Напоминание

Роль игровой деятельности в развитии ребенка младшего школьного возраста


Автор: Магарламова Мария Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ШКОЛА №1474
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: Роль игровой деятельности в развитии ребенка младшего школьного возраста
Раздел: начальное образование





Назад




Роль игровой деятельности в развитии

ребенка младшего школьного возраста

Время начала обучения в школе представляет собой специфический

период в жизни подрастающего человека. Младший школьный возраст

неспроста называют вершиной детства.

Для

ребенка,

приступившего

к

обучению

в

школе,

изменяется

социальная ситуация, изменяется его собственный социальный статус, ведь

он уже ученик, школьник. Однако внутренне, психологически ребенок все

еще остается в дошкольном детстве.

На первый взгляд, первоклассники ничем не отличаются от своих

сверстников, посещающих детский сад. Первоклассники сохраняют много

детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх.

Основными видами деятельности для младших школьников все еще

остаются игра, рисование, конструирование. Учебной деятельности только

предстоит развиться.

И все же, младшие школьники — это совсем другие дети, существенно

отличающиеся от дошкольников. Они становятся другими под влиянием

учебной деятельности. Согласно возрастной периодизации Д.Б.Эльконина,

на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста ведущая игровая

деятельность уступает место ведущей учебной деятельности.

Однако многие факты убеждают нас в том, что игра продолжает

занимать значительное место в жизни детей младшего школьного возраста и

выполняет значимую роль в их психическом развитии.

В жизни и развитии ребенка игровая деятельность выполняет ряд

важнейших функций: эмоциогенную, диагностическую, релаксационную,

компенсаторную, коммуникативную, социокультурную, терапевтическую и

функцию самореализации.

Эмоциогенная функция заключается в том, что игра, как правило,

меняет эмоциональное состояние ребенка в сторону его улучшения,

повышает настроение, пробуждает интерес, воодушевляет.

Диагностическая функция проявляется тем, что ребенок в игре

проверяет свои силы и возможности.

Релаксационная функция заключается в том, что в процессе игры

происходит

снижение

физического

и

интеллектуального

напряжения,

вызванного нагрузкой на нервную систему ребенка активным обучением или

сильными переживаниями.

Компенсаторная

функция

игры

проявляется

в

реализации

идеи

дополнения жизни. В процессе игры можно попробовать, примерить,

пережить в игре новые возможности.

Коммуникативная функция игры заключается в том, что сама игровая

деятельность — деятельность коммуникативная, и всегда вводит участников

игры в реальный контекст человеческих взаимоотношений.

Функция самореализации обусловлена тем, что процесс игры является

своеобразным

пространством

для

самореализации

ее

участников,

применения и проверки накопленного опыта.

Социокультурная функция проявляется тем, что в игре ребенок

непринужденно осваивает социокультурные отношения, то есть с помощью

игры и в игре происходит социализации ребенка.

Терапевтическую

функцию

игры

используют

в

своей

профессиональной

деятельности

психологи-игротерапевты

с

целью

преодоления различных трудностей, возникающих в поведении, общении,

учении и т.д.

Игра

является

наиболее

естественным

и

радостным

видом

деятельности. Часто игру называют отдыхом в противопоставление трудовой

или учебной деятельности. Это спорное утверждение, поскольку в играх дети

нередко тратят существенно больше энергии, чем во время обучения или

труда. Игра представляет собой такую деятельность, которая обеспечивает

психофизиологическое

состояние

ребенка,

достигаемое

в

процессе

переключения с одного вида деятельности на другой, и заключающееся в

восстановлении физических, эмоциональных и интеллектуальных сил. Любая

деятельность, насколько бы сложной она ни была, может послужить

мотивом для игры. Задания, поданные в форме игры, вызывают у детей

быструю реакцию интереса к учению, способствуют «эмоциональному

пробуждению разума». Отдельные игровые элементы придают занятиям

положительную эмоциональную окраску и облегчают восприятие знаний.

В процессе игры осуществляются два вида взаимоотношений —

игровые (по сюжету и роли) и реальные. В совместной игре дети учатся

общаться,

проявлять

взаимопонимание

и

взаимопомощь,

подчинять

собственные действия действиям товарищей по игре.

Игровая

деятельность

оказывает

влияние

на

формирование

произвольности

всех

психических

процессов

так,

именно

в

игре

развиваются произвольное поведение, произвольное внимание и память.

Захваченные игрой, дети гораздо лучше сосредоточиваются и больше

запоминают, чем выполняя задание взрослого. Сознательная цель — быть

внимательным,

сосредоточиться,

сдержать

импульсивное

движение,

запомнить правила и т.д. — раньше и легче всего выполняется ребенком

именно в игре.

В игре получает свое развитие и мотивационно-потребностная сфера:

возникают новые мотивы деятельности ребенка и связанные с ними цели.

Механизм

управления

своим

поведением,

подчинения

правилам

складывается сначала именно в игре, а уже позже проявляется и в других

видах деятельности (например, в учебной). В игре со сложными сюжетами и

разнообразными ролями развивается и творческое воображение.

Таким образом, именно в игре возникают благоприятные условия для

формирования

многих

навыков

и

умений,

необходимых

детям

для

успешного перехода от игровой к учебной деятельности. Дети дошкольного

и младшего школьного возраста начинают учиться, играя. К учению они

относятся как к своеобразной игре с определенными правилами и ролями.

