Напоминание

Формирование национальной толерантности у детей старшего дошкольного возраста


Автор: Агеева Татьяна Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№33 "Земляничка"
Населённый пункт: г. Выкса Нижегородской области
Наименование материала: Проект:
Тема: Формирование национальной толерантности у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРОЕКТ: по формированию национальной толерантности у детей

старшего дошкольного возраста.

Тема: «ДРУЖАТ ДЕТИ ВСЕЙ ЗЕМЛИ»

Воспитанные люди уважают человеческую личность, поэтому всегда

снисходительны,

мягки, вежливы,

уступчивы.

На

современном

этапе

развития, на фоне социальных и экономических проблем, конфликтов на

национальной и религиозной почве, необходимым становиться воспитание у

подрастающего поколения чувства толерантности по отношению к другим

национальностям и народностям. Исторически сложилось так, что Россия

всегда являлась страной многонациональной, территория ее очень обширна и

занимает многие тысячи километров, в ее состав входит 21 республика. На

сегодняшний

день

в

нашей

стране

проживают

более

ста

народов,

большинство

из

которых

являются

жителями

коренными, и

сорока

национальностей. На сегодняшний день в г. Выкса проживает много народов

разных национальностей: русские, татары, таджики, грузины, армяне,

дагестанцы, молдаване, турки, украинцы, киргизы. В связи с пересечением

разных культур, традиций, религиозных взглядов, велик риск возникновения

конфликтов

на

национальной

почве.

Риск

возникновения

подобных

конфликтов могут усилить и такие факторы как:

- распространение недоброжелательности, озлобленности и агрессивности;

- понижение уровня культуры населения в целом;

- большое количество негативной информации в СМИ, в том числе о

представителях стран ближнего зарубежья и жителей Кавказа.

Проблема воспитания уважения к людям разных национальностей заставляет

по-новому

посмотреть

на дошкольное

образование.

Патриотическое

воспитание, в основном, включает в себя изучение только русской

(национальной) культуры, традиций. Необходимо давать детям элементарные

знания о других народах, проживающих в России.

Способность

к

принятию

чужих

ценностей,

культуры,

традиций

сможет развиваться

при

знакомстве

с

другой

культурой.

Именно

в

дошкольном

возрасте

у

детей

происходит

формирование

навыков

уважительного и доброжелательного поведения с представителями разных

народов.

В дошкольном детстве, когда формируются основы системы социальных

отношений и культура поведения, ребенок должен получить элементарное

представление о культуре, быте, традициях народов, проживающих рядом с

ним. Все это делает актуальным проект «Дружат дети всей земли»

Проект базируется на общепедагогических и частных принципах воспитания

толерантности:

- системности

- целенаправленности;

- учет индивидуальных возрастных особенностей;

- единства социально-организованного воспитательного процесса и реального

жизненного опыта;

- уважительного отношения к личности;

- единства знания и поведения;

- диалогичности и сотрудничества.

Участники

проекта:

дети

старшего

дошкольного

возраста,

родители,

воспитатели, специалисты ДОУ.

Цель проекта: Сформировать у детей старшего дошкольного возраста

толерантное отношение к национальным особенностям других народов.

Задачи воспитателя:

- подобрать необходимую литературу, освещающую вопросы формирования у

детей основ толерантного отношения;

- проведение своевременных консультаций для родителей и педагогов по

вопросам поликультурного воспитания.

Задачи педагогов и родителей:

-

применение педагогических

технологий,

способствующих развитию

толерантности у детей;

-

повышение

компетентности

родителей

по

вопросам

культурно-

нравственного воспитания;

- формирование у детей старшего дошкольного возраста способностей

понимать и принимать особенности других людей;

- повышение межличностной культуры общения в группе.

Новизна:

В

проекте

поднимается

практическое

решение

проблем

воспитания

толерантности у старших дошкольников. Проект направлен научить детей

быть терпеливыми к другому мнению, другой национальности, иной

религиозной веры, к представителям разных социальных групп. Проект

основывается не только на изучении народов бывших республик СССР, но и

на культуре коренных народов.

Характеристика проекта:

Проект

является

творческо-исследовательским,

групповым,

средней

продолжительности.

Время реализации проекта ноябрь 2019 – март 2020 года.

В основе работы по реализации проекта заложены следующие принципы:

учет особенностей местных условий, учет возрастных особенностей детей в

содержании и формах работы, интегрированный и комплексный.

1 этап. Подготовительный

1. Разработать план работы ДОУ по формированию толерантности на 2019-

2020 учебный год.

2.

Подобрать

методическую, художественную

литературу,

наглядно-

информационный материал.

3. Подобрать игрушки и атрибуты для игровой и театрализованной

деятельности.

4. Подобрать материал для изо-деятельности и продуктивной работы.

2 этап. Практический

Согласно особенностям местности, в которой находится детски сад, было

выбрано два направления реализации проекта:

1. Формирование у дошкольников чувства национальной толерантности

2. Приобщение дошкольников к культуре народов

Содержание работы Планирование

Составление плана

работы по

осуществлению проекта.

