Автор: Хикматулина Рония Накифовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "Осинская СОШ №1"
Населённый пункт: с. Оса Осинского района Иркутской области
Наименование материала: статья
Тема: Организация профилактической работы с семьями, находящихся в социально-опасном положении и детьми "группы риска"
Раздел: среднее образование
Организация профилактической работы с семьями, находящихся в социально-
опасном положении и детьми «группы риска»
1. Вступительное слово
2. Цель работы социального педагога – создание благоприятных условий для
личностного
развития
ребенка(физического,
социального,
духовно-нравственного,
интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а
также защита ребенка в его жизненном пространстве, его прав и интересов.
Задачи:
формирование законопослушного поведения детей и подростков;
оказание социально-психологической и педагогической помощи детям и семьям,
нуждающимся в ней;
выявление детей и семей, находящихся в социально- опасном положении;
профилактика раннего семейного неблагополучия.
Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком
и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с
ребёнком или его окружением.
3. СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ ПРИ РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ ВЫСТУПАЕТ В 3
ОСНОВНЫХ РОЛЯХ:
Советник- информирует
семью о важности и возможности взаимодействия
родителей и детей в семье; дает педагогические советы по воспитанию детей.
Консультант-
консультирует
по вопросам семейного законодательства, по
вопросам межличностного взаимодействия в семье и другим вопросам.
Защитник – защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с
полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое
отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами: неустроенности быта,
отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.
4.
Одной из причин роста правонарушений и асоциального поведения среди детей
«группы риска» является, прежде всего, неблагополучие в семье
(пьянство, ссоры, драки, длительное невнимание родителей к интересам и
проблемам своего взрослеющего ребенка).
5.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ
Медико-социальные
Экономические
Материальные и жилищно-бытовые
Психологические
Проблема воспитания
Основным способом взаимодействия социального педагога
общеобразовательной школы с родителями, воспитывающими ребенка
становится -
консультирование:
1.семейное консультирование
2.психолого-педагогическое консультирование
6.
Процесс организованного сотрудничества с семьей включает в себя:
-изучение и описание обращений родителей или педагогов за помощью;
-определение общих проблем семьи и ее особенностей, отличий от других ;
-изучение прошлого семьи;
-изучение социально-экономического аспекта жизнедеятельности семьи
(состав семьи, уровень образования родителей, социальный статус семьи);
-определение целей и ожиданий семьи;
- обследование условий, где проживает семья;
-изучение социально-психологического аспекта образа жизни семьи:
поведенческие и эмоциональные компоненты;
-определение внутренних ресурсов семьи: наблюдение форм ответных реакций
родителей при общении со специалистами и педагогами (молчат, рассказывают,
ссорятся, ведут себя агрессивно, не доверяют и т.д.);
-определение внешних ресурсов семьи: изучение социального окружения семьи,
наличие помощи семье от государственных и общественных организаций;
-социальное партнерство. Положительный результат при работе с семьей СОП и
детьми «группы риска» дает совместная профилактическая деятельность всех
субъектов системы профилактики, представителей прокуратуры, общественных
организаций.
7. С семьями СОП и детьми «группы риска» профилактическая работа проводится
совместно
с
субъектами
системы
профилактики
согласно
утвержденному
совместному плану работу социальной, психолого-педагогической службы с ГДН
ОП (дислокация п.Оса) МВД России по Иркутской области, КДН и ЗП по
профилактике асоциального поведения учащихся на 2020-2021 уч. г, плана работы
с семьями СОП, межведомственного комплексного плана по ИПР с конкретной
семьей, плану воспитательной работы, Программы профилактики правонарушений,
табакокурения, употребления ПАВ среди несовершеннолетних на 2019-2022,
согласно плану работы с детьми «группы риска» и их семьями, в соответствии с
ФЗ от 1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних», с Законом об «Образовании» и др.
трудную жизненную ситуацию.
В МБОУ «Осинская СОШ №1» состоит 15 семей СОП и в них проживает 25
детей - обучающихся нашей школы. Из 4 несовершеннолетних, состоящих на учете
ГДН ОП, КДН и ЗП, 2 несовершеннолетних из семей СОП.
