Напоминание

"ЗАГАДОЧНЫЙ МИР КОСМОСА"


Автор: Трубникова Галина Алексеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ г. Ельни
Населённый пункт: Смоленской области
Наименование материала: План-конспект урока
Тема: "ЗАГАДОЧНЫЙ МИР КОСМОСА"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ М.И. ГЛИНКИ

Г. ЕЛЬНИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

216330 Смоленская область, г. Ельня, ул. Пролетарская, дом 46а

Тел/ факс: 8-481-46 - 4-27-49

_________________________________________________________________

_

План-конспект урока

по теме:

«ЗАГАДОЧНЫЙ МИР КОСМОСА»

Трубникова

Галина

Алексеевна,

преподаватель художественного отделения

МБУ ДО ДМШ г. Ельни.

Пояснительная записка

Данный урок проводится для обучающихся 1 – 2 классов по предмету

«Основы изобразительной грамоты»

Форма учебной работы:

классно-урочная

Время работы:1 час 20 минут

Приобретаемые навыки

: овладение приемами техники граттаж.

Роль учителя:

создание условий для развития творческих способностей детей.

Организация работы:

фронтальная работа, индивидуальная работа.

Тема урока- граттаж

Цели и задачи:

1.

Познакомить с графической техникой – граттаж.

2.

Обучать

детей

умению

самостоятельно

выбирать

сюжет,

развивать творческое воображение, фантазию.

3.

Развивать зрительную память, пространственное воображение,

навыки композиции.

4.

Воспитывать аккуратность, точность, усидчивость.

5.

Формировать

нравственно

эстетическое

восприятие

и

эмоционально – чувственное отношение к явлениям действительности.

6.

Воспитывать патриотические чувства, любовь к истории нашей

Родины, к планете Земля.

Материалы:

- лист плотной бумаги А4, тонированный восковыми карандашами и

покрытый черной гуашью;

-восковые мелки или свеча;

-черная гуашь или тушь;

-широкая кисть;

-мыло;

-деревянная зубочистка, старый стержень, канцелярский нож (острый

предмет);

-газета или бумага.

Зрительный ряд:

- детские рисунки о космосе;

- фотографии космического пространства;

- ноутбук;

-

пособие

«Последовательность

выполнения

композиции

«Мир

космоса» (педагогический рисунок);

- репродукции картин А.А. Леонова.

Музыкальный ряд:

Инструментальные произведения оркестра: «SPACEOPERA, PART 1»,

«SPACEOPERA, PART 5».

Задание:

Выполнение рисунка «Загадочный мир космоса» в технике граттаж.

ХОД УРОКА:

1.Вводная беседа.

Звучит инструментальное произведение оркестра «SPACEOPERA, PART 1».

В безоблачный ясный вечер небо усыпано множеством звезд.

Мир звезд загадочен и очень разнообразен.

Но ближе звёздный мир стал только тогда, когда человеку удалось

проникнуть в космическое пространство.

Началом освоения космоса считается 4 октября 1957 года, именно

тогда произошел запуск первого спутника Земли. Показ фотографии.

Для чего нужен спутник? Ответы детей.

Для того, чтобы уточнить прогноз погоды, помочь морским штурманам

определить местонахождение кораблей в океане, обеспечить космическую

радио- и телевизионную связь и др.

Вот эти красочные фотографии космоса сделаны спутником.

Показ фотографий космических явлений.

Кто был первый космонавт Земли? Ответы детей.

Первым человеком, полетевшим в космос, был Юрий Алексеевич Гагарин,

наш земляк, смолянин. Полёт состоялся 12 апреля 1961 года на космическом

корабле «Восток -1».

Показ

фотографий:

взлёт

ракетоносителя

«Восток

-

с

Гагариным на борту; «Катапультирование Ю. А. Гагарина». Показ детской

работы «К стартовой площадке».

2. Сообщение нового материала.

Как вы себе представляете космос? Ответы детей.

Показ детской работы «Фантазии на тему «Космос».

Вечером небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими

сверкающими точками, потому что находятся невероятно далеко от земли.

На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие

на солнце. Солнце – тоже звезда, сравнительно небольшая. Вокруг него

вращаются 9 планет (Меркурий, Земля, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн,

Уран, Нептун, Плутон), тысячи мелких планет – астероидов и кометы. Все

эти небесные тела образуют Солнечную систему, в центре которой находится

солнце. Показ таблицы.

