Напоминание

"Дружат дети всей Земли"


Автор: Агеева Татьяна Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№33 "Земляничка"
Населённый пункт: г. Выкса Нижегородской области
Наименование материала: Конспект
Тема: "Дружат дети всей Земли"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия "Дружат дети всей Земли" (подготовительная группа)

Цель: Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных

национальностей. Развивать речь детей.

Задачи.

Образовательные:

продолжать знакомить

детей

с разными

народами, населяющими

планету;

познакомить с культурой этих народов;

показать, в чем состоит различие и сходство людей разных рас;

вызвать интерес, любознательность к культуре, языку, деятельности,

быту других народов;

воспитывать доброжелательное отношение ко всем народам Земли;

Развивающие:

продолжать

работу

по

расширению

кругозора

детей,

а

также

представления о мире;

развивать умения участвовать в совместной игре с другими детьми;

развивать умение игрового общения;

учить описывать внешний вид людей;

обогащать словарь, закрепляя новые слова;

учить подбирать родственные однокоренные слова;

упражнять

в

подборе

синонимов,

в

составлении

сложных

прилагательных,

состоящих

из

простых

прилагательных

и

существительных;

Воспитательные:

воспитывать уважение к обычаям, культуре других народов, населяющих

нашу планету;

Развивающие: продолжать работу

по

расширению

кругозора детей; а

также представления о мире; развивать умения участвовать в совместной

игре с другими детьми, развивать умение игрового общения; учить

описывать внешний вид людей, обогащать словарь, закрепляя новые

слова; учить подбирать родственные однокоренные слова, упражнять в

подборе синонимов, в составлении сложных прилагательных, состоящих

из

простых

прилагательных

и

существительных;

развивать

интонационную выразительность речи.

Интеграция образовательных областей:

коммуникация, познание (ФЭМП), физическая культура, здоровье, музыка,

чтение художественной литературы, безопасность, социализация.

Виды детской деятельности:

игровая, музыкально-художественная, коммуникативная,

восприятие

художественной литературы

Материал:

магнитофон, аудио записи «Большой хоровод», восточная музыка

и т.д.;

Глобус

физическая карта России с изображением живущих на ней

народов разных национальностей;

мольберт, волшебный экран с изображениями народов разных

стран, их жилища и т.д.;

Атрибутика Феи цветов: цветик-пятицветик, указка;

куклы разных рас;

Танграм «Колумбово яйцо»;

карточки с цифрами на одной стороне, на другой стороне с

буквами;

бумажный хоровод народов мира;

льдины из картона

Предварительная работа:

изучение карты мира для детей, глобуса;

беседа с детьми на тему: «Люди каких национальностей живут

в нашей стране», рассматривание иллюстрационного материала

по теме;

просмотр

мультфильма

и

чтение

произведения чтение

сказки Катаева В. «Цветик-семицветик»;

просмотр мультфильма «Катерок»;

чтение стихов, пословиц, поговорок о дружбе;

загадывание загадок о дружбе;

разучивание наизусть стихи о дружбе;

изготовление атрибутов: бумажных кукол разных рас, цветика-

пятицветика, волшебного

экрана с

изображениями

народов

разных стран, их жилища и т.д., одной большой льдины для

подвижной игры, бумажного хоровода народов мира, карточек

с цифрами на одной стороне, на другой стороне с буквами,

на каждого ребёнка: конверт с игрой «Колумбово яйцо», по 2

льдины;

подвижная татарская игра «Хлопушка», бурятская народная

игра «Волк и ягнята», игра народов Севера «Ловля Оленей» и

т. д.;

танец «Чунга-Чанга»;

решение головоломок.

Ход занятия :

1.

Введение

в

тему.

Под песню «Из чего наш мир состоит» (муз. Б.Савельева, сл.

М.Танича) дети входят в центр зала, образуя круг.

Воспитатель: — Давайте возьмемся за руки, посмотрим на того, кто стоит

рядом с нами, и улыбнемся соседям своей самой доброй улыбкой.

А теперь закроем глаза; не отпуская рук, вытянем их вперед и соединим в

центре круга. Представьте себе, что каждый из вас сейчас теплый

солнечный лучик. Вы чувствуете рядом с собой такие же теплые лучики.

Откройте глаза. У нас накопилось очень много тепла, и мы готовы

поделиться им со всем миром! Потому что все вместе мы — большое яркое

солнце! Мы связаны крепкой дружбой, и никакие тучи не смогут нас

разъединить.

Теперь мы можем опустить руки, но сила и дружба останутся с нами.

И начнем наше путешествие...

Посмотрите на карту — сколько разных народов живет в нашей

стране! А как называется наша страна?

Дети: Наша страна называется Россия.