Классными руководителями, социальным педагогом, психологом
проводится
большая работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении, при
выявлении фактов ненадлежащего исполнения родительских обязанностей по
воспитанию, содержанию своих несовершеннолетних детей
незамедлительно
направляется информация в субъекты системы профилактики. Нами проводится
ранняя профилактика детского сиротства, выявление неблагополучия в семье, а
также выявления фактов насилия над детьми в семье.
В каких случаях информируем субъекты системы профилактики ? :
9. В соответствии со ст.9 ФЗ №120 (1999 г.) необходимо информировать:
ПРОКУРАТУРУ – о нарушениях прав и свобод несовершеннолетних;
КДН И ЗП -
о нарушенных правах несовершеннолетних на образование,
труд ,отдых, жилище и т. д. ,а также недостатках в деятельности органов и
учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
ОПЕКУ
И
ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО
–
о
выявлении
несовершеннолетних,
оставшихся без попечения родителей,
либо
находящихся
в обстановке
,
представляющей угрозу жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
-
о несовершеннолетних, нуждающихся в
помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью ,а также о
семьях, находящихся в социально-опасном положении;
ГДН ОП -
о выявлении родителей и иных лиц, жестоко обращающихся с
несовершеннолетними или вовлекающих их в совершение преступлений или
антиобщественных действий, а также о несовершеннолетних, совершивших
правонарушение или антиобщественные действия;
10.ОРГАНЫ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
– о выявлении несовершеннолетних,
нуждающихся в обследовании , наблюдении или лечении в связи с употреблением
спиртных напитков , наркотических средств, психотропных или одурманивающих
веществ;
ОРГАНЫ
УПРАВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
-
о
выявлении
несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным
уходом из дома ,либо в связи с прекращением по неуважительным причинам
занятий в образовательных учреждениях;
Только при тесном взаимодействии со всеми субъектами системы профилактики
можно добиться положительных результатов при работе с семьями СОП и детьми
«группы
риска»
и
в
системе.
Процесс
должен
быть
непрерывным.
В
общеобразовательное учреждение субъектами системы профилактики направляется
межведомственный план по профилактической работе с конкретной семьей из СОП и
детьми «группы риска» ( в дальнейшем с предоставлении отчетности о проделанной
работе),
осуществляются
совместные
рейды
в
данные
семьи,
проводятся
профилактические беседы с родителями и детьми, решаются совместно проблемы
семьи, оказывается помощь различного характера, а также при выявлении фактов
жестокого обращения с детьми, незамедлительно осуществляется выезд в данные
семьи и принимается правовое решение, а также проводятся ночные рейды с целью
контроля исполнения Закона Иркутской области «О комендантском часе» учащимися
школы.
В МБОУ «Осинская СОШ №1» проводится индивидуально профилактическая работа с
несовершеннолетними и их законными представителями с привлечением представителей
правоохранительных
органов,
представителей
субьектов
системы
профилактики.
Ежегодно
в
школе
проводится
месячник
по
профилактике
правонарушений,
преступлений, употребления ПАВ среди несовершеннолетних (ноябрь-декабрь). В рамках
месячника проводятся мероприятия такие, как: социально-психологическое тестирование
среди учащихся 8-11 классов, библиотечные часы, профилактические мероприятия,
проведенные представителями ОПС и Д и др. сотрудниками , в частности интересно
проведена
«Интерактивная
игровая
программа:
Дети
имеют
права…»,
старшим
инспектором ГДН ОП, инспектором ГДН ОП проводятся профилактические беседы с
учащимися и детьми «группы риска» и другие сотрудники полиции. А также проводятся
акции, классные часы профилактической направленности ( в т.ч. по соблюдению Закона
Иркутской области «О комендантском часе») с приглашением сотрудников полиции,
прокуратуры, врачей, представителей отделения помощи семьи и детям, молодежной
политики
и
спорта,
председателя
общ.объединения
«Совета
отцов».
Проводятся
общешкольные родительские собрания по ступеням о профилактике употребления
курительных смесей и др.актуальных вопросах профилактической направленности.
