Автор: Данчина Эльмира Ирековна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №4" ЗМР РТ
Населённый пункт: Татарстан,г.Зеленодольск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Фрагмент урока русской литературы по теме "Обобщающий урок по сказу Н.С.Лескова "Левша" ""
Раздел: среднее образование
Обобщающий урок по сказу
Н.С. Лескова «Левша»
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по сказу Н.С. Лескова
«Левша».
Задачи обучения:
- закрепление изученного материала в игровой форме;
- защита индивидуальных творческих работ;
Задачи развития:
- развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся;
- совершенствование навыка работы с текстом;
- привлечение детей к активному чтению и использованию на уроках
справочной и дополнительной литературы;
Задачи воспитания:
- проявление интереса к культуре и истории своего народа;
- соотношение поступков с моральной нормой;
- воспитание любви к Родине, к своему народу.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: идейно-тематическое содержание сказа «Левша».
Уметь: работать с текстом, со справочной литературой, анализировать текст.
Метапредметные:
Личностные – учащиеся выражают положительное отношение к процессу
познания;
оценивают
собственную
учебную
деятельность;
применяют
правила делового сотрудничества.
Познавательные –
учащиеся
воспроизводят
по
памяти
информацию,
необходимую для решения учебной задачи. Находят дополнительную
информацию,
используя
справочную
литературу;
используют
схемы-
кластеры для решения задач; осознанно и произвольно строят речевое
высказывание в устной форме; структурируют знания; приводят примеры в
качестве
доказательства
выдвигаемых
положений;
владеют
основами
смыслового чтения художественных текстов.
Регулятивные – учащиеся принимают и сохраняют учебную задачу;
планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; адекватно
воспринимают
оценку
учителя;
анализируют
собственную
работу;
оценивают уровень владения учебным действием.
Коммуникативные – учащиеся умеют координировать различные позиции в
сотрудничестве;
контролировать
действия
партнёра;
формулировать
собственное мнение и позицию.
Оборудование:
-
портреты:
Н.С.
Лесков,
М.И.
Платов;
творческие
работы
учащихся ;презентация.
Ход урока:
1.
Оргмомент.
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Сиянье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Из знаний ваших и умений
Мы вместе сотворим урок!
- Здравствуйте, ребята!
2. Целеполагание.
- Какое произведение мы с вами изучаем? (Сказ Н.С. Лескова «Левша»)
- Сегодня мы с вами проводим заключительный урок по творчеству
замечательного писателя Н.С. Лескова. А что мы обычно делаем на
заключительных уроках? (обобщаем, систематизируем, подводим итоги,
показываем, чему научились)
- Сегодня мы еще раз окунемся в загадочный мир этого произведения.
-Ребята,для начала вспомним биографию и интересные факты из жизни
Николая Семеновича Лескова.
3. Проверка домашнего задания.
Ребята, вашим домашним заданием было-подготовить вопросы к викторине
по сказу Н.С.Лескова «Левша».
ВИКТОРИНА.
4. Физкультминутка
- Если высказывание относится к левше, вы встаете и делаете поклон. Если
высказывание относится к Платову, вы садитесь на свою досадную
укушетку.
1) «У него … хоть и шуба овечкина, так душа человечкина» (левша)
2) «Осмотрели керамиды и всякие чучелы и выходят вон…» (Платов)
3) «…на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны»
(левша)
4) «Для чего такое мошенничество? Дар сделали и миллион за то получили,
да все еще недостаточно! (Платов)
5) «Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, у нас так
глаз пристрелявши». (левша)
6) «Сиди здесь до самого Петербурга вроде пубеля, ты мне за всех
ответишь!» (Платов)
7) «Наша русская вера самая правильная, и как верили наши правотцы, так
же точно должны верить и потомцы». (левша)
8) «Ехал очень спешно и с церемонией: сам он сидел в коляске, а на козлах
два свистовые казака с нагайками». (Платов)
5. Ролевая игра «Суд»
Вступительное слово учителя:
- Что привез из Англии император?
