Автор: Мартынова Ольга Юрьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО Центр детского творчества √5 г.Орла
Населённый пункт: Орёл
Наименование материала: Статья
Тема: Создание ситуации успеха в объединении "Весёлый калейдоскоп
Раздел: дополнительное образование
Создание ситуации успеха как непременный компонент в
раскрытии творческого потенциала ребенка в обьединении
«Веселый калейдоскоп»
Творческое объединение «Веселый калейдоскоп» осуществляет свою
деятельность в Центре детского творчества города №5 Орла уже 9 лет. На
занятиях дети приобщаются к художественно-эстетической деятельности.
Многие воспитанники посещают студию с дошкольного возраста и
достигают высоких творческих результатов. Для того чтобы дети с
удовольствием приходили в объединение, занятия должны быть
интересными, приносить радость как от самого процесса, так и от
полученных результатов. Если есть успешный, положительный результат, то
это воодушевляет, окрыляет и укрепляет уверенность в своих силах. Успех в
творчестве - один из источников внутренних сил ребенка, рождающий
энергию для преодоления трудностей и достижению результатов, повышения
самооценки, первый шаг на пути к самоопределению.
В своей педагогической деятельности наибольшее внимание уделяю не
столько понятию успеха, сколько понятию «созданию ситуации успеха» для
каждого ребенка. Моя задача как педагога состоит в том, чтобы дать
возможность всем учащимся проявить свою индивидуальность, избавить от
чувства страха и вселить уверенность в своих силах, поддерживать их
стремление к лучшим результатам, достижениям и победам.
В объединении занимаются дети с разным уровнем подготовки,
способностей, разного возраста. За основной способ организации обучения
мною принято личностно - ориентированное развивающее обучение, в
процессе которого обеспечивается учет возможностей и способностей
каждого ребенка. Учебный материал разрабатываю таким образом, чтобы
предоставить ребенку право выбора, дать возможность учащимся разного
уровня подготовки выполнять разноуровневые задания. Даже в рамках
одной темы учащиеся могут выбирать различные варианты выполнения
творческой задачи. Содержание задания одинаково для всех, но учащиеся
могут выбрать обьем, сложность выполнения, больший формат работы,
применение дополнительных материалов. Право выбора играет большую
роль в самовыражении учащихся, создает благоприятную почву для
успешной работы. Использование дифференцированного обучения позволяет
каждому ребенку работать в своем темпе, дает возможность справиться с
различными техниками.
Для активизации интереса к художественному творчеству стараюсь
разнообразить формы художественной деятельности учащихся: это и
декоративное рисование, живописная аппликация, тестопластика, работа с
пластилином, роспись по ткани и стеклу. На занятиях дети пользуются
широким спектром художественных материалов - гуашь и акварель, цветные
карандаши и фломастеры, соленое тесто и пластилин, цветная бумага и
картон, журнальная бумага и газеты, специализированные красители…
Изучение и чередование множества художественных техник позволяет
разнообразить занятия, сделать их интересными и познавательными, дает
возможность найти учащимся наиболее любимый вид творчества и быть в
нем наиболее успешным.
Относительно недавно в нашем объединении появился новый вид
творчества – пескография. Песок - необыкновенно приятный материал,
благодаря своей сыпучести и податливости он притягивает и завораживает.
Занятия рисования песком проходят под приятную музыку в полумраке, в
атмосфере волшебства и магии. Необычность этой техники в том, что
песочный рисунок нельзя положить в альбом или повесить на стену. Он
эфемерен и сиюминутен и благодаря этому в ходе рисования закрепляется
направленность не столько на результат, сколько на сам процесс,
исключается момент оценивания своих результатов. Здесь нет особых
правил, нет страха «чистого листа», страха наделать ошибок в ходе
рисования. И именно отсутствие каких- либо ограничений снимает
эмоциональное напряжение, дает свободу в выражении собственных чувств,
повышается самооценка и уверенность в себе и своих силах. Учащиеся, как
младшего возраста, так и более старшие с удовольствием рисуют песком.
Особое внимание уделяю созданию комфортной творческой среды.
Считаю особенно важным наполнить атмосферу занятия эмоциональной
теплотой и доброжелательностью. Подбадривающие слова,
доброжелательный настрой, приятная речь раскрепощают учащихся и
помогают почувствовать себя значимым и уверенным. В начале занятия
настраиваю ребят на успешную творческую деятельность, призываю
ощутить себя «творцом обстоятельств»:
Ты художник, ты творец своего мира,
Ты сможешь, у тебя получится,
У каждого художника свое видение,
Ты уникальный..
Я уверенна, что в объединении занимаются самые лучшие, самые
талантливые и одаренные дети.