Приняли активное участие в проведение общешкольного родительского собрания:
педиатр ОГБУЗ «Осинская РБ» , начальник ОУУП и ПДН отдела полиции 1 (дислокация
с.Оса), ст.инспектор ГДН ОП. Помощник прокурора Осинского района, провела
профилактическую беседу с учащимися 9-11 классов по теме: «Профилактика терроризма
и экстремизма». Ежегодно субъектами системы профилактики с детьми «группы риска»
(учащиеся, состоящие на учете и дети из СОП) проводится спортивное мероприятие:
«Спортивному движению-наше уважение!». Где учащиеся нашей школы принимают
активное участие. Традиционно дети «группы риска» и СОП приглашаются на елку Мэра.
На заседаниях «Совета по профилактике» ежемесячно рассматриваются учащиеся
«группы риска» в присутствии классного руководителя, законного представителя, при
необходимости с приглашением сотрудников ГДН ОП, КДН и ЗП, приглашаются на
заседания родители из СОП.
При взаимодействии с субьектами системы профилактики, координирующего
органа КДН и ЗП систематически оказывается помощь в виде одежды, школьных
принадлежностей,
школьной
формы,
сладких
подарков.
При
содействии
Главы
администрации МО «Оса» и гл.специалиста оказывается помощь семьям ТЖС в виде
твердого топлива.
11. Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений рассматривается
сегодня как система социальных, правовых и иных мер, направленных на выявление и
устранение причин и условий распространения преступности среди несовершеннолетних .
Все настойчивее звучит мысль о необходимости оформления целостной социальной
политики в отношении несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально-
опасном положении.
12.ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ
-Встречи с родителями (патронаж семьи) , обмен информацией, изучение семьи -
Наблюдение за тем, как в семье обращаются с ребенком, его внешним видом и
окружением дом
- Сбор информации от родителей о потребностях, проблемах,ресурсах
-Контроль за обучением и развитием ребенка
-Информация о внешкольных занятиях ребенка
-Расширение контактов семьи, включение ее в общественную жизнь
-Налаживание семейного микроклимата
-Организация психологической поддержки родителей
(
при индивидуальной форме работы с семьей
и есть ранее
выявление семей,
находящихся в СОП)
13.
ФОРМЫ
И
МЕТОДЫ
ИНДИВИДУАЛЬНО
-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ШКОЛЕ :
Осуществление контроля за получением
образования ( контроль за пропусками, выявление детей, не посещающих школу,
определение и назначение уровня программы обучения, в зависимости от физического и
психологического здоровья ребенка, осуществление ознакомительных , профилактических
и просветительских рейдах и др.);
Посещение семей
( с целью обследования
материально-бытовых
условий
проживания ребенка; выявления условий ,необходимых для обучения ; контроля за
его свободным времяпровождением);
Лекции ,беседы, тренинги для родителей;
14. Проведение тренингов для несовершеннолетних;
Вовлечение детей в кружковую работу;
Дополнительные занятия с ребенком по ликвидации пробелов в знаниях;
Перевод ребенка в другой класс (согласно уровня усвоения программы);
Привлечение ближайших родственников к помощи в воспитании проблемного
ребенка в неблагополучной семье;
Направление нуждающихся родителей в органы социальной защиты за социальной
и материальной помощи;
Индивидуальная профориентационная работа социального педагога, педагога-
психолога с проблемной семьей и ребенком;
15. Обследование обучающихся, имеющих проблемы в обучении и воспитании на
ТПМПК;
Ходатайство о привлечении родителей к ответственности, уклоняющихся от
воспитания детей;
Содействие в трудоустройстве выпускников школы;
Помощь в восстановлении доверительных отношений ( проблемного подростка с
родителями ,педагогами и др.) ;
Информационная поддержка родителей и детей;
16. Диагностика : беседа , наблюдение, анкетирование, изучение результатов учебной
деятельности;
Содействие
в
обеспечении
обучающихся
горячим
питанием,
бесплатными
учебниками;
Осуществление направлений
( к наркологу, психиатру, невропатологу и др.
необходимым специалистам);рекомендации , необходимые родителям, ребенку и
др. ;
« В основе воспитания, как самое первое и главное условие успеха, должен
лежать сердечный , любовный подход к ребенку.
Чем ближе подошел педагог к ребенку ,чем искреннее их взаимные отношения, тем
надежнее фундамент воспитания »…