Автор: Джантаева Альбина Загировна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ "Актюбинская школа - интернат для детей с ОВЗ"
Населённый пункт: п.г.т. Актюбинский, Азнакаевский район, РТ
Наименование материала: конспект урока по математики в 5 классе
Тема: "Сложение и вычитание круглых сотен и десятков"
Раздел: среднее образование
Ф.И.О. педагога – Джантаева Альбина Загировна
Предмет – математика
Возраст детей – 11-12лет
Класс – 5
Дата проведения_______________
Время проведения – 40 минут
Тип урока – изучение нового материала.
Тема: «Сложение и вычитание круглых сотен и десятков».
Цель урока: формировать умения и навыки сложение и вычитание круглых сотен и десятков.
Задачи:
1)коррекционно-образовательные:
-создать условия для ознакомления с правилом сложения и вычитания круглых сотен и десятков;
-научить пользоваться данным правилом при решении примеров;
-закрепить умения складывать и вычитать круглые сотни, круглые десятки.
2) коррекционно-развивающие:
- развивать математическую речь, логическое мышление
на основе выполнения заданий на сложение и вычитание круглых чисел;
-способствовать развитию мыслительных процессов, связной речи учащихся, восприятия, наблюдательности, навыков самостоятельной работы.
3) коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету;
- воспитывать самостоятельность.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук.
Предварительная работа:
1.Подготовка класса к началу урока.
Программное содержание:
I. Организационный момент.
II.Основная часть урока.
1.Проверка домашнего задания
2.Актуализация цели урока.
3.Актуализация опорных знаний и способов действий.
4. Работа над новым материалом.
5.Физкультминутка.
6.Включение нового знания в систему знаний и повторение.
III. Заключительная часть урока.
1.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
2.Рефлексия (подведение итогов занятия).
Технологическая карта урока
№
п/п
Этапы урока.
Содержание
деятельности учителя
Содержание
деятельности ученика
Время
I.
Организационный момент.
1.Эмоциональный настрой на
урок.
Цель: создание положительного
настроя; атмосферы
психологической комфортности
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок
принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке,
ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых
открытий, а помощниками вам будут: внимание,
находчивость, смекалка. Сегодня мы будем работать под
девизом: Помогая другим, учимся сами!
- Как вы понимаете данное высказывание?
- Вместе учиться не только легче, но и интереснее. Мы будем
работать в группах. Какие правила работы в группе вы
должны помнить?
•
Помогать друг другу;
•
Вежливо и доброжелательно общаться;
•
Говорить тихими голосами;
•
Работать активно;
•
Отвечать за успехи каждого.
- Помните: совместная работа – это серьезный и
ответственный труд.
Настраиваются на
предстоящую работу в классе;
оценивают готовность к
уроку.
1мин
2.Пальчиковая разминка
Выполняют пальчиковую
разминку
1мин
II.
Основная часть урока.
1.Проверка домашнего задания,
воспроизведение и коррекция
опорных знаний учащихся
С.53 №104 (2)
Установить правильность, полноту и осознанность выполнения
домашнего задания, выявить и устранить в ходе проверки
обнаруженные проблемы
2 мин
2.Актуализация темы, цели урока.
Цель: подведение учащихся к
основной части урока
Формулировка задания, побуждение к рассуждению и
высказыванию своего мнения.
Организую формулирование темы урока учащимися, постановку
учебной задачи. Уточняю понимание учащимися поставленной
темы и целей урока.
Высказывать предположения
на основе наблюдений;
определять и формулировать
цели урока с помощью
учителя.
2мин
1.Определение темы и цели урока.
Из каких чисел состоит числовой ряд? – (круглых десятков).
10,20,30,….,…..,……,…….,…….,…….,90.
Из каких чисел состоит числовой ряд? – (круглых сотен).
100,200,300,….,…..,……,…….,…….,…….,900.