Занятие художественным творчеством в силу своей специфики имеет
благоприятную почву для развития в учащихся уверенности в своих силах. В
искусстве и творчестве нет единственно правильных решений - абсолютного,
единственно правильного видения не существует. При выполнении заданий я
призываю ребят быть раскованными в своем творчестве - «отпустить себя»,
не бояться ошибиться и пробовать новое.
На занятиях дети свободно общаются друг с другом, если возникает
необходимость, можно свободно передвигаться - взять образец, поменять
воду, помыть кисти и палитру. Единственное условие - уважать товарищей и
не мешать их работе. В такой атмосфере у учащихся возникает ощущение
психологического комфорта, защищенности, успеха.
В конце занятий обычно проходит мини выставка выполненных работ.
Учащиеся с удовольствием ожидают этот этап занятия, заранее придумывают
имена своим персонажам. В ходе обсуждения говорим не только о том «что
мы узнали» и «чему научились», но и о том «что понравилось», а «что
хотелось бы сделать по- другому». Вместе с ребятами придумываем
небольшие истории о персонажах, характеризуем образы, выделяем
интересные детали в каждой работе. Дети ждут, что оценят не только итог,
но и их усилия в процессе деятельности.
Каждый ребенок желает утвердиться не только в глазах педагога, но и
среди своих товарищей, поэтому достижения и победы учащихся мы
отмечаем всем коллективом. Это дает возможность ребенку пережить
радость признания, ощутить себя уверенным в своих возможностях.
Очень важно сформировать дружественный детский коллектив, это не
только помогает детям развивать художественные способности, но и
чувствовать себя единым целым. Большое внимание уделяю подготовке и
проведении очень важного первого праздника в стенах Центра творчества –
«Праздника посвящения юных художников», который стал доброй традицией
нашего объединения. Значение этого праздника очень важно, так как
коллектив любой студии начинает формироваться с первого момента
возникновения взаимодействия между детьми. Если это первое
взаимодействие пройдет на высоком эмоциональном уровне, будет большая
вероятность создания здорового, крепкого коллектива, в которой каждый
ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значимым. На этом празднике
создается ситуация успеха для каждого члена детского объединения, ребенок
самоутверждается в среде сверстников социально адекватным способом.
С самых первых занятий разрабатываю вместе с ребятами правила
поведения в объединении («Кодекс правил юного художника»), который
утверждается на празднике посвящения. Такие правила, обдуманные и
изложенные самими детьми, соблюдаются без дополнительных
напоминаний.
Для создания ситуации успеха у учащихся широко применяю игровые
формы обучения. Игровые методы обучения являются наиболее
предпочтительным средством обучения в объединении «Веселый
калейдоскоп». Чем меньше ребенок, тем большее место в его обучении
занимает игра. Большую роль в обучении навыкам художественного
творчества отвожу дидактическим играм. Основная цель дидактической
игры направлена на решение конкретных обучающих задач - развитие
чувства цвета, формы, воображения, композиции и др. Так например,
подвижная игра -: “Краски- маски” в увлекательной форме закрепляют
знания цветоведения у младших воспитанников. В игре «Вкусная палитра»
дети усваивают множество наименований цветовых оттенков, учатся
различать тонкие оттенки цвета. Игра «Палитра художника» позволяет
закрепить знания о колорите, развивает коммуникативные навыки. Созданию
образов персонажей помогает игра- пантомима «Угадайка». Для более
старших воспитанников предлагаю различные ребусы, анаграммы по
разделам программы. С помощью игры создаю нестандартные ситуации, игра
помогает мне сбить детей с шаблонного стереотипного мышления.
Использование игровых приемов на занятиях позволяет сделать процесс
обучения
увлекательным
и
эмоционально
окрашенным,
позволяет
активизировать внимание ребят и вовлечь всех участников в творческий
процесс.
Постоянно развивая интерес ребят к занятиям, стремлюсь выбрать
различные формы их проведения: занятие- игра, занятие- путешествие,
творческие лаборатории, мастерская художника и т.д Поощряю смелость в
поисках новых форм и декоративных средств в выражении образа,
проявления фантазии.
Созданию ситуации успеха также способствует использование и
чередование на занятиях различных форм обучения: индивидуальной,
коллективной и работа в парах.
С учащимися старшего возраста использую метод проектов. Проект
для учащегося это возможность проявить себя, попробовать свои силы,
приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый
результат. Метод проектов позволяет через проживание «ситуации успеха»
почувствовать
себя
значимым,
нужным
и
успешным,
способным
преодолевать трудности в самостоятельном планировании и выполнении
практических заданий.
В заключении хочется отметить, занятия творчеством в объединении
предоставляет ребенку чувство радости, эмоционального подъема от
сознания себя творцом, от достигнутого успеха. Здесь дети получают
дополнительные возможности для своего развития, обогащение личного и
социального опыта.
С маленькой успешности в объединении может начаться большой успех
формируемой нами человеческой личности.