Напоминание

Организация профилактической работы с семьями, находящихся в социально-опасном положении и детьми "группы риска"


Автор: Хикматулина Рония Накифовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "Осинская СОШ №1"
Населённый пункт: с. Оса Осинского района Иркутской области
Наименование материала: статья
Тема: Организация профилактической работы с семьями, находящихся в социально-опасном положении и детьми "группы риска"
Раздел: среднее образование





Назад




Организация профилактической работы с семьями, находящихся в социально-

опасном положении и детьми «группы риска»

1. Вступительное слово

2. Цель работы социального педагога – создание благоприятных условий для

личностного

развития

ребенка(физического,

социального,

духовно-нравственного,

интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а

также защита ребенка в его жизненном пространстве, его прав и интересов.

Задачи:

формирование законопослушного поведения детей и подростков;

оказание социально-психологической и педагогической помощи детям и семьям,

нуждающимся в ней;

выявление детей и семей, находящихся в социально- опасном положении;

профилактика раннего семейного неблагополучия.

Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком

и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с

ребёнком или его окружением.

3. СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ ПРИ РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ ВЫСТУПАЕТ В 3

ОСНОВНЫХ РОЛЯХ:

Советник- информирует

семью о важности и возможности взаимодействия

родителей и детей в семье; дает педагогические советы по воспитанию детей.

Консультант-

консультирует

по вопросам семейного законодательства, по

вопросам межличностного взаимодействия в семье и другим вопросам.

Защитник – защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с

полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое

отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами: неустроенности быта,

отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.

4.

Одной из причин роста правонарушений и асоциального поведения среди детей

«группы риска» является, прежде всего, неблагополучие в семье

(пьянство, ссоры, драки, длительное невнимание родителей к интересам и

проблемам своего взрослеющего ребенка).

5.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ

Медико-социальные

Экономические

Материальные и жилищно-бытовые

Психологические

Проблема воспитания

Основным способом взаимодействия социального педагога

общеобразовательной школы с родителями, воспитывающими ребенка

становится -

консультирование:

1.семейное консультирование

2.психолого-педагогическое консультирование

6.

Процесс организованного сотрудничества с семьей включает в себя:

-изучение и описание обращений родителей или педагогов за помощью;

-определение общих проблем семьи и ее особенностей, отличий от других ;

-изучение прошлого семьи;

-изучение социально-экономического аспекта жизнедеятельности семьи

(состав семьи, уровень образования родителей, социальный статус семьи);

-определение целей и ожиданий семьи;

- обследование условий, где проживает семья;

-изучение социально-психологического аспекта образа жизни семьи:

поведенческие и эмоциональные компоненты;

-определение внутренних ресурсов семьи: наблюдение форм ответных реакций

родителей при общении со специалистами и педагогами (молчат, рассказывают,

ссорятся, ведут себя агрессивно, не доверяют и т.д.);

-определение внешних ресурсов семьи: изучение социального окружения семьи,

наличие помощи семье от государственных и общественных организаций;

-социальное партнерство. Положительный результат при работе с семьей СОП и

детьми «группы риска» дает совместная профилактическая деятельность всех

субъектов системы профилактики, представителей прокуратуры, общественных

организаций.

7. С семьями СОП и детьми «группы риска» профилактическая работа проводится

совместно

с

субъектами

системы

профилактики

согласно

утвержденному

совместному плану работу социальной, психолого-педагогической службы с ГДН

ОП (дислокация п.Оса) МВД России по Иркутской области, КДН и ЗП по

профилактике асоциального поведения учащихся на 2020-2021 уч. г, плана работы

с семьями СОП, межведомственного комплексного плана по ИПР с конкретной

семьей, плану воспитательной работы, Программы профилактики правонарушений,

табакокурения, употребления ПАВ среди несовершеннолетних на 2019-2022,

согласно плану работы с детьми «группы риска» и их семьями, в соответствии с

ФЗ от 1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и

правонарушений несовершеннолетних», с Законом об «Образовании» и др.

трудную жизненную ситуацию.

В МБОУ «Осинская СОШ №1» состоит 15 семей СОП и в них проживает 25

детей - обучающихся нашей школы. Из 4 несовершеннолетних, состоящих на учете

ГДН ОП, КДН и ЗП, 2 несовершеннолетних из семей СОП.

