Напоминание

Шкалирование учебных целей по физике в персонализированной модели образования


Автор: Угинов Олег Михайлович
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 3
Населённый пункт: Салехард
Наименование материала: статья
Тема: Шкалирование учебных целей по физике в персонализированной модели образования
Раздел: полное образование





Назад




Шкалирование учебных целей по физике в персонализированной модели

образования

С сентября 2019 учебного года 5 школ нашего округа были выбраны в качестве площадок

для апробации школьной цифровой платформы от Сбербанка. Работа на этой платформе

тесно связана с философией персонализированной модели образования (ПМО).

Что такое ПМО и чем она отличается индивидуального?

Основное отличие персонализации от индивидуализации – субъектная роль самого

учащегося. Индивидуализированные маршруты, как правило, разрабатываются педагогом,

в то время как персонализированные траектории выстраиваются самими учащимися.

Дифференциация и индивидуализация осуществляются для повышения качества освоения

предмета, в то время как в персонализации большее внимание уделяется развитию всех

сфер личности, а академический успех является логичным следствием.

В персонализированном образовании учащийся выступает субъектом совместной учебной

деятельности, имеет возможность строить свою индивидуальную траекторию с тем, чтобы

в ней учитывались особенности его личности и потребности развития.

И учителя, и родители хотели бы, чтобы дети могли добиваться максимально возможных

результатов – как предметных, так и метапредметных и личностных. У каждого ребенка

своя «зона ближайшего развития», свои интересы и стиль работы. Внедрение ПМО дает

детям возможность выбора уровня сложности, типа задания и темпа освоения учебного

материала.

Однако для этого потребуются понятные ориентиры: каких целей необходимо достичь в

целом, какие минимально необходимые результаты требуют государство и

образовательная организация.

Для того чтобы с опорой на эти ориентиры ребенок мог выстроить собственную

траекторию обучения, важно, чтобы образовательные цели были разноуровневыми и

показывали:

1.

Чего требуется достичь? («целевой» уровень);

2.

Какие более простые, элементарные знания и умения необходимо для этого

освоить? («базовый» уровень);

3.

Как можно применить достигнутые результаты, развивать их дальше?

(«сверхцелевой» уровень).

Таким образом, получается шкала учебной цели – структурированный по уровням

ожидаемый результат.

Такая цель-шкала также служит для учащегося:

1.

Ориентиром, откуда и куда двигаться в учении;

2.

«Дорожной картой» для самостоятельной учебной деятельности, так как сложная

задача разбивается на посильные последовательные элементы;

3.

«Переговорной базой» для обсуждения с учителем своих достижений и перспектив.

Для учителя, в свою очередь, шкалированная цель – это методический ориентир для

разработки или подбора заданий. В персонализированном образовании детям

предоставляется широкий выбор заданий. Шкалированные цели позволяют находиться в

едином поле запланированных результатов, уводят учителя от увлечения формой или

тематизмами.

Ученик может работать эффективно только тогда, когда цели образования становятся

целями его собственной деятельности, он понимает их смысл, способен оценить свои

трудозатраты и в итоге определить – достигнуты они или еще нет.

Итак, шкалирование целей повышает эффективность образовательного процесса, т. к. дает

и педагогу, и учащемуся прозрачные ориентиры.

В персонализированной модели образования цели шкалируются по качественным

основаниям, с ориентацией на возрастающую когнитивную сложность либо гибкость

владения материалом.

Предлагается трехуровневая шкала учебных целей, уровни которой формулируются с

учетом нескольких факторов.

УРО

ВЕН

Ь

Психолого

педагогическая

характеристика

Соответствие

требованиям

ФГОС

Характеристики

познавательной

деятельности

Способ

действия

4.0

Зона ближайшего

развития

Личностные

результаты

Исследование,

создание нового

Функциональный

3.0

Целевой уровень

Метапредметные

результаты (УУД,

универсальные

компетентности)

Анализ и синтез

Рефлексивный

2.0

Базовый уровень

Предметные

результаты

Усвоение,

воспроизведение

Репродуктивный

Предлагаемый подход к проектированию целей позволяет решить несколько задач

персонализированного образования, для которого они выступают системообразующим

фактором.

1.

Цели, спроектированные по предлагаемой методологии, хорошо сочетаются с

принципом «soft через hard». Учебная цель = предметный результат +

метапредметный результат, за счет чего достигается развивающий эффект. При

этом каждому из трех уровней соответствуют определенные универсальные

компетентности («гибкие» навыки): мыслительные, исследовательские, проектные

и др. Тем самым метапредметные результаты не являются чем-то особенным по

сравнению с предметным содержанием.

