Автор: Хлыбова Наталья Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия № 39"
Населённый пункт: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: Информация для родителей первоклассников
Тема: "А зачем нам идти к учителю-логопеду в школе?"
Раздел: начальное образование
«А зачем нам идти к логопеду в школе?»
О работе школьного учителя-логопеда
В настоящее время в школе работает логопедический пункт, в котором учитель-логопед
проводит коррекцию выявленных речевых нарушений.
Общаясь с родителями, приходится часто слышать: «А зачем нам идти к логопеду в школе? Мы все
звуки говорим нормально», или «А что логопед делает в школе?» В связи с этими вопросами возникла
необходимость ответить на них.
Что делает логопед?
Основные направления работы учителя-логопеда в школе - это коррекция нарушений чтения и
письма, а также профилактика (предупреждение) этих нарушений, которые являются самыми
распространенными формами речевой патологии у младших школьников.
Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют
неправильное произношение. Это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия
является развитие всей речевой системы в целом, а именно:
развитие связной речи,
коррекция произношения,
накопление и совершенствование словаря,
развитие физического и речевого слуха
развитие грамматической стороны речи
развитие артикуляционной моторики
обучение навыкам словообразования и словоизменения
В ходе работы решается ряд дополнительных задач:
•
развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление);
•
формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя,
целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей
работы и исправлять ошибки);
•
формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с
понятиями «звук, слово, предложение», развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки);
•
профилактика и исправление нарушений письма и чтения.
Речевые проблемы вызывают трудности усвоения тех или иных школьных предметов, что
является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижение учебной мотивации,
возникающих в связи с этим отклонений в поведении.
Причины, вызывающие речевые нарушения, многозначны. Решить их быстро невозможно, но и делать
вид, что их нет, тоже нельзя. К таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание. Им
необходима помощь учителей и родителей, причем, помощь своевременная, квалифицированная,
систематическая. Такой подход и осуществляется логопедом школы.
Логопедическая работа в школе – это не дополнительная образовательная услуга, это
деятельность, которая помогает детям с теми или иными особенностями более доступно и успешно
овладеть образовательным процессом, тем самым адаптируя ребёнка к школьным условиям. В
настоящее время это очень актуально, так как по данным статистики около 30% школьников страдают
от недостатков письма и чтения – дисграфии и дислексии, растёт число детей, имеющих
дизорфографию – неспособность применить орфографические правила в письменных работах.
Коррекцией данных нарушений занимается логопед в школе.
Уважаемые родители! Обращаем ваше внимание, что к моменту поступления в школу
предполагается, что проблемы, связанные со звукопроизношением вашего ребёнка, решены в
дошкольный период.
Если вы откладываете постановку звуков у вашего ребёнка до поступления в школу, так как
там есть логопед, вы делаете большую ошибку.
Если же ребёнок пришёл в 1-ый класс с не поставленными звуками, процесс освоения им
письма и чтения значительно усложняется — у ребёнка нарушена одна из важнейших составляющих
развития речи. Вовремя не поставленные звуки тормозят развитие письменной и устной речи ребёнка.
В начале учебного года первоклассники и другие ученики начальной школы проходят обследование у
логопеда на основе нейролингвистических методик, которые помогают наиболее полно охватить все
этапы речевого развития ребёнка.
Логопедическое обследование первоклассника направлено на то, чтобы провести диагностику
состояния устной речи, а также готовности ребёнка к овладению процессами письма и чтения и
самостоятельной письменной
речью.
Соответственно
логопед
оценивает
звукопроизношение,
состояние фонематического восприятия и фонематического анализа, словарный запас, грамматический
строй речи, связную речь, а также зрительно-пространственные и двигательные функции.
По результатам обследования на дополнительные занятия по развитию речи приглашаются
ученики с выявленными трудностями в области фонетико-фонематического восприятия (как ребёнок
слышит, воспринимает и дифференцирует звуки и звукосочетания, артикуляционно и фонетически
близкие друг к другу), с трудностями в области словообразования, словарного запаса, а также в
области связной речи.
Логопед ведёт групповые и индивидуальные занятия 2-3 раза в неделю.
Групповые занятия длятся 35-45 минут, индивидуальные - 20 минут. В каждой группе по 3-6 человек.
Необходимость в дальнейшем обучении с логопедом определяется в результате дополнительного
обследования в конце учебного года.