Верно. Именно эта блоха стала причиной всех бед и несчастий простого
труженика, тульского мастера левши. Кто же виноват в гибели левши? В
этом разберется суд.
Судья: Всем встать, суд идет.
Приняв
к
сведению
заявление,
объявляю
судебное
разбирательство
открытым. На скамье подсудимых – донской казак Матвей Иванович Платов.
Слово предоставляется прокурору.
Прокурор: Писатель Н.С. Лесков в изображении Платова использует
множество
изобразительно-выразительных
средств,
таких
как
эпитет
(досадная укушетка, междоусобные разговоры, мужественный старик),
гипербола (время, которое Платов лежал на своей досадной укушетке), слова,
созданные по принципу народной этимологии (нимфозория, буреметр,
непромокабли, мелкоскоп и др.), использование сказочных оборотов (Так и
Платов умом виляет, и туляки тоже. Платов вилял, вилял, да увидал, что
туляка ему не перевилять). Лесков использует в изображении Платова даже
антитезу (мнение императора Александра I и Платова о талантах русских
людей).
Эти
изобразительно-выразительные
средства
делали
Платова
положительным персонажем, близким к народу. Но таким он был лишь до 9
главы. В эпизоде возвращения Платова в Петербург храбрость и патриотизм
его оказываются дискредитированными в глазах читателя. Чёрствость и
жестокосердие, равнодушие и пассивность атамана приводят к гибели
тульского умельца левши. Учитывая, что М.И. Платов своим безразличием к
судьбе мастера нарушил такие казачьи заповеди, как милосердие и
готовность прийти на помощь нуждающимся в ней, он должен быть осужден.
Почему мы считаем атамана Платова виновным в смерти левши? Да потому,
что за ним числится ряд поступков, приведших к столь трагическому исходу,
а именно:
1.
Платов не дал времени сбегать левше за «тугаментом», без которого ему
нельзя было следовать назад, схватил и кинул его в коляску в ноги вроде
«пубеля» и приказал там сидеть до самого Петербурга.
2. Когда левшу не приняли без «тугамента» в больницу, Платов не
заступился за мастера, сославшись на «поплекцию» (паралич).
Считаю, что атаман Платов заслуживает сурового наказания, перевода его в
ранг отрицательных литературных героев.
Судья:
Слово защите.
Адвокат: Господин судья, господа присяжные заседатели. Мы выслушали
обвинительную речь прокурора, но я прошу глубже разобраться в причинах
случившегося. Вот перед вами образ Платова (кластер). Посмотрите, здесь
положительных качеств намного больше, чем отрицательных. Образ Платова
мифологизирован. Ему присущи такие черты, как нескрываемый патриотизм,
прямодушие, вера в русских мастеров, уважение ко всему родному. Он
хозяйственный, экономный, находчивый. Вспомните, какой повод он нашел,
чтобы прихватить с собой из Англии мелкоскоп («Он к блохе принадлежит.
А денег вы и без того у нас много взяли»). Он отважный генерал,
мужественный старик,
имеет множество орденов и других наград. Он
настоящий русский человек, т.к. любит быструю езду. Посмотрите, с каким
усердием он выступает в защиту всего русского, радеет за благо Отечества.
У меня есть свидетель, который докажет, что Платов не виноват в гибели
левши.
Свидетель: Нами были изучены и собраны литературные произведения о
М.И. Платове: народные песни, предания, сказы, а также исторические
документы. М.И. Платов - человек военный, находился на государственной
службе и исправно выполнял все приказы. М.И. Платов с тринадцати лет
участвовал в военных походах, сражался под руководством А.В. Суворова,
выполняя
самые
трудные
поручения,
храбро
защищал
родину
в
Отечественной войне 1812 г. М.И. Платов, став атаманом, отличался от
царедворцев не только вкусом и наружностью, но и демократическими
взглядами, был очень уверен в русских людях и «никакому иностранному
уступать не любил». Если мы обратимся к истории, то узнаем, что нового
царя Николая I, пришедшего на смену Александру I, боялись все за
жестокость и произвол, и даже «мужественный старик» Платов не был
исключением.
