Напоминание

"Воспитание дружеских отношений в сюжетно - ролевой игре"


Автор: Попова Марианна Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ласточка"
Населённый пункт: город Ноябрьск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Воспитание дружеских отношений в сюжетно - ролевой игре"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Ласточка»

«

Воспитание дружеских отношений

»

в сюжетно

ролевой игре

Подготовила

Попова Марианна Александровна

Дружба - отношения между детьми, основанные на взаимной привязанности, духовной

близости, общности интересов, симпатии. За пределами семейного круга наиболее

значительными для ребенка социальными отношениями является отношения с друзьями.

Дружеские отношения в раннем возрасте зачастую хрупки; они быстро устанавливаются и

так же быстро прерываются. Тем не менее, даже у дошкольников может быть крепкая

дружба.

При формировании и укреплении дружеских отношений детей значительная роль

отводится игре. Некая другая деятельность, даже самые совершенные и методические

отношения занятия, не смогут сделать того, что может сделать игра. Играя поначалу

просто рядом, а потом, объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с

партнерами, подчинять свои действия общему замыслу игры. Все это способствует

развитию дружеских отношений между ними. Это работа требует от педагога большого

мастерства, глубокого знания детской психологии и индивидуальных особенностей детей.

Ролевая игра является выражением возрастающей связи ребенка с обществом - особой

связи, характерной для дошкольного возраста. Центральным моментом ролевой игры

является роль, которую берет на себя ребенок. При этом он не просто называет себя

именем соответствующего взрослого человека ("Я - космонавт", "Я - мама", "Я - доктор"),

а, что является самым главным, действует как взрослый человек, роль которого он взял на

себя и этим как бы отождествляет себя с ним. Через выполнение игровой роли

осуществляется

связь

ребенка

с

миром

взрослых.

Именно

игровая

роль

в

концентрированной форме воплощает в себе связь ребенка с обществом. Эта работа

начинается с того, что детей приучают бережно, с уважением относиться к сюжетно-

ролевой игре, товарищам. Ребенок построил домик, долго трудился, чтобы сделать его

красивым. Воспитатель обращает внимание всех детей на постройку, предлагает

осторожно ее обходить, чтобы нечаянно не задеть, показывает пример. Если хочется

получить игрушку, которую видеть в рамках других, отнять ее нельзя, следует ее вежливо

попросить: "Дай, пожалуйста, когда закончишь играть".

Важно достичь того, чтобы дети заботились о других, помогали им не по принуждению, а

добровольно, чтобы ими руководили не эгоистические мотивы. Иногда мотивом помощи

другим бывает стремление показать себя выше всех заслужить похвалу взрослых. В таком

случае надо показать ребенку, что и другие не хуже его умеют строить, придумывать

сюжетно-ролевую игру. Доброжелательное отношение к товарищам должно стать

привычным, обязательным, и совсем не нужно за всякий товарищей поступок хвалить

ребенка не проявляет, в этом виноваты взрослые, которые не понимают его, находят к

нему правильного подхода.

Итак,

общение

и

сюжетно-ролевая

игра

дошкольников

тесно

связаны.

Формируя

внеситуативное общение, мы подготавливаем, или совершенствуем игровую деятельность

детей. Организуя игру (предлагая детям новые игры), мы способствуем развитию их

общения. Сюжетно-ролевые игры содержат богатые возможности для создания самых

высоких форм коллективных взаимоотношений. Отношения, которые формируются в

ходе сюжетно-ролевой игры, не утрачиваются, а переносятся, на другие действия

становятся навыком ребенка. Становление ребенка как личности происходит в сюжетно-

ролевых играх, где моделируются человеческие отношения.

Воспитатель в группе - самый главный человек для маленького ребенка. Ребенок

безоглядно доверяет воспитателю, наделяет его непререкаемым авторитетом и всеми

мыслимыми достоинствами: умом, красотой и добротой. Вся жизнь ребенка в детском

саду зависит от Главного Взрослого. В глазах ребенка именно он определяет, когда можно

играть или пойти на прогулку, порисовать или побегать, а когда вместе со всеми детьми

нужно спокойно посидеть и послушать. Он устраивает всевозможные игры, танцы,

занятия, представления, читает замечательные книжки, рассказывает сказки и т.д. Он

выступает в качестве последней инстанции в решении детских конфликтов, устанавливает

правила, он все знает и может помочь, поддержать, похвалить, а может и незаметно,

отругать или оттолкнуть. Поскольку воспитатель является для ребенка фигурой значимой,

именно на него ложится основная ответственность за построение того типа общения с

ребенком, который выступит в качестве наиболее благоприятного контакта, наиболее

благоприятных условий для установления дружеских отношений. Функция воспитателя

направлена на развитие у ребенка осознания себя как субъекта общения и восприятия

сверстником

в

качестве

субъекта

взаимодействия.

Другими

словами,

именно

воспитателем организуется специальная работа по формированию дружеских отношений

со сверстниками.

Важно помнить - каждый ребенок занимает определенное положение в группе

сверстников. Это необходимо учитывать в своей работе. Нужно обеспечить успех в

деятельности малоактивным детям, не пользующимся популярностью среди сверстников.

Это поможет привести к изменению их позиций и будет эффективным средством

нормализации отношений со сверстниками.

Педагогический такт является одним из главных проявлений мастерства педагога.

Тактичное отношение - это уважение к личности ребенка. Требовательность к нему,

искренность и доброжелательность. Тактичный педагог всегда находит оптимальную

меру воздействия в каждом отдельном случае, а также учитывает возрастные и

индивидуальные особенности ребенка.

Раз в неделю, можно и чаще, включать игровые упражнения в педагогический процесс,

что

способствует

формированию

дружеских

взаимоотношений

со

сверстниками.

Проводить с детьми беседы о дружбе, например "Добро не требует награды", "О

заботливом отношении к сверстникам", "Что значит хорошо дружить?", "Если заболел

друг" и др.

Взаимодействия между детьми, объединяющимися на основе интереса друг к другу,

личной симпатии, является наиболее устойчивым и благоприятным для развития игр.

Если ребята дружат, то их отношения не исчерпываются только игрой. Они продолжают

быть внимательными друг к другу и в повседневной жизни. Дружеские отношения

способствуют

становлению

способности

понимать,

оценивать

себя.

При

этом

самопознание осуществляется не через выявление своих возможностей в практической

деятельности, что возникает значительно раньше, а через раскрытие отношений к другим

детям. Дружеские отношения со сверстниками имеют большое значение в формировании

человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения.

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. Общение дошкольника со

сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Сюжетно-

ролевая игра, также как и другие виды игр, оказывает большое влияние на формирования

дружеских отношений среди сверстников.



В раздел образования