Классными руководителями, социальным педагогом, психологом

проводится

большая работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении, при

выявлении фактов ненадлежащего исполнения родительских обязанностей по

воспитанию, содержанию своих несовершеннолетних детей

незамедлительно

направляется информация в субъекты системы профилактики. Нами проводится

ранняя профилактика детского сиротства, выявление неблагополучия в семье, а

также выявления фактов насилия над детьми в семье.

В каких случаях информируем субъекты системы профилактики ? :

9. В соответствии со ст.9 ФЗ №120 (1999 г.) необходимо информировать:

ПРОКУРАТУРУ – о нарушениях прав и свобод несовершеннолетних;

КДН И ЗП -

о нарушенных правах несовершеннолетних на образование,

труд ,отдых, жилище и т. д. ,а также недостатках в деятельности органов и

учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних;

ОПЕКУ

И

ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО

о

выявлении

несовершеннолетних,

оставшихся без попечения родителей,

либо

находящихся

в обстановке

,

представляющей угрозу жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;

ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

-

о несовершеннолетних, нуждающихся в

помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью ,а также о

семьях, находящихся в социально-опасном положении;

ГДН ОП -

о выявлении родителей и иных лиц, жестоко обращающихся с

несовершеннолетними или вовлекающих их в совершение преступлений или

антиобщественных действий, а также о несовершеннолетних, совершивших

правонарушение или антиобщественные действия;

10.ОРГАНЫ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

– о выявлении несовершеннолетних,

нуждающихся в обследовании , наблюдении или лечении в связи с употреблением

спиртных напитков , наркотических средств, психотропных или одурманивающих

веществ;

ОРГАНЫ

УПРАВЛЕНИЯ

ОБРАЗОВАНИЯ

-

о

выявлении

несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным

уходом из дома ,либо в связи с прекращением по неуважительным причинам

занятий в образовательных учреждениях;

Только при тесном взаимодействии со всеми субъектами системы профилактики

можно добиться положительных результатов при работе с семьями СОП и детьми

«группы

риска»

и

в

системе.

Процесс

должен

быть

непрерывным.

В

общеобразовательное учреждение субъектами системы профилактики направляется

межведомственный план по профилактической работе с конкретной семьей из СОП и

детьми «группы риска» ( в дальнейшем с предоставлении отчетности о проделанной

работе),

осуществляются

совместные

рейды

в

данные

семьи,

проводятся

профилактические беседы с родителями и детьми, решаются совместно проблемы

семьи, оказывается помощь различного характера, а также при выявлении фактов

жестокого обращения с детьми, незамедлительно осуществляется выезд в данные

семьи и принимается правовое решение, а также проводятся ночные рейды с целью

контроля исполнения Закона Иркутской области «О комендантском часе» учащимися

школы.

В МБОУ «Осинская СОШ №1» проводится индивидуально профилактическая работа с

несовершеннолетними и их законными представителями с привлечением представителей

правоохранительных

органов,

представителей

субьектов

системы

профилактики.

Ежегодно

в

школе

проводится

месячник

по

профилактике

правонарушений,

преступлений, употребления ПАВ среди несовершеннолетних (ноябрь-декабрь). В рамках

месячника проводятся мероприятия такие, как: социально-психологическое тестирование

среди учащихся 8-11 классов, библиотечные часы, профилактические мероприятия,

проведенные представителями ОПС и Д и др. сотрудниками , в частности интересно

проведена

«Интерактивная

игровая

программа:

Дети

имеют

права…»,

старшим

инспектором ГДН ОП, инспектором ГДН ОП проводятся профилактические беседы с

учащимися и детьми «группы риска» и другие сотрудники полиции. А также проводятся

акции, классные часы профилактической направленности ( в т.ч. по соблюдению Закона

Иркутской области «О комендантском часе») с приглашением сотрудников полиции,

прокуратуры, врачей, представителей отделения помощи семьи и детям, молодежной

политики

и

спорта,

председателя

общ.объединения

«Совета

отцов».

Проводятся

общешкольные родительские собрания по ступеням о профилактике употребления

курительных смесей и др.актуальных вопросах профилактической направленности.