Играя, дети овладевают элементарными учебными действиями.

Для

вчерашних

дошкольников

переход

от

свободных

игр

на

переменках к серьезным регламентированным занятиям на уроке слишком

резок. Переходной формой от игры к серьезным занятиям могут стать

организованные игры. Л.С.Выготский отмечал, что в связи с поступлением

ребенка в школу игра не исчезает, наоборот, она пропитывает собой всю

деятельность маленького ученика. Учение зарождается в игре и постепенно

берет на себя роль ведущей деятельности [10].

Включение игровой деятельности в ситуацию обучения позволяет на

практике сочетать игру и учение и одновременно так строить учебный

процесс, чтобы он соответствовал особенностям детей младшего школьного

возраста.

Для младшего школьника игровая деятельность является наиболее

освоенной деятельностью, поэтому опора на игру становится важнейшим

путем

включения

детей

в

учебную

работу,

способом

обеспечения

эмоционального отклика на педагогические воздействия. В игре происходит

синтез познавательного труда и творческой активности. Любое новое знание

или умение, приобретенное младшим школьником, побуждает его к

действиям. А игровой характер же этого действия наиболее близок и понятен

ребенку из его прежнего опыта.

К

началу

младшего

школьного

возраста

развитие

игровой

деятельности обретает новую направленность и новое содержание. В этот

возрастной период большое место начинают занимать игры с правилами и

дидактические игры. Посредством этих игр дети учатся сосредотачиваться,

подчинять свое поведение правилам, то есть у них развиваются способности,

важные для успешного обучения в школе.

Играя, младшие школьники стремятся выбирать для себя сюжеты и

роли, которые привлекательны для них в реальной жизни. При этом

обсуждение сюжета, распределение ролей может занимать довольно много

времени. В конфликтных ситуациях дети уже могут проявлять умение

анализировать деятельность, свою и товарищей, оценивать поступки и

возможности.

В течение младшего школьного возраста бытовые игровые сюжеты

эволюционируют к произвольным сюжетом и к сюжетам, отражающим

общественные события. У младших школьников становится популярной игра

«в школу» — дети учат кукол, друг друга. Бытовые игры, связанные с жизнью

семьи, сохраняются весь период начальной школы. В играх появляется

импровизация. У младших школьников широко представлены небольшими

группами — по 2-3 человека. Чем старше ученики, тем все большее место

занимает в игре соревновательный момент. Он развивает у младших

школьников умение действовать в коллективе, бороться за успех команды.

В

детских

играх

происходит

глубокий

и

сложный

процесс

преобразования и усвоения жизненных впечатлений. Творческое начало

проявляется и в замысле игры, и в нахождении способов осуществления

задуманного. В отличие от взрослых дети не продумывают предстоящую

игру во всех деталях, они лишь намечают общий план, который реализуется в

процессе

деятельности.

Играя,

младшие

школьники

передают

свое

отношение к отображаемому в игре, свои мысли и чувства.

Эмоции и чувства, пережитые в игре, оставляют в сознании ребенка

глубокий след. Повторенные в игре действия взрослых, подражание их

моральным качествам способствуют образованию таких же качеств у детей.

Игровое творчество проявляется также и в поисках средств реализации

задуманного.

Чем

старше

становятся

младшие

школьники,

тем

требовательнее они к предметам игры, тем чаще возникает стремление

самим сделать нужные предметы. Стремление ребенка к самостоятельному

изготовлению игрушек становится одной из тенденций развития игры в

младшем школьном возрасте.

Развивающая игра смешивает в правильных пропорциях игровую и

учебно-познавательную

деятельность

ребенка,

стимулирует

его

интеллектуальную

активность,

а

значит,

подготавливает

к

успешному

преодолению трудностей дальнейшего обучения в школе. Это очень важно

для маленького школьника, поскольку успехи способствуют уверенности и в

других делах, не только в период школьного обучения, но и вообще в жизни.

Обучающая, развивающая игра крайне полезна для формирования

коммуникативных отношений между детьми друг с другом и с педагогом,

особенно в начале учебного года.

Обучающие игры (головоломки, ребусы, игры на аналогию и т.д.)

позволяют уйти от старых стереотипов и искать новые способы решения

задач, чем способствуют преодолению порога познания, лучшего усвоения

новых знаний в случаях, когда попадаются трудные темы.

Таким образом, на пятачке игры пересекаются решения многих

педагогических проблем начальной школы. Это и вопросы дисциплины, и

налаживание взаимоотношений учителя и учеников, личности и коллектива,

и создание эмоциональной атмосферы уроков, и пробуждение интереса к

конкретным наукам и к интеллектуальной деятельности вообще.

Из сказанного следует, что нельзя недооценивать значение игры для

детей младшего школьного возраста. Возрастные особенности младших

школьников компенсируются включением в учебную деятельность игровых

приемов, облегчая процесс адаптации маленького ученика к школе. Задача

педагога начальных классов — сделать плавным, адекватным переход детей

от игровой деятельности — к учебной. Через игру и в игре постепенно

привыкает сознание ребенка к происходящим изменениям условий его

жизни,

новому

виду

отношений

со

сверстниками

и

со

взрослыми,

формируются качества личности, необходимые маленькому школьнику.



В раздел образования