Напоминание

Особенности социально-нравственного становления личности младших школьников


Автор: Иншакова Татьяна Эдуардовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ШКОЛА №1474
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: Особенности социально-нравственного становления личности младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




В настоящее время важными направлениями в социальной политике

развитых стран стали изучение, профилактика и методы преодоления

трудновоспитуемости детей.

Трудновоспитуемость (отклоняющееся или девиантное поведение) —

такое поведение, которое не согласуется с актуальными социальными

стандартами. Социальным стандартом является социальная, культурная,

норма, которая указывает людям, как они должны себя вести. Девиантность

охватывает

широкий

круг

явлений,

поскольку

большинство

граждан

совершают всевозможные нарушения в быту и на работе. Если девиантное

поведение человека наносит ущерб исключительно ему одному, такое

поведение не наказывается обществом или наказывается в меньшей степени,

чем нарушение, приносящее коллективный ущерб. Если отклонение от

поведенческих норм угрожает жизни человека, оно наказывается сильнее,

чем ущерб общественному порядку или имуществу. Девиантное поведение,

которое наносит большой материальный ущерб или реально угрожает

человеческому здоровью и жизни, переходит в иную категорию поведения и

квалифицируется как преступление.

Для

современной

России

изучение

и

профилактика

трудновоспитуемости чрезвычайно актуальны по следующим причинам.

Во-первых,

современный

мир

являет

собой

совокупность

всевозможных девиантогенных факторов (экономический кризис, социальная

дезорганизация, резкая социальная дифференциация и поляризация, смена

привычной системы ценностей и т.п.). Подавляющий процент социальных

отклонений оказывает деструктивное влияние на развитие общества. В таких

непростых для формирования личности ребенка условиях исследование

проблемы

отклоняющегося

поведения

приобретает

особенную

теоретическую и прикладную значимость.

Во-вторых, в силу психологических особенностей младшие школьники

уязвимы для возникновения почти всех основных форм девиантного

поведения.

Различные

формы

отклоняющегося

поведения

тесно

взаимосвязаны, поэтому вовлечение ребенка в один вид девиантных

действий значительно повышает вероятность их вовлечения также и в

другие. Отсутствие или неэффективность профилактических мер в младшем

школьном возрасте приходит к обострению проблемы девиантности по мере

достижения

ребенком

подросткового

возраста

пьянство

вызывает

агрессивность, употребление наркотиков вовлекает детей в преступность,

территориальные неформальные объединения подростков и юношества

трансформируются в криминальные группировки.

Дети

с

так

называемой

«педагогической

запущенностью»,

трудновоспитуемые

дети

становятся

самой

проблемной

категорией

учащихся. С такими детьми, как правильно, работает весь комплекс

специалистов: классные руководители, педагоги-психологи, социальные

педагоги, медработники, инспектор по делам несовершеннолетних и др.

Вышеперечисленные

причины

объясняют

актуальность

изучения

отклоняющегося

поведения

младших

школьников

в

современных

социокультурных условиях.

Девиантное

поведение

является

областью

междисциплинарных

исследований. Теории, опирающиеся на биологический подход к объяснению

природы, рассматривают отклонение поведения от принятой в обществе

социальной нормы в связи с биологическим складом индивида девиантности

(Ч.Ломброзо, Кречмер, Шелдон, М.Шлапп и др.). Теории, использующие

подход психологии личности, делают упор на личностные факторы человека

(Фрейд, Шуэсслер, Крессли и др.). Социологические теории учитывают в

девиациях социальные и культурные факторы, влияющие и определяющие

поведение человека в обществе (А.Коэн, Э.Дюркгейм, Р.Мертон, Р.Кловард,

Л.Олин, Г.Тард и др.). В результате многочисленных исследований были

получены сведения о характерных проявлениях, структуре и динамике

различных форм девиантного поведения.

Отечественная социология рассматривает нежелательные для общества

нормонарушающие

проявления

девиантного

поведения

с

позиции

социологической теории, так как отклоняющееся поведение представляет

собой сугубо социальный феномен, формы его проявления имеют общий

генезис и причины, находятся в сложных взаимосвязях и зависят от

экономических

и

социальных

условий

(В.С.Афанасьев,

Ю.Г.Волков,

А.А.Габиани,

Я.И.Гилинский,

А.И.Кравченко,

В.Н.Кудрявцев,

И.В.Маточкин,

Р.С.Могилевский,

М.Е.Позднякова,

А.Л.Салагаева,

А.М.Яковлев и др.).

Социология девиантного поведения тесно взаимосвязана с другими

научными направлениями и дисциплинами, а именно с психологией,

суицидологией,

наркологией,

криминологией,

социальной

педагогикой.

Изменения, происходившие за последние два десятилетия во многих

областях нашей жизни, стали серьёзным стрессогенным фактором для

подрастающего поколения. Вынужденное освобождение от традиционных

норм

и

ценностей,

размытость

моральных

границ,

отсутствие

положительных образцов поведения, недостаточный социальный контроль

способствуют росту отклоняющегося поведения детей, повышают риск

вовлечения их в алкогольную и наркотическую зависимость, преступность,

антисоциальные

группы

и

тоталитарные

секты

(Р.Ю.Александров,

В.П.Васильев,

М.А.Галагузова,

О.В.Гершгорина,

Т.Д.Владимирова,

Л.А.Клейберг,

В.Т.Кондратенко,

В.Д.Менделевич,

Т.П.Мозговая,

М.Е.Позднякова, В.А.Пятунин, А.Л.Салагаева, А.В.Хомич, Т.Б.Щепанская и

др.).



В раздел образования