Приняли активное участие в проведение общешкольного родительского собрания:

педиатр ОГБУЗ «Осинская РБ» , начальник ОУУП и ПДН отдела полиции 1 (дислокация

с.Оса), ст.инспектор ГДН ОП. Помощник прокурора Осинского района, провела

профилактическую беседу с учащимися 9-11 классов по теме: «Профилактика терроризма

и экстремизма». Ежегодно субъектами системы профилактики с детьми «группы риска»

(учащиеся, состоящие на учете и дети из СОП) проводится спортивное мероприятие:

«Спортивному движению-наше уважение!». Где учащиеся нашей школы принимают

активное участие. Традиционно дети «группы риска» и СОП приглашаются на елку Мэра.

На заседаниях «Совета по профилактике» ежемесячно рассматриваются учащиеся

«группы риска» в присутствии классного руководителя, законного представителя, при

необходимости с приглашением сотрудников ГДН ОП, КДН и ЗП, приглашаются на

заседания родители из СОП.

При взаимодействии с субьектами системы профилактики, координирующего

органа КДН и ЗП систематически оказывается помощь в виде одежды, школьных

принадлежностей,

школьной

формы,

сладких

подарков.

При

содействии

Главы

администрации МО «Оса» и гл.специалиста оказывается помощь семьям ТЖС в виде

твердого топлива.

11. Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений рассматривается

сегодня как система социальных, правовых и иных мер, направленных на выявление и

устранение причин и условий распространения преступности среди несовершеннолетних .

Все настойчивее звучит мысль о необходимости оформления целостной социальной

политики в отношении несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально-

опасном положении.

12.ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С СЕМЬЕЙ

-Встречи с родителями (патронаж семьи) , обмен информацией, изучение семьи -

Наблюдение за тем, как в семье обращаются с ребенком, его внешним видом и

окружением дом

- Сбор информации от родителей о потребностях, проблемах,ресурсах

-Контроль за обучением и развитием ребенка

-Информация о внешкольных занятиях ребенка

-Расширение контактов семьи, включение ее в общественную жизнь

-Налаживание семейного микроклимата

-Организация психологической поддержки родителей

(

при индивидуальной форме работы с семьей

и есть ранее

выявление семей,

находящихся в СОП)

13.

ФОРМЫ

И

МЕТОДЫ

ИНДИВИДУАЛЬНО

-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ

РАБОТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ШКОЛЕ :

Осуществление контроля за получением

образования ( контроль за пропусками, выявление детей, не посещающих школу,

определение и назначение уровня программы обучения, в зависимости от физического и

психологического здоровья ребенка, осуществление ознакомительных , профилактических

и просветительских рейдах и др.);

Посещение семей

( с целью обследования

материально-бытовых

условий

проживания ребенка; выявления условий ,необходимых для обучения ; контроля за

его свободным времяпровождением);

Лекции ,беседы, тренинги для родителей;

14. Проведение тренингов для несовершеннолетних;

Вовлечение детей в кружковую работу;

Дополнительные занятия с ребенком по ликвидации пробелов в знаниях;

Перевод ребенка в другой класс (согласно уровня усвоения программы);

Привлечение ближайших родственников к помощи в воспитании проблемного

ребенка в неблагополучной семье;

Направление нуждающихся родителей в органы социальной защиты за социальной

и материальной помощи;

Индивидуальная профориентационная работа социального педагога, педагога-

психолога с проблемной семьей и ребенком;

15. Обследование обучающихся, имеющих проблемы в обучении и воспитании на

ТПМПК;

Ходатайство о привлечении родителей к ответственности, уклоняющихся от

воспитания детей;

Содействие в трудоустройстве выпускников школы;

Помощь в восстановлении доверительных отношений ( проблемного подростка с

родителями ,педагогами и др.) ;

Информационная поддержка родителей и детей;

16. Диагностика : беседа , наблюдение, анкетирование, изучение результатов учебной

деятельности;

Содействие

в

обеспечении

обучающихся

горячим

питанием,

бесплатными

учебниками;

Осуществление направлений

( к наркологу, психиатру, невропатологу и др.

необходимым специалистам);рекомендации , необходимые родителям, ребенку и

др. ;

« В основе воспитания, как самое первое и главное условие успеха, должен

лежать сердечный , любовный подход к ребенку.

Чем ближе подошел педагог к ребенку ,чем искреннее их взаимные отношения, тем

надежнее фундамент воспитания »…



В раздел образования