Составление плана

мероприятий «Недели

толерантности».

Планирование

мероприятий на

заданную тему

Консультации

1. «Необходимость

формирования толерантности

у детей дошкольного

возраста»

«Игра как способ

формирования толерантности

у дошкольников»

«Формирование толерантных

отношений у современных

дошкольников»

2. «Отражение

культуры, традиций

у народов в

легендах и

сказаниях. По

произведениям »

«Культура коренных

народов севера»

«Традиционные

праздники народов

Украины»

Педагогический

совет

1. «Поликультурное

воспитание - школа диалога

культур»

«Культурные особенности

различных национальностей:

песни и танцы, национальный

костюм, национальный

промысел»

2. «Толи сказка,

толи быль. Сказка

как отражение

культуры народов

севера»

«Культурные

особенности

Таджикских

народов: песни и

танцы,

национальный

костюм,

национальный

промысел»

Семинар

1. «Формирование

толерантности у детей в

условиях современной

системы образования»

2. «Мой дом –

Выкса»

Семинар-практикум «Тест на толерантность»

(деловая игра)

Работа МО

Подбор игр различных

народов мира

Содержание работы

с родителями

Анкетирование родителей

Составление генеалогического

древа

Выставка «Мой родной край»

Конкурс «Читаем всей

семьей» (иллюстрация

прочитанных книг)

Фотовыставка «Мы и наши

любимые животные.

Конкурс «Новогодняя игрушка

(с присутствием

национальных особенностей)

Праздники и

развлечения

Развлечение «Вороний день»

Физкультурный досуг

«Дружат сказки всей земли»

Детский праздник «Венок

дружбы»

Спектакль «Где же

солнышко?»

Развлечение «Медвежий

праздник»

Спортивная игра «Игры

разных народов»

Развлечение «Путешествие по

свету»

Содержание работы

с детьми

Диагностика

Чтение литературы разных

народов мира

Ознакомление с условиями

быта, труда, национальными

костюмами.

Ознакомление с музыкой и

танцами различных народов.

Изготовление поделок на

заданную тему

Знакомство с подвижными

играми других народов

Примечание:

1. Оформление зала для проведения праздников должно сочетать в себе

элементы культуры разных народов (поздравления на разных языках,

изображение элементов ИЗО деятельности и п. т), в сценарии праздников, так

же, должны содержать национальные особенности празднования других

народов).

2. Учитывая наличие национальностей в городе, для изучения были выбраны

следующие народы:

- таджики

- дагестанцы

- украинцы

3 Этап. Презентация проекта.

- Презентация и выступление-доклад о значимости проведенной работы

(проекта) на педсовете, родительском собрании.

- Выставка детских рисунков.

- Составление картотеки подвижных игр, сценариев праздников, досугов.

- Публикация реализации проекта.

Ожидаемые результаты:

- Повышение педагогической компетентности воспитателей и специалистов

детского сада по вопросам толерантности.

- Развитие творческих способностей воспитанников и педагогов детского

сада, их коммуникативных качеств.

- Укрепление взаимоотношений между родителями и сотрудниками детского

сада.

- Повышение уровня знаний детей о культуре других народов.

4. Этап. Новые перспективы.

По итогам реализации проекта будет проведен детальный анализ, намечены

пути коррекции его ошибок и слабых сторон, активизации сильных сторон.

Критерии результативности:

- оформление картотеки игр разных народов мира;

- повышение авторитета ДОУ среди родителей;

- улучшение психологического климата в детском коллективе;

- расширение представления о многообразии культур России и в мире.

В связи с этим, в проекте «Дружат дети всей земли» работа с детьми ведется

на

протяжении

всего

дня

пребывания,

используются

разные виды

деятельности. При определении основного содержания, форм, методов

организации разных видов деятельности обязательно учитывались возраст

детей, их знания, жененный опыт, предпочтения и поведение.

Приложение 1.

План проведения «Недели толерантности».

Дата

Мероприятие

Ответственный

С 18 по22

ноября

Чтение сказок народов мира

Воспитатели

18 ноября

Стенгазета «16 ноября –

Всемирный день толерантности»

Воспитатели

19 ноября

«День подарков» изготовление

сувениров и подарков для детей 2

младшей и Средней групп

Воспитатели

20 ноября

Памятки для родителей

«Рекомендации по толерантному

воспитанию детей»

Воспитатели

Специалисты

21 ноября

Спортивный праздник «Игры

разных народов»

Инструктор по физкультуре

Музыкальный руководитель

22 ноября

Фотовыставка «Мы и любимые

наши животные»

Воспитатели

Приложение 2.

Диагностика «Я и мир вокруг меня»

Вопросы для дошкольников:

1. Что такое «Я» и как ты это понимаешь?

2. У тебя есть друзья? Как ты можешь объяснить понятие «Я и ДРУГИЕ»?

3. Перечисли членов своей семьи. Что значит слово «СЕМЬЯ»?

4. Слушаешь ли ты взрослых? Правильное ли у тебя поведение, когда ты их

не слушаешь? Кто в твоей семье главный?

