Автор: Тунгускова Светлана Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Синеглазка"
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Технологическая карта НОД
Тема: "Рисование в нетрадиционной технике "Весеннее дерево". Кляксография"
Раздел: дошкольное образование
Технологическая карта НОД
в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи № 17
1.
Ф.И.О. педагога
Тунгускова Светлана Васильевна
2.
Группа (возрастная категория,
направленность)
Старшая группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи № 17
3.
Тема НОД
Рисование в нетрадиционной технике «Весеннее дерево» (кляксография)
4.
Цели и задачи НОД: в соответствии с
формируемыми знаниями, умениями,
компетенциями
- образовательные
- развивающие
- воспитательные
Цель: формирование умений выполнять работу в нетрадиционных техниках.
Задачи:
- познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования «кляксография»;
- познакомить детей с методом рисования при помощи трубочки;
- развивать любознательность, познавательный интерес к объектам окружающего мира;
- развивать дыхательную систему;
- совершенствовать речь как средство общения;
- воспитывать эстетический вкус и аккуратность.
5.
Тип НОД (фронтальная, подгрупповая,
индивидуальная)
Подгрупповая деятельность
6.
Вид НОД
Продуктивный вид НОД
7.
Используемые педагогические технологии,
методы и приемы
Технологии: технология исследовательской деятельности, личностно - ориентированная
технология, игровая технология, технология проблемного обучения, информационно-
коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии (Су-Джок).
Методы: наглядные методы (прием показа предметов и образца, прием показа способов действий);
словесный метод (рассказ, беседа, художественное слово); практический метод (планирование
выполнений заданий, постановка задания, анализ результатов); информативно - рецептивный метод
(рассматривание, образец воспитателя); исследовательский метод, метод наблюдения.
8.
Ресурсы:
дидактические материалы, оборудование,
ЦОР (цифровые образовательные ресурсы),
ИОР (информационные образовательные
ресурсы)
Раздаточный материал: акварельные краски, ватные палочки, трубочки для коктейля, стаканы-
непроливайки, тонированные альбомные листы А4, салфетки – по комплекту на каждого ребенка.
Иллюстрации деревьев, иллюстрации картин Эрика Булатова и Олега Васильева, схема строения
дерева, портреты художников.
Интерактивная доска, презентация, произведение «Весна» П. И. Чайковского.
1
2
3
4
5
Этапы НОД
Методы, формы,
приемы, возможные
виды деятельности
Содержание
Формируемые
компетенции
Время
(25 мин.)
Деятельность
педагога
Деятельность воспитанников
Словесный
Наглядный
Активизация
словаря: трубочка для
коктейля.
Обогащение словаря:
кляксография.
Предварительная работа:
тонирование листов,
прослушивание произведения
«Весна» П. И. Чайковского
рассматривание изображений
весенних деревьев.
Дети тонируют альбомные
листы, слушают музыку и
смотрят презентацию,
рассматривают
иллюстрации, участвуют в
диалоге.
Информационная
Внутренняя мотивация
на деятельность.
до 7 мин.
1.
Этап мотивации к
деятельности
(создание проблемной
ситуации)
Психологический
настрой
Словесный
Беседа, обсуждение.
Актуализация
знаний.
Организационный момент
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева –друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
- Дорогие мои, волшебники!
Знаете, почему я к вам так
обратилась? Потому что
сегодня вы попробуете
совершить настоящее
волшебство.
-Какие предметы используют
волшебники?
-Мы с вами волшебники-
художники, поэтому у нас
свои волшебные предметы –
Приветствуют педагога и
гостей.
Участвуют в действиях.
Ответы детей: волшебную
палочку, шапку-невидимку,
сапоги-скороходы, скатерть
самобранку, волшебное
Эмоциональная
Психологическая
готовность детей.
Эмоциональная
Формальная
готовность к
предстоящей
деятельности,
привлечение
произвольного
внимания.
Самоопределение к
деятельности.
Приём загадки –
интерпретации.
Проблемная
ситуация
трубочки. Они помогут нам
совершить волшебство –
нарисовать обычную картину
необычным способом.