Назовите самое маленькое четырехзначное число (1000)
На электронной доске разместить опорные таблицы.
Прочитайте числа: 800,10,400,20,500, 90, 100, 60, 900
-Разбейте на 2 группы, дайте названия (обоснуйте ответ).
– Назовите компоненты сложения.
– Что называют разностью?
– Назовите компоненты вычитания.
-Определите тему урока, опираясь на слова подсказки.
Круглых, сложение, десятков, вычитание, сотен, и.
- А для чего необходимо уметь складывать и вычитать числа?
- Где в жизни вы встречали круглые трехзначные числа?
– Рассмотрите примеры и выберите те, которые отвечают теме
урока.
40 + 20 = 60 430 + 1 = 431 600 + 200 = 800
60 – 40 = 20 640 – 1 = 639 900 – 300 = 600
– Докажите, почему выбрали примеры первого и третьего
столбика?
Сегодня на уроке мы будем учиться складывать и вычитать круглые
сотни и десятки.
Откройте тетради, запишите число, тему урока: «Сложение и
вычитание круглых сотен и десятков»
На денежных купюрах -100,
500, 1000 рублей.
Во втором и третьем
столбике выполнено сложение
и вычитание круглых десятков
и сотен.
3.
Актуализация
опорных знаний и
способов действий.
Метод – словесный
Устный счет.
1.40+3 40+30
60+2 60+20
20+7 20+70
50+3 50+30
40+2 40+20
80+1 80+10
2.Запишите число, в котором:
2дес.5ед.; 7дес.4ед.; 3сот.,; 9сот.; 5сот. 7дес.
Выбирают правильный ответ.
Вспоминают алгоритмы
устных вычислений.
1.Устный счет.
43 70
62 80
27 90
53 80
42 60
2мин
3.Математический диктант.
Первое слагаемое 10, второе слагаемое 10, найдите сумму.
Уменьшаемое 60, вычитаемое 20, найдите разность.
Из девяти десятков вычли 6 десятков. Найдите результат
Я задумала число, прибавила к нему 50 и получила 60. Какое число
я задумала?
81 90
2.Запиши число.
25, 74, 300, 900, 570.
3.Математический диктант
20, 40, 3дес, 10.
4.Работа над новым материалом.
Организует работу по изучению алгоритмов сложение и
вычитания круглых сотен и десятков.
1.Рассмотрим решение примеров.
1ед.+1ед=2ед. 1+1=2
1дес.+1дес.=2дес. 10+10=20
1сот.+1сот.=2сот 100+100=200
Действия производятся на основе знания нумерации и сводятся к
действиям в пределах 10.
Какой вывод можно сделать?
Iгр., IIгр. считайте устно стр.54 №106(2)
IIIгр. считайте на счетах.
2.Рассмотрим решение примеров.
50 -30=?
600 – 400=?
5дес. – 3дес=2дес=20 6сот. – 4сот. =2сот
Вывод. Круглые десятки и сотни вычитаем так же как единицы.
Iгр., IIгр. считайте устно стр.55 №114
IIIгр. считайте на счетах.
3.Рассмотрите решение примеров.
1 сот. + 5 дес. = 1 сот. 5 дес. = 150
100 + 50 = 150
2) 120 – 20 = …
1 сот. 2 дес. – 2 дес. = 1 сот. = 100
120 – 20 = 100
– Для удобства решения данных примеров можно подчеркивать
разряды: единице одной чертой, десятки двумя чертами
Решите примеры на счетах стр.56 №126(2)
4.Рассмотрите решение примеров 430+20; 750 -30
Рассуждения проводятся так:
430 — это 4 сот. и 3 дес.,
20 — это 2 дес.
Складываем десятки: 3 дес.+2 дес. = 5 дес. 4 сот.+5 дес.=450
750 – 7 сот. и 5 дес.
30 – это 3 дес.