Воспитатель:

Народы,

каких

национальностей

живут

в

нашей

стране? (Ответы детей)

Наша страна во всем мире не одна, существуют ещё много разных

стран, в которых живут люди с разным цветом кожи, глаз и волос…

Давайте мы с вами отправимся в путешествие по земному шару на

поиски новых друзей. Путешествие будет необычное.

Закройте на минутку глаза и не подглядывайте. Сейчас произойдет

маленькое чудо.

2.Игровая ситуация.

Звучит

волшебная

музыка.

Воспитатель

перевоплощается

в

Фею цветов.

Фея Цветов:

Теперь можно открыть глаза. Ну вот, ребята. Я превратилась

в Фею цветов.

А значит, больше всего на свете я люблю что? (Цветы.)

- Правильно, цветы. Их у меня очень много, разных, красивых, но есть

среди них волшебный цветик-шестицветик Я принесла его вам. Вот он. С

его помощью можно очутиться в любом уголке земли. Нужно только

оторвать один лепесток и четко произнести волшебные слова: « Лети, лети

лепесток ,то на юг, то на восток покажи нам цветик как живут народы

эти.. ».

Давайте скажем все вместе громко... Дети произносят

громко.

- А теперь тихо, это все-таки волшебные слова.

3. Путешествие по земному шару.

Включается экран:

— Ребята, смотрите- (На экране появляется иллюстрация с

изображением японской девочки.) Как вы думаете, из какой страны может

быть эта девочка? (Из Японии.)

Как вы догадались? (Разрез глаз, национальная прическа и одежда.)

Ребята, как сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные

волосы . (Узкоглазый, темноволосый). У японцев светлая кожа, но есть

люди и с жёлтой кожей. Как сказать одним словом, что у человека жёлтая

кожа? (Желтокожий).

Совершенно верно, эта девочка из Страны Восходящего Солнца —

Японии.

Одежду, которую носят японцы, называется кимоно (как мужская, так и

женская).

- Ребята,

посмотрите

здесь,

на

земном

шаре

расположена

страна

Япония. Фея цветов показывает указкой Японию.

- Люди

этой

страны

выращивают

чай,

рис,

употребляют

в

пищу

морепродукты (креветки, кальмары, разную рыбу), любят заниматься

изготовлением кукол из дерева, из бумаги, плетение корзин и вееров.

- В Японии необычные многоэтажные (многоярусные) храмы, с необычной

формой крыши (показ иллюстрации - буддийский храм) и высокие красивые

горы (показ иллюстрации Фудзияма).

(На экране появляется иллюстрация с изображением японских детей.)

Японские дети многое могли бы рассказать нам о своей стране, только

как же мы их поймем? ( ответы детей.)

Мы смогли бы понять друг друга с помощью языка нашего

лица (мимики) и рук (жестов).

Давайте пошлем им наше приветствие. В Японии люди приветствуют

друг друга поклоном корпуса. (Воспитатель демонстрирует детям, а те

повторяют.)

А как бы нам подружиться с этими детьми?

Что любят делать все дети на большой планете? (Играть.)

В Японии очень любят различные головоломки, и в знак нашей дружбы они

прислали

нам

игру

«Танграм» (воспитатель

демонстрирует) это

выкладывание геометрических фигур , есть и другое название этой игры:

Колумбово яйцо. Мы сейчас с вами поиграем в эту игру.

Возьмите каждый по конверту и сядьте на ковёр лицом к экрану и так,

чтобы друг другу не мешать.

— Откройте конверт. Каждому из вас предлагается набор, из десяти фигур.

Вы

должны

сложить

все

фигуры

так,

чтобы

у

вас

получилось

яйцо. (Звучит восточная музыка.)

Дети

выполняют

задание

на

ковре,

возле

мольберта,

а

затем рассматривают, что получилось.

Ребята, вам понравилась эта игра? (Да)

Молодцы, ребята! Все справились с заданием, складывайте детали в

конверт.

А на память о нашей встрече нам осталась кукла - японка и еще

интересная игра «ТАНГРАМ», в которую вы сможете поиграть в свободную

минутку.

А мы отправимся дальше. Отрываем еще один лепесток и вспоминаем

волшебные слова... (Дети встают в круг и повторяют волшебные слова.)

Включается экран: —

Ребята, смотрите —

(На экране

появляется иллюстрация с изображением девочки негритянки.)

И теперь он показывает нам девочку с черным цветом кожи. Как её

назвать одним словом? (Чернокожая)

Кто из вас знает, где живёт девочка с черным цветом кожи?

Дети:- Девочка с чёрным цветом кожи живёт в Африке.

- Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре расположена Африка. Фея

цветов показывает указкой Африку.

- А теперь расскажите, как выглядит девочка.

- Ребята, как сказать одним словом, что у девочке большие глаза, карие

глаза,

темные

волосы, кудрявые

волосы.. . (Кареглазая,

большеглазый,

темноволосый)

Какая одежда у неё?

