Автор: Анацкая Людмила Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Сказка" с. Фрунзе
Населённый пункт: с.Фрунзе Сакский район Республика Крым
Наименование материала: Статья
Тема: Организация условий для развития слабослышащего ребенка в группе детского сада
Раздел: дошкольное образование
Организация условий для развития слабослышащего ребенка
в группе детского сада.
Подготовила:
воспитатель средней группы
Анацкая Людмила Олеговна
Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны
изменить. Максим Горький.
Важным условием при организации работы в группе с ребенком с нарушением слуха
является
создание
благоприятной
предметно-развивающей
среды,
спокойного
эмоционального фона, а также выполнение организационно -педагогических условий:
обязательное создание доброжелательной атмосферы общения педагога с ребенком и
детей между собой и с педагогами.
использование
на
НОД
с
детьми
игровых
приёмов,
сюрпризных
моментов,
дидактических игр с целью поддержания интереса к процессу деятельности и к получению
заданного результата;
подбирать такие дидактические игры, которые несут положительную эмоциональную
окраску, развивают интерес к новым знаниям, вызывают у детей желание заниматься
умственным трудом.
Одна из основных целей работы со слабослышащими детьми – помочь ребенку
адаптироваться в социуме, развить у него коммуникативные навыки,
мышление, навыки межличностных взаимодействий, так как дальнейшее
успешное обучение ребенка зависит не только от багажа знаний, но и от
умения общаться, слушать и понимать речь.
Когда в группу детского сада пришел слабослышащий ребенок, перед воспитателем
встает непростая задача: нужно так построить образовательный процесс, чтобы максимально
извлечь пользу для этого ребенка, но при этом, не ущемляя прав других детей. Чтобы решить
эту задачу – необходимо создать определенные условия для индивидуального развития
такого ребенка.
ФГОС предусматривает организацию и оснащение центров активности. Это позволяет
воспитателю построить воспитательно – образовательную работу с детьми, учитывая их
потребности, индивидуальные особенности.
Для удобства я распределила материал по центрам активности.
На утреннем приеме использую демонстрационный материал: игрушки, картинки, схемы,
пиктограммы, мнемотаблицы.
С их помощью провожу и речевую работу: разучиваем потешки, загадки, стихи,
приветствия. Использую пальчиковые игры.
Большое значение здесь приобретают другие виды коммуникации – поддерживающая,
опорная (картинки, символы, мимика, жесты).
Воспитателю ни в коем случае нельзя запрещать использовать жесты, ведь по мере того,
как речь ребенка станет более развитой – жестов будет меньше.
Для развития слухового внимания нужно использовать не только речевые упражнения, но
и неречевые звуки (хлопки, стук, щелчки, звуковые игрушки, музыкальные инструменты).
Очень хороший результат показывают кинезиологические упражнения (например, Су –
Джок терапия). Использование инновационных методов развития речи (синквейн, игры с
песком, сказкотерапия, мнемотаблицы,и др.) является очень эффективным средством для
развития речи всех детей и слабослышащих, в частности.
Оснащение центров активности и приемы работы с детьми с нарушением слуха.
Центр ИЗО: использую схемы – последовательности рисования, лепки, аппликации,
складывания и конструирования из бумаги; игрушки и предметы для игры «Ощупай и
слепи», «Ощупай и нарисуй».
Центр литературы: магнитные доски с буквами, звучащие книги, картинки для
рассматривания, дидактические игры «Цепочка слов», «Продолжи сказку», «Расскажем по
очереди».
Центр
строительства оснащаем
схемами
построек
(зданий,
мостов,
транспорта,
животных).
В центре ролевой игры располагаем атрибуты для игр драматизаций, пальчиковый
кукольный театр, перчаточный театр.
Центр
настольных
игр дополняем
звуковыми
музыкальными
игрушками,
инструментами, шумовыми игрушками. Здесь может быть и настольный кукольный театр.
Сюда же вносим магнитную доску с цифрами, «Чудесный мешочек», игра «Прищепки»,
«Волшебные рамки и вкладыши», «Шумящие коробочки».
Коррекционная работа в детском саду со слабослышащими детьми ведется совместно с
педагогами – специалистами.
Большая работа ведется с музыкальным работником (пропевание высоких и низких
звуков, подбор песенок – распевок, ритмический рисунок, музыкальные инструменты,
движения).
Инструктор по физической культуре подбирает физические упражнения, движения,
подвижные игры, учитывая физические возможности ребенка.
Педагог-психолог
наблюдает
за
психическим
развитием
и
корректирует
психо-
эмоциональное состояние ребенка; развивает внимание, слуховое и зрительное восприятие,
мышление, память.
Воспитатель, педагог-психолог,музыкальный руководитель, детского сада проводим
целенаправленную и систематизированную работу с семьей, в которой используют
разнообразные формы сотрудничества, что способствует осознанию родителями своих
функций и роли в воспитании ребенка.