-А вот, что именно мы будем
рисовать этими волшебными
предметами, вы узнаете,
отгадав загадку:
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
- Проверим, правильно ли вы
отгадали! (Детям
показывается слайд, на
котором изображено одно и
то же дерево в разное время
года).
- Правильно отгадали.
Молодцы!
- Объясните, как дерево
весной веселит?
- Как летом холодит дерево?
- Как осенью дерево питает?
- Как вы понимаете, что
дерево зимой согревает?
- Все верно! Молодцы!
зеркальце.
- Дерево.
Участвуют в диалоге,
высказывают свое мнение,
отвечают на вопросы
педагога.
- Появляются зеленые
листочки.
- Под деревом в жару
прохладно, тень.
- На деревьях созревают
плоды: яблоки, груши.
- Печки топят поленьями.
Информационная
Внутренняя мотивация
на деятельность.
Объяснение и показ
выполнения работы
Практическая часть
- Ребята, сейчас мы с вами
отправимся в картинную
галерею. Я хочу показать вам
иллюстрации знаменитых
художников, которые
использовали этот метод
рисования в своих работах.
Это творчество Эрика
Булатова и Олега Васильева
(показ слайдов с
иллюстрациями из сказки
«Золушка»).
- Как вы, думаете, что
помогло этим художникам
создать образ дремучего леса?
- Правильно! Кляксы!
- Кляксы бывают разные:
страшные и милые, злые и
добрые. Все зависит от
фантазии художника.
- Молодцы! Сейчас проходите
на ковер, присаживайтесь!
Ребята, посмотрите на
строение дерева (схема
прикреплена на мольберт).
- Из каких частей
состоит дерево?
-Какого цвета будут ствол,
ветки у дерева? А листья?
Отправляются в галерею,
рассматривают картины,
участвуют в диалоге.
Ответы детей.
Дети садятся полукругом на
ковер.
Ответы детей.
- Ствол, ветки – коричневые,
листья – зеленые.
- Мы с вами настоящие
волшебники, поэтому
попробуем изобразить наше
весеннее дерево без кисти и
карандаша. Мы будем
использовать трубочку,
кляксу и воздух. Для этого на
бумагу капаем из флакончика
каплю жидкой краски и
рисуем ствол дерева, раздувая
каплю через трубочку
(«выдуваем» ствол). А листья
нарисуем методом «тычка»
ватными палочками.
(показ презентации
последовательной работы в
нетрадиционной технике)
Внимательно смотрят,
слушают, запоминают.
Пальчиковая
гимнастика
- А, что нам в работе
поможет?
Игровое упражнение Су-Джок
Этот шарик не простой!
Весь колючий, вот такой.
Меж ладошками кладём
Им ладошки разотрём.
Вверх и вниз его катаем
Свои ручки развиваем!
- Умелые руки.
Активно выполняют
упражнения.
Компетенция
здоровьесбережения
Снятие напряжения,
эмоциональная и
физическая разрядка.
2.
Этап
актуализации
знаний
(решение
проблемной ситуации)
Словесный
Практический
Самостоятельная
работа
- Всех приглашаю в нашу
творческую мастерскую.
Приступаем к работе.
Звучит тихая, легкая музыка
Дети проявляют желание и
интерес, подходят к столам,
садятся, рисуют.
Коммуникативная
Воспроизведение
информации
Когнитивная
15 мин.
П. И. Чайковского «Весна».
(Во время выполнения слежу
за работой детей, даю
индивидуальные советы).
Осознание себя как
участника
познавательного,
творческого процесса.
3 мин.
3.
Рефлексия
Прием «Класс»
- Наше занятие подошло к
концу. Чему же вы сегодня
научились, какому
волшебству?
- А что помогло вам получить
такие замечательные рисунки,
кроме волшебства?
Вам понравилось быть
художниками? Тогда покажем
класс!
Рисунки отправляются на
выставку.
- Рисовать необычным
способом.
- Старание, внимание и,
конечно же, любовь к
природе.
Дети поднимают большой
палец вверх. Делятся
впечатлениями, дают оценку
проделанной работе,
выражают собственные
чувства и эмоциональный
отклик от полученного
результата.
Коммуникативная
Эмоциональная
Формирование
самооценки,
самореализации и
успешности.