Дети: В Африке очень жарко, поэтому и одежда у девочки лёгкая.

- Они неравнодушны к бусам и браслетам (как мужчины, так и женщины),

жители разных племён Африки предпочитают одежду красного, оранжевого,

коричневого и зеленого цветов.

- А вот как выглядит жилище коренных жителей Африки. Жилище —

однокамерное

круглое,

квадратное

или

прямоугольное

в

плане,

с

конусообразной крышей. Строительным материалом служат глина, камень,

кустарник, трава, дерево, ветки, солома,

пальмовая древесина, бамбук,

листья банана и фикусовых;

Они занимаются земледелием: выращивают некоторые виды пшеницы и

кофе, бобовые; скотоводством (верблюды), крупный и мелкий рогатый скот,

лошади, ослы. Основная пища — каши, лепёшки, кислое молоко, мясо,

жаренное на вертеле, рыба, чай, кофе.

Мы не знаем языка этих народов, и поэтому опять поздороваемся без

слов.

Некоторые

племена

в

Африке

здороваются

носами, вот

так. (Воспитатель показывает.)

Теперь вы сами поздоровайтесь друг с другом, по-африкански.

Как вы думаете, ребята, что больше всего любят делать африканские

дети?

Дети: Африканские дети больше всего любят танцевать.

- Тогда, как вам кажется, как легче всего будет с ними подружиться? (Это

потанцевать по- африкаснки.)

Танец «Чунга-Чанга».

— Ну что ж, ребята, мы нашли новых друзей и в жарких странах.

В

память

о

них

у

нас

остался этот

танец и африканская кукла.

Сколько у нас осталось еще лепестков?

Дети: У нас осталось еще 4лепестка.

- Отрываем еще один и повторяйте за мной волшебные слова: « Лети, лети

лепесток ,то на север, то на запад покажи нам цветик как живут народы эти».

Давайте скажем все вместе громко... Дети произносят громко.

- А теперь тихо, это все-таки волшебные слова.

Включается экран:

Появляются иллюстрации с народом севера.

Как называется народ, живущий на Севере? (Ненцы, эскимосы, якуты,

чукчи.)

Где

живут

эскимосы? (На севере нашей

страны,

там

где

холодно.) Ребята, посмотрите здесь, на земном шаре живут эскимосы.

-Как

вы

думаете,

почему эти

дети так тепло

одеты? (ответы

детей). Эскимосы шьют одежду и обувь из шкур убитых на охоте животных.

Непромокаемую обувь изготавливают из выделанных тюленьих шкур без

шерсти.

А теперь расскажите, как выглядят дети?

Ребята, как сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные

волосы (Узкоглазый, темноволосый). Как сказать одним словом, что у

человека жёлтая кожа? (Желтокожий).

—Какое у детей настроение?

— Вы сказали, что дети веселые. Как еще можно сказать, какие они?

Подберите к слову веселые слова, близкие по смыслу (радостные, бодрые,

довольные, оживленные).

Вы знаете, ребята, у эскимосов очень необычные дома. Их жилище

называется иглу.

Так как это северный народ, то даже жилище свое они строят из

больших обточенных кусков льда. В нем раскладывают меховые шкуры,

разводят огонь. Суровый мороз снаружи не даст растаять толстым слоям

снега, и пурга не страшна.

А еще эскимосы занимаются оленеводством, любят охотиться и ловить

рыбу.

Ребята, давайте подберём родственные слова к слову «рыба». Ответы

детей: рыбка, рыбак, рыболов, рыбёшка, рыбацкий, рыбный, рыбачить.

А теперь подберём родственные слова к слову «охота» ». Ответы

детей: охотник, охотиться, охотничье, охотничий.

Молодцы, ребята.

А здороваются эскимосы, помахивая руками. (Дети показывают.)

Вы хотите с ними подружиться? Тогда давайте поиграем в любимую

игру эскимосских детишек «Белые медведи».

Подвижная игра «Белые медведи». Проводится под музыку «Песенка о

медведях»

Ход игры.

Дети разбиваются на две команды. У каждого игрока (медведя) по две

льдины. По сигналу первые медведи начинают перемещаться с льдины на

льдину, стараясь не оступиться. Нужно добраться до большой льдины и там

дожидаться остальных. Когда все медведи доберутся до большой льдины,

надо постараться и удержаться всем вместе, чтобы никто не упал в ледяную

воду.

— Молодцы, вы проявили настоящую крепкую дружбу в этой не

легкой борьбе со льдинами. Отрываю еще один лепесток и произношу

волшебные слова... Лети, лети, лепесток через запад на восток, через север,

через юг, лишь коснешься ты земли- пословицу о дружбе ты мне подскажи.

На экране появляется пословица.

