Автор: Домнина Елена Викторовна
Должность: инструктор-методист
Учебное заведение: МБУ ДО ДЮСШ Багаевского района Ростовской области
Населённый пункт: ст. Багаевская
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ТРЕНЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ЧЕРЕЗ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеская спортивная школа Багаевского района»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
"СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
ТРЕНЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ЧЕРЕЗ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"
Подготовила: Домнина Е.В.
инструктор-методист
1 квалификационной категории
В условиях модернизации системы образования возрастает роль
методической службы в совершенствовании профессиональной
компетентности педагогов, подготовке их к работе в новой образовательной
ситуации, в создании условий для их развития и самореализации.
Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой
спецификой тренерской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны -
реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно
изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества,
его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных
процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело
решать новые, более сложные задачи.
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной
активности, потребности тренера в самореализации путем непрерывного
образования. Суть самообразования заключается в овладении техникой и
культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно
работать не только над личностным самосовершенствованием, но и
профессиональным.
САМООБРАЗОВАНИЕ – целенаправленная познавательная
деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических
знаний в какой-либо области науки, техники, культуры. В основе
самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с
самостоятельным изучением материала.
Принципы самообразования:
Добровольность
Сознательность
Целенаправленность и целеустремленность
Научность
Сочетание теории с практикой
Систематичность
Управляемость и контролируемость самим человеком
Цели самообразования:
Самоцельное самообразование – это определенный вид деятельность,
который провоцирует и создает мотивы у человека для устойчивого интереса и
освоения знаний.
Попутное самообразование. Занимаясь целенаправленной деятельностью,
человек узнаёт что-то новое, позволяющее ему использовать эти знания и
умения дальше.
Целенаправленное самообразование, связано с тем, что человек сам ставит
себе цель в определённой области. Эта цель определяет дальнейшие шаги,
поиск средств для реализации цели, самостоятельность в постановке задач, в их
решении и в анализе результатов. В современных условиях выработаны
основные критерии профессионализма педагога. На основании которых можно
сделать вывод: Тренер-преподаватель 21 века - это: - гармонично развитая,
внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному,
общекультурному и физическому совершенству;
- умеющий отбирать наиболее эффективные приёмы, средства и технологии
обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
- умеющий организовать рефлексивную деятельность;
- обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.
Под самообразованием следует понимать
специально
организованную, самодеятельную, систематическую познавательную
деятельность, направленную на достижение определенных личностно и
общественно значимых образовательных целей: удовлетворение
познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и
повышение квалификации.
Эти изменения в первую очередь отражаются на обучающихся,
формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ
тренера как «несовременного человека» Конкуренция. Не секрет, что многие
родители, приводя ребёнка в спортивную школу, просят определить его к
"лучшему" тренеру-преподавателю. Квалифицированный тренер-преподаватель
в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе
учащихся, определении нагрузки.
Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки
зависит от квалификации и мастерства тренера-преподавателя. Без постоянного
усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая,
естественно, оплачивается выше.
Формы самообразования тренеров-преподавателей:
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: В
индивидуальной форме инициатором является сам тренер-преподаватель,
однако руководители методических и административных структур могут
инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде
деятельности методического объединения, семинаров, курсов повышения
квалификации обеспечивает обратную связь между результатами
индивидуального самообразования и самим тренером-преподавателем
План самообразования тренера-преподавателя должен включать: перечень
литературы, которую планируется изучить; формы самообразования; срок
завершения работы. Важное значение в процессе занятий по самообразованию
имеет умение работать с литературными источниками: необходимо делать
выписки, составлять конспект.
Формы организации самообразования
1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации. Главное
достоинство такой формы самообразования – возможность получения
квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также
возможность обмена опытом между коллегами
2. Получение второго высшего образования или второй специальности.
Главные достоинства такой формы самообразования: возможность выстраивать
индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства
программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие
предполагают индивидуальный выбор;
3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары,
олимпиады и конкурсы. Главные достоинства такой формы самообразования:
возможность пройти их в удобное для педагогов время; возможность выбора
темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога
вопросам.
4. Индивидуальная работа по самообразованию может включать в себя:
научно-исследовательскую работу по определенной проблеме
посещение
библиотек,
изучение
научно-методической
и
учебной
литературы;
участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;
посещение учебно-тренировочных занятий своих коллег, обмен мнениями
по
вопросам
организации
занятий,
содержания
обучения,
методов
тренировочного процесса;
теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм учебно-
тренировочных занятий, внеклассных мероприятий.
5. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации
самообразования педагогов. Сетевое педагогическое сообщество – это интернет
- ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных
регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать
о себе, узнать нужную информацию.
Основные направления, в которых тренеру-преподавателю необходимо
заниматься самообразованием.
- профессиональное (вид спорта);
- психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
- психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и
др.);
- методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы
обучения);
- правовое;
- информационно-коммуникативные технологии;
- охрана здоровья;
Составляющие процесса самообразования тренера-преподавателя:
Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и
приёмы обучения. Посещать учебно-тренировочные занятия коллег и
участвовать в обмене опытом. Периодически проводить самоанализ своей
профессиональной деятельности. Совершенствовать свои знания в области
классической и современной психологии и педагогики. Систематически
интересоваться событиями современной экономической, политической и
культурной жизни. Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей
культуры.
Самообразование тренера-преподавателя будет продуктивным, если: в
процессе самообразования реализуется потребность тренера-преподавателя к
собственному развитию и саморазвитию; тренер-преподаватель владеет
способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Тренер-
преподаватель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей
профессиональной деятельности; осуществляется взаимосвязь личностного и
профессионального развития и саморазвития.
Результат самообразования.
В личном плане самообразования тренера-преподавателя обязательно должен быть
список результатов, которые должны быть достигнуты за определённый
срок. Результаты самообразования тренера-преподавателя отслеживаются на
определённых этапах (самообразование непрерывно, но планировать его нужно
поэтапно):
- повышение качества учебно-тренировочного занятия (указать показатели, по
которым будет определяться эффективность и качество);
- разработанные или изданные методические пособия, предпрофессиональные
программы; разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
- доклады, выступления;
- разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
- выработка методических рекомендаций по применению новой
информационной технологии;
- разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским
технологиям;
- обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Современный тренер-преподаватель - это профессионал и личность
одновременно. Он не просто занимает рабочее место, но и украшает своим
личным отношением то, что составляет смысл его работы. Тренер -
преподаватель постоянно должен саморазвиваться, как в профессиональном,
так и в личностном плане. Так как самообразование составляет основу
успешности тренера в современных условиях, улучшает качество его учебно-
тренировочной деятельности, а так же приносит положительные результаты на
соревнованиях различного уровня.
Литература:
Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы/ Е.П. Ильин - СПб: Питер, 2000. - 512 с.