Вычитаем десятки:5дес. – 3дес. = 2дес
7сот. + 2дес= 7сот.2дес=720
Слушают объяснения учителя.
Рассматривают решение
примеров, сопоставляют
компоненты и результаты
действий, делают вывод.
Вывод. Круглые десятки и
сотни складываем так же как
единицы.
Считают на счетах.
Рассматривают решение
примеров, сопоставляют
компоненты и результаты
действий, делают вывод.
Вывод. Круглые десятки и
сотни вычитаем так же как
единицы.
9 мин
5.
Физкультминутка
Цель: повышение эмоционального
настроя, снятие мышечных
перегрузок
Ученики повторяют движения
за учителем
2мин
6.Включение нового знания в
систему знаний и повторение.
Цель: выполнение заданий,
которые содержат новое понятие,
изученные ранее
Выявить пробелы изучаемого материала, коррекция пробелов,
обеспечить закрепление знаний и способов действий.
1.Закрепление умений решения примеров на сложение и вычитание
круглых сотен и десятков в решении примеров.
Iгр.
стр.55 №117
IIгр.
стр.55 №119
IIIгр.
стр.54 №110
2.
Закрепление умений решения примеров на сложение и вычитание
круглых сотен и десятков в решении задач
Стр.56 №124
Стр.58 №138
Задача. На элеватор привезли 790 ц пшеницы, ржи на 70 ц
меньше, чем пшеницы, а овса на 50 ц больше, чем ржи.
Сколько центнеров овса привезли на элеватор?
– Какие слова можно взять для краткого условия?
– Что говорится о пшенице?
– Сколько привезли ржи?– Сколько привезли овса?
– Как оформим краткое условие?
Один учащийся у доски оформляет краткое условие,
комментируя свои действия.
– Можем ли сразу ответить на главный вопрос задачи:
сколько центнеров овса привезли на элеватор?
– Что будем находить первым действием?
– Каким арифметическим действием найдем количество ржи?
Почему?
Выполняют записи в тетрадях.
Решают примеры
проговаривая
алгоритм во внешней речи.
Читают задачу.
Определяют главные слова
для выполнения краткой
записи.
Выполняют краткую
запись.
Находят пути решения
задачи.
Решают задачу.
Пишут ответ.
18мин.
– Сможем ли ответить на главный вопрос задачи после того,
как найдем количество ржи?
– Каким арифметическим действием? Почему?
– Во сколько действий задача?
– Решите задачу самостоятельно.
– Что называют элеватором?
Элеватор – место для переработки, хранения зерна.
– Что делают из пшеницы, ржи?
– Что называем хлебом?
– Что относится к хлебобулочным изделиям?
– Как следует вести себя при приеме пищи?
– А знаете ли вы, что основной пищей и крестьян, и горожан
на Руси долгое время был хлеб – ржаной и пшеничный.
Ржаной хлеб выпекали ковригами, а из белой пшеничной
муки изготавливали круглые булки и караваи. Ели каши из
гречневой крупы, пшенной, перловой. Приправляли их
молоком или льняным маслом, или медом. Делали кисели из
овсяной или гороховой муки. Являясь основой питания
многих народов, хлеб рассматривается как источник жизни и
символ труда. Забота о «хлебе насущном» составляет
основную часть человеческой жизни.
III
Заключительный этап.
1.Домашнее задание.
Цель: познакомить детей с
домашним заданием.
Метод – словесный
С.57 №133
Информация о домашнем задании, инструктаж по его
выполнению.
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и
способов выполнения домашнего задания.
Варианты ответов детей
1мин
2.Рефлексия.
Цель: подведение итогов урока,
выставление оценок.
Метод – словесный
- Оцените свою работу на уроке.
-Все вы хорошо работали, мы многое успели сделать.
Выставляются оценки.
Варианты ответов детей.
Осуществляют самооценку
собственной учебной
деятельности;
соотносят цель и результаты,
степень их соответствия
2мин