«Крепкую дружбу и топором не

разрубишь».

- Ребята, а какие вы знаете пословицы о

дружбе

? Ответы детей.

1. Старый друг, лучше новых двух. 2. Друга ищи, а нашел,

береги. 3. Друзья познаются в беде.

4. Дружба заботой да подмогой крепка!

5. Живи не скупись с друзьями делись!

6. Где дружба прочна, там хорошо идут дела.

7. Добро потеряешь - опять наживёшь , а друга потеряешь - уже не

вернёшь.

Ну что ж, и в холодных странах мы тоже нашли себе друзей, не

похожих на нас. И память о них осталась эта подвижная игра и эскимосская

кукла. Ребята смотрите оторвался еще один лепесток, быстрей скажем

волшебные слова за мной. Лети, лети , лепесток ,через север на восток ,через

запад, через юг лишь коснешься ты земли что-то интересное нам покажи. ,

Включается

экран:

Появляются музыкальные отрывки из детских песен: Угадай и назови песню.

«Мир похож на цветной луг» «Улыбка» В.Шаинского. «Настоящий друг»

М.Пляцковского , «Родина моя» Д.Тухманова,

Ребята у нас остался последний лепесток, а нам нужно вернуться

домой...

Давайте-ка, скажем, волшебные слова... Лети, лети, лепесток через запад на

восток, через север, через юг, лишь коснешься ты земли в д/сад ты нас

верни.

Включается экран:

На экране появляются фотографии детей из другой группы

— А это дети нашего детского сада. Они очень дружные, любят играть,

танцевать, умеют читать и считать.

— И они приготовили для вас сюрприз.

Посмотрите, здесь лежат карточки с разными цифрами. Каждый из вас

должен

взять

по

одной

карточке

и

разложить

их

в

правильной последовательности, по порядку (от 1 до 10). Переверните

карточки и тогда мы сможем прочитать что-то очень важное.

Дети выполняют задание под музыку.

— Давайте прочитаем, что у нас получилось (дружба.)

— Почему это важные слова?

—А вы по-настоящему дружные ребята?

— Для вас важно будет, какого цвета кожа, волосы или какой разрез глаз

у того, кто захочет с вами поиграть?

—А что важно для дружбы? (ответы детей, доброта, отзывчивость,

уважение, забота, поддержка, понимание)

И на память вам ребята дарят русскую куклу и прочтут стихи о дружбе.

Дружба — это тёплый ветер,

Дружба — это светлый мир,

Дружба — солнце на рассвете,

Для души весёлый пир.

Дружба — это только счастье,

Дружба — у людей одна.

С дружбой не страшны ненастья,

С дружбой — жизнь весной полна.

Друг разделит боль и радость,

Друг поддержит и спасёт.

С другом — даже злая слабость

В миг растает и уйдет.

Верь, храни, цени же дружбу,

Это высший идеал.

Вам она сослужит службу.

Ведь дружба — это ценный дар!

«Мы разные».

Вместе живут на огромной планете

Разные взрослые, разные дети.

Внешностью разные и цветом кожи,

Но, безусловно, мы в чём-то похожи!

Всем нам счастливыми хочется быть,

Новые звёзды на небе открыть,

Крепко дружить, не бояться другого

Друг мой в коляске, а что тут такого?

Едет он с нами на перегонки,

Вместе рыбачим мы с ним у реки.

Нет между нами преград и обид,

Он самый лучший, наш друг-инвалид!

Годы пройдут, и мы станем взрослее,

Ростом повыше, по жизни мудрее,

И поменяется мир весь вокруг,

Но рядом останется преданный друг!

- Действительно, мы такие разные — взрослые и дети Земли: чем же мы

отличаемся друг от друга?

• мы разговариваем на разных языках;

• по-разному одеваемся;

• выглядим по-разному;

• у нас разные жилища (дома);

• мы живем в разных уголках земного шара.

— Вы пока еще дети, но скоро станете взрослыми. И от вас будет зависеть

мир и счастье на нашей планете, оттого, научились ли вы дружить с детства!

Глядя

на

вас,

я

убедилась,

что

вы

все

очень

дружные,

добрые, внимательные , и всегда сможете прийти на помощь друг другу.

—Ребята, давайте в знак большой дружбы детей всей Земли встанем в

хоровод

и соединим его вокруг земного шара.

- Как красиво у вас получилось и споем песню.

«Большой хоровод».

Дети заводят хоровод под песню Б. Васильева на слова А. Хайта «Большой

хоровод». (поют и водят хоровод)

Воспитатель: Молодцы ребята, спасибо вам, за интересную работу.

Сегодня мы с вами познакомились с народами разных стран, а самое

главное

это

научиться

дружить

с

людьми

независимо

от

цвета

кожи, глаз, волос.



В раздел образования