Напоминание

"А зачем нам идти к учителю-логопеду в школе?"


Автор: Хлыбова Наталья Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия № 39"
Населённый пункт: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: Информация для родителей первоклассников
Тема: "А зачем нам идти к учителю-логопеду в школе?"
Дата публикации: 07.04.2021
Раздел: начальное образование





Назад




«А зачем нам идти к логопеду в школе?»

О работе школьного учителя-логопеда

В настоящее время в школе работает логопедический пункт, в котором учитель-логопед

проводит коррекцию выявленных речевых нарушений.

Общаясь с родителями, приходится часто слышать: «А зачем нам идти к логопеду в школе? Мы все

звуки говорим нормально», или «А что логопед делает в школе?» В связи с этими вопросами возникла

необходимость ответить на них.

Что делает логопед?

Основные направления работы учителя-логопеда в школе - это коррекция нарушений чтения и

письма, а также профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми

распространенными формами речевой патологии у младших школьников.

Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют

неправильное произношение. Это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия

является развитие всей речевой системы в целом, а именно:

развитие связной речи,

коррекция произношения,

накопление и совершенствование словаря,

развитие физического и речевого слуха

развитие грамматической стороны речи

развитие артикуляционной моторики

обучение навыкам словообразования и словоизменения

В ходе работы решается ряд дополнительных задач:

развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);

формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя,

целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей

работы и исправлять ошибки);

формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с

понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);

профилактика и исправление нарушений письма и чтения.

Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, что

является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижение учебной мотивации,

возникающих в связи с этим отклонений в поведении.

Причины, вызывающие речевые нарушения, многозначны. Решить их быстро невозможно, но и делать

вид, что их нет, тоже нельзя. К таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание. Им

необходима помощь учителей и родителей, причем, помощь своевременная, квалифицированная,

систематическая. Такой подход и осуществляется логопедом школы.

Логопедическая работа в школе – это не дополнительная образовательная услуга, это

деятельность, которая помогает детям с теми или иными особенностями более доступно и успешно

овладеть образовательным процессом, тем самым адаптируя ребёнка к школьным условиям. В

настоящее время это очень актуально, так как по данным статистики около 30% школьников страдают

от недостатков письма и чтения – дисграфии и дислексии, растёт число детей, имеющих

дизорфографию – неспособность применить орфографические правила в письменных работах.

Коррекцией данных нарушений занимается логопед в школе.

Уважаемые родители! Обращаем ваше внимание, что к моменту поступления в школу

предполагается, что проблемы, связанные со звукопроизношением вашего ребёнка, решены в

дошкольный период.

Если вы откладываете постановку звуков у вашего ребёнка до поступления в школу, так как

там есть логопед, вы делаете большую ошибку.

Если же ребёнок пришёл в 1-ый класс с не поставленными звуками, процесс освоения им

письма и чтения значительно усложняется — у ребёнка нарушена одна из важнейших составляющих

развития речи. Вовремя не поставленные звуки тормозят развитие письменной и устной речи ребёнка.

В начале учебного года первоклассники и другие ученики начальной школы проходят обследование у

логопеда на основе нейролингвистических методик, которые помогают наиболее полно охватить все

этапы речевого развития ребёнка.

Логопедическое обследование первоклассника направлено на то, чтобы провести диагностику

состояния устной речи, а также готовности ребёнка к овладению процессами письма и чтения и

самостоятельной письменной

речью.

Соответственно

логопед

оценивает

звукопроизношение,

состояние фонематического восприятия и фонематического анализа, словарный запас, грамматический

строй речи, связную речь, а также зрительно-пространственные и двигательные функции.

По результатам обследования на дополнительные занятия по развитию речи приглашаются

ученики с выявленными трудностями в области фонетико-фонематического восприятия (как ребёнок

слышит, воспринимает и дифференцирует звуки и звукосочетания, артикуляционно и фонетически

близкие друг к другу), с трудностями в области словообразования, словарного запаса, а также в

области связной речи.

Логопед ведёт групповые и индивидуальные занятия 2-3 раза в неделю.

Групповые занятия длятся 35-45 минут, индивидуальные - 20 минут. В каждой группе по 3-6 человек.

Необходимость в дальнейшем обучении с логопедом определяется в результате дополнительного

обследования в конце учебного года.



В раздел образования