблюдений и делать выводы о

некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе;

(наблюдали на

прогулках за каплями росы, дождя, сверкающим снегом, учились видеть

красоту природы).

Дети имеют представление о переходе веществ из твердого состояния в

жидкое и парообразное, и наоборот; устанавливают связи между средой

обитания и образом жизни.

У детей сформированы понятия о состоянии воды в зависимости от времени

года.

Дети осознают необходимость бережного отношения к воде, как природно-

му ресурсу.

Дети узнали, что вода одна из самых главных жидкостей на земле. Без воды

нет жизни, всё живое гибнет. Вода присутствует почти везде.

Вы, слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!



В раздел образования