Напоминание

Организация условий для развития слабослышащего ребенка в группе детского сада


Автор: Анацкая Людмила Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Сказка" с. Фрунзе
Населённый пункт: с.Фрунзе Сакский район Республика Крым
Наименование материала: Статья
Тема: Организация условий для развития слабослышащего ребенка в группе детского сада
Раздел: дошкольное образование





Назад




Организация условий для развития слабослышащего ребенка

в группе детского сада.

Подготовила:

воспитатель средней группы

Анацкая Людмила Олеговна

Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны

изменить. Максим Горький.

Важным условием при организации работы в группе с ребенком с нарушением слуха

является

создание

благоприятной

предметно-развивающей

среды,

спокойного

эмоционального фона, а также выполнение организационно -педагогических условий:

обязательное создание доброжелательной атмосферы общения педагога с ребенком и

детей между собой и с педагогами.

использование

на

НОД

с

детьми

игровых

приёмов,

сюрпризных

моментов,

дидактических игр с целью поддержания интереса к процессу деятельности и к получению

заданного результата;

подбирать такие дидактические игры, которые несут положительную эмоциональную

окраску, развивают интерес к новым знаниям, вызывают у детей желание заниматься

умственным трудом.

Одна из основных целей работы со слабослышащими детьми – помочь ребенку

адаптироваться в социуме, развить у него коммуникативные навыки,

мышление, навыки межличностных взаимодействий, так как дальнейшее

успешное обучение ребенка зависит не только от багажа знаний, но и от

умения общаться, слушать и понимать речь.

Когда в группу детского сада пришел слабослышащий ребенок, перед воспитателем

встает непростая задача: нужно так построить образовательный процесс, чтобы максимально

извлечь пользу для этого ребенка, но при этом, не ущемляя прав других детей. Чтобы решить

эту задачу – необходимо создать определенные условия для индивидуального развития

такого ребенка.

ФГОС предусматривает организацию и оснащение центров активности. Это позволяет

воспитателю построить воспитательно – образовательную работу с детьми, учитывая их

потребности, индивидуальные особенности.

Для удобства я распределила материал по центрам активности.

На утреннем приеме использую демонстрационный материал: игрушки, картинки, схемы,

пиктограммы, мнемотаблицы.

С их помощью провожу и речевую работу: разучиваем потешки, загадки, стихи,

приветствия. Использую пальчиковые игры.

Большое значение здесь приобретают другие виды коммуникации – поддерживающая,

опорная (картинки, символы, мимика, жесты).

Воспитателю ни в коем случае нельзя запрещать использовать жесты, ведь по мере того,

как речь ребенка станет более развитой – жестов будет меньше.

Для развития слухового внимания нужно использовать не только речевые упражнения, но

и неречевые звуки (хлопки, стук, щелчки, звуковые игрушки, музыкальные инструменты).

Очень хороший результат показывают кинезиологические упражнения (например, Су –

Джок терапия). Использование инновационных методов развития речи (синквейн, игры с

песком, сказкотерапия, мнемотаблицы,и др.) является очень эффективным средством для

развития речи всех детей и слабослышащих, в частности.

Оснащение центров активности и приемы работы с детьми с нарушением слуха.

Центр ИЗО: использую схемы – последовательности рисования, лепки, аппликации,

складывания и конструирования из бумаги; игрушки и предметы для игры «Ощупай и

слепи», «Ощупай и нарисуй».

Центр литературы: магнитные доски с буквами, звучащие книги, картинки для

рассматривания, дидактические игры «Цепочка слов», «Продолжи сказку», «Расскажем по

очереди».

Центр

строительства оснащаем

схемами

построек

(зданий,

мостов,

транспорта,

животных).

В центре ролевой игры располагаем атрибуты для игр драматизаций, пальчиковый

кукольный театр, перчаточный театр.

Центр

настольных

игр дополняем

звуковыми

музыкальными

игрушками,

инструментами, шумовыми игрушками. Здесь может быть и настольный кукольный театр.

Сюда же вносим магнитную доску с цифрами, «Чудесный мешочек», игра «Прищепки»,

«Волшебные рамки и вкладыши», «Шумящие коробочки».

Коррекционная работа в детском саду со слабослышащими детьми ведется совместно с

педагогами – специалистами.

Большая работа ведется с музыкальным работником (пропевание высоких и низких

звуков, подбор песенок – распевок, ритмический рисунок, музыкальные инструменты,

движения).

Инструктор по физической культуре подбирает физические упражнения, движения,

подвижные игры, учитывая физические возможности ребенка.

Педагог-психолог

наблюдает

за

психическим

развитием

и

корректирует

психо-

эмоциональное состояние ребенка; развивает внимание, слуховое и зрительное восприятие,

мышление, память.

Воспитатель, педагог-психолог,музыкальный руководитель, детского сада проводим

целенаправленную и систематизированную работу с семьей, в которой используют

разнообразные формы сотрудничества, что способствует осознанию родителями своих

функций и роли в воспитании ребенка.



В раздел образования