Автор: Князева Лилия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 175
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЦВЕТОВ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО РАСКРАШИВАНИЕ
Раздел: дошкольное образование
ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЦВЕТОВ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ЧЕРЕЗ
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО (РАСКРАШИВАНИЕ)
Одной из главных обучающих задач в первой младшей группе является изучение
основных цветов: желтый, синий, красный – это первичные (или основные) цвета, из
которых путем смешивания получаются все остальные. Эти три цвета нельзя получить
путем перемешивания каких-либо других.
Педагоги и психологи считают, что у детей необходимо целенаправленно развивать
восприятие и чувство цвета. В младшем дошкольном возрасте у детей складываются
предпосылки для усвоения основных цветов и некоторых оттенков.
Характерно, что в этом возрасте в процессе продуктивной деятельности усвоение
названий цветов происходит как бы «незаметно», словно без обучения. Но это не так.
Окружающие взрослые в процессе общения в повседневной жизни многократно
повторяют ребёнку название того или иного цвета и устанавливают взаимные связи между
цветами окружающих объектов, цветами изобразительных средств и цветами –
определениями.
К 3 годам у детей возникает потребность знать, называть и различать 5-6
различных цветов. Прежде всего, детей следует знакомить с реальными, основными
цветами предметов: трава, листья на деревьях зелёного цвета; помидоры красные;
цыпленок желтый, небо голубое и т.д.
Осознанное,
целенаправленное
восприятие
цвета
не
является
врожденным
качеством. Только мы, взрослые, можем помочь детям увидеть мир красок, уловить,
сформировать устойчивый зрительный образ цвета.
У каждого педагога свой метод, как плодотворнее и интереснее построить эту
работу. Существуют множество методов освоения цвета у детей младшего дошкольного
возраста: рисование, развивающие игры, аппликация из цветной бумаги, лепка из
пластилина, развивающие игрушки и т.д.
В данной статье мы рассмотрим метод раскрашивания.
Рисование — самый популярный среди детей вид изобразительной деятельности, в
ходе которого с помощью красящих материалов создаются изображения окружающей
действительности. Также рисование в первой младшей группе развивает зрительно-
двигательную координацию, мелкую моторику кистей и пальцев рук.
Обучение рисованию в первой младшей группе сопровождается наглядно-игровой
деятельностью. Сюжет будущего рисунка обыгрывается игрушками и предметами,
озвучивается стихами, потешками, песнями. Такой подход заинтересовывает малышей,
дольше удерживает их внимание, создает положительный настрой.
Изучение с детьми цветов следует начинать с красного цвета. Затем идет желтый, и
синий. Эти цвета не только являются основными в палитре, но и воспринимаются
ребенком лучше других. Педагог должен пробудить у ребенка желание самостоятельно
выбирать цвет и использовать цветовые пятна как основу выразительности рисунка.
В своей работе с детьми в младшей группе мы используем, для изучения основных
цветов, раскрашивание цветка методом перекрашивания с имеющегося рисунка и
проговаривания основных частей цветка и их цветов (см. рисунок). Листочки и стебель
зеленые; середина желтая; лепестки красные, синие.
Примеры цветов
Рисование отлично способствует развитию чувства цвета. Однако в раннем
возрасте не стоит заставлять ребенка выучивать название всех цветов. Главное, чтобы
ребенку удавалось дифференцировать и сравнивать цвета, среди остальных цветов
выделять нужный, а во время рисования подбирать цвета предметов, которые
соответствуют их настоящему цвету. После освоения основных цветов, можно приступить
к обучению ребенка к навыкам получения всевозможных оттенков с помощью красок.