Когда
с
левшой
случилось
несчастье,
Платов
уже
«отслужился» и не имел влияния при дворе. «Меня больше не уважают», -
объяснил он своё бездействие. Лесков сознательно ввел в произведение
реальных
исторических
деятелей
и
также
сознательно
перепутал
исторические факты. Реальный атаман М.И. Платов прожил 65 лет, умер в
1818 году, а император Николай 1 взошел на престол в 1825 году, так что
встречаться они не могли. В сказе Лескова нельзя искать правды
исторической. Он нам показал проявление общего духа русской жизни, в
которой на каждом шагу дает себя знать самовластие одних и бесправие и
униженность других.
В глазах писателя такой склад отношений - горе
России.
Адвокат: Всё вышесказанное и привело к трагическим последствиям. На
основании
показаний
свидетелей
прошу
быть
к
М.И.
Платову
снисходительными и вынести положительный вердикт.
Судья:
Что скажут присяжные?
Присяжные:
Мы
достаточно
разобрались
в
этой
ситуации,
которая
раскрылась перед нами. От имени присяжных хочу обратить ваше внимание
на подсудимого (обращается к портрету Платова). Перед вами герой
Отечественной войны 1812 г., представитель армии и народа в борьбе с
французами, искусный полководец, воспетый в легендах, преданиях, песнях.
Человек демократического происхождения, который был по духу близок и
понятен народу. В сказе «Левша» писатель Лесков создал не прикрашенный
образ человека из народа, сознание которого искалечено вековым рабством,
существовавшим в России. Смелый в бою перед лицом опасности,
«мужественный
старик»
боится
императора.
Именно
губительное
воздействие крепостного права привело атамана к предательству. Поэтому
надо судить не Платова, а общественно-политический строй государства.
Заслуги же генерала перед Отечеством велики. Мы решили оставить его в
литературных произведениях как положительного героя для дальнейшего
изучения будущих поколений, как образец смелости, храбрости, мужества и
патриотизма.
Учитель:
Мы благодарны присяжным заседателям за то, что они вынесли
положительный вердикт.
- Всем ли понятно слово «вердикт»?
(В словаре иностранных слов:
Вердикт – (от лат. верно сказанное) – решение присяжных заседателей в
судебном процессе о виновности или невиновности подсудимого).
6. Выводы по уроку
- «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» принадлежит к
шедеврам лесковского творчества. Легенда о стальной блохе навсегда
останется в вашем сердце и в вашей памяти. Эта история будет возникать при
слове «блоха», при слове «левша», при слове «Тула». Она первой вспомнится
при имени автора, какие бы произведения Н. С. Лескова в дальнейшем вы
ни прочитали.
Урока время истекло.
Я вам, ребята, благодарна
За то, что встретили тепло
И поработали ударно.
7. Оценивание
Поставить оценки.
8. Рефлексия
Учитель:
Ребята, мы достаточно глубоко изучили сказ Н.С. Лескова
«Левша». На предыдущих уроках вы выполнили замечательные проекты по
этому произведению. А теперь нам осталось только создать памятник левше,
такой, какой стоит в городе Туле. (показать памятник на слайде). Если у вас
не осталось вопросов по этому произведению, вам все понятно, соберите из
пазлов цветной памятник. А если у вас остались вопросы, непонятные
моменты, тогда ваш пазл в памятнике должен быть черно-белым.
9. Домашнее задание (на выбор)
1.
Написать письмо из Англии от имени левши его друзьям - мастерам из
Тулы.
2.
Написать хвалебную речь на открытие памятника талантливому
мастеру левше в вашем городе.