5. Как нужно вести себя в детском саду, гостях, магазине?

6. Кто-то обижает слабого. Как ты думаешь, какой это человек?

7. К вам в группу пришел новый ребенок, у него другой цвет кожи (более

темный), ты будешь с ним дружить? Почему?

8. Где живут Русские? (дагестанцы, украинцы, таджики и т. т.)

9. Чем славиться Россия? Наш город?

10. Какая страна самая холодная/жаркая?

11. Как ты думаешь, во что любят играть дети в других странах?

12. Как выглядит одежда людей живущих в теплых/ холодных странах?

13. Как ты будешь встречать гостя из другой страны?

14. Что такое мир? Что такое война?

15. Что нужно, что бы на всей планете был мир?

Приложение 3.

Анкета для родителей.

Уважаемые

родители,

детский

сад

изучает

уровень

толерантности

воспитанников. Просим Вас принять участие в анкетировании. Просим Вас

отметить правильный вариант ответа, а при необходимости написать свой.

Заранее спасибо за участие!

1. Определите отношение Вашего ребенка к членам семьи:

Заинтересован в общении со всеми членами семьи; Предпочитает общение с

некоторыми

членами

семьи;

Относится

ко

всем

равнодушно

Свой

вариант________________________________________

2. В ситуации, требующей проявления помощи, Ваш ребенок:

Оказывает помощь самостоятельно; всегда охотно помогает: помогает только

по просьбе; неохотно помогает; Помощь носит формальный характер;

отказывается

помочь;

игнорирует

просьбу

о

помощи;

свой

вариант_________________________________________

3. Как ребенок реагирует на изменение Вашего настроения?

Замечает и реагирует только на ярко выраженные эмоции (гнев, радость и

т.п.). Самостоятельно замечает и чутко реагирует на все Ваши эмоции

Замечает изменение настроения только в ситуациях, в которые вовлечен сам.

Замечает и реагирует, только когда ему об этом говорят, Редко замечает. Не

реагирует.

Игнорирует

изменения

настроения.

Свой

вариант

_________________________________________

4. Оцените, как часто Ваш ребенок самостоятельно проявляет заботу,

внимание по отношению к другим:

Всегда, часто, редко, никогда, свой вариант ____________________________

5. При успехе или неудаче других членов семьи Ваш ребенок:

Радуется, огорчается вместе со всеми. Иногда завидует успеху других,

радуется

неудаче.

Проявляет

равнодушие,

игнорирует.

Свой

вариант______________________________________________

Приложение 4.

Анкета для воспитателей.

Уважаемые

воспитатели

и

специалисты,

с

целью

выявления

знаний

педагогических работников ДОУ просим заполнить Вас данную анкету. Все

ответы должны быть развернутыми. Благодарим Вас за участие!

1.

Ф.

И.О.,

Ваша

возрастная

группа________________________

_______________________________________________________________

2. Знаете ли Вы национальный состав вашей группы? Учитываете ли Вы его

при

организационной

деятельности

детей?___________________

_________________________________________________________________

3. Является ли предметно-развивающая среда фактором формирования

межличностных

отношений

детей

разных

национальностей?

Ответ

обосновать_________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Какие формы и методы вы используете для формирования основ дружбы и

толерантности

между

детьми

разных

национальностей?________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. Знакомите ли Вы детей с культурой разных национальностей? Если да, то

уточните с культурами каких народов? Какие формы и методы Вы при этом

используете?___________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6. Как Вы считаете, достаточна ли проводимая Вами работа по воспитанию и

образованию

в

вопросах

поликультурного

развития?________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Приложение 5.

Методика «Необитаемый остров»

Цель: Выявить умение выслушивать другого человека, с уважением

относиться к его мнению, интересам, спокойно отстаивать свое мнение.

Методика проводиться с подгруппами детей. Взрослый предлагает детям

пофантазировать, представить, что они отправляются на необитаемый

остров, и рассуждать, опираясь на вопросы:

1. С чего бы вы начали свое существование на острове?

2. Чем будет заниматься каждый из вас? Попробуйте распределить

обязанности между собой.

3. Кого бы вы выбрали командиром?

4. На острове много хищных животных, как бы вы могли от них спастись?

5. На остров надвигается страшный ураган, что вы будете делать?

Высокий уровень – 3 балла. Ребенок проявляет инициативу в общении,

принимает на себя функцию организатора, вносит свои предложения,

распределяет обязанности, в то же время проявляет умения выслушивать

сверстника, согласовывать с ним свои предложения, уступать, убедить;

Средний уровень – 2 балла. Ребенок отличается недостаточной, но

положительной

активностью

в

общении,

принимает

предложение

инициатора,

соглашаясь,

может

возразить,

учитывая

свои

интересы,

выступить со встречным предложением;

Низкий уровень – 1 балл. Ребенок не вступает в общение, не проявляет

активности, пассивно следует за активными детьми, не высказывая своего

мнения, либо проявляет отрицательную направленность в общении.



В раздел образования