2.

Шкалированные указанным образом цели успешно операционалазируются в

образовательном процессе. Это позволяет учащемуся увидеть траекторию своего

продвижения, оценить актуальный уровень.

3.

Учебные цели, спроектированные в таком подходе, фактически выступают как

системообразующие факторы ПМО. Единая рамка задает прозрачные и понятные

требования, а также ориентацию на результат.

Уровни шкалы учебных целей

Уровень 1.0

Уровень 1.0 не наполняется конкретным содержанием и используется, прежде всего, для

диагностики. В частности, он ориентирован на освоение цели уровня 2.0 при наличии

помощи. То есть, это либо частичное освоение содержания уровня 2.0, либо полное, но с

помощью учителя, с «подсказкой».

Уровень 2.0

Уровень усвоения, простейшего понимания. Это не механическая репродукция —

например, учащийся не просто выучил термин, но может объяснить его значение,

привести пример. Действия по образцу, применение формул и алгоритмов. Элементы

более сложного действия. Например, если цель на уровне 3.0 — играть в баскетбол, то на

2.0 — подача, ведение мяча и пр. Элементы цели (дескрипторы) удобно начинать с

глаголов, т.к. они задают образ результата в виде конкретного действия.

Варианты дескрипторов на уровне 2.0

1.

Называет, перечисляет, приводит примеры

2.

Характеризует

3.

Описывает физический процесс с использованием понятий...

3.

Владеет словарным запасом по теме…

Если на втором уровне шкалы «лежит» какое-то умение, оно должно «выстрелить»

и на третьем уровне. Его нужно интегрировать в более синтетическое умение.

Уровень 3.0

Целевом результат, на который направлено изучение модуля. Анализ и понимание,

которое можно применить к разным примерам и обстоятельствам. Синтез нескольких

простых элементов.

Варианты дескрипторов на уровне 3.0

1.

Выстраивает логическую последовательность

2.

Сравнивает по трем различным параметрам...

3.

Решает задачу с использованием...

4.

Составляет логическую цепочку

5.

Предлагает решение (по аналогии с предложенным учителем)

6.

Находит новый пример изученному явлению

7.

Устанавливает связи

8.

Использует формулу для...

Уровень 4.0

Исследование, проектирование, перенос достигнутых образовательных результатов

(знаний, умений, навыков и т.п.) в другую область, синтетическое (охватывающее разные

темы в рамках одного предмета) или междисциплинарное умение. Применение знаний в

практических ситуациях.

Варианты дескрипторов на уровне 4.0

1.

Демонстрирует углубленные знания и умения за пределами содержания изучаемой

темы, применяет полученные знания в новом контексте, например:

2.

Находит оригинальное решение

3.

Проводит исследование (важно — со значительной долей самостоятельности)

4.

Находит объяснение с использованием знаний из других областей

5.

Создает динамическую модель / пропорциональную модель (карту)

6.

Демонстрирует результаты на уровне 3.0 следующего класса

Начинать разработку шкалы можно как с третьего уровня, так и со второго. Если мы сразу

можем определить ожидаемый результат данного модуля — формулируем одно-три таких

знания, умения и т. л., а далее раскладываем их до более простых элементов второго

уровня.

Это получается не всегда. Описать предметные результаты обычно проще, чем

указать, что именно дети должны будут делать с ними. В этом случае можно начать со

второго уровня. Перечислим отдельные элементы знаний и умений, которые необходимо

освоить в модуле. Далее, на третьем уровне, продумаем, в какие более сложные

результаты могут сложиться эти элементы — какие полезные действия ребенок может

совершать.

Пример шкалы.

Физика 7 класс

Модуль «Инерция. Масса. Плотность»

Уровень

4.0

Моделировать техническое устройство, например

прибор по определению процентного содержания

крахмала в картофеле или устройство по

определению абсолютной массы семян.

3.0

А

Применять знания о явлении инерции и понятие

массы для объяснения явлений природы.

Б

Вычислять массу и плотность тел сложной

формы.

В

Уметь проводить экспериментальные измерения

характеристик (массы, объёма и плотности).

2.0

A1

Владеть понятиями «инерция» и «масса»,

описывать явление отдачи.

А2

Уметь сравнивать массы тел, определять массу

тела, осуществлять перевод единиц массы в

систему СИ.

Б1

Уметь применять понятие «плотность» для

объяснения явлений природы.

Б2

Применять формулу плотности для нахождения

плотности, массы или объёма тела.

В1

Измерять массу, плотность, объём тел с помощью

приборов.



В раздел образования