Напоминание

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ТРЕНЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ЧЕРЕЗ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Автор: Домнина Елена Викторовна
Должность: инструктор-методист
Учебное заведение: МБУ ДО ДЮСШ Багаевского района Ростовской области
Населённый пункт: ст. Багаевская
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ТРЕНЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ЧЕРЕЗ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеская спортивная школа Багаевского района»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

"СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

ТРЕНЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ЧЕРЕЗ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"

Подготовила: Домнина Е.В.

инструктор-методист

1 квалификационной категории

В условиях модернизации системы образования возрастает роль

методической службы в совершенствовании профессиональной

компетентности педагогов, подготовке их к работе в новой образовательной

ситуации, в создании условий для их развития и самореализации.

Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой

спецификой тренерской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны -

реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно

изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества,

его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных

процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело

решать новые, более сложные задачи.

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной

активности, потребности тренера в самореализации путем непрерывного

образования. Суть самообразования заключается в овладении техникой и

культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно

работать не только над личностным самосовершенствованием, но и

профессиональным.

САМООБРАЗОВАНИЕ – целенаправленная познавательная

деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических

знаний в какой-либо области науки, техники, культуры. В основе

самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с

самостоятельным изучением материала.

Принципы самообразования:

Добровольность

Сознательность

Целенаправленность и целеустремленность

Научность

Сочетание теории с практикой

Систематичность

Управляемость и контролируемость самим человеком

Цели самообразования:

Самоцельное самообразование – это определенный вид деятельность,

который провоцирует и создает мотивы у человека для устойчивого интереса и

освоения знаний.

Попутное самообразование. Занимаясь целенаправленной деятельностью,

человек узнаёт что-то новое, позволяющее ему использовать эти знания и

умения дальше.

Целенаправленное самообразование, связано с тем, что человек сам ставит

себе цель в определённой области. Эта цель определяет дальнейшие шаги,

поиск средств для реализации цели, самостоятельность в постановке задач, в их

решении и в анализе результатов. В современных условиях выработаны

основные критерии профессионализма педагога. На основании которых можно

сделать вывод: Тренер-преподаватель 21 века - это: - гармонично развитая,

внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному,

общекультурному и физическому совершенству;

- умеющий отбирать наиболее эффективные приёмы, средства и технологии

обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

- умеющий организовать рефлексивную деятельность;

- обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.

Под самообразованием следует понимать

специально

организованную, самодеятельную, систематическую познавательную

деятельность, направленную на достижение определенных личностно и

общественно значимых образовательных целей: удовлетворение

познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и

повышение квалификации.

Эти изменения в первую очередь отражаются на обучающихся,

формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ

тренера как «несовременного человека» Конкуренция. Не секрет, что многие

родители, приводя ребёнка в спортивную школу, просят определить его к

"лучшему" тренеру-преподавателю. Квалифицированный тренер-преподаватель

в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе

учащихся, определении нагрузки.

Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки

зависит от квалификации и мастерства тренера-преподавателя. Без постоянного

усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая,

естественно, оплачивается выше.

Формы самообразования тренеров-преподавателей:

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: В

индивидуальной форме инициатором является сам тренер-преподаватель,

однако руководители методических и административных структур могут

инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде

деятельности методического объединения, семинаров, курсов повышения

квалификации обеспечивает обратную связь между результатами

индивидуального самообразования и самим тренером-преподавателем

План самообразования тренера-преподавателя должен включать: перечень

литературы, которую планируется изучить; формы самообразования; срок

завершения работы. Важное значение в процессе занятий по самообразованию

имеет умение работать с литературными источниками: необходимо делать

выписки, составлять конспект.

Формы организации самообразования

1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации. Главное

достоинство такой формы самообразования – возможность получения

квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также

возможность обмена опытом между коллегами

2. Получение второго высшего образования или второй специальности.

Главные достоинства такой формы самообразования: возможность выстраивать

индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства

программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие

предполагают индивидуальный выбор;

3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары,

олимпиады и конкурсы. Главные достоинства такой формы самообразования:

возможность пройти их в удобное для педагогов время; возможность выбора

темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога

вопросам.

4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:

научно-исследовательскую работу по определенной проблеме

посещение

библиотек,

изучение

научно-методической

и

учебной

литературы;

участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;

посещение учебно-тренировочных занятий своих коллег, обмен мнениями

по

вопросам

организации

занятий,

содержания

обучения,

методов

тренировочного процесса;

теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм учебно-

тренировочных занятий, внеклассных мероприятий.

5. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации

самообразования педагогов. Сетевое педагогическое сообщество – это интернет

- ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных

регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать

о себе, узнать нужную информацию.

Основные направления, в которых тренеру-преподавателю необходимо

заниматься самообразованием.

- профессиональное (вид спорта);

- психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);

- психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и

др.);

- методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы

обучения);

- правовое;

- информационно-коммуникативные технологии;

- охрана здоровья;

Составляющие процесса самообразования тренера-преподавателя:

Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и

приёмы обучения. Посещать учебно-тренировочные занятия коллег и

участвовать в обмене опытом. Периодически проводить самоанализ своей

профессиональной деятельности. Совершенствовать свои знания в области

классической и современной психологии и педагогики. Систематически

интересоваться событиями современной экономической, политической и

культурной жизни. Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей

культуры.

Самообразование тренера-преподавателя будет продуктивным, если: в

процессе самообразования реализуется потребность тренера-преподавателя к

собственному развитию и саморазвитию; тренер-преподаватель владеет

способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Тренер-

преподаватель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей

профессиональной деятельности; осуществляется взаимосвязь личностного и

профессионального развития и саморазвития.

Результат самообразования.

В личном плане самообразования тренера-преподавателя обязательно должен быть

список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый

срок. Результаты самообразования тренера-преподавателя отслеживаются на

определённых этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно

поэтапно):

- повышение качества учебно-тренировочного занятия (указать показатели, по

которым будет определяться эффективность и качество);

- разработанные или изданные методические пособия, предпрофессиональные

программы; разработка новых форм, методов и приёмов обучения;

- доклады, выступления;

- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

- выработка методических рекомендаций по применению новой

информационной технологии;

- разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским

технологиям;

- обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Современный тренер-преподаватель - это профессионал и личность

одновременно. Он не просто занимает рабочее место, но и украшает своим

личным отношением то, что составляет смысл его работы. Тренер -

преподаватель постоянно должен саморазвиваться, как в профессиональном,

так и в личностном плане. Так как самообразование составляет основу

успешности тренера в современных условиях, улучшает качество его учебно-

тренировочной деятельности, а так же приносит положительные результаты на

соревнованиях различного уровня.

Литература:

Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы/ Е.П. Ильин - СПб: Питер, 2000. - 512 с.



В раздел образования