Рассказ о лётчике – космонавте А.А. Леонове.

Лётчик – космонавт А. А. Леонов - первый человек в мире, вышедший

в открытый космос, в бездну. Он уже не в кабине космического корабля, а

сам свободно плавает над землёй.

Благодаря творчеству Алексея Архиповича мы можем увидеть небо и

землю из космоса. Его картины, написанные маслом, привлекают неземными

контрастами света, завораживают таинством вселенной, передают ощущения

и чувства автора. Показ картин самобытного художника А. А. Леонова.

3. Практическая работа.

Сегодня перед вами стоит творческая задача:

Выполнить композицию: «Загадочный мир космоса» (в технике граттаж)

Такая графическая техника рисования заостренной палочкой называется

граттаж.

Граттаж – это слово французское. Это значит - «скрести, царапать».

Давайте вспомним последовательность выполнения этой работы.

Ответы детей:

- подготовка бумаги - основы рисунка;

- закрашивание бумаги;

- процарапывание – создание рисунка.

Выбираем сюжет

Каждый из вас выбирает сюжет своей работы. Сюжеты (рисунки) у

каждого из вас разные:

- старт космической ракеты

- планеты и летящая комета

- планета «Земля» и космический дом –орбитальная станция «Мир»

- поверхность Луны (Спутник Земли) и планетоход «Луноход - 1»

- рождение новой звезды

Подготовка бумаги

Наносим на лист в любом порядке цветные пятна с помощью цветных

восковых мелков

Закрашивание бумаги

Широкой кистью, губкой или тампоном из ваты наносим на поверхность

слой туши или гуаши. Чтобы краска не растекалась по воску, кисточку

предварительно окунает в мыльный раствор.

Процарапывание рисунка

После того как

тушь, гуашь высохнет,

соскабливаем зубочисткой

черную краску по рисунку мы увидим нижние цвета.

Для создания космического пространства можно процарапать большие и

мелкие круги – шары, напоминающие звезды,

астероиды и другие

космические явления.

Показ детских работ на тему: «Космос» в технике граттаж.

Показ элементов процарапывания (педагогический рисунок).

Дети выполняют практическую работу.

Во время самостоятельной работы объясняю обучающимся как

сделать рисунок наиболее выразительным.

(Звучит инструментальное произведение«SPACEOPERA, PART 5»).

4.

Подведение итогов работы.

- С какой новой техникой вы познакомились?

- Какими необычными инструментами пользовались в этой технике?

- Какие выразительные средства применяются в этой технике?

- Что еще нового и интересного вы узнали на уроке?

(Ответы детей).

5. Просмотр и анализ выполненных детских творческих работ.

ВЫСТАВКА ДЕТСКИХ РАБОТ.

Лучшие работы

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:

«Вижу, вижу небо!»

Летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза А.А. Леонов –

первый человек в мире, вышедший в открытый космос. Он также широко

известен как самобытный художник. Алексей Архипович – почетный член

Российской академии художеств, член Академии изобразительных искусств

США. Живописью Леонов увлекался еще в школе, а своими «взрослыми»

работами

он

положил

начало

научно-фантастической

космической

живописи. Его картины, выполненные маслом, привлекают неземными

контрастами света, завораживают таинством Вселенной, передают ощущение

автора.

Как вспоминал Алексей Архипович, даже при отборе в группу

кандидатов в космонавты живопись сыграла свою роль. Лейтенант Леонов

обратил на себя внимание одного из руководителей Центра подготовки

космонавтов: «Такое не каждый день бывает, лейтенант-летчик - и вдруг

устраивает выставку своих картин».

«Алмаз-2» - таким был позывной космонавта Леонова. «Вижу, вижу

небо! Землю!», - воскликнул он, оказавшись за пределами космического

корабля. Благодаря творчеству Алексея Архиповича и мы можем увидеть

небо и Землю из космоса.

Литература:

1.

Е.В. Шорохов «Методика преподавания композиции на уроках

изобразительного искусства в школе», Москва «Просвещение», 1977г.

2.

Энциклопедический

словарь

юного

художника,

Москва

«Педагогика», 1983г.

3.

Журнал «Непоседа» №7, 2008г.

4.

Журнал «Наша история. 100 великих имен. Юрий Гагарин».

5.

Журнал «Простые уроки рисования». №5, 2011г.



В раздел образования