Напоминание

Театрализованная игра, как одно из условий развития эмоционального интеллекта


Автор: Клименко Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ 1
Населённый пункт: Томск г.
Наименование материала: статья
Тема: Театрализованная игра, как одно из условий развития эмоционального интеллекта
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР, КАК ОДНО ИЗ

УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ

Е. В. Клименко, воспитатель

МАДОУ №1, г. Томск

Формирование

жизненно

важных

чувств

и

качеств

личности

невозможно без развития эмоциональной сферы детей. Кроме того чувства и

качества личности, связанные с эмоциями, влияют на соматическое здоровье

человека.

Любое

эмоциональное

переживание

всегда

сопровождается

изменениями

во

всех

физиологических

системах

организма

(сердечнососудистой, дыхательной, мышечной, желудочно-кишечной и т. п.).

Наличие

позитивных

чувств

и

качеств

личности

естественный

психологический ресурс физического здоровья человека. А это очень

актуально для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые

посещают наш детский сад.

Участие детей в театрализованных играх обеспечивает реализацию

задач и содержания образовательных областей программы: «Социально -

коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие»,

«Речевое развитие». Такие игры влияют на социальное развитие ребёнка как

за счёт осмысления нравственного подтекста, который лежит в основе их

содержания и за счёт коллективного характера большинства игр детей, что

создаёт благоприятные условия для развития чувства партнёрства, для

освоения способов позитивного взаимодействия. В театрализованной игре

осуществляется формирование социального и эмоционального интеллекта

дошкольников, поскольку они знакомятся с основными эмоциями человека,

осваивают

способы

их

внешнего

выражения,

осознают

причины

возникновения

определённого

настроения.

Велико

значение

театрализованной игры для коммуникативного развития детей за счёт

создания благоприятных условий для естественного общения со взрослыми и

сверстниками,

для

освоения

выразительности

речи.

Наконец,

театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации

ребёнка в разных видах творческой деятельности.

Широкое воздействие театрализованной игры на развитие ребёнка

связано с тем, что в ней, как в интегративном виде детской деятельности,

объединяется литературная, музыкальная (песни, танцевальные движения,

музыкальное сопровождение)

и изобразительная

(изготовление

масок,

костюмов, афиш, билетов) художественная деятельность. Характерными

особенностями

театрализованной

игры

являются

литературная

или

фольклорная основа содержания и наличие зрителей.

Проведение театрализованных игр проходит поэтапно. На первом

этапе систематически выполняем игровые упражнения, направленные на

выработку мимики и пантомимики, что служит своеобразным прологом к

будущим драматизациям. Благодаря им, движения приобретают большую

уверенность и управляемость. Дети начинают легче переключаться с одного

движения на другое, обучаются самостоятельно решать двигательную задачу,

понимать нюансы выражения лица, жестов и движений другого человека.

Развитие мимики: «Съешь кислый лимон» (дети морщатся), «Рассердись на

драчуна» (дети сдвигают брови), «Встретил знакомого» (дети улыбаются).

Развитие пантомимики: «Расцвели, как цветы», «Завяли, как травка»,

«Полетели, как птицы». На втором этапе проводятся игры и упражнения на

развитие речевого дыхания, правильной артикуляции, четкой дикции,

разнообразной интонации.

По мере достижения положительных результатов в речевом и

психоэмоциональном развитии через театрализованные игры переходим к

театрализации сказки. Для этого сначала отобрали произведения, доступные

восприятию детей:

«

Солнышко и дождик», «Зайчата в лесу», «Весёлые

обезьянки

пляшут»,

«Котята

играют»,

«Катя,

Катя

маленька»,

3.

Александрова. «Ёлочка», К. Д. Ушинский. «Петушок с семьёй», Е. Чарушин.

«Утка с утятами». Детей знакомим со сценарием на занятиях по развитию

речи. Сравниваем его с содержанием сказки, обсуждаем сюжет и даем

нравственную характеристику персонажам. На занятиях по музыке –

разучиваем тексты песенок и танцы, а на занятиях по изобразительной

деятельности и в свободное время изготавливаем декорации и атрибуты к

предстоящим спектаклям. Дети активно откликаются на изготовление афиш,

пригласительных билетов в театр, самостоятельно распределяют между

собой обязанности по оформлению сцены, подбору костюмов, распределяют

игровые роли, активно используют ролевую речь, пантомиму во время

диалогов с партнёрами по театральной деятельности.

В уголке по речевому развитию выставляем игрушки, театры для

самостоятельного обыгрывания сказки. В предварительной работе для

лучшего усвоения содержания и понимания смысла используем поговорки,

потешки, загадки, а также иллюстрации, книжки с разными вариантами

сказок, игрушки, разные виды театров, видео и аудио материалы.

Инсценировка

сказок очень увлекает детей. Они хорошо

запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно,

наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку.

В

любой

театрализованной

постановке,

независимо

от

выраженности

диагноза

(двигательных

способностей

детей,

уровня

умственного развития) каждый ребенок исполняет доступную для него роль.

И если в самом начале педагоги выступали в разных ролях, также как и дети,

то в последующем свели наше участие к минимуму. Теперь оно выглядит как

чуткое, малозаметное руководство.

Полученный

эмоциональных

заряд

от

показа

спектакля,

приобретенная вера в свои силы все это повышает самооценку детей. Многие

из

них

справляются

со

своими

комплексами,

учатся

размышлять,

анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся

внимательнее

и

терпимее

друг

к

другу.

Их

игровая

деятельность

активизируется,

приобретает

творческий

характер,

эмоциональную

насыщенность. Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не

только

психические

функции

личности

ребёнка,

художественные

способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к

межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают

адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.

Развитие театрализованной деятельности в детском саду и

накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа,

которая требует участия родителей. Активизации их интереса способствуют

выступления педагога на родительских собраниях, проведение консультаций

и

индивидуальных

бесед,

в

ходе

которых

знакомим

родителей

с

организацией

и содержанием театрализованных занятий, рекомендуем

организовывать по мере возможности посещения театров или просмотр

видеозаписей театральных постановок и конечно же, приглашаем на наши

«премьеры». Предлагаем родителям обсудить дома с ребенком особенности

той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля – отметить

достижение «артиста»; предложить ему исполнить понравившуюся роль в

домашних

условиях,

помочь

разыграть

полюбившуюся

сказку,

стихотворение; рассказывать знакомым в присутствии ребенка о его

достижениях. Также привлекаем родителей к участию в театрализованной

деятельности в качестве изготовителей костюмов, реквизита и декораций, а

иногда и исполнителей ролей. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет

чувство гордости за родителей, которые участвуют в театрализованных

постановках.

Такой

союз

педагогов

и

родителей

способствует

интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию наших

воспитанников.

Литература:

1. Антипова, Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду» ТЦ

«Сфера», Москва 2006г.

2.

Гнедова,

О.Л.,

Майданюк,

Л.Е.

Театрализация

сказок

в

коррекционном

детском

саду:

Пособие

для

воспитателей.

СПб.:

«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 64с.

3. Щеткин, А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий

с детьми 5-6 лет / Под редакцией О.Ф. Горбуновой. – М.: МОЗАИКА-

СИНТЕЗ, 2010. – 144с.

4. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие

для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128с.



В раздел образования